"Рабочая программа по ИЗО для начальных классов"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Небользина Виктория Константиновна

Данная программа разработана специально для начальных классов. В ней кратко расписаны как творчество и ИЗО влияет на формирование интереса к искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска Центр образования "Лицей ИНТЕГРАЛ"

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

Протокол № ____________

от _____________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор (наименование организации)

_____________И.О. Фамилия

Приказ № _____ от_________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Преподавание Изобразительного искусства в общеобразовательных организациях»

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: базовый

Разработчик программы:

Педагог дополнительного образования

Небользина Виктория Константиновна

г.Новосибирск, 2025

Содержание

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3

Пояснительная записка 3

Цель и задачи программы 6

Планируемые результаты освоения программы 6

Формы аттестации/контроля 8

Оценочные материалы 8

Методическое обеспечение программы 8

Условия реализации программы 8

Воспитательный компонент 9

2. Список литературы 10


  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Преподавание Изобразительного искусства в общеобразовательных организациях разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от года № 678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от года;

СП Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Локальные акты образовательной организации:

Устав образовательной организации МАОУ ЦО "Лицей ИНТЕГРАЛ";

Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МАОУ ЦО "Лицей ИНТЕГРАЛ";

Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МАОУ ЦО "Лицей ИНТЕГРАЛ";

Актуальность программы:

Актуальность программы заключается в то, что современная школа требует комплексного подхода к воспитанию гармонично развитых личностей, обладающих творческими навыками и способностью видеть мир вокруг себя художественно-образно. Программа способствует раскрытию творческого потенциала, развивает фантазию, воображение, чувство цвета и формы, формирует художественный вкус, учит осмысленно относиться к произведениям искусства. Освоение курса помогает учащимся лучше ориентироваться в культуре и искусстве своей страны и других стран, понимая их значение в истории человечества. Знания и навыки, полученные на уроках ИЗО, помогают ученикам развивать наблюдательность, внимание к деталям, умение мыслить ассоциативно и нестандартно подходить к решению проблем. Использование современных технологий и материалов позволяет сделать уроки увлекательными и интерактивными, поддерживая мотивацию учеников к изучению предмета.

Отличительные особенности программы:

Главные отличительные особенности программы заключаются в :1. Практикоориентированность: большая часть уроков посвящена непосредственному созданию художественных работ. Учащиеся овладевают различными материалами и инструментами (краски, карандаши, пастель, глина и др.) и знакомятся с разными видами искусства (живопись, графика, скульптура).

2. Интеграция искусств: предметы ИЗО тесно связаны с музыкой, литературой, театром и историей. Часто проводятся интегрированные занятия, направленные на комплексное изучение культурных явлений.

3. Индивидуализация подходов: каждый ученик имеет уникальную манеру самовыражения, и учитель стремится учитывать индивидуальные особенности и предпочтения ребят, предлагая разнообразные задания и проекты.

4. Обучение в диалоговом режиме: взаимодействие учителя и ученика строится на взаимном обмене мнениями, оценивании работ друг друга, обсуждением известных художников и их творчества.

5. Разнообразие тематики: изучаемые темы охватывают широкий спектр направлений — от натюрморта и пейзажа до портрета и символизма, помогая ученикам осознать богатство выразительных возможностей изобразительного искусства.

6. Связь с традициями народного творчества: особое внимание уделяется русской народной культуре, включая ознакомление с народными промыслами, орнаментами, традиционными костюмами и предметами быта.

Новизна программы:

1. Акцент на развитии креативности: традиционные методы преподавания дополнены современными технологиями и методиками, стимулирующими творческий потенциал детей, такими как проектная деятельность, групповые мастер-классы, создание цифровых иллюстраций и мультимедийных презентаций.

2. Фокус на интеграции дисциплин: интеграция изобразительного искусства с предметами гуманитарного цикла (например, литература, музыка, история) позволяет создать комплексный подход к изучению культурного наследия, раскрывая взаимосвязи между искусством и жизнью общества.

3. Повышение уровня осознанности обучающихся: использование инновационных методик и заданий стимулирует критическое мышление, размышления о смысле художественных произведений, что способствует глубокому восприятию искусства.

4. Поддержка индивидуальной траектории развития: учитываются личные интересы и возможности каждого ученика, предоставляются дополнительные образовательные мероприятия, консультации педагогов и мастера, участие в выставках и конкурсах различного уровня.

5. Развитие коммуникативных компетенций: активное вовлечение учеников в обсуждение работ одноклассников, проведение дискуссий и семинаров повышает уровень взаимодействия внутри класса, улучшает социальные навыки.

Таким образом, новая программа по ИЗО является важным элементом модернизации системы российского образования, ориентированной на подготовку конкурентоспособных и успешных выпускников XXI века.

Адресат программы:

Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 7-8 лет.

В данном возрасте дети: Начинают осваивать абстрактное мышление, хотя преобладает образное восприятие информации. Повышается способность анализировать ситуации, решать простейшие логические задачи. Формируются базовые представления о нравственности, дружбе, ответственности. Возникает интерес к новым знаниям и расширению кругозора

Уровень освоения программы: базовый

Наполняемость группы: 5-20 человек

Объем программы: 35 часовчаса

Срок освоения программы: 1 год

Режим занятий: 2 раза в неделю с разными группами

Форма реализации: с применением дистанционных технологий

Форма(ы) обучения: очная

Особенности организации образовательного процесса:

Обучение по программе используются следующие формы обучения:
1. Проектная работа. Совместная деятельность группы учащихся над созданием оригинального проекта, включающая исследование, моделирование, оформление результатов.

2. Мастер-класс. Интерактивное занятие, проводимое профессионалом-художником, позволяющее перенять новые техники и приемы.

3. Творческая лаборатория. Организация пространства для экспериментов с новыми материалами и методами, свободное выражение индивидуальных идей.

4. Выставочная деятельность. Проведение школьных выставок, конкурсов рисунков, посещение открытых мероприятий в городе.

5. Коллективное творчество. Создание общих композиций, роспись стендов, изготовление макетов, сценарии праздников и спектаклей совместно с классом.

Таким образом, многообразие форм обучения позволяет удовлетворить потребности разных категорий учащихся, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса и сформировать у детей прочные основы художественно-эстетической компетенции.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: Цель программы по изобразительному искусству состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся.

Задачи программы:

Образовательные:

Основные задачи: освоение теоретических основ изобразительного искусства (виды, жанры, цветоведение, композиция), формирование практических навыков (работа с материалами, техниками), развитие творческих способностей (воображение, мышление), а также воспитание эстетического вкуса, интереса к искусству и уважения к культурному наследию.

Развивающие:

Следующие задачи программы: Формирование художественного вкуса, творческих способностей, воображения, фантазии, наблюдательности и ассоциативного мышления.

Воспитательные:

Воспитательные задачи изобразительного искусства включают в себя развитие творческого потенциала, формирование эстетического вкуса и духовности, приобщение к культуре, а также коррекцию психоэмоционального состояния обучающихся. Искусство помогает воспитывать личность с нравственной позицией, развивать наблюдательность, самоконтроль, фантазию, а также приобщает к народным традициям и позволяет невербально выражать внутренние переживания, что особенно важно для детей с особыми потребностями.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Предметные образовательные результаты:

Предметные результаты программы по ИЗО включают формирование художественной культуры, умение воспринимать и создавать художественные образы, различать виды и жанры искусства (портрет, пейзаж, натюрморт), понимать специфику различных художественных материалов и компьютерной графики, а также выражать свое отношение к окружающему миру через творческую деятельность.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммутативными учебными действиями, а также метапрдметной связью с технологией. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Личностные результаты:

Обучающиеся формируют уважение к отечественной культуре, эстетическим чувствам, мотивации к саморазвитию и обучению, способности к сотрудничеству и сопереживанию, а также умение ценить искусство и духовно-нравственные ценности

  1. Формы аттестации/контроля

Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:

творческая работа,

Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:

наблюдение, беседа, портфолио,

Особенности организации аттестации/контроля:

  1. Оценочные материалы

Разработать индивидуальный проект на формате альбомного листа

  1. Методическое обеспечение программы

Методические материалы:

В программе используются следующие методические материалы: классические словесные (рассказ, беседа), наглядные (пособия, видео) и практические методы (творческие работы), а также современные подходы через проблемные ситуации и проектную деятельность, которые являются частью учебных программ, соответствующих ФГОС

Методики и технологии:

Краткое описание работы с методическими материалами:

  1. Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 5-20 человек и отвечающего правилам СанПин;

наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;

шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых прототипов проекта;

наличие необходимого оборудования согласно списку;

наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные определители животных и растений, научная и справочная литература, наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.

Для обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы,

Кадровое обеспечение программы:

Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

  1. Воспитательный компонент

Цель воспитательной работы

Цель воспитательной работы в программе по ИЗО — формирование духовно-нравственной, творчески развитой личности, способной к самореализации и социализации в обществе.

Задачи воспитательной работы

Задачи воспитательной работы в программе по ИЗО включают: формирование эстетического отношения к миру и искусству, развитие творческих способностей и воображения, приобщение к отечественной и мировой художественной культуре, а также воспитание нравственных качеств, таких как уважение к труду, природе и культурному наследию.

Приоритетные направления воспитательной деятельности

гражданско-патриотическое воспитание, нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, культурологическое и эстетическое воспитание, профориентационное воспитание

Формы воспитательной работы

беседа, викторина, ярмарка, сюжетно-ролевая игра,

Методы воспитательной работы

рассказ, беседа, дискуссия, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, игра, поощрение, наблюдение,

Планируемые результаты воспитательной работы

Развиты навыки самоорганизации, контроля эмоционального состояния

  1. Список литературы

для педагога:

Одаренные дети: концептуальные основы работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования. / сост. Горский В.А., Инякин Ю.С., Орлов В.А. М. — Москва: ЦРСДОД Минобразования России, 1998. – 60 с.
Любушина О.Н., Кудряшова И.А. «О себе хочу всё знать» (образовательно-методический комплекс дополнительного образования детей младшего школьного возраста). / О.Н. Любушина, И.А. Кудряшова – Москва, ООО «Новое образование», 2013. – №2. — 120 с.

для обучающихся:

Музей в меняющемся школьном мире: сборник / составитель Е. Б. Медведева. – Москва: Перспектива, 2019. – 191 с. – ISBN 978-5-905790-40-9.

для родителей (законных представителей):

Электронная библиотека: библиотека диссертаций: сайт / Российская государственная библиотека. – Москва: РГБ, 2003. – URL: (дата обращения: ).


Информация для карточки в Навигаторе

Полное название: Преподавание Изобразительного искусства в общеобразовательных организациях

Публичное название: Преподавание Изобразительного искусства в общеобразовательных организациях

Краткое описание:
Программа направлена на развитие художественного вкуса, развития творческих способностей, расширения кругозора, воспитания эмоциональной отзывчивости и подготовке к самостоятельной творческой деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бисероплетению для начальных классов

Я предлагаю рабочую программу по бисероплетению. Эту программу можно применять для работы как в начальных классах, так и в средних. Техника бисероплетения французская....

Рабочие программы по музыке в начальных классах

Рабочие программы для учителей начальных классов по музыке по программе "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа хореографического кружка для начальных классов

Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике, посредством приобщения детей младшего школ...

Рабочая программа по информатике в начальных классах(УМК Матвеева)

Рабочая программа по информатике в начальных классах(УМК Матвеева)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов "Мир книг"

Программа «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. За...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...

Рабочая программа по математике учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 1 класса

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, примерной программы по математике, Концепц...