Нетрадиционная техника по изодеятельности в работе с детьми ЗПР
материал по изобразительному искусству (изо)

Фарзалиева Гюлжихан Мустафаевна

Использование нетрадиционной техники  по изодеятельности при работе с детьми с ЗПР

 

Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                     В.А.Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnaya_tehnika_risovaniya.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

  Как известно,  дети с ЗПР испытывают серьёзные трудности в развитии воображения. Применение в работе нетрадиционных техник помогает взаимодействовать, обучаться детям разного уровня развития, различного социального положения, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей. Главной задачей педагога является развитие интереса к изобразительному искусству и потребность в нем.

Изобразительная деятельность является особой средой, необходимой для комплексного развития дошкольника с задержкой психического развития. Рисуя, ребёнок ощущает себя свободным, уверенным в своих суждениях, учится делать выводы. Происходит обогащение словарного запаса.

Необычные способы рисования привлекает внимание детей, заставляет удивляться, включаться в работу. Возникает познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, общение между учащимися носит позитивную окраску, происходит взаимообогащение, активизация словарного запаса.

Дети с ЗПР часто копируют образец, предъявленный им. Изображения в нетрадиционной технике, не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Такой способ изображения дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Дети начинают сравнивать свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, проявляется своя  фантазия.

Нетрадиционные техники изображения.

Монотипия – отпечаток, который можно сделать только один раз.

Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет.

Техника «печатание листьями»

Лист дерева (кустарника) положить на газету и раскрасить. Аккуратно приложить лист дерева раскрашенной стороной к альбомному листу. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой (можно газетной), прогладить ладонью. Снять бумагу и лист дерева. Отпечаток готов. По желанию можно дорисовать ствол, чтобы получилось дерево.Количество листьев может быть разным, в зависимости от размеров бумаги и самих листьев.

Техника «рисование нитками»

Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

Техника «печатание бумагой»

Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист для рисования. По мере необходимости комок плотной бумаги заново опускается в краску. Для использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги.

Техника «рисование мыльной пеной»

Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть или смахнуть

Техника «рисование кляксами»

Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Дошкольникам дается задание подумать, что напоминают получившиеся кляксы. При необходимости дорисовать детали.

Техника «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)

Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватмана можно окрасить в светлый тон.

Техника «мятый рисунок»

На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

Техника «рисование по клейстеру»

Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палочку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.

У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в формировании навыков общения, эти дети предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом. Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы, сближает детей единой целью, у них развивается навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения.

М. В. Ермолаева пишет: «Вовлекая проблемного ребёнка в подлинно творческую работу, мы способствуем коррекции его мотивационной сферы – основы его поведения, чувствования, эмоционального реагирования. Коллективное детское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека».          

Занятия по рисованию, с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации.  Эти и другие техники требуют точности и быстроты движений, умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент, терпения, аккуратности, внимания.

Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изотехник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ЗПР в целом.

Источник: Е. Н. Лебедева. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.

Список литературы.

Мамайчук И. И.  Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с

Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.

Березина Т.Н. Воспитание добра как психолого-педагогическая проблема высшей школы // Almamater (Вестник высшей школы). 2013. № 2. С.ман 62-66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние нетрадиционных техник и материалов изодеятельности на подготовку дошкольников в школу.

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажд...

конспекты ООД по изодеятельности( рисование нетрадиционными техниками)

В даном портфолио представлены некоторые техники нетрадиционного рисования,  деятельность построена с учётом возрастных особенностей детей, активизируется творческий интерес  к результату пр...

Нетрадиционные техники избражения на уроках изобразительного искусства и технологии с детьми ОВЗ

Данное выступление подготовлено на городское методическое объединение психологов и социальных работников на тему " Нетродиционные техники изображения на уроках изобразительного искусства и технологии ...

"Нетрадиционные техники изо-терапии, применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми, находящимися в социально-реабилитационном центре"

Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. К....

Технология "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с ОВЗ" Автор Грошенков И.А.

Главное отличие нетрадиционной техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это мален...

Методическое пособие "Использование техники "Оригами" для корекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями"

Данный методический материал разработан для уроков труда. Учебный предмет "Труд" для детей с интеллектуальными нарушениями выполняет особую роль, т.к. обладает мощным коррекционно - развиваю...