"Нетрадиционные техники изо-терапии, применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми, находящимися в социально-реабилитационном центре"
материал

Чебаненко Ольга Анатольевна

Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.

 К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_tehniki_izo-terapii.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чебаненко О.А.

Казенное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония",

специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗО-ТЕРАПИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ  С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ      Слайд №1

Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.

 К. Д. Ушинский

Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать, совершенствовать этот мир. "У детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного" [1, 13]. Творчество естественно проникает в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В рисунке ребенок легко открывает свои истинные чувства, переживания. Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве. Словосочетание арт-терапия в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами спонтанной художественной деятельности [2, 15]. Её задача — не сделать всех художниками или скульпторами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его возможностей [3,25]. Психологи рекомендуют ввести эту технику в обязательную программу обучения, применяя повсеместно изотерапию в школах, поскольку именно для первоклассников, пятиклассников и подростков психологические проблемы особенно актуальны. Всем известно, что рисование – это одно из самых любимых детских занятий. Слайд №2.

Малыши в детском саду рисуют с помощью карандашей, кистей или даже пальцев. В школе они стараются усовершенствовать свои навыки, переходя к созданию более сложных картин. Однако существуют еще и методы нетрадиционного рисования, которые являются очень ценными как для детей, так и для их родителей. Слайд №3.

Нетрадиционные изобразительные техники: "граттаж", рисование "цветной пеной", рисование губкой, "нитяная графика", рисование "по влажному, мокрому фону", "кляксография", "воскография", "симметричная монотипия", "ладоневая живопись", рисование "по мятой бумаге", рисование "мятой бумагой", "набрызг", "тампонирование", "трафарет" и другие.

Занятия по изобразительному искусству в группе охватывали всех без исключения детей, что давало возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах творчества в доступной для него форме. Главная задача — помочь каждому ребенку обрести веру в свои возможности, не только определить, а разбудить учебные, творческие способности детей.
Нетрадиционные техники рисования позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. Как показывает практика, наиболее эффективно использование не отдельных артпедагогических элементов, а интегрированные занятия, которые сочетают в себе различные нетрадиционные техники рисования, способствующие творческому развитию дошкольников.
Несмотря на достаточную разработанность данного вопроса, где рассматриваются традиционные подходы в решении проблемы развития творческих способностей детей, необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

Хочу Вас познакомить с упражнениями арт-терапии для детей дошкольного возраста, которые использую я в своей работе с малышами. Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Слайды №4, №5.

  1. Кляксография, заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, мы переходим к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. В старшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно составить сюжет, воздействуя на каплю воздухом, дуя на кляксу и поворачивая лист бумаги в нужном направлении или дуя через трубочку. Слайды №6, №7.
  2. Раздувание - эта техника чем-то похожа на кляксографию. На лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких. Слайды №8, №9.
  3. Монотипия считается одной из простейших графических техник: на сложенном пополам листе или на гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. 

Монотипию могут освоить дети младшего детсадовского возраста. Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и "печатают" их изображения. Детям доставляет удовольствие сам процесс работы. Слайды №10, №11.

  1. Рисование крупами. Благодаря экологической чистоте крупы, которую мы покупаем в магазине, рисование крупой (рисом, манкой, гречкой, перловкой, пшеном и геркулесом) – является замечательной техникой рисования и прекрасным досугом для маленьких детей. Рисование крупой привлекает малышей ещё и внешними свойствами круп — у каждой свой цвет, размер, форма. Поверхность рисунка из крупы всегда рельефна. Слайды №12, №13. 
  2. Рисование мятой бумагой. Преимущества рисования мятой бумагой:

- Бумажный комочек  ребенок способен изготовить своими руками (заодно развивает самостоятельность и тренирует мелкую моторику)  

- Цветную воду для печатания - опять же под силу развести ребенку, хотя, может быть и с Вашей помощью - и это не менее увлекательно, чем само рисование! 

 Отпечатки от комочков бумаги - размытые, не похожие один на другой, формы создаваемых пятен  самые неожиданные - всё это  хорошо развивает фантазию! Её, кстати, можно проявить и в обрисовывании созданных абстракций кистью с краской - оживляя их, создавая им настроение, сюжет. Слайды №14, №15.

  1. Рисование пленкой. На картон или бумагу выдавливаем  краску, сверху кладем пленку и разглаживаем ватой, потом резко отдергиваем пленку.  

На смоченный лист бумаги наносится акварель или жидкая гуашь. Пока лист влажный, его покрывают пищевой пленкой (чем больше пленка имеет мятый вид, тем интереснее получаются оттиски). Когда лист высыхает, пленка снимается (с 2х лет). Слайды №16, №17.

  1. Рисование штампами. Другой способ рисования, а точнее, печатания основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете ее пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное.  . Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашевую) и прикладываете к бумаге. Как вы догадываетесь, остается отпечаток. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики.

Штампиком может служить не только картофелина или другой овощ, а так же и крышки от бутылок , бутылки пластиковые, колпачки от фломастеров, пуговицы, небольшие коробочки и т.п. Слайды №18, №19.

  1. Рисование пальчиками и ладошками. Многие родители отрицательно относятся к желанию ребенка творить с помощью пальцев и ладоней. Однако этот способ поистине хорош, поскольку он дает малышу полную свободу действий. А ведь пальцы слушаются детей намного лучше, чем кисти и карандаши, поэтому результат такого творчества получается гораздо более эффектным. Гораздо лучше, если вы научите ребенка обращаться не только указательным пальцем, но и всеми остальными, и даже ладонями. Это поможет ребенку открывать новые границы творчества, развивать воображение и учиться создавать новые образы. Слайды №20, №21.
  2. Рисование по мокрому Мокрая бумага для расплывчатых образов.  Часто дети в своем желании творить значительно превосходят взрослых людей. Если ребенок мечтает научиться создавать, например, туман, дождь, закат, воду и подобные образы, то лучше научить его рисовать на влажной бумаге. Не стоит делать ее слишком мокрой, поскольку рисунок может не получиться. Достаточно взять кусочек ваты, смочить его водой и сделать бумагу слегка влажной. Такой холст подходит для создания неясных образов. Если ваш ребенок захочет отточить эту технику, то в будущем у него есть шанс стать настоящим художником. Слайды №22, №23.
  3. Ниткография. Технология выполнения "ниткографии" необычайно проста. Берём белый лист бумаги, формат А-3 и сгибаем пополам. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску.
    Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец. Хорошо использовать толстую шерстяную нить - ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты. А одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут у Вас переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга.
    Слайды №24, №25.
  4. Волшебный рисунок. Возьмите кусочек восковой свечи, хозяйственного мыла или пачку канцелярского клея и изобразите на бумаге с их помощью какой-нибудь образ. После этого возьмите кисть, а лучше воспользуйтесь поролоном или ватой, макните инструмент в краску и нанесите ее на все изображение сплошным слоем. Из-за того, что текстура рисунка жирная, детские краски лягут на нее не так, как на бумагу. Так вы добьетесь того, что рисунок проявится буквально за считанные секунды, на ваших глазах. Дети очень любят этот вид творчества, ведь они становятся настоящими волшебниками.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Мы пришли к выводу, что оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ребята перепачкаются, главное – чтобы они получали удовольствие от общения с красками и радовались результатам своего труда.

Список литературы.

  1. Архарова, Н. В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования: Н. В.Архарова — Мосальск, «Воспитатель года», 2016. — 30 с.
  2. Баранова, Е. В. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования: учебно-методическое пособие / Е. В. Баранова, А. М. Савельева. — М.: Мозаика — Синтез, 2019. – 64 с.
  3. Горяева, Н. А. Маленький художник: пособие работы с детьми 5-6 лет/ Н. А. Горяева. – М.: Просвещение, 2017. — 96с.
  4. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2: Г. Н.Давыдов. — М., «Издательство Скрипторий 2013», 2007. -72 с.
  5. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Электронный ресурс]: программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 200 с. — 978-5-86775-320-7. – Режим доступа: http://www. biblioclub. ru/index. php? page=book&id=21186


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Агресивность детей" к статье Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.

Демонстрационнный материал к статье Пазарацкас Е.А. Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации./Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных ...

Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра

Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра...

Нетрадиционные техники избражения на уроках изобразительного искусства и технологии с детьми ОВЗ

Данное выступление подготовлено на городское методическое объединение психологов и социальных работников на тему " Нетродиционные техники изображения на уроках изобразительного искусства и технологии ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ЗПР

Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучени...

Использование нетрадиционной техники рисования "мятая бумага" на коррекционно-развивающих занятиях с детьми

Про неоценимую роль   развития у детей  творческих способностей высказывались многие выдающиеся деятели. В. А. Сухомлинский говорил:  «Истоки способностей и дарования де...