Технологическая карта урока изобразительного искусства 1 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Пчельникова Наталья Александровна

                          Данный урок составлен с учетом требований ФГОС.

Урок способствует формированию  эмоционально – ценностного отношения к народному искусству России, возможность почувствовать себя народными мастерами.

На уроке  учащиеся учатся использовать разнообразные приемы работы кистью, формируется  умение выполнять декоративные цепочки, рисовать узоры дымковской игрушки простейших геометрических форм (круги, прямые, волнистые линии, клетка, точки – горошины);

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_1_klass.doc626 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное образовательное учреждение

              Шатковская средняя общеобразовательная школа №1.

              Технологическая карта

         урока изобразительного искусства  

                          1 класс.  

      Тема: Украшение дымковской игрушки по готовому

                  контуру.

                                                                 

                                                              Выполнила:  Пчельникова Наталья

                                                              Александровна, учитель начальных

                                                              классов.                                                                  

                                                  2014 уч. год

                                     Содержание

                                                                                            Стр.  

1. Пояснительная записка _______________________  3-4

2. Разработка урока  ____________________________ 5-14

3. Список литературы___________________________  15

4. Приложения_________________________________16 -19

                                Пояснительная записка

     Урок разработан на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ  к комплекту учебников «Начальная  школа ХХI  века» - 3- е изд. дораб.  и доп. – М: Вентана – Граф, 2011г). Программа  соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам  начального  общего  образования по образовательной  области «Искусство»

     В основе разработке урока положен  деятельностный подход, который предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

 

 Организационные формы:

  учебная исследовательская деятельность;

  изготовление учебных продуктов;

  работа в системе погружения.

 Использования возможностей современных развивающих технологий, позволяет обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:

  информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный,

- репродуктивный,

- исследовательский,

- словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа,

- наглядные: презентация, работа с интерактивной доской

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- самостоятельная.

   На данном уроке применялись  ИКТ в преподавании изобразительного искусства по следующим направлениям:

  1. создание компьютерной  презентации,
  2. использование интерактивной доски

Средства обучения:

 дымковские игрушки, плакат «Дымковские игрушки», презентация, интерактивная доска,

  шаблоны для обводки контура «Дымковской игрушки», гуашь, кисти, баночка для воды, альбом,  тычок (ватные палочки 2 шт.), простой карандаш, ластик

                                   План урока (35 мин)

                                   Этапы урока

Время поведения

     1. Организационный момент

1 мин.

2.Работа по теме урока.

а) Актуализация знаний.

б) Постановка учебной задачи.

5 мин.

     3. Исследовательская работа.

7 мин.

    4. Физкультминутка

1 мин.

    5. Практическая работа.

       Тренировка в рисовании элементов росписи.

3 мин.

    6. Самостоятельная работа.

16 мин.

    7. Рефлексия деятельности.

 2 мин.

                                                         

Тема: Украшение дымковской игрушки по готовому контуру.

Цель: Научиться украшать дымковскую игрушку по готовому контуру.

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

способность оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников;

Предметные УУД:

использовать разнообразные приемы работы кистью, умение выполнять декоративные цепочки, рисовать узоры дымковской игрушки простейших геометрических форм (круги, прямые, волнистые линии, клетка, точки – горошины);

Личностные УУД:

эмоционально – ценностное отношение к народному искусству России, возможность почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

для учащихся: шаблоны для обводки контура «Дымковской игрушки»

                          гуашь

                          кисти

                          баночка для воды

                          альбом

                          тычок (ватные палочки 2 шт.)

                          простой карандаш

                          ластик

для учителя: дымковские игрушки, плакат «Дымковские игрушки», презентация, интерактивная доска

                                                                   Ход урока:

Этапы урока

     Деятельность учителя

Деятельность    учеников

Планируемые результаты

  1. Оргмомент.(1 – 2 мин.)

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Альбом, кисти, краски!

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

Личностные УУД

  1. Работа по теме урока. (15 мин.)

а) Актуализация знаний.

б) Постановка учебной задачи.

3.Исследовательская работа.

4.Физкультминутка под музыку.

5.Практическая работа.

Тренировка в рисовании элементов росписи.

6.Самостоятельная работа.

7.Рефлексия деятельности.

 Слайд№2

  Давным-давно, за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу  реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село.

Слайд№3

 Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково… Слайд№4

- Как вы думаете. Чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке?

    Но не об обычных игрушках, а о народных игрушках.

Слайд№5

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

- Ребята, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

- Молодцы, вы сами для себя поставили цель урока. Слайд №6

    Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Слайд №7

Гончары – это люди, которые лепили посуду из глины.

 

Но не только посуду, а из местной красной глины лепили еще дудочки – свистульки.

Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали.

А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

- А расскажет нам об этом интересном  названии праздника Соколова Марина.

   Почему «свистунья?» А вот послушайте легенду.

   

Слайд №8

    Позднее ярмарка -  праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик.

Слайд №9,10

- Сейчас мы с вами окажемся на этой ярмарке.

 Слайд№11, 12,13,14

 

 Демонстрация слайдов.

 

- Что общего у всех игрушек?

- А где в природе встречается белый цвет? Цвет чего?

   Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки      

чаще всего зимой, когда всё вокруг        

белым – бело. Сидит мастер у окна,

видит вокруг всё в снегу, и хочет ему    

сделать игрушку такой чистой и белой

как снег. Но ведь игрушки делались

к празднику, поэтому расписывали

их яркими красками, которые хорошо

выделяются на белом фоне.

- Какие цвета встречаются?

 - Какие элементы использовали мастера?

- Что обозначают круги?

- Что имеет круглую форму?

Круги означали солнце.

- А волнистые линии, что могли обозначать?

Волнистые линии – вода;

Маленькие кружочки – семена, засеянное поле.

    Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище. Детей, их поля.

Посмотрите на элементы росписи.

Таблица «Элементы росписи»

Проводит Власова Анастасия.

Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так-

Не обидятся никак.

 Потренируемся в рисовании элементов росписи.

- Нарисуйте желтый, синий круги.

- Что надо сделать, чтобы получилась змейка?

  1. Берем на кисть красный цвет и , слегка нажимая на кисть проводим волнистую линию – змейку.

- Что имеет круглую форму?

– Как ее можно украсить?

    Украшаем ее зелеными точками в изгибах снаружи и внутри.

 2)- Как можно украсить желтый кружок? В середине рисуем еще кружок красного цвета, затем украсим точками вокруг этих кружков.

3) - А синий кружок? Затем украсим точками красного цвета вокруг этого круга.

( Учитель выполняет рисование элементов на интерактивной доске)

Вывод: Я уже вижу, что вы освоили элементы дымковской росписи и можете приступить к основной работе.

 

Сегодня мы будем расписывать коня.

Обведите его по шаблону.

  Коня выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их  и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками».

Следующий год – год лошади.

       

Подумайте немного о том, каким узором вы распишите свою игрушку.

Подумали, а теперь приступим к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными.

Узоры должны быть похожи именно на дымковскую роспись. Успехов вам в работе.

- Понравились ли вам ваши лошадки?

- Все ли у вас получилось?

- С какой росписью познакомились?

Слайд№15

      Мы с вами будем изучать на уроках изобразительного искусства и другие росписи, а элементы этой росписи вы уже знаете как рисовать.

    Давайте сейчас устроим выставку работ и посмотрим, какие у вас интересные работы получились.

Слайд№16

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки:

Кружочки, точечки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

     Мы оформим выставку – ярмарку и ваши родители посмотрят на  искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.

А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке. Молодцы.

-  Понравился ли вам урок?

  Слайд№17

 Спасибо за урок.

Дети внимательно слушают рассказ учителя.

Ответы детей.

Об игрушках.

Дети читают стихи.

Приложение 1.

Ответы детей.

- Познакомиться с дымковской игрушкой.

Научиться расписывать игрушку.

Уч – ся читает объяснение слова в словаре.

Читает хорошо читающий ученик из книги.

Рассказ уч – ся.

Приложение 2.

   

Дети читают стихи об игрушках.

Приложение 3.

Уч-  ся рассматривают игрушки.

Ответы детей.

  Белый фон, яркие краски, геометрические узоры.

Ответы детей.

(Снега, чистоты)

Жёлтый, синий, красный, зелёный, чёрный.

Круги, овалы, клетки, полоски, линии, точки.

Ответы детей.

Дети выполняют рисование отдельных элементов росписи.

Дети расписывают игрушку, индивидуальная помощь уч – ся.

Формируем умение слушать собеседника.

Коммуникативные УУД

Осуществлять актуализацию жизненного опыта.

Познавательные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Регулятивные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные УУД

Формируем умение  строить монологическое высказывание.

Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать собеседника.

Коммуникативные УУД

Формируем умение осуществлять анализ данных объектов.

Познавательные УУД

Личностные УУД

Умение применять полученные знания на практике.

Познавательные УУД

Развитие самостоятельности, эстетических чувств.

Личностные УУД

Коррекция, внесение необходимых дополнений, изменений в результат своей деятельности.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия.

Регулятивные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Личностные УУД

                                Список литературы:

1.        Пушкарев В. «Добрых рук мастерство», Ленинград, «Искусство», 1998 г.

2.        Ершова А.П., Захарова Е.А. « Искусство в жизни детей», Москва, «Просвещение», 1991 г.

3.        Рафаенко В.Я. « Народные промыслы», Москва, Издательство «Знание», 2004 г.

4.        Плюхин В.У. « Творчество- у истоков гражданственности», Москва, «Просвещение», 2007 г.

5.        Бартман Н.Д. «Музей игрушки»

6.        Богуславская И.Я. « Русская глиняная игрушка» , Ленинград, «Искусство»

7.        Можаева Е.М. «Русские игрушечные кони» , Москва,2008г

8.        Розова Л.К. « Дымковская игрушка», Москва, «Планета», 2010г.

9.        Шпикалов А. « Русская игрушка», Москва, Прогресс,2003 г.

10.    Словарь Ожегова

                                Интернет – ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/rospis-dymkovskoi-baryni
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%FB%EC%EA%EE%E2%F1%EA%E0%FF_%E8%E3%F0%F3%F8%EA%E0

       

                                                             

                                                               

                                                             Приложение 1.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей,

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что – то есть от радости,

От капелек росы.

В ней что – то есть от радости,

Гремящей, как басы.

                                        Приложение 2.

Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная…

  Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную хитрость». Все  жители, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой «Свистуньей».

                                                                           Приложение 3.

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры.

Вот и барышни и кавалеры.

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он  с тобою вместе

Ускачет верст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

А вот стоит козел

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Индя – индя – индючок!

Ты похож на сундучок,

Сундучок то не простой, Красный, желтый, голубой!

                                                   

                                                                        Приложение 4.

             

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Музей в жизни в города", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство" Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Музеи в жизни города»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для формирования у обуча...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Портрет", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Картина-портрет»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условия для формирования представлени...