Конспект беседы «Виды декоративно-прикладного искусства» (Для детей начальной школы 7-9 лет)
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3 класс)

Конспект беседы «Виды декоративно-прикладного искусства» (Для детей начальной школы 7-9 лет)

 

Цель: Познакомить с понятиями, терминами и видами декоративно-прикладного искусства.

Программное содержание:

Образовательные:

- Познакомить с историей народных промыслов, как частью национального наследия.

- Познакомить учащихся с мобильной выставкой некоторых предметов народного творчества:

Развививающие:

- Развивать индивидуальные творческие способности детей;

Воспитательные:

- Формировать чувство патриотизма и национальной гордости через знакомство с культурным прошлым России.

 

Тип занятия: комбинированное.

Вид проведения: коллективное.

Форма проведения: беседа.

Участники: воспитанники.

Ход беседы:

Добрый день ребята! Сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Узнаем много из истории возникновения и отличительных особенностях. Проверим вашу внимательность и любознательность.

Декоративно-прикладное искусство. А знаете ли вы, что это слово значит, и что подразумевает? Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера умельцы. - Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки, и другая домашняя утварь.

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое изделие мастер вкладывал свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличительная манера изготовления.

Декоративно-прикладное искусство это- Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведений искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro- «украшаю»)– не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных, потому что до сих пор произведения народных мастеров украшают повседневный быт человека. Это все возможные изделия для интерьера, архитектура домов, так же это элементы в одежде.

 

Виды декоративно-прикладного творчества.

Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры. Народное искусство охватывает многие виды творчества, это зодчество, музыка, фольклор, бытовое искусство, т. д.

В формах каменных орудий первобытного человека, в простейших фигурах орнамента, проявляются зачатки творчества. В народе всегда существовала потребность украшать свой быт, делать радостным труд и дополнять свою жизнь красотой. Наиболее искусно украшали праздничные вещи.

Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки, выдумки и новшества народных мастеров. Многие изделия народного творчества производились в организованных центрах художественного ремесла, возникавших вблизи источников сырья. На основе старых традиций во многих районах страны в 20–30-е годы X в. возродились или возникли вновь центры народного ремесла.

Вышивание

Старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов.

На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Счётными швами: набор, роспись, счётная гладь, крест – украшали полотенца, скатерти, постельное белье, одежду. Знаменита вышивка «орловский спис». Такая вышивка характерно для многих областей России.

Наибольшее распространение она получила в Орловской губернии (области). Выполнялась вышивка прямыми стежками нитками красного цвета. Иногда в узоры добавляют синий цвет. Рисунок этой вышивки разнообразен: орнаменты из цветов, листьев с изогнутыми толстыми стеблями, изображения птиц и животных причудливой округлой формы.

Для выполнения сквозных вышивок часть нитей полотна выдергивалась, а на остальных выполнялась легкая, изящная, ажурная вышивка. Самая знаменитая из них – крестецкая строчка. На ней вокруг крупных форм расположены замысловатые розетки, звезды цветы, образующие декоративный узор.(показ предметов с вышивкой).

Кружевоплетение

Изумительно красивы кружева, сплетенные из тонких нитей на коклюшках (деревянных палочках). Кружева называют «застывшими красками северной зимы». Все основные изображения выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине полотняной тесьмой «вилюшка».

Считается, что в России начали плести кружева в XVI-XVII вв., подражая западноевропейским мастерам. Самый знаменитый кружевной промысел находится в Волгоградской области. Мастерицы выплетают изделия для оформления интерьера дома – кружевные скатерти, салфетки, дрожки а также для модниц – неповторимые кружевные пелерины, жилеты, жакеты, блузы, косынки и шарфы.

Макраме

Это искусство плетения узлами. Узлы мы завязываем ежедневно и делаем это почти механически: завязываем бант из ленты, шнурки на ботинках, галстук, шарф. Ни в одном из рукоделий не используется такое разнообразие материалов, как в макраме.

Лоскуток к лоскутку

Пэчворк – работа, выполняемая из лоскутков, которые определяют узор и колорит изделия. Если верхнюю деталь, сшитую из лоскутков, соединить стежками с промежуточным слоем и нижней деталью в единое целое, то полученное изделие называется квилтом.

При сочетании пэчворка и квилтинга получается нечто новое. Так как современное представление о лоскутном шитье пришло через иностранные журналы и книги, то английские названия «patchwork» (лоскутное шитье) и «quilt» (стежка) стали широко использовать в России. Многие даже считают, что лоскутного творчества у нас никогда не было – все пришло из-за рубежа.

На Руси широкое распространение такое занятие получило во второй половине прошлого столетия. В это время во многих городах нашей страны наладилось производство разнообразнейших тканей.

 

Бисер

История бус увлекательна, как роман, полный тайн и неожиданных поворотов. У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников. Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. После изобретения стекла в IV в. до н. э. яркие бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих.

Роспись по дереву

Старинный русский народный промысел хохлома появился в XVII в. близ Нижнего Новгорода. Хохломская роспись – это декоративная роспись деревянной посуды и мебели. Роспись выполняют черной и красной краской (с добавлением желтой и зеленой) по золотистому фону. На древесину при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После росписи изделие три-четыре раза прогревается в печи, в результате серебристый цвет меняется на медово-золотистый. Традиционные элементы хохломы - травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Другой вид росписи по дереву – городецкая роспись. Существует с середины XIX в. в районе города Городец. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной обводкой по чистому деревянному фону. Когда-то ею украшали прялки (гребень и донце), мебель, ставни, двери. Городецкая роспись изображает цветочные узоры, фигурки диковинных птиц, петухов, коней, жанровые сцены.

Роспись по ткани

Батик

Техника росписи, а так же украшенная ею многоцветная ткань. Роспись и украшение ткани – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь радостью творчества. Работа с прекрасными материалами – шелком и красками доставляет удовольствие.

В росписи шелка найдет применение талант художника, дизайнера одежды или интерьера Ручная роспись по ткани батик издавна известна у народов Индии, Индонезии и в переводе с индонезийского означает «капля воска». В России роспись по ткани появилась совсем недавно – с XX в. и завоевала большую популярность. Техника основана на использовании резервирующего состава на основе воска. Этот состав, нанесены на ткань, не пропускает краску, благодаря чему отдельные участки ткани не окрашиваются.

Материалом для батика служат шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные и синтетические ткани, натянутые на подрамник. На ткань специальными инструментами (стеклянными трубочками, кистями) наносится резерв, в затем соответствующая ткани краска.

Керамические изделия

Самые распространенные находки археологов. Ведь в отличие от дерева глина не гниет и не горит, не окисляется, подобно металлу. Многие глиняные предметы дошли до нас в первозданном виде.

В руках талантливых мастеров самые обычные вещи превращались истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Высокого развития искусство керамики достигло в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Греции, и Китае. Поражают высоким техническим мастерством греческие пифосы – сосуды для воды и вина, достигающие высоты двух метров. Именно в сосуде-пифосе, а не в бочке, как принято считать, жил древнегреческий философ Диоген. Славилась керамикой и Древняя Русь. Из мастерских гончаров выходили чаши, блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувшины-календари.

Вывод: На занятии мы познакомились с произведениями декоративно – прикладного искусства: вязанием, вышивкой, художественной резьбой и лоскутным шитьём. Обсудили такие виды творчества как: бисероплетение, роспись по дереву, роспись по ткани, плетение из соломы и другие. Какие требования предъявляются для декоративно – прикладного искусства? Требования: ПРОЧНОСТЬ, КРАСОТА, ПОЛЬЗА.

Вадим Шефнер “Миг”.

Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, –

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

Через одно мгновенье.

В конце нашей беседы хочу предложить вам ответить на вопросы по декоративно-прикладного искусства.

1: Бывает вологодским и ретичелла.

Ответ: Кружево

2: Основной материал фелтинга.

Ответ: Шерсть и  т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekor-_priklad._iskusstvo.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения

«Центр социальной помощи семье и детям Калининского района»

Конспект беседы

«Виды декоративно-прикладного искусства»

(Для детей начальной школы 7-9 лет)

Разработчик:

Котвицкая Я.Э.- воспитатель

Цель: Познакомить с понятиями, терминами и видами декоративно-прикладного искусства.

Программное содержание:

Образовательные:

  - Познакомить с историей народных  промыслов, как частью национального наследия.

  - Познакомить учащихся с мобильной выставкой некоторых предметов народного  творчества:

Развивающие:

- Развивать индивидуальные творческие способности детей;

Воспитательные:

- Формировать чувство патриотизма и национальной гордости  через знакомство с культурным прошлым России.

Оборудование:

натуральные образцы изделий, различных видов промыслов:

1.росписные доски;                                         9. коврики;

2.подносы;                                                       10.браслетик из бисера;

3.вышивные полотенца;                                 11. Батик.

4. Вологодские кружева;

5.керамическая посуда;

6.Изделия из бересты;

7.лоскутное  одеяло;

8. макраме.

Демонстрационный материал в виде плакатов: Гжельская роспись, Дымка, Жестова

Раздаточные материал-  кроссворд.

Тип занятия: комбинированное.

Вид проведения: коллективное.

Форма проведения: беседа.

Участники: воспитанники.

Ход беседы:

Добрый день ребята!

Сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Узнаем много из истории возникновения и отличительных особенностях. Проверим вашу внимательность и любознательность.

Декоративно-прикладное искусство.

А знаете ли вы, что это слово значит, и что подразумевает?

Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия.

А сделали их русские мастера умельцы.

- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки, и другая домашняя утварь.

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое изделие мастер вкладывал свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличительная манера изготовления.

Декоративно-прикладное искусство это-

Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведений искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro- «украшаю»)– не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных, потому что до сих пор произведения народных мастеров украшают повседневный быт человека. Это все возможные изделия для интерьера, архитектура домов, так же это элементы в одежде. 

- Посмотрите!

Эти вещи нынче в гости  к нам пришли!

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

Декоративно-прикладное искусство многообразно. У каждого народа сложились свои виды художественных ремесел. Это зависело от того, какие материалы были доступны людям: древесина, глина, природные материалы, металл. Постепенно форма изделий совершенствовалась, появлялись особые рисунки, орнаменты, цветовая гамма. Создание всех изделий народного творчества сопровождалось устным фольклором.

Виды декоративно-прикладного творчества.

Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры. Народное искусство охватывает многие виды творчества, это зодчество, музыка, фольклор, бытовое искусство, т. д.

В формах каменных орудий первобытного человека, в простейших фигурах орнамента, проявляются зачатки творчества. В народе всегда существовала потребность украшать свой быт, делать радостным труд и дополнять свою жизнь красотой. Наиболее искусно украшали праздничные вещи.

Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки, выдумки и новшества народных мастеров. Многие изделия народного творчества производились в организованных центрах художественного ремесла, возникавших вблизи источников сырья.

На основе старых традиций во многих районах страны в 20–30-е годы X в. возродились или возникли вновь центры народного ремесла.

Вышивание

Старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта.

Счётными швами: набор, роспись, счётная гладь, крест – украшали полотенца, скатерти, постельное белье, одежду. Знаменита вышивка «орловский спис». Такая вышивка характерно для многих областей России. Наибольшее распространение она получила в Орловской губернии (области). Выполнялась вышивка прямыми стежками нитками красного цвета. Иногда в узоры добавляют синий цвет. Рисунок этой вышивки разнообразен: орнаменты из цветов, листьев с изогнутыми толстыми стеблями, изображения птиц и животных причудливой округлой формы.

Для выполнения сквозных вышивок часть нитей полотна выдергивалась, а на остальных выполнялась легкая, изящная, ажурная вышивка. Самая знаменитая из них – крестецкая строчка. На ней вокруг крупных форм расположены замысловатые розетки, звезды цветы, образующие декоративный узор.(показ предметов с вышивкой).

Вязание крючком

Один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки, о чем до сих пор напоминает название тунисского способа, то есть вязания длинным крючком. В XIII–XVI вв. вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на белорусские земли, в Великое княжество Литовское (об этом говорят археологические находки инструмента для плетения и вязания, датируемые XIV–XVIII вв.); несколько позднее, в XVIII в., вязать научились в России. Существует и другая концепция относительно самостоятельного возникновения вязания в разных регионах, толчком к которому послужило развитое мастерство плетения сетей.

Вязание на спицах 

Создание полотна из переплетенных петель – изобрели мужчины. Первые сведения о вязаных изделиях, сохранились на восточных фресках, относящихся к периоду до н. э. Затем, как упоминают историки, вязание было известно в Древней Греции во времена создания «Илиады» и «Одиссеи»Гомера. Но эти сведения не подкреплены никакими находками вязаных изделий. Самые старые вязаные изделия были найдены в Перу.

Кружевоплетение

Изумительно красивы кружева, сплетенные из тонких нитей на коклюшках (деревянных палочках). Кружева называют «застывшими красками северной зимы». Все основные изображения выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине полотняной тесьмой «вилюшка».

Считается, что в России начали плести кружева в XVI-XVII вв., подражая западноевропейским мастерам. Самый знаменитый кружевной промысел находится в Волгоградской области. Мастерицы выплетают изделия для оформления интерьера дома – кружевные скатерти, салфетки, дрожки а также для модниц – неповторимые кружевные пелерины, жилеты, жакеты, блузы, косынки и шарфы.

Макраме

Это искусство плетения узламиУзлы мы завязываем ежедневно и делаем это почти механически: завязываем бант из ленты, шнурки на ботинках, галстук, шарф. Ни в одном из рукоделий не используется такое разнообразие материалов, как в макраме.

Лоскуток  к лоскутку

Пэчворк – работа, выполняемая из лоскутков, которые определяют узор и колорит изделия. Если верхнюю деталь, сшитую из лоскутков, соединить стежками с промежуточным слоем и нижней деталью в единое целое, то полученное изделие называется квилтом. При сочетании пэчворка и квилтинга получается нечто новое.

Так как современное представление о лоскутном шитье пришло через иностранные журналы и книги, то английские названия «patchwork» (лоскутное шитье) и «quilt» (стежка) стали широко использовать в России. Многие даже считают, что лоскутного творчества у нас никогда не было – все пришло из-за рубежа.

На Руси широкое распространение такое занятие получило во второй половине прошлого столетия. В это время во многих городах нашей страны наладилось производство разнообразнейших тканей.

Вышивка шелковой лентой 

Увлекательнейшее и популярное во все времена занятие. Традиционные цветочные орнаменты, причудливые и изысканные рисунки, объемные изображения и надписи.

Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. В 1446 будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона.

Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой. Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие.

Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками.

Бисер

История бус увлекательна, как роман, полный тайн и неожиданных поворотов. У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников.

Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.

После изобретения стекла в IV в. до н. э. яркие бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих.

Роспись по дереву

Старинный русский народный промысел хохлома появился в XVII в. близ Нижнего Новгорода. Хохломская роспись – это декоративная роспись деревянной посуды и мебели. Роспись выполняют черной и красной краской (с добавлением желтой и зеленой) по золотистому фону. На древесину при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После росписи изделие три-четыре раза прогревается в печи, в результате серебристый цвет меняется на медово-золотистый. Традиционные элементы хохломы - травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Другой вид росписи по дереву – городецкая роспись. Существует с середины XIX в. в районе города Городец. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной обводкой по чистому деревянному фону. Когда-то ею украшали прялки (гребень и донце), мебель, ставни, двери. Городецкая роспись изображает цветочные узоры, фигурки диковинных птиц, петухов, коней, жанровые сцены.

Роспись по ткани

Батик

Техника росписи, а так же украшенная ею многоцветная ткань. Роспись и украшение ткани – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь радостью творчества. Работа с прекрасными материалами – шелком и красками доставляет удовольствие. В росписи шелка найдет применение талант художника, дизайнера одежды или интерьера

Ручная роспись по ткани батик издавна известна у народов Индии, Индонезии и в переводе с индонезийского означает «капля воска». В России роспись по ткани появилась совсем недавно – с XX в. и завоевала большую популярность.

Техника основана на использовании резервирующего состава на основе воска. Этот состав, нанесены на ткань, не пропускает краску, благодаря чему отдельные участки ткани не окрашиваются.

Материалом для батика служат шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные и синтетические ткани, натянутые на подрамник. На ткань специальными инструментами (стеклянными трубочками, кистями) наносится резерв, в затем соответствующая ткани краска.

Ковроткачество

В России ручное ковроткачество является одним из ведущих художественных ремесел Дагестана. Искусство ковроткачества пришло к нам из стран арабского мира. Сначала ковры были утилитарным предметом домашнего обихода. Прежде всего, их использовали для покрытия глиняного пола, утепления каменных стен жилища в холодное время года. Ковры заменяли мебель.

Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся как семейные реликвии.

Создание ковра или даже небольшого коврового изделия – очень трудоемкий процесс.

Художественная  резьба

Окна почти каждой избы среднерусской или северной деревни украшены резными декоративными наличниками. За самыми редкими исключениями их рисунок никогда не повторялся. Резьбой, простой геометрической или же сочной, с растительными узорами, украшены чердачное окно, ворота крестьянского дома. Резьба придаёт им глубоко индивидуальный облик. Некоторые дома имеют столь совершенные резные украшения, что их по праву считают произведениями декоративно – прикладного искусства. И это не удивительно.

Художественная резьба – один из самых древних и распространенных видов декоративно – прикладного искусства. Резьбой украшали здания, предметы быта. Ажурной резьбой вырезают декоративные наличники, карнизы. При такой резьбе орнамент самый разнообразный: от простейшего геометрического до самого замысловатого растительного узора, изображений птиц, животных, различных существ. Главное достоинство её – легкий и тонкий рисунок, хорошо читающийся на просвет.

Иногда отдельные детали декоративного оформления предмета, выполненные в технике ажурной резьбы, накладывают на гладкий фон. Такой вид резьбы называется накладным.

(Показ фотографий).

В нашей стране и за рубежом славятся резные деревянные изделия подмосковных сел, шемогодская прорезная береста, резные изделия из кости тобольских, уральских, холмогорских и чукотских мастеров.

Павел Елфимов. “Талант”.

Всегда нужны людскому роду 
Бревно, доска, тетрадь, весло. 
Спасибо, щедрая природа, 
За то, что дерево росло!

Пусть за окном гуляет стужа,
В январской роздыми дома,
Но лепестков, лучей и кружев
Не заморозит и зима.

И дед Матвей у нас в деревне 
Талантом прозван неспроста: 
Его старанья корень древний – 
Резьбы ажурной красота.

Доска податлива металлу – 
И вот они взошли, цветы!
Краса лесная засияла
На всех фасадах в три версты.

В руках Таланта лобзик – пилка, 
Душа – в плену у ремесла. 
Как снег, на фартуке опилки 
Работы вьюга нанесла.

Цветут в наличниках ромашки, 
И каждый светится узор. 
Душа Таланта нараспашку,
И у деревни ясен взор!

Плетение из соломы

Во всех уголках мира народные умельцы использовали для своей работы солому тех зерновых культур, которые возделывались в их местности.

В художественных изделиях большое значение имеет интенсивный переливчатый блеск и разнообразная окраска ржаной соломы. По мнению мастеров таких оттенков у соломы около сотни – от белого и желто-лимонного до буро-желтоватого и красно-коричневого. Эти свойства особенно ценятся в инкрустационных работах.

Береста 

Пластичный, хранящий тепло живой природы материал, не утративший очарования для современного человека. По своим качествам она во многом напоминает бумагу – хорошо режется, склеивается, плетется, сшивается. На ней можно рисовать, писать, выжигать. Но бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива уже сама по себе. Характерные для естественной ее окраски оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Эту особенность бересты можно использовать для выполнения пейзажей, портретов.

Керамические изделия

Самые распространенные находки археологов. Ведь в отличие от дерева глина не гниет и не горит, не окисляется, подобно металлу. Многие глиняные предметы дошли до нас в первозданном виде.

В руках талантливых мастеров самые обычные вещи превращались истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Высокого развития искусство керамики достигло в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Греции, и Китае. Поражают высоким техническим мастерством греческие пифосы – сосуды для воды и вина, достигающие высоты двух метров. Именно в сосуде-пифосе, а не в бочке, как принято считать, жил древнегреческий философ Диоген.

Славилась керамикой и Древняя Русь. Из мастерских гончаров выходили чаши, блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувшины-календари.

Кожа

Прекрасный материал для поделок, она пластична и достаточно прочна.

В эпоху готического стиля (XIII–XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира. Ассортимент таких изделий достаточно широк – это кожаные обои, различные футляры, шкатулки, сундучки и конечно переплеты. Особенно ценились работы немецких, швейцарских, австрийских и чешских мастеров.

Вывод: На занятии мы  познакомились с произведениями декоративно – прикладного искусства: вязанием, вышивкой, художественной резьбой и лоскутным шитьём. Обсудили  такие виды творчества как: бисероплетение, роспись по дереву, роспись по ткани, плетение из соломы и другие.

Какие требования предъявляются для декоративно – прикладного искусства?

Требования: ПРОЧНОСТЬ, КРАСОТА, ПОЛЬЗА.

Вадим Шефнер     “Миг”.

Не привыкайте к чудесам – 
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, – 
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.

В конце нашей беседы хочу предложить вам ответить на вопросы   по  декоративно-прикладного искусства.

1: Бывает вологодским и ретичелла. 
Ответ: Кружево

2: Основной материал фелтинга. 
Ответ: Шерсть

3: Материал для резьбы по кости, получаемый от кашалота. 
Ответ: Зуб

4: То, чем является Северная Роза собора Нотр-Дам-де-Пари. 
Ответ: Витраж

5: Техника плетения, название которой с арабского переводится как «тесьма, кружево, бахрома». 
Ответ: Макраме

6: Материал, из которого сделана скульптура «Родина-мать зовёт!» в Волгограде. 
Ответ: Бетон

7: Техника, в которой на плоскости вылепляются объекты из пластилина. 
Ответ: Пластилинография

8.: Другое название кустарниковой скульптуры. 
Ответ: Топиар

9: Техника декорирования предметов, называние которой происходит от слова «вырезать». 
Ответ: Декупаж

10: Вид рукоделия, в котором, по легенде, Арахна победила богиню Минерву. 
Ответ: Вышивание

11: То, что используется в качестве резервирующего вещества в горячем батике. 
Ответ: Воск

12: Другое название техники лоскутного шитья. 
Ответ: Квилтинг

11: Вид петель, используемый для образования ажурного узора при вязании. 
Ответ: Накид

12: Основной мотив жостовской росписи. 
Ответ: Букет

13: Просторечное название браслета из бисера. 
Ответ: Фенечка

14: Выжигание по дереву. 
Ответ: Пирография

15: Самая известная марка швейных машинок, основанная в XIX веке. 
Ответ: Зингер

Пожелание: Первое занятие обзорное. Затем можно взять 3-4 вида  декоративно- прикладного искусства на каждое занятие и рассказать про них более подробно. Включить в занятие практическую часть с выполнением работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Декоративное панно "Чудо-город"

Разработка занятия "Декоративное панно "Чудо-город", которое может быть проведено в рамках художественно-эстетического направления внеурочной деятельности....

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Городецкая роспись"

Знакомство учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений данного промысла....

Развитие творческих способностей в разных видах декоративно-прикладной деятельности у обучающихся с ОВЗ в группе продленного дня

Обзор и значение декоративно-прикладной деятельности на занятиях с обучающимися с ОВЗ....

План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».

Данный материал  будет интересен педагогам дополнительного образованияучителям,ведущим уроки  труда,. кружки декоративно - прикладного исеусства....

План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».

занятие ормирует у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого,.Способствует  формированию ...

Альбом " Виды декоративно-прикладного творчества"

В данном альбоме содержатся изображения изделий декоративно-прикладного творчества с названиями. Может использоваться на уроках ИЗО и технологии....