Технологическая карта урока изобразительного искусства «Художественная культура других народов. Япония. Архитектура – храм-пагода. Сакура – символ страны. (гуашь, фломастеры)» 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Новикова Юлия Александровна

Тема урока: «Художественная культура других народов. Япония. Архитектура – храм-пагода. Сакура – символ страны. (гуашь, фломастеры)»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о культуре Японии.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить учащихся с архитектурой - храмом-пагодой;

2)  познакомить с символом Японии - сакурой.

Предметные:

1) расширят представление о художественной культуре Японии;

2) совершенствуют работу по рисованию гуашью и фломастерами;

3) усвоят алгоритм выполнения задания.

Развивающие:

1) развивать навыки изображения пагоды и сакуры:

2) развивать творческое мышление, воображение, навыки владения художественными материалами и средствами.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в учебной деятельности.

 

Воспитательные:

1)  художественно-эстетический вкус на основе духовных ценностей древнегреческой культуры;  

2)  прививать аккуратность.

 

УМК: учебник ИЗО, 4 класс, 2 часть, Л. А. Неменский.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГОИСКУССТВА

Дата: 07.03.2023

Школа: Многопрофильный лицей № 104

Класс: 4 Т

Урок: 5

Время: 12:35-13:15

Кабинет: 109

Студент: Новикова Юлия Александровна

Группа: 31

Учитель: Моцная Наталия Викторовна  

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока: «Художественная культура других народов. Япония. Архитектура – храм-пагода. Сакура – символ страны. (гуашь, фломастеры)»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о культуре Японии.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить учащихся с архитектурой - храмом-пагодой;

2)  познакомить с символом Японии - сакурой.

Предметные:

1) расширят представление о художественной культуре Японии;

2) совершенствуют работу по рисованию гуашью и фломастерами;

3) усвоят алгоритм выполнения задания.

Развивающие:

1) развивать навыки изображения пагоды и сакуры:

2) развивать творческое мышление, воображение, навыки владения художественными материалами и средствами.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в учебной деятельности.

Воспитательные:

1)  художественно-эстетический вкус на основе духовных ценностей древнегреческой культуры;  

2)  прививать аккуратность.

УМК: учебник ИЗО, 4 класс, 2 часть, Л. А. Неменский.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)  

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф. р.

Словесный: беседа

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Александровна, и сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я.

- Занимайте свои места.

  1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.
  2. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное

сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и

сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

- Назовите тему четверти.

- Давайте вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке.

- Кто такие кочевники?

-  Как называется легко возводимое жилище у народов степей?

- Каждый народ – художник.

- Это люди, которые живут в степях и

переезжают с места на место.

-  Юрта.

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои

мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

П: перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать факты и явления.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4 – 5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф.р.

Словесный: беседа, рассказ

Подведение к формулировке темы и целей урока

- Посмотрите на экран, кто знает к какой стране относятся изображаемы объекты?

- Обратите внимание на следующий слайд. Что на нём изображено?  

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить?

- Итак, тема урока: Японии. Архитектура и символ страны.

- Как думаете, обратив внимание на экран, что выполним?

сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами изображены на

его  фронтонах,  метопах,  фризах.  Греки  считали,  что  неподвижны  только  мертвецы,

поэтому богов и людей они изображали обычно в движен

Определяют тему урока, ставят задачи на урок совместно с учителем

- Япония.

- Храм и сакура.

- О Японии, её символе – сакуре и архитектуре – храме.

- Нарисуем сакуру и храм.

П: научатся

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

М: научатся

составлять план и последовательность действий

Л: организовывать учебное

сотрудничество и       совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

взаимодействовать  и находить общие способы работы

Презентация

"Открытие" детьми нового знания

(7 – 8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф.р., Наглядный: демонстрация опытов Словесный: беседа,

учебный диалог

4.1. Учитель организует эвристическую беседу

- Как называют Японию?

-  Нихон (на японском) пишется двумя иероглифами – Солнце и корень, он же начало. Следовательно, в дословном переводе слово Нихон означает начало Солнца, т.е. восход.

- Посмотрите на карту. Где находится Япония?

- Что изображено на флаге страны?  

- Чем знаменита Япония?

- Знаете ли вы как называется японский храм?  

- Как называется религия, проповедуемая в Японии?

- Похожа ли пагода на храмы других стран?

- А в чём различие?

- Знаете ли вы, какими качествами славится человек Японии?

4.2. Учитель проводит анализ образов

- Сакура – японская вишня и слива. Опишите ствол.

- А как выглядят цветы?

- Японцы отмечают «праздник цветения сакуры» - семьями выходят в сад и рощи.

4.3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания.

- Сегодня мы будем изображать образы пагоды и цветущей сакуры.

- Обратите внимание на этапы создания пагоды. Опишите их.

 - Посмотрите на мой показ изображения цветущей сакуры. Будем рисовать техникой «сухая кисть».

1 этап – изображаю ствол и ветви. Обратите внимание, что ствол не прямой, а кривой.

2 этап – торцеванием, т.е. сухой кистью наносим облако цветов – нежно-розовые или нежно-сиреневые.

Слушают учителя.

- Страна восходящего солнца.

- Восточный сосед России. Располагается на Японских островах.

- Красный круг, олицетворяющий восходящее солнце.

- Качественные автомобили, ниндзя и гейши, страна гор и вулканов, высокоразвитая промышленная страна.

- Пагода.

- Синтоизм.

- Нет.

- Имеет несколько ярусов. Лёгкая конструкция. Крыши похожи на колокольчик, крылья бабочки.

- Трудолюбие, послушание. Творческие люди.

- Кривой корявый ствол.

- Нежные воздушные цветы как облако окутывают в период цветения всё деревцо.  

- Для того, чтобы нарисовать пагоду, сначала заполним характерными для храма Японии цветами гуаши шаблон. (1 этап) Далее фломастерами или гуашью, используя тонкую кисть прорисуем детали. (2 этап)

П: формирование представления об эталоне красоты древнегреческого человека

М: овладение

базовыми предметными и

межпредметными понятиями, отражающими

существенные

связи и отношения между объектами и процессами

 

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф.р.

Словесный: учебный

Диалог

- Ребята, сформулируйте задание.

Задание:

Создать в цвете образ пагоды или цветущей сакуры.

Критерии, по которым будем оценивать работы:

1. Передан образ цветущей сакуры в технике «сухая кисть».

2. Использованы правильные цвета в образе пагоды.

Формулируют задание.

М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не

создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций.

П: устанавливать причинно-

следственные связи; строить логические

рассуждении, умозаключения

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная работа Практический:

выполнение теста

  Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество

Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания

П: перерабатывать полученную информацию:

делать выводы на основе полученных знаний. М:

адекватно оценивать правильность или ошибочность

выполнения учебной задачи

Презентация

Листы а5

Гуашь

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф.р.

Словесный: беседа

Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов

- Вспомните японское название страны.

- А какой символ у Японии?

- Что такое пагода?

 

- Нихон.

- Сакура

- Японский храм. 

П: устанавливать причинно-

следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения

учебной задачи

Л: формирование уважительного отношения к иному мнению.

Презентация

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф.р. Словесный

: беседа

Учитель организует выставку всех работ учащихся

- Ребята, вы закончили свою работу. Теперь я хочу, чтобы вы вывесили свои работы на доску.

- Давайте вспомним критерии оценивания.

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ

- Я выбрала двух экспертов, которые во время урока выполняли качественно и аккуратно работу. Эти ребята будут выбирать лучшие работы.

Организует самоанализ работ отдельных учащихся

- Мне понравились все ваши работы. Вы большие молодцы, хорошо постарались. На этом наш урок окончен.

Критерии оценивания:

1. Использованы характерные цвета.

2. Переданы характерные черты пагоды и цветущей сакуры.

3. Аккуратность выполнения работы фломастерами и сухой кистью.  

Выбранные дети оценивают работы в соответствии с критериями оценивания

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения

учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои

мысли в устной речи

П: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация

сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами изображены на

его  фронтонах,  метопах,  фризах.  Греки  считали,  что  неподвижны  только  мертвецы,

поэтому богов и людей они изображали обычно в движении.

сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами изображены на

его  фронтонах,  метопах,  фризах.  Греки  считали,  что  неподвижны  только  мертвецы,

поэтому богов и людей они изображали обычно в движении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Художественная культура Средневековья. Архитектура готического стиля» (УМК «Перспектива» 4 класс)

Цель урока: расширение знаний и представлений об образе готических соборов Средневековья.Задачи урокаДидактические:Знать особенности архитектуры и искусства средневековой Европы;Учить выражать в творч...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства «Художественная культура Древней Греции. Керамика.» (4 класс, Неменский)

Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирование знаний о керамике Древней Греции, типах сосудов и обучение технике «аппликация»; в создании образа. Задач...

Конспект урока по изобразительному искусству "Художественная культура других народов. Япония. Архитектура — храм-пагода. Сакура — символ страны.»" (4 класс)

Тип урока: открытие нового знания.Цель урока: создание условий для ознакомления детей с памятниками архитектуры, традициями и символами Японии Дидактические:Познакомить учащихся с произведениями ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Художественная культура Японии" 4 класс, УМК - "Школа России"

Цель деятельности учителя:  ознакомление детей с памятниками архитектуры и символами Японии; раскрытие своеобразия и неповторимости японской культуры;Задачи урока:Дидактические:1) познакомить с о...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Художественная культура Востока. Самарканд» - 4 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условий для создания у обучающихся представлений о художественной культуре Востока  и навыков выполнения...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Художественная культура Древней Греции. Керамика." (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование условий для создания у учащихся представлений о красоте керамики Древней Греции и навыков изображения древнегреческих узоров на сосудах. Задачи урока Дидактические: 1. По...