«Герои-защитники»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Тип урока: открытие новых знаний

 

Класс: 4 «е»

Цель: формирование умения создавать объемную модель памятника герою из пластилина

Задачи:

Дидактические: познакомить со скульптурными памятниками героям и мемориальными комплексами; учить создавать объемную модель памятника герою;

Развивающие: развивать художественные способности, воображение, творческое мышление, мелкую моторику рук;

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважения, сопереживания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skulp.docx291.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО: Павленко Полина Александровна

Предмет: ИЗО

Тема урока: «Герои-защитники»

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 4 «е»

Цель: формирование умения создавать объемную модель памятника герою из пластилина

Задачи:

Дидактические: познакомить со скульптурными памятниками героям и мемориальными комплексами; учить создавать объемную модель памятника герою;

Развивающие: развивать художественные способности, воображение, творческое мышление, мелкую моторику рук;

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважения, сопереживания.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации (Ф,И,П,Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П,Р,К)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы: «Герои-защитники»

Проблемный метод: приём постановки проблемного вопроса

Организационный момент.
Приветствует обучающихся.

-Проверьте, все ли готово к уроку. На парте у вас должен лежать, пластилин. Если у вас все готово, сядьте красиво, выпрямите спину, ноги поставьте ровно, чтобы я видела, что вы готовы к работе.

Постановка проблемной ситуации.Кто такие Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? | ВОПРОС-ОТВЕТ | АиФ КраснодарМедный всадник" - памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге и один из  символов города

-Ребята, кого называют героями? защитниками? 

- Кто достоин называться героем?

- Посмотрите на изображения, а знаете ли вы, кому посвящены эти памятники?

Памятник К. Минину и Д. Пожарскому. Здесь изображены герои – освободители нашей Отчизны, сумевшие объединить народ для освобождения страны.

На втором изображении Медный всадник — Памятник Петру I.

-Эти памятники созданы великими скульпторами. Кто такие скульпторы? (художники, занимающиеся скульптурой)

-А что такое скульптура? (предпол)

-Как вы думаете, что необходимо, чтобы создать такой памятник? Сколько времени на это понадобится?

-Посмотрите еще на одно изображение. А что это?https://www.architime.ru/specarch/top_10_memorials/1_1.jpg

Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.

-А сможете ли вы создать такие памятники, мемориальные комплексы? (нет) Почему?

-А сможете ли вы сделать небольшую модель памятника герою? (Да). Из чего можно его создать? (из пластилина)

-Умеете ли вы их создавать? (нет)

-Хотите ли вы научиться этому?

Формулировка темы и цели урока.

 -Что же будет целью нашего урока? (научиться (закреплено на доске) создавать модель памятника герою.

-Прочитайте тему нашего урока на слайде.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Знакомятся с проблемной ситуацией.

Рассматривают изображения.

Отвечают на вопросы.

Участвуют в формулировке цели.

Знакомятся с темой урока.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Речь учителя.

Телевизор, презентация

Телевизор, презентация

Доска, карточки.

Презентация.

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других;

Положительно относятся к процессу познания

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод (Формулировка плана урока)

Давайте составим план для достижения нашей цели. Обратимся к словам-помощникам.

  1. Узнать, о скульптурных памятниках героев и мемориальных комплексах.
  2. Научиться создавать памятник героя.

Планируют совместную деятельность на уроке.

Ф

Доска, карточки.

Контроль

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Проявляют интерес к  учебной деятельно-сти

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод (Поиск решения проблемы)

С чего начнём изучение нашей темы?

Нам нужно узнать, о скульптурных памятниках героев и мемориальных комплексах.

- Что такое скульптура?

(Скульптура- это один из видов изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения)

Технология работы над скульптурой:

  1. замысел
  2. этюд в пластилине, глине
  3. гипсовая модель
  4. работа в материале (камень, металл, цемент, дерево)

Если скульптура большая, скульптор пользуется каркасом (из металлической проволоки, палок и палочек), который выполняет как бы роль скелета, опорных точек.

А знаете ли вы, что такое монументальная скульптура? (это вид изобразительного искусства, произведения которого посвящены значительным историческим событиям или воздвигаются в честь великих людей.)

К ней относятся: однофигурные, многофигурные, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы.

-Что означает слово памятник?

(Памятник- это архитектурное или скульптурное сооружение в память о ком- либо или каком- то историческом событии).

-Из каких частей может состоять памятник? Памятник состоит из скульптурной части — статуи или группы и постамента — нижней, опорной части памятника, на которой устанавливается скульптура. Начинать работу необходимо с конструирования обелиска или памятника и расположения его на плоскости. Все остальные конструкции должны быть меньше, и своим расположением подчёркивать значимость.

1) Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Памятник посвящён событиям 1612 года, когда крестьянин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский возглавили народное ополчение против польских захватчиков.

Сюжетом, памятника является призыв Минина к князю Пожарскому подняться на борьбу за освобождение Москвы против польской интервенции (начало XVII в.). Отсюда жест поднятой руки, которая видна издалека и прочно запоминается как характерная примета памятника. Но, в сущности, Минин обращается не только к князю, взгляд его обращён ко всей Русской земле, рука его должна поднять весь русский люд. Именно образ деятельного человека из народа, мужественно идущего навстречу испытаниям, придаёт историческое значение этому памятнику. Скульптор Ма́ртос Иван Петрович.

2) Медный всадник — Памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Скульптор Этьен Фальконе

-Что вы знаете о Петре 1? Почему памятник находится в Санкт-Петербурге? Как вы думаете, почему памятник называется «медный» всадник? (Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо седла — звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. Вес Медного всадника — восемь тонн, а высота — пять метров)

3) «Граждане Кале» Скульптор Огю́ст Роден. Бронзовая скульптура посвящена героям Столетней войны между Англией и Францией. Жители Кале умирали от голода, так как уже целый год город был в блокаде. Английский король потребовал выдать ему шесть знатных граждан, чтобы казнить их в назидание остальным. Один из главных богачей Юсташ де Сен-Пьер первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города. Его примеру последовали и другие. Король велел, чтобы смельчаки принесли ему ключи от города нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева, увидев измученных людей, сжалилась и уговорила короля пощадить их. Изображённые скульптором люди не были воинами, но их подвиг восхищает.

Памятники посвящаются также писателям, учёным и другим выдающимся людям, которые много сделали для своего народа, и это тоже героизм.

Почему мы должны беречь памятники?

Что такое мемориал? –памятное место

https://www.youtube.com/watch?v=sBNUgJHeJWA

-Какие мемориальные комплексы вы увидели? Где они находятся? Чему посвящены?  (Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. Самый крупный военный памятник в мире является и самой большой братской могилой русским солдатам погибшим в Сталинградской битве. Гигантский и величественный ансамбль посвящён мужеству и бесстрашию защитников Сталинграда в сражении, которое стало переломным в Великой Отечественной войне. Памятники героям; Моги́ла Неизве́стного Солда́та — мемориальный архитектурный ансамбль расположенный у Кремлёвской стены в Александровском саду. Символ памяти о всех неизвестных воинах, павших в Великую Отечественную войну)

-Каким героическим событиям и выдающимся людям посвящены памятники? Почему все народы чтят память героев-защитников? Какие памятники есть в нашем городе? В честь каких героев они установлены? 

1. «Павшим за Советскую Родину» Д-ть отмечает подвиг погибших во время революции, Гражданской войны и Великой Отечественной.

2. Мемориальный комплекс «Памяти павших в годы войны». В него входят братские могилы умерших от ран в госпиталях Оренбурга, аллеи славы и обелиск с Вечным огнем.

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (узнали, о скульптурных памятниках героев и мемориальных комплексах)

-Поднимите сигнальную карточку: зеленую, если вам понятен материал; красную-не понятен.

Физминутка

-Что нам необходимо сделать теперь? (Научиться создавать памятник героя.)

-Подумайте, кому бы ты хотели посвятить памятник, кого вы считаете героем, защитником. Какой будет идея вашей работы? Что вы хотели бы сказать зрителям своей работой? Помните, памятники героям торжественны, величественны.

-Давайте повторим, из чего состоит памятник. Как называется основание памятника? (постамент)

Фигура взрослого человека условно делится на восемь частей, фигура ребёнка – на шесть частей. Одна условная часть – высота головы. Середина тела по вертикали – пах. Длина ног равна длине туловища с головой. Опущенные вниз руки пальцами достают до середины бедра. Локоть руки находится на уровне талии. 

А теперь приступим к изготовлению нашей работы:

Положите перед собой дощечку, картон, откройте пластилин, достаньте стеки и положите их на дощечку, рядом с собой положите салфетку.

Вспомните в парах правила безопасности при работе с пластилином:

1.Соблюдай порядок на рабочем месте.

2.Клади пластилин на специальную дощечку.  Лепку выполняйте только на дощечке. Не разбрасывайте пластилин по столу, не роняйте на пол.

3.Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет липнуть к рукам.

4. Перед работой разогрейте пластилин в руках; разминать сразу весь кусок тяжело и неудобно, поэтому отделите небольшую часть, разомните, потом следующую.

Планирование.

1. Отделение частей пластилина.

2. Получение нужной формы деталей.

3. Отрезание нужного размера деталей.

4. Сборка фигурки.

Приступаем к работе.

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (создавать памятник героя)

-Поднимите сигнальную карточку: зеленую, если у вас все получилось; красную-не получилось, возникли трудности.

Участвуют в промежуточной рефлексии

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с технологией работы над скульптурой.

Дают определение.

Знакомятся с презентацией.

Обозначают структурные компоненты памятника.

Слушают рассказ

Смотрят видеоролик.

Отвечают на вопросы по просмотренному видео.

Находят ответы на вопросы

Участвуют в промежуточной рефлексии, отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку.

Выполняют физминутку

Продумывают идею своей работы

Готовят рабочее место

Вспоминают технику безопасности.

Планируют работу на уроке.

Вылепливают модель.

Участвуют в промежуточной рефлексии, отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

И

Ф

Ф

И

П

Ф

И

Ф

И

Доска, карточки

Речь учителя.

Телевизор, презентация

Телевизор, речь учителя

Телевизор, презентация

Телевизор, видеоролик, речь учителя

Телевизор, презентация

Телевизор, презентация

Телевизор

Речь учителя

Презентация

Доска

Сигнальные карточки

Речь учителя

Материалы для работы

Доска

Материалы для работы.

Сигнальные карточки

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Самоконтроль

Контроль

Контроль

Взаимоконтроль

Контроль

Контроль, самоконтроль

Знают технологию работы со скульптурой;

Умеют давать определение скульптура, памятник, мемориал;

Знают из чего состоит памятник;

Знают о скульптурных памятниках и мемориальных комплексах;

Знают технику безопасности при работе с пластическими материалами;

Умеют работать с пластичными материалами;

Умеют создавать объемную модель памятника герою.

П: проявляют познавательный интерес при изучении темы;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

П: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

П: умеют добывать и анализировать полученную информацию и применять её

П: умеют организовать свое рабочее место
с учетом функциональности, удобства; осуществляют поиск информации о последовательности работы.

К: Умеют работать индивидуально и в паре: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

П: развивают воображение, творческое мышление, мелкую моторику рук;

Проявляют внимательное и ответственное отношение

Проявляют познавательный интерес и учебную мотивацию

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

Организация выставки.

Критерии оценки:
1 – правильность выполнения работы - 1б

2 – аккуратность –1б

3 – соблюдение техники безопасности – 1б

4 – соблюдение правил дисциплины. (уделить внимание на качество выполнения) – 1б

5 – своевременность (организация рабочего места). 

- Ребята, над какой темой мы с вами работали? Какую цель мы ставили вначале урока? Достигли ли мы ее? Давайте вспомним с какой трудностью мы столкнулись вначале урока.

-Смогли ли мы теперь создать модель памятника? (да)

-свою работу на уроке.

-Молодцы, все сегодня хорошо поработали, спасибо вам за упорство и целеустремленность.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии.

Ф

Речь учи-теля, сигнальные карточки

Контроль

Соотносят результаты с поставленной целью.

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительное искусство по теме "Герои-защитники"

Представлен конспект урока + презентация для 4 класса, по программе Неменского...

Урок ИЗО в 4 классе "Герои-Защитники"

Цель:  создать условия для формирования знаний  по теме; развивать умение передавать своё отношение к событиям Великой Отечественной войны. Учебные задачи:...

Конспект - Герои - защитники

Герои - защитники...

УМК:Перспективная Начальная Школа Класс:4 Тема: Герои - защитники Тип урока: ОНЗ

УМК:Перспективная Начальная ШколаКласс:4Тема: Герои - защитникиТип урока: ОНЗ...

Герои-защитники урок рисования

для дистанционного обучения...

Урок "Герои защитники"

Презентация к уроку изобразительного искусства....