Конспект урока по изо «Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Мазурова Екатерина Александровна

Конпект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo._akvarel.docx286.69 КБ

Предварительный просмотр:

Оформление урока «Открытие новых знаний»

Используемый УМК: «Школа России»;

Учебный предмет: «Изобразительное искусство»

Класс: 2

Дата проведения: 21.08.19

Тема урока: «Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности»

Цель урока: Изобразить осенний лес (по памяти и впечатлению). Наблюдать красоту природы. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен.

Планируемые достижения: 1. Предметные: Умения: применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные техники; умение овладение  навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 2. Знания: понимание образной природы искусства; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик,

Виды деятельности на уроке: Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.

познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

коммуникативные: использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

регулятивные: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

личностные: сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Межпредметные связи: Окружающий мир

Ресурсы и оборудование: Для учителя: Доска, Интерактивная доска, листья деревьев

                                            Для учащихся: Канцелярские принадлежности, парты, стулья, бумага, мелки, акварель, кисточки

                                                                                    Ход урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

  1. Этап. Самоопределение к деятельности.

Личностные: сформированность эстетических чувств; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру.

Прозвенел звонок, тихо встали. Давай те же улыбнемся друг другу, чтобы мы работали в доброжелательной и уютной атмосфере. Проверьте свою готовность.  Я сегодня с вами буду здороваться необычным способом. С кем я поздороваюсь, тихо сядут на свое место.

Здравствуйте у кого сейчас хорошее настроение.

Если сядут не все, то учитель продолжает:

Здравствуйте, кто родился летом!

Здравствуйте, все, кто родился зимой!

Здравствуйте, все, кто родился весной!

Здравствуйте, кто родился осенью!

Проверяют готовность к уроку

Самостоятельно организуют своё рабочее место. Принимают и сохраняют учебную задачу.

Садятся на места

2 мин

  1. Актуализация опорных знаний

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала.

Регулятивные: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Личностные: сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

Позновательные: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Ребята, какое время года сейчас за окном?


Как вы думаете, может ли у осени быть настроение?


Какое?


Какие приметы осени знаете?

Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью в живой природе?

А кто был в осеннем лесу? Помните, какие краски преобладают в нем?

Как вы думаете, почему листья опадают?

Что необычного вы замечаете, гуляя по осеннему лесу?

Чтобы узнать тему урока, вам следует отгадать загадки

Нанесет она узор Очень трепетный и нежный Будь то небо или бор, Иней тонкий белоснежный, Зеленеющий апрель – Всё раскрасит..

Верно, следующая загадка

Они с карандашами схожи,

Цветные, и в коробке тоже.

Пиши ты ими на листке,

Асфальте, стенах и доске.

В использовании легки,

Из воска сделаны.

Молодцы

Мягкий мелок в руках я держу,

Им по бумаге тихонько вожу.

Нарисую солнце, подснежник и даже метель.

Нежно-пушистые картины рисует …

Осень

Да, может быть

Радостное, грустное, печальное, унылое и т.д.

Теплая осень - к долгой зиме. 

Гром в сентябре - к теплой осени.

Большой урожай рябины - к большим морозам. 

Гуси полетели – скоро выпадет снег.

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Бабье лето ненастно - осень сухая, бабье лето сухое - осень мокрая.

Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень. 

Деревья и животные меняют окраску, опадает листва.

Желтые, оранжевые, золотые, багряные.

На улице холодеет, дует ветер и поэтому опадают листья

Очень тихо, спокойно

Акварель

Мелки

Пастель

4 мин

  1. Постановка учебной задачи, обсуждение возникших затруднений.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Регулятивные: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

Личностные: сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

Какая тема урока?

Обратите внимание на доску и скажите какая цель урока

  1. впечатлению Изобразить (по памяти лес и). осенний
  2. природы Наблюдать красоту
  3. краски Экспериментировать, различных возможности в процессе пятен. создания исследовать цветовых

Составим план урока:

  1. Узнать, что такое акварель, мелки, пастель
  2. Узнать о правилах работы с акварелью, мелками, пастелью
  3. Узнать их отличия от других художественных материалов
  4. Изобразить осенний лес

Пастель, акварель и восковые мелки, и их выразительные возможности

  1. Изобразить осенний лес (по памяти и впечатлению).
  2. Наблюдать красоту природы
  3. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен.

3 мин

  1. Открытие новых знаний              

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Регулятивные: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

Личностные: сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

Картинки по запросу пастель картина

Обратите внимание на доску. Как вы думаете, чем была написана картина?

Верно. Вы знаете, что такое пастель?

У пастели нежные, словно ласковые цвета. Рисовать можно по-разному: плашмя или заточив мелок остро. Иногда цветные пятна слегка растирают пальцем. Цветовые переходы получаются воздушными и прозрачными. Изображения, которые сделаны пастелью, иногда кажутся погруженными в дымку.

Пастель - очень мягкий мелок. На него нажимают слегка. Изображение получается мягким, нежным, неярким, пушистым и бархатистым. Рисовать можно по-разному: плашмя или остро заточенным мелком. Иногда цветные пятна слегка растирают пальцем.

Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон. Работа в технике пастели предполагает растушевку цвета так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев — ни один другой материал и инструмент с ними не сравним.

Обратите внимание на доску и перечислите мне правила работы с пастелью

1.        мелком остро Рисуйте плашмя или заточенным.

2.        штрихом, Передавайте форму контуром линией,.

3.        слабый Используйте и тон очень насыщенный.

4.        цвета Растушевывайте.

Картинки по запросу мелки картина

Как вы думаете, а чем был нарисован этот рисунок?

Что такое восковые мелки?

Цветные восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре, то есть следу, который мелок оставляет на листе, яркие композиции.

Восковые мелки, как и обычные цветные карандаши, очень легко затачиваются ножом. Восковые мелки не получится смешать. Можно лишь изменить тон основы, высветлив или затемнив его. Растушевка для воска применима только на границах элементов рисунка, для сглаживания резких переходов одного цвета в другой. Для начала делается эскиз будущего рисунка. На эскизе намечается общая композиция рисунка, распределяются по своим местам элементы рисунка, не забывайте о перспективе и форме кроны деревьев. Набросок делается легкими штрихами. Когда набросок готов, нужно разнести по поверхности будущего рисунка цвет.

Посмотрите, правило работы с восковыми мелками перемешалось, продиктуйте по порядку, что следует сделать в первую очередь, во вторую и далее

1.        Выберите 2-3 основных цвета.

2.        Свет наносите в конце работы

3.        Цвет наносите от темного к светлому.

4.        Примените растушевку на границах рисунка.

5.        Продумайте композицию.

6.        Сделайте эскиз легкими линиями.

О каком художественном материале мы с вами еще не поговорили?

Верно, что такое акварель?

Акварель – уникальный, волшебный художественный материал, который отличается своей прозрачностью, легкостью, но и сложностью работы с ним. Дело в том, что акварель “не терпит” больше 3-х слоев краски и поэтому работать с ней нужно очень аккуратно, осознанно, зная точно, какой цвет надо нанести. Не накладывать последующий слой краски, пока нижний слой не высохнет. Перекрывать нижний слой надо быстро, чтобы не размыть его. Не применять белой краски, помня, что в акварели роль белого цвета выполняет бумага.

В акварели есть возможность проложить один цвет поверх другого так, чтобы через верхний цвет просвечивал нижний. Загрязнения красок следует избегать, прежде всего, на палитре.

Какие правила работы акварелью вы запомнили?

Физминутка

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.

Пастелью

Пастель – это бархатистый мягкий мелок

  1. Рисуйте плашмя или остро заточенным мелком.
  2. Передавайте форму линией, штрихом, контуром.
  3. Используйте насыщенный и очень слабый тон.
  4. Растушевывайте цвета.

Восковыми мелками

Восковые мелки - более жесткие по сравнению с пастелью

  1. Продумайте композицию.
  2. Сделайте эскиз легкими линиями.
  3. Выберите 2-3 основных цвета.
  4. Цвет наносите от темного к светлому.
  5. Примените растушевку на границах рисунка.
  6. Свет наносите в конце работы

Акварель

Акварель – это прозрачная краска

  1. Обильно смачивайте водой кисть.
  2. Каждый цвет берите чистой кистью, разбавляя его водой на палитре.
  3. Накладывайте тонкий слой краски.
  4. Не используйте белый, черный цвета.

5 мин

  1. Первичное закрепление

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Регулятивные: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

Личностные: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Давайте вспомним правила работы с красками

Чтобы проверить внимательно ли вы меня слушали, ответьте на несколько моих вопросов

  1. Какой художественный материал следует наносить от темного к светлому?
  2. Каким художественным материалом можно по-разному: плашмя или остро заточенным мелком?
  3. Какой художественный материал “не терпит” больше 3-х слоев краски?
  4. Чем отличаются красочные материалы друг от друга?

Молодцы, вы хорошо освоили новый материал.

Обратите внимание на доску

Возьмите альбомный лист. Вспомните, что вы наблюдали в осеннем лесу необычного. Переносите все свои воспоминания на альбомный лист

Картинки по запросу осенний лес

Приступим к работе. А теперь вы сами попробуете изобразить осенний лес. Я предлагаю вам это сделать с помощью акварели или восковых мелков. Не забудьте, что деревья можно рисовать по-разному - только верхушки или только основания, а можно изобразить их в полный рост. Но во всех случаях надо учитывать строение и конструкцию дерева, кустарника, и для этого нужно наблюдать, анализировать и рассуждать, запоминать. Обращаю ваше внимание на то, что все детали вашего пейзажа мы хорошо прорисовываем.

Работать на накрытом клеенкой столе; аккуратно обращаться с водой и красками, не баловаться, чтобы их не пролить; ставить кисточки в воду, когда они не нужны.

Восковые мелки

Пастель

Акварель

1.    

Акварель дает прозрачные, нежные работы; пастель - бархатные, «пушистые», мягкие; масло - глубокие, густые и «объемные».

Приступают к работе

14 мин

  1.  Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные: использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; 

Регулятивные: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Личностные: сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

Критерии оценивания на сегодняшний урок будут таковы:

  1. Изображение осеннего леса.
  2. Изображение деревьев разных по форме и размеру.
  3. Следует учесть правила перспективы (ближе – дальше).
  4. Использование многообразие осенней палитры.
  5. Соблюдение правил техники безопасности

Проверьте высохла ли ваша работа. Все ли вы нарисовали что хотели?

Картинки по запросу осенний ковер

Уберите свое рабочее место

Проверяют работу

Убирают рабочее место

4 мин

        VI.       Включение нового знания в систему знаний и повторение

Познавательные: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли

Регулятивные: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

Личностные: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Что мы сегодня повторили?

Что узнали на уроке?

Чем занимались на уроке?

Осенние приметы, что меняется весной

Что такое пастель, акварель и восковые мелки

Мы рисовали осенний лес

2 мин

        VII.      Рефлексия деятельности

Коммуникативные: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли

Личностные: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно любое из них по своему усмотрению:

 «Сегодня на уроке я узнал (ла)…»;

«Оказывается акварельные краски…»;

«С помощью восковых мелков…»;

«Пастель…»;

«Я научился (лась)…»;

«Мне особенно понравилось…».

- Спасибо. Урок окончен. До свидания!

Продолжают незаконченные предложения

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи 4 класс (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие умственную отсталость)

Тема урока: Обобщающий урок по темам «Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного, разделительный ь»Цели: Обобщить знания о ь – как показателе мягкости согласных на письме, раздел...

«Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности»

Формирование знаний у обучающихся о выразительных особенностях художественных материалов и ихвыразительных  возможностях....

Конспект урока английского языка на тему: «Цветной мир вокруг меня» 2 класс (УМК ПНШ) + презентация

Цели деятельности учителя: формирование слухо - произносительных навыков; формирование грамматического навыка говорения; ввести и первично закрепить буквы Vv, Ww и звуки, которые они передают.Планируе...

Конспект урока по теме «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами» ( УМК «Школа России» , 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения у обучающихся создавать картину ваза с цветами.Планируемы результаты:Предметные:- знать, что такое «ритм линий, пятен, цвет, пропорции»;- уме...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе " Средства художественной выразительности в стихотворении И. Бунина " Листопад""

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад». Задачи:...

Изобразительное искусство во 2 классе на тему "Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение осеннего леса".

Конспект для 2 класса на тему: Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение осеннего леса....