Технологическая карта урока изобразительного искусства "Художественная культура Японии" 4 класс, УМК - "Школа России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Цель деятельности учителя:  

ознакомление детей с памятниками архитектуры и символами Японии; раскрытие своеобразия и неповторимости японской культуры;

Задачи урока:

Дидактические:

1) познакомить с особенностями архитектуры Японии, создание образа храма-пагоды.

2) познакомить с главным символом Японии, и особенностями создания образа сакуры. 

Развивающие:

1) развивать навыки владения художественными материалами и средствами;

2) развивать способности к творческому самовыражению.

Воспитательные:

1) воспитывать уважительное отношение к художественной культуре Японии; 

2) продолжать формирование аккуратности, оригинальности в работе.

Планируемые результаты: 

Предметные: обучающиеся научатся:

1) рассказывать об особенностях культуры Японии, символах и архитектуры страны;

2) работать гуашью в технике «сухая кисть», изображая символы и архитектуру Японии.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять интерес к произведениям искусства, построенным на принципах уважительного отношения к культурным традициям и творчеству других народов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 21.02.2023

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 4 «А»

Урок: 5

Время: 12:35-13:15          Кабинет: 201

Студент: Лобанова Екатерина Дмитриевна

Группа: 31

Учитель: Регель Надежда Васильевна

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока: «Художественная культура Японии. Архитектура — храм-пагода.

Сакура — символ страны»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока:  ознакомление детей с памятниками архитектуры и символами Японии; раскрытие своеобразия и неповторимости японской культуры;

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с особенностями архитектуры Японии, создание образа храма-пагоды. 

2) познакомить с главным символом Японии, и особенностями создания образа сакуры.

Предметные: обучающиеся научатся:

1) рассказывать об особенностях культуры Японии, символах и архитектуры страны;

2) работать гуашью в технике «сухая кисть», изображая символы и архитектуру Японии.

Развивающие:

1) развивать навыки владения художественными материалами и средствами;

2) развивать способности к творческому самовыражению.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять интерес к произведениям искусства, построенным на принципах уважительного отношения к культурным традициям и творчеству других народов.

Воспитательные:

1) воспитывать уважительное отношение к художественной культуре Японии;  

2) продолжать формирование аккуратности, оригинальности в работе.

УМК: учебник ИЗО, 4 класс, 2 часть, Л. А. Неменский, гуашь, заготовки – шаблон храм-пагода, учебная презентация, музыкальный фрагмент. 

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства (слайд №1).

2. Создаёт эмоциональный настрой на урок

- Сядьте, пожалуйста, те, у кого хорошее настроение. Сядьте, пожалуйста, те, кто сегодня выспался. Сядьте, пожалуйста, те, кто готов к работе.

- Отлично, давайте начнём наш урок!

1.Приветсвуют учителя

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний

УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Презентация

Актуализация знаний и  мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний

контроль

1. Организует повторение изученного.

- Над какой темой мы работаем в этой четверти?(слайд №2)

- О культуре, какой страны вы узнали на прошлом уроке?

- Давайте вспомним, что такое керамика? (слайд №3)

- Опишите различия следующих сосудов: амфора, лекиф, кратер? (слайд №4)

- Почему эти виды сосудов считаются классическими?

- Скажите, как называются традиционные орнаменты Греции, изображенные на слайде?

(слайд №5-6)

- Каждый народ - художник.
- О культуре Древней Греции.

- Керамика - изделия из обожженной глины.
1. амфора - сосуд овальной формы с узкой шейкой и двумя ручками.

2. Лекиф - высокий, удлинённый сосуд.

3. Кратер - большие сосуды, широкие, схож с кратером вулкана.

- Меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками.

Пальметта - элемент орнамента в виде листа пальмового дерева.

УУРД:  Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

УУПД:

планировать; структурировать знания.

Презентация

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи (7-10 мин)

Определение содержательных рамок урока; знакомство с новым разделом.

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог.

Внешний контроль

1. Подведение к теме урока.

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд.

(слайд №7)

- Что вы видите? В какую страну мы отправимся?

2. Формулирует тему и цели урока.

- Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока (слайд №8).

- Как будет звучать цель нашего урока?

(слайд №9)

- Давайте попробуем составить план на сегодняшний урок с помощью следующих слов:

1) Узнаем …;

2) Выполним …;

 (слайд №10-11)

Рассматривают слайд

- Мы отправимся в Японию.

Тема: «Художественная культура Японии. Архитектура - храм-пагода. Сакура - символ страны».

Цель:

1) Познакомиться с особенностями архитектуры и символами Японии.

План:

1) Узнаем о сакуре как символе Японии и строение храма - пагоды;

2) Выполним гуашью образы сакуры и храма - пагоды;

УУКД:

Корректно и аргументировано высказывать своё мнение

УУРД:

выстраивать последовательность выбранных действий

УУПД:

Формулировать цель

Презентация

Презентация

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Группа практических методов: работа в тетради

Внешний контроль

1. Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Где находится Япония? (слайд №12)

Япония - островное государство в Восточной Азии. Она расположена на Японском Архипелаге.

- Как иначе называют Японию? Почему?

Солнце восходит на востоке и поэтому японцы первые встречают рассвет.

- Как выглядит флаг Японии? Флаг выглядит следующим образом (слайд №12).

- А кто знает, как раньше называлась Япония?
- Раньше Япония называлась Ямато, что в переводе означает великая гармония, мир.

- А кто знает, чем знаменита Япония?

- Япония знаменита тем, что в этой стране хорошо развита техника. Многие новинки в мире технике выходят в Японии и там же и разрабатываются. Поэтому, японцев называют универсально развитым народом.
2. Организует анализ символов Японии.
- Ребята, а кто из вас знает, что такое символ?

- Ребята, посмотрите на слайд. Это японский храм-пагода. В этом храме исповедуют традиционную японскую религию – синтоизм (слайд №13).

- Похож ли храм-пагода на классический греческий храм?

- Что необычного вы заметили в конструкции храма?

- Храм состоит из легкой конструкции.

- Ребята, на что похож этот храм?

- Какого цвета бывает пагода?

- Какие украшения могут быть на храме?

- Ребята, теперь посмотрите на следующий слайд, что вы видите? (слайд №14)

- Может, кто-то знает, что это за дерево?

- Это символы Японии - сакура.

-А кто из вас знает, почему именно сакуру я показала вам?

-А как выглядит сакура?

- Сакура - это японская вишня.

- Какой ствол у сакуры? Какие ветви?

- Находится в Тихом океане, к востоку от Японского моря.

- Япония - страна восходящего солнца.

Высказывают предположения

- Оригами, кимоно, роботами, роллы, суши.

- Символ - предмет, служащий условным знаком.

Рассматривают храм

- Нет.

- Он состоит из нескольких ярусов.
-
Крыши - колокольчики, крылья бабочки.

- Красная, серая, коричневая.
- Китайские шары, гирлянды.

- Дерево.

- Это сакура.

- Сакура - национальное дерево Японии.

- Это дерево, похожее на яблоню.

- Ствол кривой. Ветви колючие, но на них нежные, воздушные цветы, как облако. Они окутывают в период цветения все деревцо.

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения.

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности

УУКД: объяснять полученный ответ с использованием изученной
терминологии;

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Индивидуальная

Группа практических методов: решение задачи

Внешний контроль

Задание: на половине листа А4 изобразить сакуру.

1. Педагогический показ.

1 этап. Берем в руки тонкую кисть, на нее берем коричневую краску. Рисуем ствол и тонкие веточки сакуры. Обратите внимание, что веточка очень изогнутая и колючая. 

2 этап. Рисуем теперь на веточках цветы. Цветы рисуем сухой кистью, почти без воды. Они у сакуры нежные, как облака. Берем белила и добавляем в них немного красного, чтобы получить розовый, или немного фиолетового, чтобы получить
сиреневый. И вокруг веточек создаем облако из цветов.

- Второе ваше задание изобразить образ храм-пагода на второй половине листа А4 по шаблону.

- Озвучьте мне этапы работы при выполнении образа храма-пагоды.

2. Критерии оценивания.

- Перед тем, как вы приступите к работе, прочитайте внимательно критерии оценивания: (слайд №15)

1. Цветовые пятна при изображении сакуры завязаны друг с другом, привлекают внимание и создают гармонию.

2. Переданы характерные особенности цвета и строения храма-пагоды.

3. Аккуратность выполнения работы.

- Приступайте к работе!

Формулируют задание

Наблюдают за действиями учителя

1) Покрываем фоном основные крупные элементы Пагоды – стены и скаты крыш. На стены мы берём светлые цвета, а на скаты крыш – тёмные цвета, т.к. крыши храмов Японии покрыты черепицей.

2) Рисуем окна и дверь

3)Украшаем пагоду мелкими деталями: прорисовываем черепицу и рисунки на стенах.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

УУРД: оценивать действия.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия.

Индивидуальная

Практический: выполнение задания.

Внешний контроль

1. Организует самостоятельную работу.

Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество.

Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания.

Работают самостоятельно.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Музыкальный фрагмент

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение изученного

Индивидуальная

Группа практических  методов: выполнение задания

- Заканчивайте работу. Отложите всё в сторону.

1. Организует повторение изученного материала.

- Ребята, о какой культуре мы сегодня говорили?

- Как по-другому называют Японию?

- Какой символ у Японии?

- Кто может назвать отличительные черты конструкции храма-пагоды?

- О культуре Японии.

- Страной восходящего Солнца.

- Сакура.

- Несколько ярусов.

УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на
уроке, осознание метода построения нового знания.

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации.

1. Организует рефлексию деятельности обучающихся.

- Ребята, теперь каждый ряд будет выходить к доске по очереди, а остальные будут анализировать их по критериям, которые у нас были озвучены.

1. Цветовые пятна при изображении сакуры завязаны друг с другом, привлекают внимание и создают гармонию.

2. Переданы характерные особенности цвета и строения храма-пагоды.

3. Аккуратность выполнения работы.

- Спасибо за работу, урок окончен.

Выполняют взаимооценку по заданным критериям.

УУРД:

оценивать свою работу.

УУПД:

оценивание процесса и результатов деятельности

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства : «Картина-пейзаж. Изображение.»(УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока изобразительного искусства : «Картина-пейзаж. Изображение.»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о пейзаже; обучение последовательности...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Филимоновская глиняная игрушка» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки; расписывание глиняной игрушки.Задачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Композиция «Праздник Пасха»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Композиция «Праздник Пасха»»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создать условия для развития навыков составления композиции на тему: «Пр...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Каргопольская глиняная игрушка» (УМК «Школа России»,1 класс)

Тема урока: «Каргопольская глиняная игрушка».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления об истории возникновения Каргопольской игрушки...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Афиша и плакат"(УМК "Школа России",3 класс)

Тема урока: «Афиша и плакат»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: обобщение знаний учащихся о разнообразии афиш и плакатов .Задачи урокаДидактические:1)Формировать знания учащихся о...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Деревня - деревянный мир" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: дать представление о конструкции и украшении русской деревянной избы. Задачи урока  Дидактические:1. Дать представление о конструкции р...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Пейзаж родной земли» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: дать учащимся представление о понятии «пейзаж», формирование знаний о характерных чертах композиции пейзажа.Задачи урока:Дидактические:1.сформировать представление о жанре пейз...