Мастер-класс. Нетрадиционные виды рисования. «Волшебница зима».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Создание пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Мастер-класс. Нетрадиционные виды рисования. «Волшебница зима».
Цель: Развитие познавательного интереса к искусству через освоение нетрадиционного способа рисования.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление с разнообразием техник в живописи, изобразительными средствами для передачи изображений; обучать видеть прекрасное в окружающей жизни;
- формирование умений применять знания при решении практических творческих заданий, интереса к изобразительной деятельности
Развивающие:
- развитие восприятия цвета, композиции, колористического видения, фантазии, речевой активности, познавательного интереса; расширение кругозора; приобщать к реалистическому искусству.
Воспитательные:
- любовь к родной природе; развитие творческих способностей, позитивных и интеллектуальных качеств, воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и окружающему.
Результат:
- Создание пейзажа с использованием нетрадиционных техник.
Вид деятельности: нетрадиционное рисование - рисование капустным листом (Флоротипия), рисование ватными палочками (Пуантилизм), занятие творчества и взаимообучения.
Тип занятия: комбинированный.
Метод обучения: нетрадиционный (введение коллективных заданий; отказ от традиционной работы с предварительным карандашным наброском, замена кисточки палочкой); словесный, наглядный, творческий, интегрированный, практический.
Форма организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Оборудование:
для учителя: конспект (!), презентация «Пуантилизм», «Флоротипия», доска, капуста
для детей:
краски, кисти, бумага (тонированный лист, листы ватмана с готовым фоном), ватные палочки, капустные листы, сухие и влажные салфетки, баночки с губкой, баночки с водой
для гостей:
шаблоны птиц, альбомные листы, ватные палочки, краски, баночки с водой, сухие и влажные салфетки
План занятия:
1. Организационная часть
2. Актуализация знаний
- гости – мастер-класс;
- дети – работа в группах: формирование темы урока через постановку проблемного вопроса.
3. Постановка цели занятия
- постановка цели путём подводящего к проблеме диалога.
Физкультминутка
4.Практическая работа учащихся
- первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала через показ учителя и тренировочные упражнения учеников;
- приёмы повторения ранее усвоенных учебных действий необходимых и достаточных для восприятия;
Самостоятельная творческая работа учащихся в группах.
- инструктаж о последовательности работы;
Учитель: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
5. Подведение итогов. Анализ работ.
6.Завершение занятия. Уборка рабочих мест.
Ход занятия.
Организационный момент. Приветствие.
При входе в класс дети из волшебного мешочка вытягивают бумажных снеговичков с разными колпачками (красный, синий, зелёный, желтый) – дети пока не знают, что это будут 4 разные группы. Так ненавязчиво происходит деление детей на группы.
Утром ранним кто-то странный заглянул в мое окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло, будто руку протянуло тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом, поздоровалось со мной.
Повторим правила работы в группе (у каждой группы на столе лежит памятка):
Погружение в урок. Выход на тему урока.
-Ну что, Снеговички! Посмотрели на свои колпачки? Все ли правильно нашли и заняли свои домики? У нас должно быть 4 группы – 4 домика.
- Для начала, повторим правила работы в группах:
1. работать дружно
2. быть внимательными друг к другу
3. работать по плану
4. доводить начатое дело до конца
5. слушать всех
6. прийти к единому решению
7. все члены группы отвечают за результат.
- Отгадайте загадку:
Королева в платье белом, несравненной красоты,
Окна все разрисовала в белоснежные цветы,
Хрусталем покрыла реки, серебром – леса, поля…
Как зовут ту королеву? Ну, конечно же … (? )
- Как вы думаете – чем мы сегодня будем заниматься? А как красиво можно назвать зиму, когда происходит волшебство?
- У каждого Снеговичка в вашем домике есть список принадлежностей для урока. Проверьте, все ли готово.
Мастер-класс.
- Уважаемые гости, как вы думаете, зачем мы вам поставили краски? Посмотрите, мы заранее смочили их водой, но вам не предложили ни кисточки, ни палитры? Вы сегодня будете художниками! Но не простыми художниками, а художниками-пуантилистами. Удивились? Это здорово! Всегда интересно узнавать что-то новое.
- А вы знаете, что такое Пуантилизм? (На доске слово ПУАНТИЛИЗМ). Ребята, а вы знаете? Познакомиться с этим новым названием и техникой рисования нам поможет презентация. (Просмотр презентации).
Слайд 1. - Что такое ПУАНТИЛИЗМ?
Слайд 2. - Пуанты – такое красивое слово, по-настоящему французское. Когда слышишь его, почему-то сразу перед глазами возникает образ воздушной балерины, которая парит над сценой в очередном художественном образе, заставляя зрителя восхищаться гибкостью, стройностью балерины.
Слайд 3. - На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма (от французского pointiller – «писать точками»). Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Разработал оригинальную живописную технику письма Жорж-Пьер Сёра́ (1859-1891) – молодой французский художник 19 века.
Слайд 4. – Для работы мы взяли обычные ватные палочки. Рисовать с помощью точек разного цвета можно чётко, ровно, строго как линеечке, рядом, друг за другом; можно свободно располагать точки – как захочется.
Показ на доске
Краски заранее смочить водой, палочку держать вертикально, вот так (показ). Ватную палочку необходимо напитать краской – тогда отпечаток на листе будет ярким и чётким.
Если работа с шаблоном, то необходимо:
- цветными точками (по выбору) нанести контур;
- перейти к заполнению основной части;
Слайд 5. - И завершить картину по своему замыслу.
–Предлагаем вам изобразить птиц. Для вас мы заранее приготовили заготовки разных птиц. Выбирайте, какая нравится. Можно выполнить не одну, а несколько. Вам не стоит расстраиваться, ведь выполняя работу ватными палочками - испортить её просто невозможно. И если ваши птички будут не серыми, а яркими и нарядными – они просто поднимут всем настроение! Поверьте, и сами проверьте - это очень увлекательно!
– Удачи! (Дети раздают ватные палочки и шаблоны птиц, краски, подкладной лист, влажные салфетки).
- Ребята, наши гости уже приступили к выполнению поставленной задачи. Как вы думаете, что вы будете рисовать? Правильно: зиму.
Постановка проблемы. Предполагаемая цель.
- Как вы думаете, зачем вам капустные листья?
- Мы будем рисовать капустными листьями! Вы умеете? Хотите я научу? Значит, какова наша цель? (научиться рисовать - новый приём рисования).
- Как вы думаете, что мы будем рисовать капустными листьями? Посмотрите внимательно на форму листа. Деревья! Мы будем изображать деревья!
Актуализация знаний.
- Сегодня у нас коллективное творчество: наши гости изображают птиц, которые к концу урока займут своё место на ваших картинах, а мы будем рисовать пейзаж. А что такое пейзаж?
Начнём? Да, и как всегда, с тренировки. Мы же ещё никогда не рисовали капустным листом …, и такая техника называется «ФЛОРОТИПИЯ». (На доске слово ФЛОРОТИПИЯ).
Тренировочные упражнения.
Поэтапное объяснение.
- На подкладной лист (клеёнка) положите капустный лист. Берём широкую кисть. Наберите белой краски столько, чтобы напитать её и нанесите на капустный лист. Вода поможет показать прозрачность, но не переборщите - с кисточки вода не должна капать.
- Наносите и по центру и ведите по прожилкам листа. Достаточно. А теперь берём наш лист и переворачиваем на лист бумаги. Получился отпечаток. На что похож? На дерево. Дерево почти готово! Потом прорисуем ствол и веточки чуть повыразительнее.
-А почему оно белое? Зима.
Физминутка. - Вы не замёрзли? Давайте немного согреемся.
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)
Подойдёт ко мне мороз, (Присели)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)
- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа создаст свой зимний пейзаж при помощи двух техник «Пуантилизм» и «Флоротипия».
-Для начала надо провести линию горизонта или просто ее определить на вашем рисунке. Не забывайте, что, чем предмет ближе к линии горизонта, тем он меньше, мы его видим меньшего размера. Чем предметы ближе к вам, тем они больше.
- Вам необходимо помнить, что в работе должно быть не менее 3 основных объектов. Рисовать надо начинать с самого большого (крупного) предмета. Как вы думаете, какой предмет у вас будет самым большим? Дерево. Рисовать вы его будете совсем необычным способом – при помощи капустного листа.
- Какие объекты (предметы) можно ещё изобразить?
(самый маленький предмет – луну, она высоко, далеко от нас – смотрящих на неё, а значит маленького размера).
- Что ещё можно изобразить?
(избушку лесника, снеговик …)
- А сугробы?
«Мозговая атака»:
-Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, хрустящий …)
- А голубой снег бывает? (если небо голубое в солнечный, морозный день, то и снег голубой, розовый …).
(Беру краску нужного мне цвета, ставлю на лист и растягиваю – появляется прозрачность цвета. Так несколько раз. Попробую смешать, добавить холодный фиолетовый у основания сугроба, а голубоватый на макушку сугроба).
- Фон готов, время суток изображено разное. Вы в группе должны решить и сделать выбор, какое время суток будете изображать. Основные предметы мы предположили. Осталось лишь добавить детали: может падать снежок; появится тропинка – не забудьте, что, уходя вдаль, она визуально (зрительно) сужается; следы зверей, начнёт вдруг кружить ветер – детали могут быть разные.
- Что вы можете использовать вместо кисти?
Группы выбирают фон, берут капустные листы и приступают к работе.
- Нельзя терять ни минуты! Я желаю вам удачи.
Самостоятельная работа.
Музыка фоном. (П.И. Чайковский «Времена года»)
Группы работают. Гости работают. Учитель в роли помощника-консультанта. Контроль времени.
Представление готовых работ.
Дети на доске закрепляют готовые пейзажи.
Анализ работ.
- Посмотрите, какие прекрасные и разные получились у вас пейзажи. (Работы повесить по порядку: утро, день, вечер, ночь).
Конструирование работ.
Дети берут у гостей шаблоны птиц, выполненных в технике ПУАНТИЛИЗМ, и приклеивают на свои пейзажи. В итоге – коллективное панно.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, мы можем, глядя на ваши пейзажи, окунуться в волшебство нашей зимушки-зимы?
- А какие новые техники вам в этом помогли?
- Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы ещё не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем. И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.
Спасибо за урок!
Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник в познании окружающего мира (Квиллинг)»
Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Природа – это ...

Методические рекомендации по проведению творческой мастерской "Нетрадиционные виды рисования"
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по проведению творческой мастерской "Нетрадиционные виды рисования" по организации досуговой деятельности в каникулярное время д...

Презентация к мастер классу по правополушарному (интуитивному) рисованию
Презентация к мастер классу по правополушарному (интуитивному) рисованию...

Методическая разработка. Рисование ластиком и карандашом (нетрадиционные техники рисования) "Очарование зимы"
Методическая разработка проведения занятия во внеурочное время, с использованием нетрадиционной техники рисования. Определены цели, задачи, материал занятия и этапы рисования.Занятие направлено ...

мастер-класс "Ёжик в лесу". Рисование с элементами аппликации"
Цель мастер-класса: - научить обучающихся рисовать ёжика, используя нетрадиционные техники рисования. Задачи: - прививать любовь к изобразительному искусству, воспитывать бережное отношение к природе ...

Конспект мастер – класса для родителей «Увлекательное рисование необычными материалами»
Конспект мастер – класса для родителей «Увлекательное рисование необычными материалами»...

Мастер-класс «Применение нетрадиционных техник рисования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности»
Нетрадиционных техник существует очень много и интересных — это и «Рисование цветным клейстером», и «Тычок жесткой кистью», и «Рисование поролоном», и «...
