Рисование шара с натуры
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация1.25 МБ
Файл Конспект (урок)143.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рисование объёмных тел. Шар. Тудупова С.С., учитель нач. классов МАОУ «СОШ № 60» г. Улан-Удэ

Слайд 2

Круглый, гладкий, как арбуз… Цвет- любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит за облака.

Слайд 3

Пабло Пикассо 1881 – 1973 г.г.

Слайд 4

Пабло Пикассо. Девочка на шаре. 1905 г. Пушкинский музей, г. Москва

Слайд 6

Светотень - наблюдаемое на поверхности объекта распределение света и тени, которое зависит от формы предмета.

Слайд 7

Элементы светотени : свет — поверхность, освещённая источником света; блик — отражение источника света; полутень — переходная область, возникающая между областью света и собственной тенью предмета.

Слайд 8

тень — неосвещённый или слабо освещённый участок объекта. рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное от близко лежащих предметов.

Слайд 9

На любом предмете можно выделить несколько элементов светотени:

Слайд 10

Шаг 1 . Как нарисовать ровную окружность. Проведите карандашом вертикальную прямую линию и, перпендикулярно ей, горизонтальную прямую линию (не нажимайте на карандаш сильно, это всего лишь разметка). У вас получится крест, центр которого и будет центром нашей окружности.

Слайд 11

Шаг 2. Теперь нужно отмерить примерно равное расстояние от центра влево, вправо, вверх и вниз, и поставить точки на одинаковом расстоянии от центра.

Слайд 12

Шаг 3. Далее нужно, соединяя полученные точки, нарисовать окружность. Если у Вас не получается нарисовать круг, попробуйте добавить еще пару линий, проходящих через центр под углом примерно в 45 градусов. Если Вы старались и все делали правильно, у Вас должен получиться круг.

Слайд 13

Шаг 4 . Прежде чем приступить к штрихованию, следует разобраться, как шарообразный объект взаимодействует со светом и тенью. Условно шар можно разбить на три части: 1- сильный свет; 2 - тень; 3 - слабый свет.

Слайд 14

Четких границ мы, конечно, не увидим. Но в рисунке для правильного построения формы найти переходы между элементами светотени все же нужно. Нарисуйте их, и уже в соответствии с ними делайте тональный рисунок.

Слайд 15

Шаг 5 . Теперь можно приступать к тонирова-нию. Его следует выпол-нять таким образом, что-бы накладываемые штри-хи повторяли форму шара.

Слайд 16

Совет : чтобы правильно нанести светотень, помните об источнике света.



Предварительный просмотр:

Тема: Рисование шара с натуры.

Класс: 4

Вид деятельности: рисование с натуры.

Цель: изучить конструктивные особенности предметов, имеющих   круглую форму; дать представление о светотени, как средстве выявления объема предмета (свет, тень, блик, рефлекс, падающая тень); ознакомить с зависимостью освещенности предмета от силы и удаленности источника освещения; научить выполнять рисунок шара в светотеневой проработке.

Задачи:

  • научить учащихся выполнять правильный и точный рисунок окружности;
  • научить выполнять цветовую проработку рисунка в соответствии с законами построения светотени;
  • воспитание у учащихся аккуратности и прилежания при выполнении графических работ;
  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающей действительности и формирование художественного вкуса;
  • развитие глазомера и пространственного мышления
  • изучение теоретических основ конструктивного строения формы предмета, объема, передачи светотени цветом и использование их на практике.

Оборудование: Натуральная постановка из шара пенопласта с боковым    освещением, драпировка, образец педагогического рисунка, таблицы с этапами выполнения, работы учащихся, фотографии, наглядные пособия.

Задание:  Выполнить построение шара с натуры,  передать объём предмета светотенью.

Оборудование:  Бумага формата А3, карандаш ТМ, ластик.

Ход урока

I. Организация класса.   1. Подготовка к занятию. Приветствие. Проверка численности учащихся. Подготовка рабочего места: На парте около каждого ученика приготовлены карандаш ТМ, ластик, салфетка. Проверить, правильно ли разместились ученики, всем ли хорошо видна постановка, удачны ли ракурсы.

2..Громкопрозвенелзвонок,
Начинаетсяурок,
Слушаем,запоминаем,
Ни минуты не теряем!      
.

3. Актуализа-ция знаний.  (3 мин)
Определение темы занятия.
Мотивация учебной деятельности.

Прогнозирование задач обучающихся

II. Сообщение темы урока

Учитель начинает урок с загадки:

Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет — любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
   (Шар). 

- Как вы думаете, что сегодня на уроке будем рисовать?(Ответы ребят)

- И какой шар будем рисовать, узнаем, если вы будете внимательно слушать, запоминать.

   Хорошо, а сейчас посмотрите на эту картину художника Пабло Пикассо. Девочка на шаре. Что вы видите?  Пабло Пикассо - испанский   художник.

  На картине Пикассо мы видим циркачей. Девочку-акробатку и силача-атлета. В начале 20 века многие цирки были бродячими.  Как правило, циркачи не имели друзей и родных вне своей цирковой «семьи».  Силач-атлет поглощён своими мыслями. Его взгляд устремлён куда-то внутрь себя. А девочка-акробатка ещё в том юном возрасте. Она радуется своей ловкости и гибкости. 

      Многие детали подчеркивают жалость положения этих людей. Небо грязного серо-желтого цвета.  А ещё синий цвет одежды как-то выделяет их на фоне унылого пейзажа. Да, синий цвет играет очень важную роль в картине. Насыщенный синий цвет шорт силача на переднем плане. Светло-голубой цвет костюма девочки в центре. И серо-голубой цвет юбки женщины на дальнем плане. Куб и шар тоже землянистого цвета. 

  • Какую форму имеет ?(шар) (Ответы детей).
  • Круг  это шар?
  • А почему? А потому, что круг  плоской формы, а шар объемной формы. А теперь, найдите, на слайде объемные предметы (Мяч, арбуз). 

На прошлом уроке вы научились строить  изображение куба, а сегодня научимся  с вами рисовать объемный шар. (Поставить шар пенопласт).

     Как добиться, чтобы ваши рисунки выглядели  объемными, как этот шар? (Показ на картине). Что вы видите на шаре? (Свет и тень).

III. Сообщение теоретических сведений

Учитель: Именно, столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму шара .  Светотень не ложится на предметы как попало. Рисуя предмет с одной стороны, вы должны увидеть его со всех сторон.

IV. Объяснение нового материала

Учитель: «Итак ребята, для того чтобы передавать объем предметам на своих рисунках, художники используют такой прием  светотень.

Светотень - наблюдаемое на поверхности объекта распределение света и тени, которое зависит от формы предмета.  Давайте запомним это определение (карточка).

     Без светотени художник бы на смог передать объемную форму предмета на плоскости листа. Все изображаемые предметы смотрелись бы плоскими – будь то портрет человека или камень. Но сначала давайте  запомним, какие же существуют элементы светотени:

свет — поверхность, освещённая источником света;

блик — отражение источника света;

полутень — переходная область, возникающая между областью света и собственной тенью предмета.

тень — неосвещённый или слабо освещённый участок объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;

рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное от близко лежащих предметов.

        Следует также помнить, что все элементы светотени имеют различную тональность. Задача рисующего –  уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае вы, будете ощущать весь объем тела в целом.

       Сегодня мы выполним рисунок объемного геометрического тела - шара с боковым освещением с натуры. Работая с натуры, помните, что в процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света».

Физкульминутка: 

Дружно все тихонько встали.

Ручками похлопали – раз, два, три!

Ножками потопали – раз два, три!

Выше руки! Шире плечи!

Как называются элементы светотени? (блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень)

Какой самый светлый элемент? (блик)

Как называется область между светом предмета и его тенью? (полутень)

Что такое рефлекс? (слабое светлое пятно в области тени, образованное от близко лежащих предметов)

V. Последовательность построения шара

Учитель: Итак перед вами  шар пенопласт, освещенный ярким светом. Ваша сегодняшняя задача - в карандаше нарисовать этот шар с прорисовкой светотеневых градаций.

Но прежде, чем вы приступите к рисункам, давайте подумаем, как же вы будете рисовать сам шар, ведь как известно, использовать циркуль я запрещаю. Существует два основных способа нарисовать окружность на листе, кто подскажет как? (дети отвечают или я помогаю – вписать окружность в квадрат или поострить одинаковые диагонали)

Шаг 1. Проведите карандашом вертикальную прямую линию и, перпендикулярно ей, горизонтальную прямую линию (не нажимайте на карандаш сильно, это всего лишь разметка). У вас получится крест, центр которого и будет центром нашей окружности.
    Шаг 2. Теперь нужно отмерить примерно равное расстояние от центра влево, вправо, вверх и вниз, и поставить точки на одинаковом расстоянии от центра.

Шаг 3. Далее нужно, соединяя полученные точки, нарисовать окружность. Если у Вас не получается нарисовать круг, попробуйте добавить еще пару линий, проходящих через центр под углом примерно в 45 градусов. Если Вы старались и все делали правильно, у Вас должен получиться круг.

Шаг 4. Прежде чем приступить к штрихованию, следует разобраться, как шарообразный объект взаимодействует со светом и тенью. Условно шар можно разбить на три части: 1- сильный свет; 2 - тень; 3 - слабый свет.

На любом предмете можно выделить несколько элементов светотени:

объем_0001.jpg

Самым светлым будет блик, самым темным – тон (или тень). От того, как вы распределите на предмете свет и тень, зависит то, насколько объемным будет выглядеть этот предмет на рисунке. Понятно, что ложиться солнечные лучи будут по форме, в случае с шаром – по кругу.

Четких границ мы, конечно, не увидим. Но в рисунке для правильного построения формы найти переходы между элементами светотени все же нужно. Эти воображаемые линии разреза и будут необходимыми нам  эллипсами. Нарисуйте их, и уже в соответствии с ними делайте тональный рисунок.

Шаг 5. Теперь можно приступать к тонированию. Его следует выполнять таким образом, чтобы накладываемые штрихи повторяли форму шара.

ball-7.jpg

Совет: чтобы правильно нанести светотень, помните  об источнике света.

17.jpg

VI. Практическая часть  Во время практической части хожу по классу, указываю на ошибки учащихся, при необходимости помогаю исправить.

VII. Поведение итогов: Ребята, скоро прозвенит звонок, и поэтому давайте закрепим сегодняшнюю тему.

Для того чтобы нарисовать объем предметов на плоскости листа художники используют какой прием? (светотень)

Как называются элементы светотени? (блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень)

Какой самый светлый элемент? (блик)

Как называется область между светом предмета и его тенью? (полутень)

Что такое рефлекс? (слабое светлое пятно в области тени, образованное от близко лежащих предметов)

VIII. Итоговый анализ детских работ: В конце урока выставляем все работы, и коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе. Обращаем внимание на композиционное решение. В ходе анализа детям задаются вопросы:

Учитель: «Как вы думаете, вы справились с поставленной задачей? Кому надо доделать? Всем спасибо за работу! Вы молодцы!»

IX. Домашнее задание

Домашним заданием для вас будет выучить записанные сегодня определения.

X. Уборка рабочего места


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства "Рисование животных с натуры и по представлению"

На уроке ребята знакомятся с анималистическим искусством, с разнообразием пород кошек, их внешним видом, учатся рисовать  кошку. На уроке используются ЭОР...

Рисование елочной игрушки – рисование с натуры.

Конспект урока по изобразительному искусству. 1 класс....

Урок изобразительного искусства "Рисование бабочки с натуры" 2 класс

Урок изобразительного искусства "Рисование бабочки с натуры"...

Урок изобразительного искусства "Рисование зайца с натуры или по представлению"

Данная презентация может быть использована на уроках по изобразительному искусству при изучении анималистического жанра. Использование загадки и интересных фактов о зайцах расширят круг знаний обучаю...

Конспект урока по ИЗО по теме "Рисование натюрморта с натуры"

Конспект урока по ИЗО по теме "Рисование натюрморта с натуры", 3 класс....