Художественно-эстетическое воспитание ребёнка: пути развития
статья по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Рамзия Шайдиевна Зиннатова

Статья посвящена вопросам поиска единого подхода к решению задач художественно-эстетического развития и социокультурной адаптации ребёнка в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС. Рассматриваются компоненты процесса формирования эстетической культуры личности, на которых основана цель эстетического развития и роль педагога в этом поцессе. Определяются оптимальные условия, которые необходимо создать для художественно-эстетического развития детей,  являющиеся педагогическим средством для раскрыият личностно-творческого потенциала каждого ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зиннатова Рамзия Шайдиевна

учитель изобразительного искусства

ГБОУ СОШ № 547

Красносельского района Санкт-Петербурга

Художественно-эстетическое воспитание ребенка: пути развития

На современном этапе развития общества в условиях социально-экономических и культурно-исторических трансформаций изменяются не только структурные, но и содержательные характеристики культуры, искусства и образования, влияющие на художественно-эстетическое развитие личности ребенка. Органичная интеграция культуры, искусства и образования представляется особенно значимой в поиске единого подхода к решению задач художественно-эстетического развития и социокультурной адаптации ребёнка в системе школьного образования. Ориентация на ценности отечественной, мировой, региональной художественной культуры и искусства обеспечивает становление у ребёнка эстетического отношения к окружающему миру; активизацию проявлений самостоятельности, инициативы, творчества; отражение впечатлений в разных видах детской деятельности, что является показателем «обогащения» и «присвоения» полученного опыта художественно-творческой деятельности.

Современные дети имеют качественно другой эстетический опыт, в отличие от предыдущих поколений, сформированный в условиях влияния неранжированных информационных ресурсов, нанотехнологий, медиасредств и культурно-эстетических клише современного общества, что позволяет рассматривать художественно-эстетическое развитие как специально организованный образовательный процесс, направленный на формирование ценностного эстетического отношения ребёнка к действительности через художественное восприятие окружающего мира как реализацию способности видеть, ценить и создавать его красоту, ориентированный на развитие творческого потенциала каждого ребёнка и приобретение им опыта творческой деятельности в условиях обогащения детского развития.

Доказано, что детский возраст чрезвычайно благоприятен для художественно-эстетического развития личности, обусловленной задатками, возможностями, способностями детей и особенностями социально-культурного фона. Сегодня система дошкольного образования должна быть направлена на обновление методикотехнологической составляющей образовательного процесса и практической реализации художественно-эстетического развития детей на основе качественного ресурсного обеспечения (использование целесообразных эффективных средств, форм и методов обучения, ориентированных на становление ребёнка в позиции «Я-творец», создание условий для саморазвития всех участников образовательного процесса: дети, педагоги, родители).

Переход России к информационному обществу в динамике протекания социальных процессов обусловливает расширение системы российского образования и признания художественно-эстетического образования как важной составляющей процесса формирования целостной личности нового типа. На современном этапе развития общества и становления новых отношений между взрослыми и детьми, нового осмысления таких понятий как «детство», «культура детства», «феномен детства», «философия детства» и др., коренным образом изменяется смысл дошкольного образования, который фокусируется на чётко направленную ориентацию – развивающую.

Обращение к культуре как основному фактору, источнику и средству развития личности сегодня не случайно. В культуре как источнике ценностей, создаваемых, творимых и передаваемых поколениями с целью обеспечения прогресса и собственной видовой сущности, учёные и педагоги рассматривают культуру как универсальное средство, способное предотвратить многие социальные катастрофы. Художественно-эстетическое развитие личности обеспечивает становление ценностей и смыслов, активизирующих потребность ребёнка к творческой самореализации, создавая свою траекторию жизни с ориентацией на эстетические, художественные и эмоционально воспринятые эталонные ценности и установки взрослых.

В условиях реализации ФГОС художественно-эстетическое развитие детей ориентировано на активизацию потребности личности к творческой самореализации на основе трансляции гуманитарных ценностей общества, культуры и искусства в их взаимосвязи, на познание мира ценностей в культуре и искусстве через усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу культуры ребёнка.

Цель эстетического развития как процесса формирования эстетической культуры личности, основана на следующих компонентах:  

  • эстетическое восприятие (способность выделять в искусстве и жизни эстетические образы и испытывать эстетические чувства);  
  • эстетические чувства (эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства);  
  • эстетические потребности (нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями в эстетических переживаниях);  
  • эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства, эстетические явления);
  • эстетические идеалы (социально и индивидуально психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, искусстве, человеке).

Важно, чтобы педагог оказывал содействие освоению моделей культурных операций и действий по отношению к художественно-эстетическим объектам, передаче знаний и ценностных ориентаций культуротворческого характера. Это возможно только при условии усиления творческого педагогического воздействия на развитие таких механизмов личности как её художественно-эстетическое сознание: вкусы, чувства, оценки, идеалы, потребности, интересы.

Компоненты художественно-эстетического развития:

  1. Приобщение к ценностям культуры и искусства

Изобразительное искусство гармонизирует логическое и художественно-образное начала в мышлении ребёнка, развивая личность не односторонне, а целостно.

  1. Развитие восприятия художественного образа в процессе общения с объектами искусства

Восприятие обеспечивает непосредственный, «точечный» элементный контакт с искусством. Восприятие зависит от прошлого опыта, знаний, содержания выполняемой деятельности и индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, мотивов, интересов, эмоционального состояния и т. д.).

  1. Освоение художественных эталонов

Произведения изобразительного искусства, представленные в художественно-образной форме отражения действительности, положительно воздействуют на детскую эмоциональную сферу, способствуют формированию умения эстетически воспринимать действительность, трансформировать и интерпретировать.

  1. Формирование художественного вкуса

Художественный вкус выступает основой чувственного оценивания предметов, объектов и образов искусства.

  1. Развитие художественно-эстетической потребности

Формирование эстетической потребности тесно смыкается с художественной потребностью. Художественное переходит в эстетическое только через развитую художественную потребность, выражающуюся в формировании эстетических оценок, вкуса и суждений.

  1. Развитие эстетического интереса

«Ядром» эстетического интереса выступает эмоциональное отношение и непосредственная реакция на выразительные стороны объекта (эмоционально положительное отношение к эстетической стороне процесса и деятельности).

  1. Формирование культуры творческого мышления

Творческое мышление предполагает формирование психологических качеств личности (способностей, мотивов), а также приобретённых знаний и умений, благодаря которым создаётся новый, уникальный продукт творчества.

  1. Развитие творческой индивидуальности в художественной деятельности

Творчество детей носит глубоко личностный характер и определяется неповторимостью личности ребёнка, неповторимостью накопленного им опыта индивидуальной деятельности.

Качество образовательного процесса обеспечивается комплексом: педагогических ресурсов, дидактических средств и методов художественно-эстетического развития детей, которые позволяют педагогу совершенствовать процесс изобразительной деятельности в целом и интегрировать его с другими образовательными областями. Комплексный подход педагога к выбору эффективных методов выступает необходимым условием оптимизации образовательного процесса, раскрытия потенциальных возможностей, индивидуальных способностей и «пробуждения» творческой активности ребёнка в условиях развивающего обучения.

Оптимальные условия, созданные педагогами для художественно-эстетического развития детей, являются необходимым педагогическим средством, когда от родителей и педагогов зависит насколько будет раскрыт личностно-творческий потенциал каждого ребёнка, определяющий его индивидуальную уникальность и возможность её реализации в дальнейшей жизни.

Выделяют  следующие условия:  

содержательные:

  • творческое проектирование образовательного процесса на основе интеграции изобразительной и других видов детской деятельности;  
  • использование образовательного пространства учреждений культуры (музеи, театры и т.п.) как средства развития ребёнка – субъекта художественно-эстетической и творческой деятельности;  
  • моделирование процесса педагогического взаимодействия субъектов совместной и индивидуальной творческой деятельности для создания художественных образов в разных содержательных контекстах;  

процессуально-технологические:  

  • обновление содержания образовательного процесса по  изобразительной деятельности;
  • самопрезентация продуктов художественно-творческой деятельности через предъявление ценностносмыслового компонента образа «Я» ребёнка;  
  • освоение и генерирование культурных текстов индивидуальных маршрутов как основы индивидуальной стратегии обучения детей.

Художественно-эстетическое развитие детей представляет собой длительный во времени, целостный процесс культурного развития и становления ребёнка как эмоционально чувствующего и эстетически творящего с ориентацией на общечеловеческие ценности и установки, процесс формирования универсальной способности личности к актуализации, саморазвитию и самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе на тему: " Художественно - эстетическое развитие - одна из сторон формирования всесторонне развитой личности".

Подчеркнуть важность художественно - эстетического развития в формировании всесторонне - развитой личности, помочь родителям развивать эстетическую восприимчивость у своих детей - цель родительского с...

Художественная студия. Программа факультатива по формированию художественно-эстетическому развитию для 1-4 кл.

Рисовать могут не только одарённые дети , но и все, кто этого захочет. Программа составлена так, что во время занятий дети узнают об основных правилах выполнения рисунка. Дети узнают о цветах и их сво...

Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».

Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

Интеграция уроков литературного чтения и предметов эстетического цикла - средство художественно-эстетического развития младших школьников

Цель начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, - личностное развитие младших школьников. Оно осуществляется во всех видах урочной и внеурочной деятельности.  Покажем это на пример...

«Художественно-эстетическое направление в воспитательной системе класса «Путь к успеху»»

Цель: создание благоприятных условий для максимального развития каждого ребенка,    сохранение    его    неповторимости,    раскрытие...