Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
рабочая программа (3 класс) на тему

Шихалеева Марина Ивановна
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, целью коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения обучающимися с ОВЗ, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом  развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ целью коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения обучающимися с ОВЗ, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

 выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их психическом развитии;

 осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

 возможность освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Программа коррекционной работы направлена: 

 на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

 оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования;

 овладение навыками адаптации обучающихся к социуму;

 психолого -педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

 развитие потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Цель программы: 

- создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с ОВЗ в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.

Задачи программы: 

 Определение особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ.

 Своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе.

 Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

 Обучение навыкам произвольного поведения.

 Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

принцип соблюдения интересов ребенка: педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;

принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

*принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;

* принцип усложнения заданий, упражнений;

* принцип развивающей направленности обучения;

*принцип наглядности и занимательности обучения;
принцип доступности обучения;

принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;

*принцип вариативности;

*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.

* принцип учета эмоциональной окрашенности материала: создание благоприятного, эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций.

  Основные направления коррекционно-развивающей работы:

 Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

1. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  2. развитие навыков каллиграфии;
  3. развитие артикуляционной моторики

1.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
  2. развитие зрительной памяти и узнавания;
  3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  4. развитие пространственных представлений и ориентации;
  5. развитие временных понятий;
  6. развитие слухового внимания и памяти;
  7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

1.3. Развитие основных мыслительных операций:

  1. формирование навыков относительно анализа;
  2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  4. формирование умения планировать свою деятельность;
  5. развитие комбинаторных способностей

1.4. Развитие различных видов мышления:

  1. развитие наглядно-образного мышления;
  2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

1.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

1. Развитие речи, владение техникой речи.

2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.

3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.

6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям обучающихся.

Формы коррекционной работы психолога:

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
  • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
  • составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ (по запросу родителей или законных представителей);
  • составление индивидуальных карт развития учащегося (вместе с педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителями-предметниками);
  • контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
  • создание комфортного микроклимата в классе для каждого учащегося с ОВЗ;
  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

В системе обучения использую различные виды помощи:

  • учебные;
  • стимулирующие;
  • направляющие;
  • обучающие и др.

Чувствительность ребенка к помощи, способность усваивать ее, переносить усвоенный с помощью способ деятельности на решение аналогичных учебных задач – надежный способ определения уровня развития ребенка, его обучаемости.

Учебная помощь. Осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.

Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.

Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В этом случае педагог косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.

Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.

Развитие мелкой моторики кисти рук, навыков каллиграфии.

Использование игр и упражнения, направленных на развитие мелкой моторики и графических навыков.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития, развитие артикуляционной моторики.

Учеными разных стран с незапамятных времен доказано, что руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом: известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки - видимой частью полушарий головного мозга. Кисть руки человека считается источником информации о внешнем мире. Именно через развитие моторики ребенка происходит компенсация невостребованных качеств организма и социальная адаптация детей с ЗПР и нарушением интеллекта.

Использую на уроках для всех детей (оказываю индивидуальную помощь ребенку с ЗПР) пластилинографию, оригами, работу с конструктором, работу с мятой бумагой, ватопись.

Очень нравятся детям занятия логоритмикой и кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Результаты научных исследований показали, что трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого полушария препятствует развитию логико - аналитических способностей левого.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы.

Далее приведены кинезиологические программы, направленные на:

  • Развитие межполушарных связей
  • Синхронизации работы полушарий
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие способностей
  • Развитие памяти, внимания
  • Развитие речи, мышления
  • Комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 дней);
  • Перерыв 2 недели;
  • Комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель);
  • Перерыв 2 недели;
  • Комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель).

Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:

  • словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
  • наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
  • практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.

Методы по степени активности познавательной деятельности:

  • репродуктивные;

Методы организации деятельности и опыта поведения:

  • поручение;
  • упражнение;
  • приручение;
  • оценивание;
  • создание воспитывающей ситуации.

Методы коррекционной работы:

  • создание атмосферы доброжелательности;
  • постепенное усложнение материала;
  • постепенное наращивание темпа урока;
  • дозировка материала;
  • поэтапные действия;
  • четкие инструкции;
  • алгоритм действия;
  • постановка наводящих вопросов;
  • предупреждение ошибок;
  • исключение из учебников сложных заданий;
  • чередование труда и отдыха
  • объяснительно – иллюстративный
  • логические.

Формы проведения  коррекционных занятий:

  1. индивидуальные занятия
  2. групповые занятия для детей с ОВЗ

Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД): 

Регулятивные - принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану, извлекает необходимую информацию из текста.

Познавательные – осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в раздаточных материалах; выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; ищет и выделяет необходимую информацию; формулирует проблему поискового характера; самостоятельно строит осознанное устное и письменное речевое высказывание, выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точку зрения.

Коммуникативные – формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для партнера; умеет слушать и вступать в диалог; умеет задавать вопросы; умеет точно выражать свои мысли, позитивно относится к процессу общения; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; умеет ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит свои взаимоотношения со взрослым.

Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.

Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.

Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий.

Формы контроля ЗУН (ов)

  • наблюдение;
  • беседа;
  • игра;
  • диагностика;
  • тестирование.

Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания

динамики развития

-Наблюдение в ходе занятий.

-Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)

-Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный,

промежуточный, итоговый.

Программа разработана на основе коррекционно-развивающих занятий по программе для учащихся 3 классов Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Семенович А.В., М., «Генезис», 2008.; Глазунов Д.А. «Развивающие занятия» - М.: Глобус, 2009; Хухлаева  «Тропинка к своему Я» 1-4 класс

Общая структура программы.

1 блок – Диагностический – 3-4 занятия. Вначале курса занятий проводится диагностика развития личностных и метапредметных УУД.

2 блок - Коррекционно-развивающие занятия – 34 занятий (с учетом возрастных особенностей обучающегося). Занятия направлены на развитие и коррекцию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, снятия эмоционального напряжения, формирование и развитие УУД, развитие психических процессов.

3 блок – Диагностический – 2-3 занятия. По окончанию курса занятий проводится диагностика динамики коррекции развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

Тематическое планирование. 3 класс.

1

Исключи лишнее.

Сходство и различие.

Развитие и гармонизация эмоциональной сферы

Пальчики-мордашки

2

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие внимания.

Я в окружающем мире. Школа улыбок

3

Запутанные дорожки.

Внимательный художник.

Умею ли я слушать другого человека

4

Развитие пространственного восприятия.

Графический диктант.

Хочу сказать приятное другому человеку

5

Развитие пространственного восприятия.

Наложенные рисунки.

Мои качества

6

Развитие памяти.

Найди отличия.

Каким меня видят окружающие

7

Развитие зрительной опосредованной памяти.

Мой характер

8

Развитие логического мышления.

Запомни фигуры.

Я и моя школа

9

Логический квадрат.

Что такое лень?

10

Развитие произвольности движений.

Обводи точно.

Упрямые барашки

11

Развитие опосредованной памяти.

Как справиться с немогучками?

12

Развитие мышления (установление закономерностей).

Письмо инопланетянина.

Я и мои родители

13

Найди девятый.

Я умею просить прощение

14

Развитие мышления (установление закономерностей).

Развитие произвольного внимания (устойчивость)

Настоящий друг

15

Пишущая машинка.

Объедини пословицы.

Умею ли я дружить

16

Найди четвертый лишний.

Закончи рисунок

Трудности с друзьями

17

Бери осторожно.

Запомни сочетания фигур.

Портрет моего друга

18

Раздели на группы.

Фигуры и значки.

Сочини историю

19

Выбери главное.

Знай свой темп.

Ссора и драка

20

Запомни и нарисуй.

Запомни цифры. Запомни слова.

Сотрудничество

21

Раскрась фигуру.

Одинаковое, разное.

Доброжелательный человек

22

затормозить движение).

Назови четвертое слово.

Я умею понимать другого

23

Запретное движение.

Я умею договариваться

24

Развитие вербальной опосредованной памяти.

Найди фигуры.

Мои интересы

25

Объедини по смыслу.

Мой внутренний мир

26

Развитие мышления (умение сравнивать).

Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).

Одинаковое, разное.

Мои способности

27

Не путай цвета.

Что это?

Как хорошо уметь слушать

28

Развитие вербальной опосредованной памяти.

Развитие мышления (установление закономерностей).

Объедини по смыслу.

Поговорим без слов

29

Найди фигуры.

Речь

30

Учись уменьшать и увеличивать.

Объедини пословицы.

Запомни и нарисуй.

В море знаний

31

Поверни квадрат.

Найди одинаковые.

В пещере эмоциональных взрывов

32

Развитие мышления (процессы синтеза).

Составь слова.

Сказка о понимании

33

Волшебники.

Где, какая полоска? Кольца.

День рождения-день творения

34

Развитие вербально - понятийного мышления.

Развитие слухового восприятия.

До свидания

ЛИТЕРАТУРА

1. Локалова НЛ. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Луч», 1995.

2. Локалова Н.Л. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. Часть 1. Книга для учителя М.: Ось -89, 2011. - 272 с.

3. Локалова Н.Л. 120 уроков психологического развития младших школьников. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития М.: Ось -89, 2011. - 160 с.

4. Локалова Н.Л. Как помочь слабоуспевающему школьнику М.: Ось-89, 2005. – 95 с.: табл.

5. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Семенович А.В., М., «Генезис», 2008.

6. Языкановой Е.В. Учись учиться. – издательства «Экзамен», Москва 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ЗПР

Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучени...

Коррекционно-развивающие игры в работе с детьми младшего школьного возраста.

Известно, что у детей младшего школьного возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преиму...

Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Образование детей с ОВЗ предусматривает:1. Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования;2. Воспитание;3. Лечение и озд...

Коррекционно-развивающие занятия в работе с детьми с ОВЗ

В статье рассказывается о коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ...

Коррекционно-развивающие пособия для работы с детьми

В данном материале представленны созданные своими руками методические пособия длчя проведения коррекционно - развивающей работы с детьми. Могус быть использованы в деятельности педагога-психолога, учи...

Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Для ученицы 4 « » класса

Адаптированная  коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Д...