Технологическая карта урока изобразительного искусства "Гжельская роспись" (4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Алексеева Дарья Игоревна

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Выполнить гжельскую роспись;
  2. Совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

  1. Приобретать знания о значении и назначении народного промысла в жизни людей;
  2. Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, сюжетные, орнаментальные.

Развивающие:

  1. Развивать цветовое восприятие;
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Способствовать проявлению воображения;
  2. Пробуждать ассоциации с увиденными произведениями искусства.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку;
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой

деятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 03.05.2024

Школа: МБОУ «СОШ № 12 г. Челябинска»

Класс: 4 Г

Урок: 4

Время:15:35 – 16:15 Кабинет: 202

Тип урока: урок «открытия» нового знания


Студент: Алексеева Дарья Игоревна

Группа: 43

Учитель: Щепёткина Светлана Николаевна

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока «Гжельская роспись»

Цель урока: формирование изобразительных способностей учащихся в процессе выполнения гжельской росписи.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Выполнить гжельскую роспись;
  2. Совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

  1. Приобретать знания о значении и назначении народного промысла в жизни людей;
  2. Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, сюжетные, орнаментальные.

Развивающие:

  1. Развивать цветовое восприятие;
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Способствовать проявлению воображения;
  2. Пробуждать ассоциации с увиденными произведениями искусства.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку;
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой

деятельности.

УМК: Перспективная начальная школа

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы,

формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Фронтальная беседа Демонстрация слайдов

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Проверьте вашу готовность к уроку. Ваши столы должны быть застелены клеенкой. А материалы для рисования лежать на краю парты. Вода уже должна быть в стаканчиках.

- Кто готов к уроку – тихо сели на места.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку.

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа

Фронтальная беседа Демонстрация слайдов

Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог.

-Вспомните, с какими росписями вы знакомы?

-К каким росписям относятся эти орнаменты?

-Как называется игрушка (роспись), представленная на экране?

Дымковская роспись: элементы росписи игрушки, дымковской барышни, узоры для  детей, фото

-Отлично!

Отвечают на вопросы учителя.

-Хохломская, городецкая роспись.

-К хохломской росписи.

-К городецкой росписи.

-Это дымковская глиняная расписная игрушка.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная беседа

Демонстрация слайдов

Создаёт условия для формулировки темы и

определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Снежно-белая посуда, Расскажи-ка: ты откуда? Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

-Скажите, с какой росписью мы с вами познакомимся?

-Да, тогда, какова будет тема сегодняшнего урока?

-Хорошо. Сформулируйте цель урока.

-Замечательно!

Слушают учителя.

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

-Гжель.

Тема: «Гжельская роспись»

Цель:

  1. Узнать о гжельской росписи;
  2. Выполнить работу.

УУПД: ставить и

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои

суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно

отстаивая свои позиции в оценке и понимании

обсуждаемого явления;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

-Ребята, кто знает историю возникновения гжельской росписи?

-Я вам предлагаю перенестись на целых 8 веков назад и узнать, где же зародилась роспись.

-Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься

сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности.

-После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий.

-Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой

местности известны еще с 1320 года.

-Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские

объединились в большие производства.

Слушают учителя.

УУРД: соблюдать последовательность

учебных действий при выполнении задания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к

оппонентам,

сопоставлять свои

суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно

отстаивая свои позиции в оценке и понимании

обсуждаемого явления.

-Ребята, так почему же гжельская роспись так называется?

-Верно! А на каких изделиях изображали гжельскую роспись?

-Вы правы! Так в чем же особенность именно этой росписи.

-Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа.

-Основной особенностью гжели является узор в

синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета.

-Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение

окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои

мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

  • Орнаментальная
  • Растительная
  • Сюжетная

-Ребята, так каковы особенности росписи?

-Верно! Растительный рисунок считается классическим для гжели. Чаще всего мастера

изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы.

-Пожалуй, самый излюбленный

узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки, часто изображают сказочных животных

-Потому что она зародилась в селе Гжель.

-Гжелью расписывали изделия из фарфора, который делался из

белой глины.

-Ручная работа; Узор в синих тонах на белом фоне;

Растительный орнамент.

и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

-Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону» или

«мазок тенями». В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

Фронтальная беседа

Демонстрация презентации

Парная

Выполнение задание

Показывает упражнение.

Сейчас мы с вами немного поупражняемся, у вас лежат на партах листы.

Выполним такие узоры как:

  1. Простейшие орнаменты — бордюры, пишутся одной узорной строкой, украшают края изделия.
  2. Капелька - самый распространенный элемент. Сначала еле касаемся кончиком, а затем усиливаем нажим. Из капель очень просто изображать растительные мотивы.
  3. Роза выполняется ещё более сложным мазком. Теневой мазок. Особенность его исполнения состоит в том, что краска набирается на одну сторону кисти. И плавным уверенным движением мы повторяем контур цветка. Обычно роза располагается в самом центре изделия.

-Теперь потренируйтесь, после покажите свои листочки.

-Молодцы!

-Сейчас предлагаю, чтобы вы в парах ответили на мои вопросы, чья пара готова ответить, показывает

«домик».

  1. Какие цвета используются в гжельской росписи?
  2. Что обычно изображают в гжельской росписи?
  3. Какие узоры есть в гжельской росписи?
  4. Отлично, скажите, что украшают гжельскими узорами?

-Правильно!

Выполняют упражнение.

Выполняют работу в парах.

  1. Белый, синий, голубой.
  2. Животных, растительность.
  3. Роза, завитки, травинки, листики.
  4. Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы, игрушки.

УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

Гжельская роспись: особенности, виды росписи гжель, цвета и элементы., изображение №3

https://documents.infourok.ru/7c96d13b-b030-4b99-9348-0f21e6f32c22/0/image003.png

https://documents.infourok.ru/7c96d13b-b030-4b99-9348-0f21e6f32c22/0/image008.jpg

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная беседа

Демонстрация презентации

Организует первичное закрепление через диалог.

-Сегодня я вам предлагаю расписать тарелки. У вас на столах есть шаблоны. Возьмите лист и покажите мне вашу готовность.

-Какие цвета мы используем?

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

-Синий, голубой.

УУПД: использовать знаково-символические

средства для составления орнаментов и

декоративных композиции.

Презентация

Физкультминутка

Организует пальчиковую гимнастику. «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули. (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили. (Волнообразные движения.)

Постучали. (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-8 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий,

Фронтальная беседа

Демонстрация презентации

Индивидуальна я Самостоятельна я работа

Организует самостоятельную работу.

-Проверьте, всё ли у вас есть на парте?

-Ваш орнамент должен получиться аккуратным и правильно выполненным. Я думаю, что вы с лёгкостью справитесь с этим заданием, и в конце урока у нас будет много красивых работ.

-Отлично, приступаем к работе!

Выполняют предложенные задания.

УУПД: проявлять творческие

экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения

художественных заданий; УУКД: демонстрировать и объяснять результаты

своего творческого, художественного или

исследовательского опыта.

Включение в систему знаний, повторение

(2-3 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и

Фронтальная беседа

Демонстрация презентации

Обобщение (по вопросам с поддержкой презентацией)

-Итак, ребята, мы завершили с вами работу.

-Какая была тема нашего урока?

-Какую цель мы перед собой ставили?

-Кто согласен, что мы достигли цель урока – покажите палец вверх.

-Замечательно!

Отвечают на вопросы учителя.

-Тема: «Гжельская роспись»

-Цель:

  1. Узнать о гжельской росписи;
  2. Выполнить работу. Сигнализируют о достижении цели.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои

суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно

отстаивая свои позиции в оценке и понимании

обсуждаемого явления.

Презентация

Рефлексия деятельности (4-5 мин)

Самооценка результатов

деятельности, осознание метода построения, границ применения

Фронтальная беседа

Демонстрация презентации

-Несите свои орнаменты.

-Предлагаю проанализировать работы.

На экране вы видите критерии оценивания работы:

  1. Законченность работы;
  2. Композиция;
  3. Проявление творчества.

-У кого лучше всего получилось?

-Почему вы так думаете?

-Молодцы! Сейчас тихонько убираем свои места.

Слушают учителя.

Оценивают работы. Аргументируют свою точку зрения.

УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в

соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства 1 класс

                        Данный урок составлен с учетом требований ФГОС.Урок способствует формированию  эмоционально – ценностног...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 4 класс

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Убранство русской избы" по программе Б. М. Неменского. 4 класс...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства 2 класс на тему - Масленица

технологическая карта урока Изобразительного искусства на тему - Масленица...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 2 класс на тему:«Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

Предмет: Изобразительное искусствоКласс: 2Тема урока: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал  сказочных героев)»Цели урока: Помочь детям разобраться в значении фо...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 1 класс 17.12.2016г.

Урок по теме "Мастер Украшения помогает сделать праздник". 1 класс. Вид деятельности: индивидуальная работа "Новогодняя красавица"...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 3 класс Книжная обложка

Образовательные: Познакомить обложкой книгиРазвивающие: Способствовать развитию наблюдательности; расширению кругозора: пространственного и творческого воображения, через беседу и практическую работуВ...