Технологическая карта урока изобразительного искусства «Уральский пейзаж. Зима. (Подмалевок, начало работы над композицией)» (4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Нагорнова Милена Ивановна

Тема урока: «Уральский пейзаж. Зима.

(Подмалевок, начало работы над композицией)»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции пейзажа; ознакомление с понятием «подмалевок»;

выполнение подмалевка для зимнего пейзажа

Задачи урока                                                      

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать представление о ценности родного, уральского края, понятии «подмалевок».

Предметные:

  1. Знать об красоте природы разных климатических зон;
  2. Уметь работать гуашью, создавать пейзажные композиции.

Развивающие:

  1. Развивать воображение и фантазию при работе с гуашью.
  2. Развивать способности к творческому самовыражению, навыки работы гуашью, при создании зимнего пейзажа.

Личностные:

  1. Проявлять творческое отношение к процессу обучения;
  2. Уметь применять полученные знания в собственной творческой деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у обучающихся уважения и ценностного отношения к своей Родине  — России;
  2. Воспитывать аккуратность, внимательность и оригинальность действий.

УМК: 4 класс, 2 четверть, Неменский Б.М. Учебник «ИЗО», кисти, краски, листы, учебная презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 14.11.2023

Школа: МАОУ «СОШ№104»

Класс: 4 «Б»

Урок: 4

Время: 11:35-12:15 08:00-08-40 Кабинет: 210

Студент: Нагорнова Милена

Группа: 41

Учитель: Нестерова Лариса Александровна

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока: «Уральский пейзаж. Зима.

(Подмалевок, начало работы над композицией)»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции пейзажа; ознакомление с понятием «подмалевок»;

выполнение подмалевка для зимнего пейзажа

Задачи урока        

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать представление о ценности родного, уральского края, понятии «подмалевок».

Предметные:

  1. Знать об красоте природы разных климатических зон;
  2. Уметь работать гуашью, создавать пейзажные композиции.

Развивающие:

  1. Развивать воображение и фантазию при работе с гуашью.
  2. Развивать способности к творческому самовыражению, навыки работы гуашью, при создании зимнего пейзажа.

Личностные:

  1. Проявлять творческое отношение к процессу обучения;
  2. Уметь применять полученные знания в собственной творческой деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у обучающихся уважения и ценностного отношения к своей Родине  — России;
  2. Воспитывать аккуратность, внимательность и оригинальность действий.

УМК: 4 класс, 2 четверть, Неменский Б.М. Учебник «ИЗО», кисти, краски, листы, учебная презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

1. Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Добрый день! Меня зовут Милена Ивановна. Сегодня у нас предстоит очень серьезная работа, надеюсь мы плодотворно поработаем. Садитесь.

Приветствуют учителя.

Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке

Презентация

3. Постановка учебной задачи
2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа, наглядный

Учитель в занимательной (познавательной) форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач

- Над какой  темой четверти вы работали?

- Над созданием чего вы работали на прошлом уроке?

- Сейчас на экране вы видите изображение, на каждый старинный костюм один человек. Расскажите как и что называется.

- Как называется рубаха?

- Как называется головной убор?

- Из чего состоится женский костюм?

- Чем украшали такие костюмы?

- В чем различие первого и второго изображения?

- Отлично, сейчас мы узнаем как называется тема 2 четверти, для этого вам нужно внимательно слушать меня.

Живу я в глубине России,

В краю озёр и рудных скал.

Здесь реки — сини, Горы — сини

И в синих отсветах металл.

Милы и дороги до боли,

И сосен царственная стать.

Да так, что глаз не оторвать,

Тайга, тайга… Берёт отсюда

Начало изумрудный цвет,

А зеленее изумруда

Ни дерева, ни камня нет!

По красоте, По скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия.

Суровей, Строже, может быть.

А может, здесь она моложе…

Но край такой, не позабыть…

- О чем это стихотворение?

- Но раз мы с вами на уроке изобразительного искусства,  то как тогда будет называться наша тема четверти?

- Правильно, тему четверти мы узнали, теперь необходимо определить тему урока, для этого ответьте на вопрос, как художники нашего края могут рассказать, о красоте Урала?

- Посмотрите на экран, перед вами опора для определения цели и задач урока, давайте вместе их сформулируем.

Познакомимся: …

Выполним: …

- Верно, вы большие молодцы, давайте же скорее достигать поставленных целей!

 

- «Искусство русской земли»

- Русского традиционного костюма.

Работают у доски.

- Косоворотка.

- Кокошник.

- Сарафан, рубаха, сапожки.

- Различные узоры и камни

- Бытовой, повседневный образ и праздничный.

- О красоте Урала

- «Искусство родного края – Урала».

- Через пейзажи. Тема урока:  «Уральский пейзаж. Зима»

Познакомимся: с красотой уральской природы.

Научимся выполнять: подмалевок уральского пейзажа

М: учится формулировать учебную задачу,

осуществляет целеполагание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: воспринимают информацию на слух.

Презентация

4. "Открытие" детьми нового знания

7
мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

эвристическая беседа,

 наглядный

игра

Демонстрационный,

Фронтальный опрос

Демонстрационный

Объяснительно- иллюстративный

4.1. Учитель  организует проблемную (эвристическую)   беседу или полилог по открытию нового знания

- После прочтения стихотворения, ответьте на следующие вопросы:

- Чем известен Урал?

(На слайдах, пейзажи, рисунки – подсказки)

- Так же очень много людей из нашего края прославились, кого вы знаете? Например: Аленин (Ермак)  Василий Тимофеевич. Казацкий атаман. Предводитель похода в Сибирь. Покоритель Сибирского ханства.

Бажов Павел Петрович – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Татищев Василий Никитич. Ученый. Государственный деятель России. Один из основателей Екатеринбурга. Горный начальник. Посланник Петра I


-
Что еще вы знаете о нашем крае?

- Замечательно, теперь мы знаем больше о нашем крае.

4.2. Учитель проводит анализ образов (образцов)

В анализе- размер, перспектива, цвет.

- Что характерно для уральского пейзажа? (посмотрите примеры на экране)

- Где и как располагается линия горизонта?

- Небо, какое оно может быть и как изображается, какие цвета в нем?

- Горы, какие они, по цвету и форме?

- Река, озеро, как они расположены?

- А по цвету?

- Какие деревья характерны, для нашего края?

Конкретизирует работу.

- Сегодня мы будем работать над созданием подмалевка, что это такое?

4.3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания

- Сядьте удобно, внимательно слушайте и смотрите на меня!

1 этап-… линия горизонта

- Примерно на середине листа, бледно-голубым цветом намечаю линию горизонта.

2 этап-серединка …небо

- Какие цвета будем использовать для неба?

- Верно, набираю на палитру цвета, добиваюсь нужного оттенка и широкими, горизонтальными мазками начинаю рисовать. (Сверху слева двигаюсь вниз)

- Теперь добавлю немного красноватого, как будто закат.

3 этап-… изображение реки/озера

- Я нарисую реку, вдаль она сужается, в ней много голубых оттенков, чуть зеленоватых, предварительно смешиваю на палитре, горизонтальными мазками начинаю изображать.

- Еще вариант на горизонтальном листе изобразить озеро, также использую разные оттенки.

4 этап-…горы

- Теперь нарисую горы, смешиваю голубые и серые оттенки, рисую горы со снежными вершинами, т.е. использую белую краску.

- Полезными ископаемыми: уголь, газ, малахит. Природными зонами: озера, горы, реки, скалы. Трудом – металлообработка.

- Писатель Мамин-Сибиряк.

- Урал знаменит крупными месторождениями железной руды, золота и самоцветов, каменной соли, песчаника, асбеста, угля, медных руд, природного газа, нефти.

- Златоустовское литье, гравюра

- Горы, реки/озера, лес.

- Горизонтально, т.к. в окружающей среде находится на уровне глаз.

- Широкими мазками, синеватые, чуть розоватые, зеленый, серые, белые.

- Большие со снежными вершинами, серовато-синие.

- Сужается к линии горизонта, сочетают в себе все холодные оттенки.

- Ели, сосны, березы, рябина.

- т.е. начального этапа пейзажа.

 

Смотрят на доску/учителя.

- Белый, фиолетовый, синий.

М: активно участвует в общей работе

Л: учится строить речевое высказывание

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

К: учится работать в коллективе,  прислушиваться к мнению участников

П: учится анализу  образов

Л: учится  планированию выполнения задания

П: воспринимает новые способы выполнения задания

П: осознаёт последовательность действий

Презентация,

Образцы учителя

Технологическая  карта

Образцы учителя

5.Первичное закрепление
0,5  мин

Усвоение нового способа действий

Опрос беседа

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его

- Кто помнит, какая главная цель урока?

- Верно, также давайте сразу, определим критерии, по которым будет оцениваться работа. Какие ваши варианты?

- Верно. Все работы должны различаться, быть не похожими друг на друга, ведь каждый из вас может создать своё необычное и оригинальное.

- Все стараемся работать быстро, но аккуратно, чтобы никому не помешать.

- Выполнить подмалевок уральского пейзажа.

- Разнообразие сюжета пейзажа, соблюдение перспективы, аккуратность.

П: учится формулировать учебную задачу

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
20-25  мин


Интериоризация  нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Наблюдение, стимулирование  успехов, поощрение

Выдает вырезанные формы

Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество 

Осуществляет наблюдение и контроль  темпа выполнения задания

Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением

Индивидуально выполняют работу.

Л: учится сохранять учебную задачу

Р: учится выполнять задание  в общем  темпе

Презентация

Музыкальное сопровождение, формы цветов.

Включение в систему знаний, повторение

2  мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Обобщающий опрос,

Наглядный

Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов.

- Вспомним, как называется работа, которую мы выполняли?

- Правильно. По рядам подходим, чтобы приклеить ваши работы.

- Подмалевок уральского пейзажа.

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

Презентация

Рефлексия деятельности

3-4  мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический анализ, стимулирование успехов

Учитель организует выставку всех работ учащихся

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ.(Организует самоанализ работ)

- Молодцы, все работы очень хорошие, дальше вы будете их продолжать, изобразив всю красоту уральской природы.

- Вспомним поставленные цели. Мы добились их?

- Я очень рада была с вами поработать. На этом наш урок закончен. До свидания!

Вывешивают свои работы

Оценивают работы своих одноклассников

- Познакомимся: с красотой уральской природой, и жанром «пейзаж»

Научимся выполнять: подмалевок уральского пейзажа

Оценивают свою деятельность дополняют работу.

Р: учится анализировать собственные результаты и проводить сравнение с образцом

Р: учится пониманию оценки работ по заданным критериям

Л: осуществляет контроль качества выполнения задания

Практические работы учащихся

Презентация.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по изобразительному искусству «Уральский пейзаж. Зима.» (4 класс)

Тип урока: «открытия» нового знания;Цель урока: ознакомление учащихся с природными особенностями Урала; создание условия для изготовления подмалевка и начала работы над композицией. З...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Зимний пейзаж: день и ночь. Творческая работа: ночной пейзаж» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Зимний пейзаж». Формирование умений использовать средства выразительности граф...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-пейзаж (весенний пейзаж - продолжение работы)" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урока:Дидактические:Поз...

Технологическая карта по изобразительному искусству "Уральский пейзаж. Зима" ( Б.М.Неменский,1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о природных особенностях и красоте Урала; обучение выполнения зимнего дерева, завершение работы над пейзажемЗадачи урока:Дидактические:1. Формирова...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Уральские ювелиры» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: познакомить детей с профессией ювелира, с ювелирными изделиями; с природными богатствами Урала, с различными камнями; изготовление эскиза юве...