"Осенние посиделки"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Комина Ольга Ивановна

Урок знакомит детей с историей возникновения хохломской росписи, приобщает к культурному наследию страны, формирует сознательную гражданскую позицию будущих граждан России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_posidelki_komina_o.i.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ИЗО

«Осенние посиделки»

1 класс

Подготовила:

Комина Ольга Ивановна

 «Чем дальше в будущее входим

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим…»

В Шефнер

Цель:

Воспитание у детей чувства патриотизма через знакомство с народной культурой, традициями и историей своей Родины.

Задачи:

ОО «Художественное – эстетическое развитие»  Совершенствовать  технические умения, рисовать концом кисти, «тычком» растительные узоры  (ягодки, завиток, листочки)

Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции. Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.

ОО «Познавательное развитие» Знакомство детей с историей возникновения хохломской росписи, приобщение к культурному наследию страны. Формирование сознательной гражданской позиции будущих граждан России.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» Воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и чувство гордости за свою страну, а также уважение к труду народных мастеров.

ОО «Физическое развитие»  Развивать потребность в двигательной активности.

Предварительная работа: Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций.  Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.

Материал и оборудование: Выставка предметов народно-прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; бумажные тарелочки, тонированные в жёлтый цвет, кисти тоненькие, подставки под кисточки, тычки, банки с водой, салфетки. Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии.

Формирование сознательной гражданской позиции будущих граждан России.

Развивать технические умения, рисовать концом кисти растительные узоры  (ягодки, завиток, листочки)

Ход  образовательной деятельности:

Воспитатель: Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать,  и чтить русские традиции  кроется не только в  познавательном  интересе, но  и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Ребенок: Я на лавке посижу, да в окошко погляжу. Скучно жить без посиделок. Позову я ребятишек. Ей девчонки хохотушки, да ребята- удальцы. Приходите, приходите. Будем песни петь,  плясать, будем вечер коротать.

(Дети заходят в зал)

Дети: Здравствуй Машенька – краса!

Машенька: Здравствуйте ребятишки! Проходите, проходите, да на лавочки садитесь.

Учитель: На Руси песни пели спевали, вечер коротали. Делами занимались. Сидели, разговаривали о добрых делах своих сказывали…

Парни наши мастера ловко правят все дела.

Мальчик: А я коня на водопой водил, конь заржал да в огород побежал.

Мальчик: А я скотинку кормлю, уж очень я её люблю.

Учитель: Да и девчушки подстать,  ребятам не стали уступать

Девочка: А мы с матушкой вчера пирожки пекли, ой румяны, да горячи!

Девочка: А я в избе прибиралась, матушка моя пришла, ох как рада была!

Девочка: А я по воду ходила, баньку жарко топила!

Учитель: А как праздник наступает весь народ гулять идёт, собирайся в хоровод (р.н. хоровод «Во поле березонька стояла»)

Учитель: А ещё на посиделках любили сказки сказывать, да внимательно слушать. Вот одну такую сказку я вам расскажу.

На волге в давние века великий мастер жил

Любил из липы  мастерить посуду мебель и кадушки

детишкам всякие игрушки

Однажды чуть заря зардела, к нему жар-птица прилетела

Он птицу кашей накормил, душистым мёдом угостил

И в благодарность за добро она дала ему перо

«Взмахни ты им над  всей посудой  и для тебя свершиться чудо»

Сказала так и улетела, а мастер принялся за дело

Взмахнул жар-птицыным пером, и засияло всё кругом

И вот друзьям на удивленье он расписал свои творенья

Народ от быстрого ума назвал ту роспись «ХОХЛОМА»

Талант свой мастер не скрывал, его он детям передал

А дети внуков научили, а те соседям раздарили.

 О хохломе молва пошла, и слава та до нас дошла.

Как , зачарованный,  стою на роспись дивную смотрю!!!

Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!

Понравилась вам сказка? О какой росписи  говорилось в сказке? (о хохломской росписи)

Как и во всякой сказке, в ней есть немного вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от поколения к поколению, от учителя к ученику.

(показ слайдов про хохломскую роспись)

Учитель: Какие цвета красок использовали хохломские умельцы?

(ответы детей: красная, чёрная, зелёная и золотая)

Учитель: А из каких элементов состоит хохломская роспись? (А в орнаменте я вижу ягодки, листочки да цветочки)

Да ребята,  такой орнамент называется растительным.

Учитель: А сейчас дорогие мои детушки я предлагаю вам сделать ещё одно доброе дело расписать посуду хохломской росписью.

Проходите за столы (дети садятся)

Посмотрите, перед вами есть всё, что нужно для творчества.

Но для того чтобы наши пальчики хорошо справились с работой давайте им немножечко поможем.

Пальчиковая гимнастика:

Пять и пять пошли гулять

 вместе весело играть.

Повернулись, улыбнулись

в кулачок вот так свернулись.

Учитель: Теперь вы можете смело творить

Продуктивная деятельность детей

Учитель: Перед вами тарелочки, тонированные жёлтой гуашью, именно на неё мы и будем наносить узор. Какие цвета мы будем использовать? (Красный, чёрный, зелёный) 

Сегодня мы с вами попробуем овладеть росписью «под листок». Роспись с множеством стебельков, листиков и ягод, причудливым образом переплетающихся друг с другом. Орнамент рисуют сразу кистью без помощи карандаша. Но для начала нам  нужно правильно взять кисточку. Захватим её тремя пальчиками. Большим и средним держим, а указательным придерживаем. Вот так (показываю). Смочили кисть, лишнюю водичку сняли о край баночки. И теперь аккуратно набираем на кисть краску нужного нам цвета, а нам нужен зелёный цвет. Набираем аккуратно, как будто гладим волосики кисточки

Рисовать мы начнём с завитка (Завиток, изогнутая веточка).  

Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому что на нём рисуют все остальные элементы.

 (Учитель показывает)

Теперь рисуем изогнутые тонкие  усики. Теперь отложите кисточку в сторону и возьмите печатки.  Вот таким специальным приспособлением хохломские художницы на усики «тычком» насаживаются маленькие ягодки.

Для этого опускаем печатки  в красную гуашь и начинаем на усики «тычком» насаживать  маленькие ягодки. Но не все ягодки рисуют печаткой, например землянички, клубнички и крыжовник рисуют кистью

(Учитель показывает)

Затем откладываем в сторону печатки  и снова правильно берём кисть и начинаем сверху и снизу ягодок «наляпывать» листочки.
 Форму листочки имеют тоже самую разную: среди них встречаются большие листья и совсем маленькие, один мастер  изображает их с тонкими заостренными концами, другой — рисует их покруглее.

(Дети рисуют)

Теперь возьмём ватную палочку опустим её в гуашь чёрного цвета и оживим ягодки. Вот так (показываю)

Учитель: А теперь давайте покажем друг другу свои работы. Посмотрите,  какие они все замечательные, какие красивые узоры у вас получились.  Ваши тарелочки яркие, праздничные. Как же называется эта роспись?

(Ответы детей: хохломская роспись)

 И теперь, какое бы не стояло время года за окном,  солнечная хохлома  будет всегда напоминать вам о лете.

Россия, Россия - края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

 Они прославляют просторы родные

 О Родине песни поют

(Дети исполняют песню «Хохлома, волжский плёс»)

Учитель: Спасибо Машенька, хорошо мы провели вечерок

Машенька: И вам спасибо, приходите ещё на огонёк.

 До свидания!!!

Список использованной литературы:

1.Духовно-нравственное воспитание дошкольников Бацкалева В.В.,Забегайлова И.В.Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2021 г.

2.Народные промыслы.Золотая хохлома.  Анищенков В.Р. Издательство: Русское слово, 2022 г.

Интернет источники:

1.Виды занятий в ДОУ - основные задачи, этапы и требования организационной деятельности в детском саду: https://nauka.club/podsovet/vidy-zanyatiy-v-dou.html

2. В Шефнер.liricon.ruchem-dalshe-v-budushhee-vhodim.html

3. Наглядное пособие SIMA-LAND.ru…fgos-narodnoe…zolotaya-hohloma…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник осени для 3 класса "Осенние посиделки"

Сценарий праздника осени для 3 класса...

Праздник осени в начальной школе "Осенние посиделки"

Цель: формировать личность учащихся активно и заинтересованно познающих мир.Задачи:1.     Развивать речь, художественный и эстетический вкусы у учащихся.2.     ...

Праздник осени "Осенние посиделки"

Праздник проводится в первом классе , учащиеся заранее готовят свои номера. К празднованию привлекаются родители учащихся и старшеклассники. В празднике используются знания уже имеющиеся у ребят и вно...

Осенний праздник «Осенние посиделки»

Внеклассное мероприятие среди 1 -4 классов «Осенние посиделки»Задачи: 1. Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной вырази...

Праздник осени в начальной школе "Осенние посиделки"

Праздник предназначен для учащихся 3-4 классов. Данное внеклассное мероприятие развивает  речь, художественный и эстетический вкусы у учащихся;      расширяет кругозор и познавател...

Какая осень? Осенние посиделки

Это внеклассное мероприятие посвящено народным обычаям и традициям осени. Используется образовательная технология "французская мастерская". Праздник организуется с участием родителей....

Осенний праздник в начальной школе "Осенние посиделки"

Цель праздника – создать условия для: расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью; формирования любознател...