Ильменский заповедник
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Змановская Юлия Сергеевна

 Организовывается экскурсия в Ильменский заповедник, учащиеся знакомятся с флорой, фауной, а также минералами и горными породами. По приезду с заповедника, учащиеся при помощи пластилина изготавливают объемных животных, птиц, растений. Составляется коллаж под названием «Обитатели заповедника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilmenskiy_zapovednik.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Класс: 4 Предмет: ИЗО
  2. Тема урока: Ильменский заповедник
  3. Место и роль урока в изучаемом блоке:
  4. Цели урока: Наблюдение за природой и социальной средой

                       - развитие зрительной памяти, способности замечать красоту;

                       - развитие эмоциональной отзывчивости;

                       - воспитание нравственно-эстетического качества личности, патриотизма, интернационализма, интереса к окружающему миру, познанию родного края.

      6. Тип урока: 

 Комбинированный

      7. Используемое оборудование: 

Оборудование: пластилин, стеки, дощечки, тряпочки.

     8. Краткое описание: 

 Организовывается экскурсия в Ильменский заповедник, учащиеся знакомятся с флорой, фауной, а также минералами и горными породами. По приезду с заповедника, учащиеся при помощи пластилина изготавливают объемных животных, птиц, растений. Составляется коллаж под названием «Обитатели заповедника».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1-й этап урока.

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

-Сегодня мы отправляемся в интересное и увлекательное путешествие-экскурсию в Ильменский заповедник.

Там мы познакомимся с минералами и горными породами, а также с растительным и животным миром.

Приветствие учителя.

Подготовка к экскурсии. Проверка наличия материалов для работы на уроке.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: осознание речи учителя, установка эмоционального контакта.

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками.

2-й этап урока.

Повторение прошлого материала.

-Ребята, скажите, что такое минералы и горные породы, как вы понимаете эти названия, что они обозначают?

Минералы являются составной частью горных пород (породообразующие минералы), рудметеоритов

(показ картинок с минералами).

-А какие вы знаете горные погоды?

Магматические. Эти горные породы образуются из расплавленной магмы при ее остывании и затвердевании. Строение этих пород зависит от скорости остывания магмы. 

Осадочные. Эти породы, в отличие от магматических, образуются только на поверхности земной коры в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше.

Метаморфические. Это породы, первоначально образованные как осадочные или магматические и претерпевшие изменения в недрах Земли (греч. metamorphomai — преображаюсь, подвергаюсь превращению). 

Выполняют мыслительные операции.

Минерал  — однородное природное твёрдое тело, находящееся или бывшее в кристаллическом состоянии.

 

Горные породы — природная совокупность минералов более или менее постоянного минералогического состава, образующая самостоятельное тело в земной коре. 

Магматические, осадочные, метаморфические.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из памяти.

Коммуникативные: осознание речи учителя, участие в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи, построение  монологических высказываний.

Регулятивные: понимание учебной задачи.

3-й этап урока.

Рассказ.

Беседа.

Первичное закрепление знаний.

Беседа.

-Ну что ж, ребята, вот мы и добрались до Ильменского заповедника.

-Как вы думаете, почему заповедник назвали именно Ильменским?

Выскажите свое предположение.

-Верно!

Ильменский заповедник — государственный

природный заповедник. Находится в центральной части Челябинской области около города Миасс14 мая 1920 года по декрету В. И. Ленина 

Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых заповедников, созданных в России, сейчас он по своей площади занимает 34-е место среди заповедников страны.

-Ребята, скажите, а какова цель заповедника?

-Целью деятельности заповедника является сохранение в естественном состоянии природного комплекса, выполнение фундаментальных научных исследований геолого-минералогического, эколого-биологического профиля, экологическое и естественно-научное просвещение населения. 

Заповедник в цифрах:

1.Площадь заповедника — 303,7 км²

2.Длина Ильменского хребта с севера на юг — 41 км.

3.Самая высокая точка — гора Ильментау, высота 747,3 метров.

4.Гидрологическая сеть Заповедника составляет 9 % от территории.

5.В заповеднике 30 озёр.

6.Самое глубокое озеро — Большой Кисегач, глубиной 34 метра.

7.Самая длинная речка — Б. Черемшанка — 9,8 километров.

Минералы, горные породы

  • Минералов — 264
  • Впервые в мире открыты в Ильменах — 18
  • Горные породы — свыше 70
  • Копи — свыше 400

Ильменский заповедник Челябинской области – это настоящий кладезь самых лучших природных творений, в частности минеральных месторождений, а Ильменские горы представляют особый интерес как геологический объект. Их происхождение обусловило образование крупной антиклинали из гнейсов и метаморфических сланцев, которые обогащены карбоновыми и глубинными изверженными породами. К изверженным породам следует отнести миаскиты, которые состоят из щелочных нефелиновых сиенитов, а также встречаются граниты и пегматиты с различным минералогическим составом, обусловливая образование необычного рельефа на территории, где находится Ильменский заповедник.

Ильменские горы – это место открытия и происхождения многих новых пород горного типа, а также минералов, радиоактивных элементов.

Флора

Более 70 видов растений Ильменского заповедника были рекомендованы для занесения в Красную книгу, 13 из них уже в нее занесены.

-Ребята, как вы думаете, какие растения находятся на территории Ильменского заповедника?

Если рассматривать растительный мир Ильменского минералогического заповедника, следует сказать о том, что природная зона находится на территории Вишневогорского-Ильменогорского геоботанического округа. Большая часть площади покрыта сосново-березовыми лесами, а также встречаются лиственничники, осинники, ольшаники и другие растения Ильменского заповедника. Сосновая полоса самая большая по площади, при этом данный тип лесов простирается с Селянкино-Миассовой широты до озерных территорий, где своей водной гладью сверкает на солнце Кармаккуль, Шаранкуль, Б. Ишкуль, Арактабан.

Вся оставшаяся территория – березовая, в которой могут встречаться незначительные примеси других насаждений и самые интересные и необычные растения Ильменского заповедника.

Кроме того, Ильменский заповедник Челябинской области расположен очень близко от хвойных таежных лесов, которые перемежевываются с фрагментами разнотравно-злаковых степей, болотистыми местностями сфагнового типа, кустарниковыми степями, тенистыми уремами, лугами, болотами с осокой и лишайниковыми зарослями.

Растительный мир Ильменского минералогического заповедника очень интересен, представляется в некотором подобии мозаичности. Природная зона не запружена монолитными лесными массивами, поскольку между посадками встречаются прогалины и поляны различных размеров.
Фауна

-Ребята, как вы думаете, какие животные здесь обитают?

Среди копытных животных Ильменского заповедника встречается лоси и косули. Уральская косуля отличается грациозностью и благородным обликом, при этом по сравнению со своими собратьями из Сибири и Якутии она намного крупнее по размеру. Также в заповедных селах водятся пятнистые олени и кабаны.

На берегу рек и озер можно наблюдать целые поселения бобров и ондатр. В степной зоне заповедника водятся волки, лисы, барсуки, куницы, колонки, хорьки, горностаи, ласки, ежи, зайцы, кроты, землеройки трех видов, белки, бурундуки, полевки и мыши, а также серые крысы.
Еще один представитель животных Ильменского заповедника – это летучая мышь, чаще всего можно увидеть именно двухцветного кожана. Среди грызунов в Ильменском заповеднике живут хомяки, суслики и летяги.

Что касается пернатых представителей, то заповедная зона стала местом обитания для многих редких видов, среди которых можно назвать лебедя-кликуна, беркута, серого гуся, чернозобую гагару, скопу, глухаря, тетерева, рябчика. На озерах плавают уточки, кулики, а на болотистой территории можно встретить журавля. В лесах слышны звуки бекасов, скворцов, чернетей и больших пестрых дятлов, водятся и другие диковинные животные Ильменского заповедника. Конечно, в Ильменском заповеднике не обходится без ворон и сорок, иволог, синичек и ласточек.

Водные обитатели озер и рек – это сиг и плотва, также стаи лещей, карасей, язей, линей, щук, окуней, ершей, шиповок и налимов.

В категории насекомых Ильменского заповедника насчитывается не менее 10 тысяч видов.

Внимательно слушают учителя, рассматривают.

Запоминают полученную информацию.

Из-за гор, которые называются Ильменские.

Причиной создания заповедника явилась угроза расхищения минералогических богатств Урала

Гранат, аквамарин, амазонит, изумруд, сапфир, топаз…

Сосны, березы, осины, лиственницы…

Представители копытных, водные обитатели, птицы.

Познавательные: осознание познавательной задачи, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями, опытом, умение слушать.

Коммуникативные: осознание речи учителя, участие в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи, построение монологических и диалогических высказываний.

Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи, планирование учебных действий.

4-й этап урока.

Инструктаж.

-Ну что ж, ребята, вот и закончилось наше путешествие, и чтобы оно навсегда осталось в нашей памяти, я предлагаю вам слепить из пластилина объемных животных и птиц, растения, с которыми мы познакомились в заповеднике.

-Но для начала, давайте вспомним, что мы там видели. (показ презентации)

Повторим правила работы с пластилином:

1.     Выбери для работы нужный цвет пластилина

2.     Обрежь стекой нужное количество пластилина

3.     Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким

4.  Работу выполнять на подставке или на листе бумаги.

 5.  Делить пластилин нужно специальным приспособлением для резки пластилина (стеки).

6.  Чтобы пластилин не прилипал к рукам, подготовить стаканчик с водой для смачивания пальцев рук.

 7.  По окончании работы вытереть руки сухой тряпочкой и помыть их.

8.     По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

(на доске)

Правила подготовки рабочего места перед началом урока

1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.

2.  Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.

3.  Надень рабочую одежду.

4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.

Правила уборки своего рабочего места

1.  Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

3.  После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

6. Сними рабочую одежду.

7.  Все принадлежности убери.

Выполняют мыслительные операции: слушают, воспринимают.

Познавательные: осознание познавательной задачи, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями, опытом.

Коммуникативные: осознание речи учителя, участие в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи, построение монологических и диалогических высказываний.

Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи, планирование учебных действий, составление алгоритмов.

5-й этап урока.

Практическая работа.

Работают учащиеся самостоятельно.

Помните: 

мастера – умельцы работают дружно, если надо помогают друг другу.

 Учитель оказывает индивидуальную помощь.    

Выполняют самостоятельную работу над созданием композиции.

Задают вопросы.

Познавательные: осознание и удержание познавательной задачи, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями, опытом, понимание информации умение использовать информацию при выполнении практической работы.

Коммуникативные: осознание речи учителя.

Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи, планирование своих учебных действий, контролирование собственной деятельности, осознание возникающих трудностей и поиска способов их преодоления.

6-й этап урока.

Анализ детских работ.

Составление коллажа под названием «Обитатели заповедника».

Анализ детских работ.

Ребята представляют свои работы.

Познавательные: осознание познавательной задачи, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями

Коммуникативные: осознание речи учителя.

Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи.

7-й этап урока.

Рефлексия.

Итак, наше путешествие в сказку закончилось.

- И сейчас, ребята я хочу предложить вам оценить свою работу. Сейчас я раздам каждому яркий, красочный светофор, состоящий как вы знаете из трех цветов: красный, зеленый и желтый. Вы выберете один из этих цветов и покажете мне и друг другу: красный говорит о том, что вам занятие не понравилось, желтый- частично, зеленый- все понравилось, было интересно.

- Молодцы! Спасибо!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Познавательные: осознание познавательной задачи, анализирование собственной деятельности на уроке.

Коммуникативные: осознание речи учителя, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: принятие и понимание учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Ильменский государственный заповедник.

Эту презентацию можно использовать на уроке окружающего мира или в работе  экологического кружка....

Технологическая карта классного часа "Ильменский заповедник"

Тема: «Ильменский заповедник» Класс: 2 Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с историей Ильменского государственного минералогического заповедника. Планируемые результаты • Предметные: позна...

Ильменский заповедник.

Ильменский заповедник....

Классный час. Всероссийский день заповедников и национальных парков. Заповедники и парки Самарской области.

Цель:показать значимость природы в нашей жизни;привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;способствовать оздоровлению и физической активизации детей; приобщить к соблюдению ЗОЖ....

Конспект внеурочной деятельности «Экскурсия в Естественно - научный музей Ильменского государственного заповедника »

Цель: познакомить детей с историей Ильменского заповедника, растительным и животным миром, а также с минералами и ископаемыми.Задачи:1.Ознакомиться с историей создания Ильменского заповедника, основны...

Технологическая карта урока окружающего мира «Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы.» (2 класс)

Цель урока: формирование представлений о заповедниках о. Врангеля и Большой Арктический.Задачи урока:  Дидактические:1. Формировать представление о заповеднике как хранителе природы.2....