Рабочие программы по музыке в начальных классах
рабочая программа по музыке на тему

Фролова Ольга Ивановна

Рабочие программы для учителей начальных классов по музыке по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx81.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

стр.

1.Паспорт программы ..…………………………………………………………………         2

2.Пояснительная записка……………………………………………………………….         3

3.Общая характеристика учебного предмета …………………………………………         5

4.Описание места учебного предмета в учебном плане…………………………….           6

 

5.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета…………………………           7

6.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  конкретного

          учебного предмета…………………………………………………………………….        8

7.Содержание учебного предмета ………………….                                                              9

8.Тематическое планирование с определением основных видов учебной  

деятельности и поурочное планирование……………………………………………………    13

     

       9.Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………….  28

       

      10.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения  

образовательного процесса…………………………………………………………………       29

Паспорт рабочей программы учебного предмета

Тип программы  программа начального общего образования.                                                          Статус программы: рабочая программа учебного  предмета

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

-   для педагогических работников МБОУ «Верх-Обская  средняя   общеобразовательная  школа им. М.С.Евдокимова»

  • программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

-   для администрации МБОУ «Верх-Обская  средняя общеобразовательная  школа им.  

    М.С.Евдокимова»

  • программа является основанием для определения качества реализации начального образования.

Категория обучающихся: учащиеся 1-4 классов МБОУ «Верх-Обская  средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»

Сроки освоения программы: 4 года.

Объем учебного времени: 135 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю

     

 


Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке  составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Ст. 18.2.2.. Приказ Минобрнауки от 30.08.2010 г. №889, Приказ Минобрнауки от 01.02.2012 г. №74

2.Законом Российской Федерации «Об образовании»

3.Учебного плана МБОУ «Верх-Обская  средняя общеобразовательная школа им. М.С. Евдокимова» на 2013-2014учебный год.

Примерной и авторской программы  начального общего образования  «Музыка. 1-4 классы», авторы  Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

Темы уроков, в 1-2 классах, распределены в соответствии с темами учебника Т.В.Челышевой, который входит в УМК

                                                 
                               Цели и задачи учебной программы «Музыка»

Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:

• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;

• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;

• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.

Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.

Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Социальное развитие растущего человека проявляется: в формировании у него целостной художественной картины мира; в воспитании его патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями.

 Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств ;развитие потребности жить по законам красоты; формирование

эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем — в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

     В ходе занятий у обучающихся формируется личностно окрашенное эмоционально образное восприятие музыки: разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ и др.), сочинениями для детей современных композиторов.

Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации и понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (оркестр народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).

      Обучающиеся овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись. В процессе коллективного музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности; дети участвуют в исполнении произведений, импровизируют, пытаются сочинять ритмический аккомпанемент, подбирать мелодию по слуху.

      Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами; осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций. Они участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности, а также имеют возможность выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (например: рисунки, эскизы декораций, костюмов и др.).

     Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.

                       

Общая характеристика учебного предмета

      Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.

     Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни. Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка  как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние на формирование как эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.

     Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования. Это созвучие проявляется: в опоре на жизненный опыт детей; в формировании у них увлеченного отношения к музыкальному искусству, процессу художественного познания; в развитии творческого мышления и воображения, музыкально-творческих способностей школьников; в воспитании их эстетического чувства и музыкального вкуса; в освоении нравственных основ музыкального искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта эмоционально-ценностных отношений предшествующих поколений людей в собственной жизненной практике. То есть речь идет о тождественности главных целевых установок проекта    «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского — оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Соответственно наблюдается и совпадение принципов данных концепций. Так, принцип непрерывности общего развития каждого школьника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа», воплощается в тематическом построении содержания образования у Д.Б. Кабалевского, направленном на последовательное и систематическое музыкальное развитие младших школьников. Кроме того, благодаря музыкальному тематизму, выстроенному в системе от «простого к сложному», осуществляется преемственность занятий по музыке в начальной и основной школе. Логика тематического построения содержания занятий

обусловлена у Кабалевского существующими априори закономерностями самого музыкального искусства. Следовательно, «погружение» в искусство происходит естественно и логично: через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности), от общего, то есть от постигнутой закономерности, к частному, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.

Принципиальное созвучие двух образовательных подходов обусловило интерпретацию музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Это проявилось:

• в реализации сверхзадачи музыкального образования (связи музыки с жизнью) как художественно-педагогического замысла программы 1 класса «Мир музыки в мире детства» и последующего его воплощения во 2–4 классах;

• в заимствовании тематического построения программы Д.Б. Кабалевского во 2–4 классах; определении художественно педагогического замысла каждого класса: 2 класс — «Музыка как вид искусства», 3 класс — «Музыка — “искусство интонируемого смысла”», 4 класс — «Музыка мира»;

• в опоре на методические основы преподавания предмета «Музыка», предложенные Д.Б. Кабалевским — автором нетрадиционной музыкально-педагогической концепции.

Вместе с тем основные положения музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского нашли свое воплощение в стратегии развития отечественного музыкального образования, выраженной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (нового поколения), а также в рекомендованной примерной программе по музыке.

Таким образом, авторская программа «Музыка» для 1–4 классов общеобразовательных школ развивает концепцию массового музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, направлена на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.

                                                                                                                                                                                                                                   

                     

Место учебного предмета в учебном плане.

В учебном плане МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М.С. Евокимова» искусство ( музыка)  представлена как базовый курс начальной школы  в 1-4 классах (4 года  по 1 часу в неделю, всего 135 часов)

                                                                                                                                                                                                                                                 

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа» (вариант 1),  учебный предмет «Музыка» представлен  в предметной области «Искусство», изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 33 часа (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 34 часа (34 учебных недели) рекомендуемый общий объем учебного времени составляет  135 час. Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка» соответствуют основным требованиям стандарта:

• патриотизм — любовь к родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое  государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота

благосостоянии общества;

 • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самовосприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способ-

ность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфес- сионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный  мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

• природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное  сотрудничество.

Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения     учебного предмета.

Личностными результатами изучения музыки являются:        

— наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

— позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:        

— устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

— общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;                                                                                                                                                     — элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

— развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

— участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

— наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Обобщенный результат освоения  обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:

• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;

• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий художественные ценности общества;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

•стремящийся жить по законам красоты;                                                                                                                                                               • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;

• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.

                       

Содержание  учебного предмета. 

1 класс (33 ч) «Мир музыки в мире детства»                                                                                 

   Содержание курса направлено на реализацию задачи музыкального образования: связи музыки с жизнью и, прежде всего, с жизнью самого ребенка. Это — звуки, окружающие его. Это — музыка природы и дома. Это — музыкальные встречи с героями, любимыми и понятными для детей младшего школьного возраста. Это — звучащий образ Родины и народные напевы . Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в«общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т. д. — в тех ситуациях, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни.

   Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир. Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования (связь музыки с жизнью),программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности. Ее главный художественно-педагогический замысел — «Мир музыки в мире детства» — является темой данного года музыкального образования.

    В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные, так и авторские.

   Среди них незаслуженно забытые авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, З. Компанейца, Н. Метлова, А. Островского, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой, А. Филиппенко и др. Немало и новыхпесен современных авторов: Г. Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крылатова, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве,С. Соснина и др.

В программу 1 класса включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки,

Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, С.М. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др.

Широко используются в обучении музыкально-ритмичные движения, игра на элементарных музыкальных инструментах и музыкальная игра. В процессе проведения занятий возможна замена музыкального материала в соответствии с интересами и пристрастиями школьников и учителя. В 1 классе выстроена система накопления общих музыкально-художественных представлений и прикладных понятий, связанных со средствами музыкальной выразительности (языком музыки, ее жанрами и формами) и имеющих преемственность с программой 2 класса.

2 класс (34 ч) «Музыка как вид искусства»

   Учебную программу 2 класса, органично связанную с содержанием программы 1 класса, также пронизывает идея связи музыки с жизнью. Однако границы этой связи расширяются через проникновение учащихся в особенности музыки как вида искусства, осознание ее как звучащего искусства. Вслушиваясь в музыку, школьники узнают, что она вызывает чувства и пробуждает мысли, они сопереживают героям музыкальных произведений, воспринимают мелодию как «душу»музыки. Встречаясь с музыкой в разных жизненных ситуациях, второклассники наблюдают и чувственно воспринимают ее как особенное звучащее явление, проникают в выразительные возможности музыки, размышляют над изобразительностью. Дети учатся любить и понимать музыку, постепенно овладевая музыкальной грамотностью.

      Многообразие музыкальных форм и жанров начинается для второклассников с «трех китов», трех основных сфер, основных областей музыки — песни, танца, марша, самых демократичных и массовых областей музыки. Они доступны и понятны всем, кто неоднократно встречался с ними в своей жизни. С помощью песни, танца и марша обучающиеся легко и незаметно для себя проникнут в любую сферу музыкального искусства, и ее связь с жизнью станет для них очевидной и естественной.

     Вхождение в мир большой музыки — это увлекательное путешествие в крупные и сложные музыкальные жанры — оперу,

балет, симфонию, кантату, концерт. Знакомство с этими областями музыки должно показать второклассникам, что владение музыкальным языком дает им возможность проникать в глубины любого музыкального жанра, простого или сложного, и с их помощью познавать мир.                                                                                                                                                                                              Главным здесь является развитие интереса обучающихся к музыке, ибо, как известно, без эмоциональной увлеченности в области искусства невозможно достичь каких-либо результатов. Ею окрашено познание школьниками речи музыки как звучащего искусства.  Важно, что программное содержание 2 класса направлено на накопление у обучающихся музыкальных впечатлений, музыкальных понятий и терминов, приобретение слухового опыта. Это позволит им в следующем классе перейти к более углубленному освоению музыки как «искусства интонируемого смысла».                                                                                                                                     Процесс восприятия и познания музыки второклассниками осуществляется (так же, как и в 1 классе) в разных формах общения с ней: слушании и размышлении, исполнении музыки по нотно-графической записи, пении с текстом и с ориентацией на нотную запись, в музыкально-ритмичных движениях, игре на музыкальных инструментах.

      В программу включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, И.О. Дунаевского, Г.В. Свиридова, Д.Б.Кабалевского, М.В. Коваля, В. Салманова, С. Чернецкого, М. Блантера, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, Ж. Бизе, И.С. Баха,Р. Ш умана, Ф. Шуберта.В программе представлены 23 песни (7 народных и 16 композиторских). Среди авторов: Я.Дубравин, Г. Струве, В. Шаинский, Т. Попатенко, Ю. Чичков, С. Соснин,

А. Филиппенко, А. Жаров, Б. С. авельев, Д. Львов-Компанеец, В. Иванников, А. Спадавеккиа,

В. Кикта.

3 класс (34 ч) «Музыка — искусство интонируемого смысла»

    Содержание программы 3 класса позволяет погрузить обучающихся в специфику музыкального искусства и является узловым в осознании его закономерностей. Музыка, как звучащее искусство, воспринимается как «искусство интонируемого смысла».

Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались в 1–2 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе они осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль. Часто музыка бывает пронизана песенной мелодичностью, но не предназначена для пения. Или музыка охвачена танцевальными ритмами, но не создана для того, что-бы под нее танцевать. Маршевость, хотя и насыщена маршевыми ритмами, но не обязательно предназначена для марширования. Эти свойства музыки делают ее доступной и понятной для любого слушателя.

          Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле — как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле — как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение. К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия — «душа

музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана

с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки. Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.

   Если музыка — «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д. Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке.

Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.

          Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлены в программе одночастными, двух частными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.

          Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме — с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М.И. Глинки, А. Лядова,

Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С.Баха, Людвига ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Бизе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М.М. Калининой, В. Калинникова, Е. Крылатова, Н. Метлова, М. Минкова, Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.

                                              4 класс (34 ч) «Музыка мира»

                                           

         Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира. Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.

Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.

        Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность. Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни — обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они — живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».

          Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.

Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.

           4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки),которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой — имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор–исполнитель–слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение(см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.

             В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А.Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.Хачатуряна, Г.

Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.

             Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутоваи др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений — 44. Из них народных песен — 14, композиторских — 22.

                                 

         

Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности обучающихся

1 класс (33 ч)  «Мир музыки в мире детства»

                     Тема

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности                 ученика

«Звуки вокруг нас»

Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с музыкальными

звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков. Первая песня, услышанная в родном доме — мамина колыбельная. Мягкие размеренные покачивания колыбельной как ее интонационная основа. Выразительность колыбельной песни

и другой похожей на нее музыки. От музыкальных звуков дома —к «поющей природе». Мелодии жизни за порогом дома. Музыка о природе.

— Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.

— Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

— Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

— Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.

— Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

— Исполнять песни, играть на детских элементарных и элек-

тронных музыкальных инструментах.                         — Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

— Осуществлять первые опыты сочинения.

«Музыкальные встречи Маши и Миши»

Музыкальное окружение в жизни ребенка: музыка в школе, на улице, у друзей. Отражение в музыке разных жизненных ситуаций. Сказка в музыке. Музыка о разных исторических временах.

Образ Родины в музыке: ее просторы, красота, величие, богатырская сила. Родная сторонка в музыкальных картинках.

— Сравнивать разные музыкальные произведения.

— Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка.

— Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.

— Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке.

— Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.

— Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.

— Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

— Осуществлять собственный музыкально-исполнительский

замысел в пении и импровизации.

«Так и льются сами звуки из души!»

Выразительные возможности музыки. Приобщение к музы-

кальному искусству через исполнение песен. «Общение» на музыкальном языке. Музыка о временах года. Задорные песни зимы.

Весенние напевы. Музыкальные миниатюры о животных, птицах,

зверях и игрушках. Музыка для любимых мам и бабушек.

— Выявлять выразительные возможности музыки.

— Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах,

музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по му-

зыкальным произведениям.

— Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с однокласс-

никами.

— Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных

играх-драматизациях.

— Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен

года, жизни животных, птиц, зверей, людей.

— Обнаруживать общность истоков народной и профессио-

нальной музыки.

— Импровизировать (вокальная, инструментальная, танце-

вальная импровизация) с учетом выразительных возможностей

музыки.

— Инсценировать песни, фрагменты опер.

«Волшебная сила музыки»

Ребенок как слушатель и исполнитель. Любимые музыкальные герои. Новые встречи с музыкой. Музыка — вечный спутник

человека.

                                                                                                                                                

— Осознавать преобразующие функции музыки.

— Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.

— Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности.

— Рассуждать о роли музыки в жизни человека.

— Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов.

— Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

2 класс (34 ч) «Музыка как вид искусства»

                                                   

«Три кита» в музыке: песня, танец и марш»

Восприятие второклассниками песни, танца и марша как давних и хороших знакомых. Ощущение разницы в характере музыки марша, танца и песни. Многообразие жизненных ситуаций, при которых звучат песни, танцы и марши. Разнообразие маршей

(спортивный, солдатский, парадный, игрушечный и др.); танцев(менуэт, полька, вальс, пляска); песен(о Родине, колыбельные,

хороводные, шуточные, песни — музыкальные картинки и др.).

Осознание обучающимися мелодии как «души музыки». Определение сочетания в одной музыке разных музыкальных жанров — «киты встречаются вместе».

— Выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни.

— Сравнивать специфические особенности произведений

разных жанров.

— Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат.

— Определять мелодию как «душу музыки».

— Воплощать художественно-образное содержание народной

и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

— Передавать эмоциональные состояния в различных видах

музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование  песен, драматизация и пр.) в процессе коллективного музицирования.

«О чем говорит музыка»

Осознание учащимися, что музыка может выражать чувства,

мысли и настроение человека, рисует музыкальные портреты,

выражает черты его характера. Музыка может подражать зву-

чанию голосов разных музыкальных инструментов, изображать движение, разнообразные звуки, шумы и картины окружающей природы. Все это — музыкальное окружение жизни ребенка,

прочувствованное и осознанное им как органичная часть самой

жизни со сменой времен года, с каждодневными заботами и де-

лами, с буднями и праздниками.

— Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

— Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

— Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки.

— Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из

произведений музыкально-театральных жанров.

— Воплощать музыкальное развитие образа в собственном

исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально пластическом движении).

— Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,

коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

«Куда ведут нас “три кита”»

Образность песен, танцев и маршей. Песенные основы оперы, танцевальные основы балета. Оперные и балетные марши. Ощущение органичного перехода от песни — к песенности, от танца — к танцевальности, от марша — к маршевости. От народной песни — к симфонической музыке. Превращение песни в музыку фортепьянную, симфоническую, хоровую, оперную, балетную. Песня как основа любого крупного музыкального жанра. Самостоятельная жизнь танцевальной музыки. Танцевальность в разных областях музыки. Проникновение танца в оперу,

балет, симфонию, концерт. Многоликость маршей: простые бытовые марши — марши для исполнения в концертах, марши в симфониях, в ораториях, операх, балетах. Взрослые и детские оперы. Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят». Разучивание тем главных героев. Темы — песни, песни — танцы, песни — марши. Участие в исполнении финала оперы. Музыкальный

театр — храм, где царят опера и балет.

— Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

— Соотносить простейшие жанры (песни, танцы, марши) с их

воплощением в крупных музыкальных жанрах.

— Различать крупные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт.

— Передавать в собственном исполнении (пение, игра на ин-

струментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.

— Ориентироваться в нотном письме, как в графическом изображении интонаций (вопрос-ответ, выразительные и изобрази-

тельные интонации и т. д.).

— Создавать на основе полученных знаний музыкальные ком-

позиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра).

«Что такое музыкальная речь?»

Признаки, которые помогают различать музыкальные произведения, их характеры, настроение, жанры. Причины своеобразия каждого музыкального произведения. Осознание роли средств музыкальной выразительности как «строительных кирпичиков» музыкальных образов и их развития. Формирование

музыкальной грамотности как особого «чувства музыки». Активное восприятие музыки через разные формы приобщения к ней: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, исполнение на музыкальных инструментах, игра. Обобщение темы года

на терминологическом уровне.

— Сравнивать специфические особенности произведений

разных жанров.

— Называть средства музыкальной выразительности.

— Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием.

— Воплощать художественно-образное содержание народной

и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

— Передавать эмоциональные состояния в различных видах

музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских

элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).

— Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, ин-

струментальная, танцевальная импровизации).

— Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации.

                                                       3 класс (34 ч)

                            «Музыка — искусство интонируемого смысла»

«Песня, танец, марш перерастают

в песенность, танцевальность, маршевость»

Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокаль-

ной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни,

отражение танцевальности в вокальной и инструментальной

музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произ-

ведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-

маршевой музыки.

— Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

— Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические осо-

бенности.

— Передавать эмоциональные состояния в различных видах

музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения,

инсценирование песен, драматизация и пр.).

— Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).

— Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности.

«Интонация»

Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление

звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи

по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие

этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия — интонационно осмысленное музыкальное построение.

Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и

слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение

к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация — основа музыки.

— Импровизировать на заданную и свободную темы.

— Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

— Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

— Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

— Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.

— Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

— Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-

театральных жанров.

— Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.

«Развитие музыки»

Интонационное развитие музыки как отражение постоянных

изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль

в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке — динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное.

— Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.

— Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

— Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.

— Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.

— Участвовать в совместной деятельности при воплощении

различных музыкальных образов.

— Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных

музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие.

4 класс (34 ч) «Музыка мира»

                                                                 

«Музыка моего народа»

Народная песня — энциклопедия жизни русского народа.

Разнообразие жанров русской народной песни. От народной

песни — к творчеству композиторов (интонационно-песенна основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов.

— Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

— Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа.

— Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа.

— Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись.

— Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов.

— Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, горо-

да и др.

«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны

нет непереходимых границ»

Музыка народов — субъектов РФ. Сочинения композиторов

на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен

других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.

— Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.

— Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.

— Исполнять различные по образному содержанию образцы

профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов.

— Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.

— Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла),

корректировать собственное исполнение.

— Определять разновидности хоровых коллективов (детский,

женский, мужской, смешанный).

— Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных

музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств.

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность

жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.

жанров.

.

— Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

— Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.

— Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран.

— Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений

музыкально-театральных жанров.

— Сольмизировать и сольфеджировать мелодии

— Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

«Композитор–исполнитель–

слушатель»

Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор — народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль.

Исполнитель — состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли

исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор–

исполнитель–слушатель» как обобщение содержания музыкаль-

ного образования школьников начальных классов.

--Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.

— Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.

— Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).

— Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная,

инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).

— Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).

— Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях.

— Передавать эмоциональные состояния в различных видах

музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения,

инсценирование песен, драматизация и пр.).

— Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.

— Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны

и др.

— Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации.

                      

                                                       Учебно-тематический план. 1 класс

Содержание

Количество часов

1

Звуки вокруг нас

9

2

Музыкальные встречи Маши и Миши

7

3

Так и льются сами звуки из души!

10

4

Волшебная сила музыки

7

5

Итого

33

Поурочное планирование  1 класс (33 ч)

п/п

Темы

Кол-во часов

«Звуки вокруг нас» (9ч)

1

Звуки в доме Маши и Миши

1

2

Рождение песни

1

3

Рождение песни

1

4

Колыбельная

1

5

Поющие часы

1

6

«Кошкины» песни

1

7

«Кошкины» песни

1

8

О чём «поёт» природа

1

9

О чём «поёт» природа

1

«Музыкальные встречи Маши и Миши» (7ч)

10

Музыка про разное.

1

11

Музыка про разное.

1

12

Музыка про разное.

1

13

Звучащий образ Родины.

1

14

Звучащий образ Родины.

1

15

Здравствуй, гостья-зима

1

16

Здравствуй, гостья-зима

1

«Так и льются сами звуки из души!» (10 ч)

17

Зимние забавы.

1

18

Зимние забавы.

1

19

Музыкальные картинки.

1

20

Музыкальные картинки.

1

21

Мелодии жизни.

1

22

Мелодии жизни.

1

23

Весенние напевы.

1

24

Весенние напевы.

1

25

«Поговорим» на музыкальном языке

1

26

«Поговорим» на музыкальном языке

1

«Волшебная сила музыки» (7 ч)

27

Композитор - исполнитель — слушатель

1

28

Композитор - исполнитель — слушатель

1

29

Музыка в стране «Мульти-пульти».

1

30

Музыка в стране «Мульти-пульти».

1

31

Всюду музыка живет

1

32

Всюду музыка живет

1

33

Всюду музыка живет

1

                                                         Учебно-тематический план. 2 класс

Содержание

Количество часов

1

«Три кита» в музыке: песня, танец и марш

9

2

О чем говорит музыка

7

3

Куда ведут нас «три кита»

10

4

Что такое музыкальная речь?

8

5

Итого

34

Поурочное планирование  2 класс (34 ч)

п/п

Тема

Кол-во

часов

«Три кита» в музыке: песня, танец и марш» (9ч.)

1

 Главный «кит» – песня.

1

2

 Главный «кит» – песня.

1

3

Мелодия – душа музыки.

1

4

Каким бывает танец.

1

5

Каким бывает танец.

1

6

Мы танцоры хоть куда!

1

7

Маршируют все.

1

8

Маршируют все.

1

9

«Музыкальные киты» встречаются вместе.

1

«О чем говорит музыка» (7 ч)

10

Маша и Миша узнают, что умеет музыка.

1

11

Музыкальные портреты.

1

12

Музыкальные портреты.

1

13

Подражание голосам.

1

14

Как музыка изображает движение?

1

15

Как музыка изображает движение?

1

16

Музыкальные пейзажи.

1

«Куда ведут нас «три кита» (10 ч)

17

«Сезам, откройся!».

1

18

«Путешествие по музыкальным странам». Опера.

1

19

«Путешествие по музыкальным странам». Опера.

1

20

«Путешествие по музыкальным странам». Опера.

1

21

«Путешествие по музыкальным странам». Опера.

1

22

Что такое балет?

1

23

Что такое балет?

1

24

«Страна симфония».

1

25

«Страна симфония».

1

26

Каким бывает концерт?

1

«Что такое музыкальная речь?» (8 ч)

27

Маша и Миша изучают музыкальный язык.

1

28

Маша и Миша изучают музыкальный язык.

1

29

Маша и Миша изучают музыкальный язык.

1

30

Занятная музыкальная сказка.

1

31

Занятная музыкальная сказка.

1

32

Занятная музыкальная сказка.

1

33

Занятная музыкальная сказка.

1

34

Главная песня страны.

1

Поурочное планирование  3 класс (34 ч)

п/п

Тема

Кол-во часов

«Песня, танец, марш перерастают

в песенность, танцевальность, маршевость» (9 ч)

1

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

1

2

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

1

3

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

1

4

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

1

5

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

1

6

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

1

7

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

1

8

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

1

9

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

1

«Интонация» (7 ч)

10

«Интонация»

1

11

«Интонация»

1

12

«Интонация»

1

13

«Интонация»

1

14

«Интонация»

1

15

«Интонация»

1

16

«Интонация»

1

«Развитие музыки» (10 ч)

17

«Развитие музыки»

1

18

«Развитие музыки»

1

19

«Развитие музыки»

1

20

«Развитие музыки»

1

21

«Развитие музыки»

1

22

«Развитие музыки»

1

23

«Развитие музыки»

1

24

«Развитие музыки»

1

25

«Развитие музыки»

1

26

«Развитие музыки»

1

«Построение (формы) музыки» (8 ч)

27

«Построение (формы) музыки»

1

28

«Построение (формы) музыки»

1

29

«Построение (формы) музыки»

1

30

«Построение (формы) музыки»

1

31

«Построение (формы) музыки»

1

32

«Построение (формы) музыки»

1

33

«Построение (формы) музыки»

1

34

«Построение (формы) музыки»

1

Поурочное планирование  4 класс (34 ч)

п/п

Тема

Кол-во часов

«Музыка моего народа» (9 ч)

1

«Музыка моего народа»

1

2

«Музыка моего народа»

1

3

«Музыка моего народа»

1

4

«Музыка моего народа»

1

5

«Музыка моего народа»

1

6

«Музыка моего народа»

1

7

«Музыка моего народа»

1

8

«Музыка моего народа»

1

9

«Музыка моего народа»

1

«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны

нет непереходимых границ» (7 ч)

10

«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны

нет непереходимых границ»

1

11

«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны

нет непереходимых границ»

1

12

«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны

нет непереходимых границ»

1

13

«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны

нет непереходимых границ»

1

14

«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны

нет непереходимых границ»

1

15

«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны

нет непереходимых границ»

1

16

«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны

нет непереходимых границ»

1

«Между музыкой разных народов мира

нет непереходимых границ» (10 ч)

17

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

1

18

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

1

19

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

1

20

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

1

21

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

1

22

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

1

23

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

1

24

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

1

25

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

1

26

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

1

«Композитор–исполнитель–слушатель» (8 ч)

27

«Композитор–исполнитель–слушатель»

1

28

«Композитор–исполнитель–слушатель»

1

29

«Композитор–исполнитель–слушатель»

1

30

«Композитор–исполнитель–слушатель»

1

31

«Композитор–исполнитель–слушатель»

1

32

«Композитор–исполнитель–слушатель»

1

33

«Композитор–исполнитель–слушатель»

1

34

«Композитор–исполнитель–слушатель»

1

Планируемые результаты изучения учебного предмета

   Основой для определения критериев оценки результатов освоения программы по курсу «Музыка» стал компетентностный подход, отражающий требования Стандарта и рекомендации примерной образовательной программы по музыке.

   Компетентностный подход предполагает:

• проявление знания и понимания школьниками предметной области;

• демонстрацию ими практического и оперативного применения знаний предметной области в конкретной творческой деятельности;

• осознание бытийной, ценностной значимости предметных знаний в социальном контексте.

   Планируемые результаты освоения программы «Музыка» достигаются в процессе личностных, познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:

   1. Степень развития интереса к музыке проявляется в: многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми оперируют обучающиеся; ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении, многовариантности высказываний, образном самовыражении в творчестве; устойчивости интереса — длительности впечатлений от знакомых произведений, желании познакомится с новыми произведениями, потребности в собственном художественном творчестве.

   2. Степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение выявляется через: выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность к сопереживанию; высказывание самостоятельных взглядов и суждений; способность к нравственной оценке.

   Высокая степень — устойчивое, средняя — периодическое, низкая — эпизодическое проявление положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.

   3. Степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по: способности «с лету», без  предварительной подготовки, после однократного знакомства «схватить» самое существенное в произведении;                                                               способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка, способности размышлять о музыке — анализировать, сравнивать, обобщать; способности ощутить авторский стиль; способности отличать шедевр от моды (развитие художественного вкуса).

   Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое — о средней, эпизодическое о низкой степени музыкальной грамотности обучающихся.

Таким образом, критериальный подход к музыкальному развитию обучающихся способствует безотметочному оцениванию промежуточных и итоговых результатов работы по музыке в каждом классе, ибо данный процесс личностно ориентирован и имеет диалектический характер художественного познания мира.

                                     

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета.

Учебно-методическая литература

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 1 класс. —М. :Академкнига/Учебник.

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 2 класс. —М. :Академкнига/Учебник.

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 3 класс. —М. :Академкнига/Учебник

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 4 класс. —М. :Академкнига/Учебник

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
  2. Примерная программа основного общего образования по музыке.
  3. Авторская программа по музыке.
  4. Хрестоматии с нотным материалом.
  5. Сборники песен и хоров.
  6. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
  7. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
  8. Учебники по музыке.
  9. Книги о музыке и музыкантах.
  10. Научно-популярная литература по искусству.

                                                                Печатные пособия

       1 . Атласы музыкальных инструментов.

       2. Портреты композиторов.

       3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

       4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими     линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал:

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

   1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».

   2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

   3.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

   4.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

   5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

   6.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

   7.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

   8.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

    9.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

                                                   Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр.
  2. Видеомагнитофон.
  3. Фортепиано.
  4. Компьютер.
  5. Экран.
  6. Проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 2 класса. УМК "Начальная школа 21 века"

Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями фгос...

Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Начальная школа 21 века"

Данная разработка поможет в составлении рабочей программы по музыке для 4 класса УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"

       Рабочая программа по музыке для 2  класса составлена на основе:- федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль; -Уче

Рабочая программа по  музыке для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образовате...

Рабочая программа по музыке 1-4 классы. УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС

Рабочая программа составлена на основе программы  «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальн...