Внеурочная деятельность. Художественно - эстетическое направление. Тема: "Сказка в декоративном искусстве"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Деревянова Татьяна Валерьевна
Вид деятельности: декоративное рисование.
Цели и задачи: обобщить и расширить знания о произведениях народного
декоративно-прикладного искусства (Городецкая, Хохлома, Гжель); воспитывать
любовь к народному искусству; пробуждать чувство добра и бережного отношения
к историческим ценностям; развивать интерес к познанию народного декоративно-
прикладного искусства и творческого восприятия работ народных умельцев;
применять навыки и умения в освоении художественной росписи; развивать
умение подбирать цветовые отношения в работе с бумагой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар РМО

Тема: «Ведение курсов внеурочной деятельности»

Мастер - класс по внеурочной деятельности.

 Художественно -эстетическое направление.

Тема: «Сказка в декоративном искусстве».

Вид деятельности: декоративное рисование.

Цели и задачи: обобщить и расширить знания о  произведениях  народного декоративно-прикладного искусства (Городецкая, Хохлома, Гжель); воспитывать любовь к народному искусству; пробуждать чувство добра и бережного отношения к историческим ценностям; развивать интерес к познанию народного декоративно-прикладного искусства и творческого восприятия работ народных умельцев;  применять навыки и умения в освоении художественной росписи; развивать умение подбирать цветовые отношения в работе с бумагой.

Оборудование: для учителя – компьютер, образец изделия, демонстрационный материал; краски, кисти, лважные салфетки.

для учащихся – заготовка вырезка из альбомного листа, гуашь, кисти, непроливашка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, всем присутствующим на нашем мероприятии. Сегодня мы покажем мастер - класс на тему «Сказка в декоративном искусстве». Помогать мне будут учащиеся 3 «г» класса.

II. Введение в тему. Инсценировка ярмарки. Звучит музыка «Ярмарка»

       Коробейник (роль исполняет ученик в национальной одежде с лотком, куда положили  изделия народных мастеров, слова произносит на фоне песни «Ярмарка»):

Ученик 1. «Добрый день, гости званные и желанные! Собрались на ярмарку, на веселую, на старинную. Давай подходи и других приводи! Хоть сам я  и не пригож, да товар привез хорош! Глядите, не моргайте! Рты не разевайте! Ворон не считайте! Подешевле покупайте!»

Ученик 2.  Подходите, подходите…

Подходите, подходите,  яблочки румяные, сочные берите!
Вот морковка, вот лучок, помидорчик, кабачок,
А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.

Ученик 3. Тары-бары-растабары

Тары-бары-растабары
Расторгуем все товары!
Шелк, парча, кому что надо
Ну,  а мне пятак в награду!
На платочки посмотрите,
Обязательно купите
Лучше этих не найдете,
Хоть пол мира обойдете!

Ученик 4. Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки!

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные!

Учитель:

-  Ну что за товар! И этот хорош! И другой хорош! Выбирай, который хочешь! Сейчас мы пройдемся по ярмарке, узнаем, какой товар предлагают торговцы.

2. Ознакомление с работами народных умельцев.

Учитель: - Вот и первая лавка. Чем же торгуют в ней? Посмотрите, какая расписная, золотая деревянная посуда. (Выставка  рисунков)

      - Как называется эта роспись? (Хохлома.)

       - Почему ее называют золотая хохлома?

     Ученик 5.  Говорят давным – давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавки сладил, посуду деревянную вырезал. Варил он себе пшенную кашу, и птицам не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, он и ее угостил. Птица жар задела золотым крылом чашку с кашей, и  стала  она золотой, и вся посуда стала такой же.

Учитель: - Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы и березы вещь тщательно покрывается слоем жидкой глины. Просушивается и многократно покрывается олифой, красится серебристым алюминиевым порошком, по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной. Расписанную вещь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще более пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной».

Учитель: - А в этой лавке керамическую посуду необыкновенной красоты видим, элегантно-изысканную, сочетающую белый и синий цвет. Где делают эту удивительную посуду? (в Гжеле)

- Как называется эта роспись? (Гжель) Почему она имеет только синий и белый цвет?

    Ученик 6:   Жили-были в селе Гжель, что под Москвой, гончары - умелые, искусные мастера. Добывали они белую глину и делали из нее посуду. Однажды заглянула в окно к Гончару Зима, да и ахнула: стоит посуда белая, блестящая, тонкая, аж светится. Три месяца наблюдала Зима за работой умельцев и решила забрать их с собой. Отказались мастера. Обозлилась Зима, завьюжила, дохнула холодом небывалым. Покрылась посуда инеем. А гончары растопили печи по – жарче да посмеиваются над Зимушкой. А посуда оттаяла, и появились на ней рисунки невиданные: синие бутоны и распустившиеся розы, голубые листочки с серебристыми прожилками, а вот и кисть смородины и рядом – фиолетовый одуванчик и паутинка с капелькой росы.

Учитель: - Гжель  - древнее село в Московской области. Посуду или игрушку делают из глины, роспись наносят на поверхность обожженного изделия кистью керамической краской, главным образом синим кобальтом. Потом покрывают глазурью, которая при обжиге образует глянцевую прозрачную пленку. Голубые розы и синие птицы- древние символы счастья.

Учитель: - А это что? (Поднос) Как же называется роспись? (жостовская)

Палехские росписи светлую радость человеку.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам пройти  и занять рабочие места. Мы станем умельцами – мастерами.

3 . Творческая практическая деятельность учащихся.

  1. -  Итак, мы представим себя мастерами городецкой  росписи и попробуем расписать  разделочную доску, которую мы подготовили  к этому занятию.

Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

- Назовите, пожалуйста, главные отличительные черты городецкой росписи элементы и узоры. (точки, круги, капли, штрихи, скобки)

Виды росписи? (букеты, венки, гирлянды, из растений и бутоны)

Основные цвета городецкой росписи?( для цветов и ягод – красный, розовый, бордовый), ( для листьев – зеленый, иногда коричневый)

- Для затемнения?(черный) Для оживления? (белый)

4. Демонстрация выполнения узора.

- У городецкой розы круглый центр смещен. По краям рисуем дуги. Центр и дуги одного цвета. Потом у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде дуг, точек. Этот прием называется оживка, т.е. оживляем цветок.

- Следующий цветок – розан. Так называется цветок, имеющий круглую середину в центре и лепестки в виде дужек по краю цветка. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

- Бутон – это цветок со смещенным центром и дугами. Чтобы получить дугу красивой формы, ее надо начать аккуратно прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем к середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента без нажима.

- Сначала рисуем общий контур, имеющий вид листовидного пятна, затем дорисовываем лист и выполняем оживку при помощи тонких штрихов.

5. Продолжение творческой практической деятельности.

6. Воспитательный момент.  Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек:  превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду. Каждый из вас тоже маленький мастер, который вложил частичку души и получил вот такую красоту.

7.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

                  Выставка и анализ работ.

- Какие красивые работы получились!

- У кого и что получилось наиболее удачно?

               Обобщение темы занятия

- Подарок гостям.

Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»

Пилотная площадка 1 класс.  Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .

   В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Весёлая кисточка» для 1-4 классов

Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с огр...