Изобразительное искусство
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Хасарокова Марина Адильгериевна

Рабочая программа учебного предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izo_2021.docx212.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

                                                                                                                                                                            Разработчик рабочей программы

                                                                                                                                                                            учебного предмета «Математика»:

                                                                                                                                                                                Хасарокова Марина Адильгериевна,

                                                                                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                    высшей квалификационной категории

Муравленко, 2021

Содержание рабочей программы:

                Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………………………………………….…… 3

  1. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 1 класс...................................................................................................6

1.1. Планируемые результаты Освоения учебного предмета.....................................................................................................................................................6

1.2. Содержание учебного предмета.............................................................................................................................................................................................8

1.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.............................................................................10

  1. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 2 класс...................................................................................................11

2.1. Планируемые результаты Освоения учебного предмета.....................................................................................................................................................11

2.2. Содержание учебного предмета.............................................................................................................................................................................................13

2.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.............................................................................16

  1. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 3 класс...................................................................................................17

3.1. Планируемые результаты Освоения учебного предмета.....................................................................................................................................................17

3.2. Содержание учебного предмета.............................................................................................................................................................................................18

3.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.............................................................................20

  1. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 4 класс...................................................................................................21

4.1. Планируемые результаты Освоения учебного предмета.....................................................................................................................................................21

4.2. Содержание учебного предмета.............................................................................................................................................................................................22

4.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.............................................................................26

  1. Приложение. Поурочное планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство»...................................................................... 28

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа № 5», с Положением о рабочей программе учебного предмета, утвержденного приказом директора по МБОУ «Школа №5» №294 от 28.08.2020 г.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» является локальным нормативным документом и адресована обучающимся 1-4 классов МБОУ «Школа № 5».

Данная рабочая программа предназначена для 1- 4 классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Специфической особенностью рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:

  • Перераспределение количества часов и порядка изучения тем в содержании предметных разделов на основании группового состава класса, личностных особенностей и возможностей, обучающихся с ОВЗ;
  • Коррекционная направленность. Резервные часы и часы, отведенные на закрепление и повторение, используются для проведения индивидуальной и групповой коррекции общеучебных знаний и умений.
  • Коррекция психофизических, социальных, эмоциональных проблем детей с ОВЗ способствует индивидуальная и групповая работы, направленные на формирование метапредметных универсальных учебных действий.

Предмет «Изобразительное искусство» входит в  образовательную область   «Искусство» и  направлен на решение задач художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно- творческой деятельности учащихся начальной  школы.

Цель  изучения предмета:

                - формирование целостного художественного сознания и мировоззрения учащихся, воспитание активной творческой позиции, потребности общения с искусством в процессе освоения изобразительного искусства и его интеграции с другими видами искусства и областями знаний.

        Задачи учебного предмета:

- формирование изобразительных навыков; реализацию творческого потенциала личности;

- развитие художественного восприятия, обогащение эмоционально-образной сферы;

- изобразительное развитие и развитие способности к творческой самореализации в разных видах искусства; развитие художественного, композиционного и ассоциативного мышления;

- формирование художественных предпочтений, эстетических, художественных оценок искусства, природы, окружающего мира; формирование духовных и мировоззренческих начал и целостного художественного сознания личности;

- практическое освоение простейших компьютерных программных средств для художественной деятельности; изучение и применение на практике художественных методов, используемых в современном медиа искусстве.

Срок реализации программы - 4 года.

В учебном плане МБОУ «Школа №5» на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 135 часов, из расчета 1 часа в неделю (1 класс — 33 часа, 2 класс — 34 часа, 3 класс — 34 часа, 4 класс — 34 часа).

Структура программы курса

1.Графическая грамота (освоение графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства).

2.Восприятие (развитие художественного сознания: восприятие искусства и действительности).

3.Хоровод искусств (формирование художественного образа средствами разных видов искусств).

4.Компьютерный проект.

Учебно-методический комплекс:  

п/п

Название

Классы

Авторы

Издательство

Наличие электронного приложения

1

Изобразительное искусство

1

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская

Издательский центр «Вентана-граф»

-

2

Изобразительное искусство

2

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская

Издательский центр «Вентана-граф»

-

3

Изобразительное искусство

3

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская

Издательский центр «Вентана-граф»

-

4

Изобразительное искусство

4

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская

Издательский центр «Вентана-граф»

-

        Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» у учащихся 1- 4  классов будут сформированы:

        - духовные начала личности и целостная картина мира;основы художественной культуры;понимание роли искусства в жизни человека;

        - представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;

         - способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.

Учащиеся научатся:

        - создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);        - выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;создавать образы природы и человека в живописи и графике;выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше - меньше; загораживание; композиционный центр);

        - использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

        - содавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

        - понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

        - проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

        - использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

Формы и методы контроля и учёта достижений обучающихся по изобразительному искусству(с учетом интеграции урочной и внеурочной деятельности).

        Основные виды контроля при организации учебного процесса: вводный, текущий, итоговый. Формы контроля: наблюдение, тестирование, самостоятельная работа, практическая работа. Контроль обучающихся проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1-4 классов в форме практических работ и просмотра выполненных практических работ.

Обязательные формы и методы контроля

Итоговая (четверть, год аттестация)

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Практические работы, проекты

-комплексная работа

-анализ динамики текущей успеваемости

-участие в выставках, конкурсах,

-активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- портфолио

-анализ психолого-педагогических исследований

Нормы оценок и их особенности по отдельным видам работ:

Диагностические работы оцениваются по уровням:

 высокий-( 80 -100% выполнения)

достаточный- (60- 80%)

допустимый – (40 -60%)

критичный- ( менее 40 %)

Критерии к  оцениванию результатов  комплексных работ прилагаются к комплексным работам. Личностные результаты (представляются в Портфолио ученика).

С целью оценивания достижений планируемых результатов освоения программыпо предмету «Изобразительное искусство» предлагаются следующие процедуры:

Объект

Процедуры оценки

Личностные результаты

Сформированность личностных УУД

Внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных источников информации

Метапредметные результаты

Сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД.

Внутренняя накопленная оценка (оценочные листы, листы наблюдений в Портфолио)

Оценка за итоговые проверочные работы (решение специальных диагностических задач, комплексных заданий на межпредметной основе)

Неперсонифицированная оценка.

Предметные результаты

Сформированность учебных действий с предметным содержанием

Внутренняя накопленная оценка (Портфолио, текущее и промежуточное оценивание)

Итоговая оценка (по разделу «Ученик научится»)

Неперсонифицированные процедуры

1. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 1 класс

1.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения программы

Реализация рабочей программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1 классе является формирование следующих умений.

Виды УУД

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

-составлять план и последовательность действий;

- прогнозирование результата;

Познавательные УУД

- формулирование познавательной цели;

- анализировать с целью выделения признаков

-строить логические цепи рассуждений;

-создавать способы решения проблем творческого характера;

Коммуникативные УУД

-обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

-понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного

- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

-достаточно полно и точно выражать свои мысли;

У  учащегося будут сформированы:

Учащийся получит возможность для формирования:

Личностные УУД

- целостное, гармоничное восприятие мира;

- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

- умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

- способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

- умение доводить работу до конца;

-способность работать в коллективе;

-  умение работать индивидуально и в малых группах;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.

-  самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

-адекватная оценка результатов своей деятельности;

-способность предвидеть результат своей деятельности;

Виды и формы контроля

Практические занятия способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение, выражать свои мысли. Дети 7 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания.

Форма

Практическая работа

Критерии

Виды деятельности

1.

Тематические выставки

Творческое исполнение знакомых элементов

Узнавание и выделение главного

Изобразительная деятельность

Передача элементов растительного орнамента

Графическая передача элементов растительного орнамента

Изобразительная деятельность

Графическая передача элементов по трафарету

Узнавание предмета по внешнему виду

Изобразительная деятельность

Передача отдельных элементов

Точное изображение элементов росписи

Изобразительная деятельность

2.

Опрос учащихся

Самостоятельное определение цвета

Последовательный рассказ учащегося

Умственная деятельность

3.

Просмотр мультимидийных дисков

Умственная деятельность

4.

Загадки

Логическое мышление

Умственная деятельность

5.

Игры- упражнения

Дорисовывание силуэтов

Точная передача

Изобразительная деятельность

6.

Творческие задания

Придумывание весёлых историй

Логическое мышление

Изобразительная деятельность

1.2. Содержание учебного предмета

В рабочей программе по изобразительному искусству, так же как в федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования, представлены три  содержательные линии: «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир», «Развитие фантазии и воображения», «Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика)»

Основные содержательные линии  ФГОС

Изучаемые темы

Содержание раздела

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов).

Форма (9ч)

Цвет(7ч)

Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой) Формирование представлений о происхождении искусства.Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.Инструменты и художественные материалы современного художника. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции. Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве. Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве. Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски. Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе — ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под. Развитие индивидуального чувства формы. . Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов. . Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.  Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Фантазия (8ч)

Композиция (3ч)

Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии». Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях. Изображение движения. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера). . Форма и украшение в народном искусстве. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах,

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Композиция (6ч)

Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина). Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или в лес. Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта  в скульптуре. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.

В связи с тем, что планирование составлено на основе авторской программы  по предмету «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета деление часов по темам и разделам проведено учителем.

1.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п\п

Наименование

раздела

Содержание раздела

Количество  часов

1

Форма

Понятие «форма следует рассматривать через конкретизацию понятия «силуэт». С целью отработки умений создавать различные формы  предметов изображение: дерева, листа дерева, узоров в полосе, круге и т.д., букв русского алфавита, различных видов зданий, различных животных, человека, его костюма и т.д.

2

Цвет

С помощью цвета художник  передаёт разное настроение, создаёт нужный образ, выражает своё отношение к миру. Дети учатся рисовать: осенний, зимний, весенний, летний пейзажи; передавать различное настроение в природе(солнечное и пасмурное, спокойное и тревожное, грустное и радостное)ПДД

3

Композиция

Композиция – главное слово для художника. Дети учатся правильно располагать изображение на листе бумаги, то есть компоновать. Ими могут быть выполнены следующие работы: иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, русским народным сказкам; рисование снежинок на окне; изображение аквариума с его жителями; узоры в круге, квадрате, полосе; украшение зданий.

4

Фантазия

Первоклассники учатся фантазировать, мечтать и превращать свои мечты в интересные рисунки и поделки. Они  придумывают и изображают: свои сказки в нескольких картинах; необычную шляпу для сказочного героя; узор для калейдоскопа; волшебный лист; сказочную рыбу; цветы- песенки; волшебные  камни; планету-яблоко и др. ПДД Мы пассажиры ПДД Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах ПДД Экскурсия по городу

2. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 2 класс

2.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения программы

Реализация рабочей программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных (научатся, получат возможность научиться), но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Результатами изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе является формирование следующих умений.

Личностные результаты освоения программы

формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;

развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;

воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы

процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

3)развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

  активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;

развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном) пространстве и среде разных народов;

развитие интереса к искусству разных стран и народов;

становление понимания связи народного искусства с окружающей природой климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об  освоении веком пространства Земли;

освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие  интереса к  различным видам искусства;

формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной  природе, своему  народу, к многонациональной культуре;

формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения программы

формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность   воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве сознательного использования цвета и формы в творческих работах;

развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;

воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;

формирование умения использовать в собственных творческих работах  цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий  импровизации по мотивам разных видов искусства.

формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих. культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.

Виды и формы контроля выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта

Система контроля и оценки планируемых результатов разработана на основе требований к предметным, метапредметным, личностным результатам (ФГОС) с учётом авторских программ, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа № 5».

Оценочная деятельность учителя строится на основе нескольких общих принципов:

 – критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе( критерии однозначные и четкие);

– дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;

– приоритет самооценки – в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки (оценка учителя; взаимооценка) формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
Самооценка ученика предшествует оценке учителя.
– непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, осуществляется переход от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
– гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;
– сочетание качественной и количественной составляющих оценки – качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
– естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка проводятся в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение

Основные виды контроля:

  • по месту в процессе обучения:
    – предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся,
    – текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала,
    – итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
  • по содержанию:
    – прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия,
    – пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия,
    – контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;
  • по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
    – внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка),
    – внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по изобразительному искусству являются устный опрос и творческие работы. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически (домашние задания, мини-проекты, презентации), а итоговая – по завершении темы (учебной четверти).

Для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся учителем спланировано проведение 4 творческие работы в учебном году

 С целью проверки освоения знаний и формирования универсальных учебных действий, организацией  своевременной индивидуальной коррекционной работы даются задания в рамках самостоятельной работы (тесты, творческие работы и др.), которые включены в содержание урока.

2.2. Содержание учебного предмета

В рабочей программе по изобразительному искусству, так же как в федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования, представлены  содержательные линии:

I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 часов)

Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность),   цвет, динамика, настроение.

Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, делаемый вследствие наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе в интерьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественномпроизведении через цвет и форму.

Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.

Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.  

Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.

Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.

Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.

Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.

Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.

Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).

Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.

Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.

Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.

Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.

Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.

Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.

II. Развитие фантазии и воображения (11 часов)

Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различное в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии; линия, пятно ритм в живописи).

Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение — условие развития фантазии и воображения.

Выполнение композиций на передачу настроения, впечатлений, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.

Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.

Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.

Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.

Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.

Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно- сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы.

Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.

Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусства.

Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, в художественном слове и народной речи.

 Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.

III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (6 часов)

Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.

Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.

Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.

Писатель - художник - книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.

Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.

Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.

В связи с тем, что планирование составлено на основе авторской программы Савенкова Л.Г, в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, количество часов по темам и разделам проведено учителем.

Формы организации учебного процесса

  • индивидуальная (самостоятельная работа, творческая деятельность);
  • парная (практикум по работе с природным материалом и др.);
  • групповой (выполнение проектно-творческих заданий);
  • коллективная (общеклассная).

В  целях  сохранения  и  формирования  здоровья  учащихся  на  уроках  используются  компоненты здоровьесберегающих технологий:

1.  Физминутки

2.  Гимнастика для коррекции зрения

3.  Дыхательная гимнастика

4.  Музыкотерапия

5.  Релаксационные паузы

6.  Пальчиковая гимнастика

7.  Игры на внимание

Технологии

  • проблемно-диалогическая  
  • информационно-коммуникативная;
  • здоровьесберегающая;
  • деятельностный подход.

Методы:

  • деятельностный метод обучения;
  • исследовательский;
  • частично- поисковый;
  • методы активного обучения;
  • диалоги;
  • работа в группах;
  • объяснительно- иллюстративные.

 Средства - учебник, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, нетбуки.

Методические  приемы:  освоение  возможностей  художественных  материалов,  деловые игры на  уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашнее задание(рисование,  просмотр  телевизионных  передач,  подбор  и  чтение  литературы),  беседы, восприятие  и  запоминание  работ  художников,  обсуждение  иллюстративного  материала  и  работ учащихся,  межпредметные  связи.  Индивидуально  выполняются  фрагменты  общей  работы, коллективно– их организация в единое целое.

2.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п\п

Наименование

раздела

Содержание раздела

Количество часов

1.

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир)

Что значит быть художником.

Зависимость цветовой гаммы от темы композиции

Освоение изобразительной плоскости.  

Рисуем осенний натюрморт.

Что могут рассказать вещи о своём хозяине. «Интерьер жилища сказочного героя. Изучение явлений наглядной перспективы.«Япутешествую». Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет «Моя улица утром и вечером». Архитектура в открытом природном пространстве. Открытое пространство и архитектура. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа Куда ты, тропинка меня завела», «Интерьер для сказочного героя», «Проект детской площадки

17 ч

2.

Развитие фантазии и воображения

Сказочный дворец. Волшебство искусства.

Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве классаУчимся рисовать с натуры

«Разговор  двух предметов» Создание икебаны с использованием природных материалов

«Волшебный букет в моей комнате» «Сад в моей сказке» «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну», «Такие разные  маски», «Придаём бумаге объём», «Рисуем музыку разными цветами».

11ч

3.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства

«Природные форы в   архитектуре.  Кто создаёт архитектуру». «Встреча с художником». Отображение мира природы в искусстве. Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги.  Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.  Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем.

6  ч

34 часа

В процессе обучения могут вноситься изменения в КТП в связи с проведение муниципальных, комплексных, диагностических работ, Дней Здоровья, актированных дней. Данные изменения вносятся в раздел «Примечание».

3. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 3 класс

3.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия.

- Чувствовать гордость за культуру и искусство Родины, своего народа,

- Уважительно относиться к культуре искусства других народов нашей страны и мира в целом,

- Понимать особую роль культуры в жизни общества и каждого отдельного человека,

- Развивать эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазию,

- Формировать потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности,

- Формировать навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников,

-Формировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

- Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека,

- Понимания роли искусства в собственной жизни,

-Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ,

-Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям,

-Мотивации к коллективной творческой работе,

-Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека,

- Представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

Метапредметные учебные действия

- Овладеть умением творческого видения с позиции художника, умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.

- Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию,

- Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

- Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.

- Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.

Третьеклассник получит возможность:

- Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.

- На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения.

- Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.

- Воспринимать мнение и предложения своих сверстников.

- Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности.

- Делать несложные выводы.

- Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты.

- Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.

- Следить за действиями других участников в совместной деятельности.

3.2. Содержание учебного предмета

Программа распределяет материал по разделам и темам, определяет порядок и объём изложения с учётом используемого учебного пособия и оборудования. Предусматривается изучение теоретических и практических основ курса как в традиционной форме (урок), так и в нестандартной форме (беседы, интегрированные уроки, практические работы, проекты т.д.).

        При организации учебного процесса используются разнообразные методы и  формы обучения:

Формы:

  • экскурсии в  краеведческий музей, в парк;
  • интегрируемые уроки (с окружающим миром,  литературным чтением);
  • нестандартные формы (презентации, викторины, учебные занятия,  урок - сказка, конкурсы,  с использованием ИКТ и т.д.)

     Методы:

  • Словесные (рассказ, беседа, инструктаж, чтение учебника, справочной литературы, ).
  • Наглядные (демонстрация, иллюстрация, показ)
  • Практические (проекты, презентации).

Содержание учебного предмета

Основные содержательные линии  ФГОС

Содержание раздела

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир)

(17 часов).

Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок). Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рассмотри деревья.

Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.). Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше.

Воздушная перспектива. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению). Передача объёма в живописи и графике. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал). Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении. Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт. Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые

Создание художественной формы на основе наблюдений за природой. Например: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи»

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии. Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения.

Смысловая зависимость между форматом и материалом. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением. Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля. Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда). Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.

Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д.

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция).

Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей.

В связи с тем, что планирование составлено на основе авторской программы  по предмету «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета деление часов по темам и разделам проведено учителем.

3.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Программные разделы

Количество часов

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир)

17ч

Развитие фантазии и воображения

11ч

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика)

ИТОГО

34ч

4. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 4 класс

4.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

  • формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • формирование социальной роли ученика;
  • формирование положительного отношения к учению;
  • представления о ценности природного мира для практической деятельности человека развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
  • осмысление своего поведения в школьном коллективе;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
  • формирование умения радоваться успехам одноклассников;
  • формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
  • умение видеть красоту труда и творчества.
  • формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
  • формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
  • оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  • Учиться согласованно работать в группе:
  • Учиться планировать работу в группе;
  • Учиться распределять работу между участниками проекта;
  • Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  • Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • названия наиболее крупных художественных музеев России;
  • названия известных центров народных художественных ремесел России
  1. Учащиеся должны уметь:
  • Конструировать и лепить.
  • Рисовать с натуры и представлению
  • Выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.
  • Работать с акварелью и гуашью;
  • Выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги.
  • Выполнять эскизы.
  • Работать акварелью, гуашью; в смешанной технике (фон - пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
  • Декоративно-прикладное творчество.

4.2. Содержание учебного предмета

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов

деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков        индивидуального практическоготворчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Содержание учебного предмета

Основные содержательные линии  ФГОС

Содержание раздела

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир)

(17 часов).

Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира — природном пространстве разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.

Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением.

 Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной.

Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета.

Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.

Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.

Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.

Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами — в набросках, зарисовках.

Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека.

Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение).

Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы.

Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства.

Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины).

Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции. Примерные темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности.

Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями.

Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде.

Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.

Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте.

Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.

Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения).

Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды.

Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.

«Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок.

Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.

Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.

Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?

Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение).

Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая

музыка».

Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика)

(6 часов).

Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр)

Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследования: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живёте? Какие природные материалы мастера использовали при их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?

Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.

Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.

Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания.

Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника.

4.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой тем

№ п\п

Наименование

раздела

Содержание раздела

Количество часов

1.

Истоки родного искусства

Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках.Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир.Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

8 ч

2.

Древние города нашей земли

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города- крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

3.

Каждый народ - художник

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.

Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

11  ч

4.

Искусство объединяет народы

От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

8 ч

Итого

34 часа

В процессе обучения могут вноситься изменения в КТП в связи с проведение муниципальных, комплексных, диагностических работ, Дней Здоровья, актированных дней. Данные изменения вносятся в раздел «Примечание».

В связи с тем, что планирование составлено на основе авторской программы  по предмету «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета деление часов по темам и разделам проведено учителем.

  1. Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...