Рабочая программа по музыке для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по  предмету «Музыка» разработана  в соответствии:

- с Федеральным  законом  от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- с   Законом  Республики Татарстан от 22.07.2013г. №68-3РТ «Об образовании»;

- с Федеральными  государственными образовательными  стандартами начального  общего образования (утвержденные  приказами Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 06 .10.2009 г. №373);

-с приказом  МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

- с письмом  МО и НРТ от 23.06.2012 года № 7699/12 «Об учебных планах для I-IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования  в соответствии с ФГОС общего образования»;

– с примерными программами по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения);

– Л.В.Школяр, В.О.Усачева, В.А.Усачева. Программа 1-4 классы. «Музыка».- М.: Вентана-Граф, 2011 г.

- с Федеральным и региональным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, основного общего образования   и среднего общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-15 учебный год;  

- с учебным   планом  МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год;

- с СанПином 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993);

- с Уставом  школы

- с Образовательной программой НОО школы

Основой отбора содержания  данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире.

    Целью уроков музыки  в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи курса:

- раскрыть природу музыкального искусства как результат творческой деятельности человека-творца;

- формировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к музыке;

- воспитывать устойчивый интерес к деятельности музыканта- человека сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку;

- развивать музыкальное восприятие как творческий процесс – основу приобщения к искусству;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к ближнему, своему народу, Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- освоить музыкальные произведения и знания о музыке;

- овладеть практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально-пластическом движении.

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

        

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

      Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципой развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане школы

В соответствии с учебным планом МБОУ ВСОШ №1 на изучение курса «Музыка» во 2 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Специфика музыки  заключается в том, что предметом  изучения являются музыкальные произведения, которые благодаря своей нравственной сущности  оказывают огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь  к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.) Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее  «вечные» проблемы жизни: народная музыка ,поэтический и музыкальный  фольклор, духовная и  современная музыка.

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных  и предметных результатов.

Личностные результаты:

1.Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

2.Формирование основ национальных ценностей общества.

3.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных  социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

4.Наличие мотивации  к творчеству.

Предметные  результаты:

1.Сформированность основ музыкальной культуры, первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека.

2.Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

3.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических  композиций, исполнение  вокально – хоровых произведений.

Метапредметные  результаты:

1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера .

2.Формирование умения планировать ,контролировать , оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей.

3.Использование различных способов поиска и обработки информации.

4.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

-формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

-начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

-приобретение знаний и умений;

Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.

Первая включает содержание, раскрывающее идею : музыка есть живой организм, она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.

Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне — рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.

Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал.

Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музыка»

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-твор- ческих возможностей;
  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе инто-национно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;
  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.                                                                           

Содержание (34часа)

Всеобщее в жизни и музыке (8  часов)

 Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.
Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.
Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека. Изучение самих себя для воплощения в музыке сложности, богатства внутреннего мира.

Музыка-искусство интонируемого смысла (10ч.)

Интонация как феномен человеческой речи и музыки.
Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.
Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».
Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного.

Музыка живет как интонация, разворачивается  только в развитии, в процессе которого она формируется; песенность , танцевальность, маршевость- ведущие языково- жанровые сферы.

«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа(10 ч)

«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
Деалектичность  понятия «Музыкальная тема»

«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия

Развитие как становление художественной формы (6 часов)

Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.
Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации. Форма существования музыки как целостного организма. Реорганизация  музыкально-жизненного опыта детей на уровне научно- теоретических понятий. Исполнительские  коллективы:  Национальный академический  оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова.

Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем музыки : «Музыкальный Гимн России, Р Т.» «Музыкальный фольклор России и Татарстана, народные инструменты» ,« Вариации в народной и композиторской музыке.»

Тематическое планирование.

Тема раздела/количество часов

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

1

Всеобщее в жизни и музыке - 8

-реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству

-отклик на звучащую на уроке музыку

-этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа -развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг

Познавательные: формирование целостной художественной картины мира;

Коммуникативныеформирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека.

Регулятивные: участие в коллективной работе.

Познавательные: Умение сравнивать музыку;

Слышать настроение звучащей музыки

понимать: что мелодия  – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов,  определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении.

- обогащение индивидуального музыкального опыта;

-расширять   музыкальный  кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;

- воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать

2

Музыка-искусство интонируемого смысла - 10

-мотивация учебной деятельности;

-уважение к чувствам и настроениям другого человека.

-реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;

-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований

-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир
в его целостности, художественном и самобытномразнообразии.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

понимать названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты(скрипичный ключ, басовый ключ, ноты), смысл понятий: запев, припев, мелодия, аккомпанемент,  эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении

-  передавать настроение музыки в пении;

- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;- давать определения общего характера музыки.

3

«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образ - 10

-эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; -развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач

Познавательные: учатся выделять характерные особенности марша,

выполнять задания творческого характера.

Коммуникативные: опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок

Регулятивные: действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.

- осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к  природе, добрым отношением к ней.

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.

-составлять рассказ по рисунку;

- умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;

- умение отвечать на вопросы;

- работать с рисунками

4

Развитие как становление художественной формы - 6

Взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания

- продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

Познавательные: определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца, исполнять и инсценировать песни

Выбор характерных движений для танцев.

 Коммуникативные:приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

 Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах. Познавательные: научатся определять на слух знакомые жанры, узнавать мелодии изученных произведений, аргументировать свою позицию.

Уметь выражать себя в разных формах деятельности.

Коммуникативные: использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: оценивать результаты своей работы.

-понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;  -демонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;-развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения

- задавать вопросы;

- отвечать на вопросы;

- умение выражать свои мысли.

- воспринимать  информацию;

- владение умениями совместной деятельности.

-названия изученных произведений и их авторов, образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). 

-определять на слух знакомые жанры, узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, исполнять несколько народных и  композиторских песен (по выбору учащегося). Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др.

- учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;

- реализовывать      творческий     потенциал,  осуществляя собственные   музыкально исполнительские   замыслы   в   раз личных   видах   деятельности;

- Наблюдать за использованием музыки в жизни человека

Итого: 34 часа

                                                                             

        

Планируемые результаты освоения программы по музыке во 2 классе.

К концу обучения во 2 классе :

Ученик научится:

-Проявлять устойчивый интерес к музыке;

-Проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;

 -Приобретать навыки слушательской культуры;

- Раскрывать  природу музыкального искусства как результата творческой деятельности человека;

- Овладевать  интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

Ученик может научиться:

-Самостоятельно решать учебные и практические задачи:

-Определять жанровые признаки;

-Характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;

называть запомнившиеся формы музыки;

-Определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен- Пятая симфония, Григ — «Пер Гюнт», Чайковский — Четвертая симфония) и напеть, продирижировать главные мотивы мелодии;

-Делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;

-Проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).

-Следить за ходом музыкально-смыслового развития музыки.

-Самостоятельно знакомиться с композитором до слушания:

Перечень литературы и средств обучения

1Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.).

2. Л.В.Школяр, В.О.Усачева, В.А.Школяр Программа «Музыка» 1-4 классы. Москва. «Вентана Граф»2013

3.Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 ., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007

4.Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Уроки музыки » 1-4класс.М.Прсвещение 2010

5. Фонохрестоматия для 2 класса (2CD )

6. Л.В.Школяр, В.О.Усачева, Учебник для общеобразовательных учреждений.2 класс. Москва. «Вентана-Граф»2012

7. «Музыкальное искусство» Блокнот. 2  класс Москва. «Вентана-Граф»2006

8 Л.В.Школяр, В.О.Усачева, В.А.Школяр. Методическое пособие для учителя «Музыка» 2 класс. М.: Вентана-Граф, 2012.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

2.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

3.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

4.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

5.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Календарно-тематическое планирование.

Раздел №1 «Всеобщее в жизни и музыке» (8  часов)

№  п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

(УУД)

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

 Всеобщее в жизни и в музыке Музыкальный символ-Гимн России, РТ.

1

Гимн РФ и РТ.

 симфония №5 Л.В.Бетховена(фрагмент)

Ж.Бизе «Кармен»(вступление к опере)

С.С.Прокофьев «Мимолётности»№1,5

Учиться  следить за ходом музыкально-смыслового развития музыки.

Определять содержание музыкального произведения.

Самостоятельно знакомиться с композитором до слушания:

Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии ,фразы.

Размышлять о  роли музыки в окружающей жизни и собственной жизни.

Учиться выразительно исполнять песню с опорой на содержание

Выполнять задания в тетради. Музыкальный символ-Гимн России, Р Т.Музыка как «видение, мимолетный  

2

Песенность,   танцевальность,  маршевость - как важнейшее качество музыки

1

П.И.Чайковский «Сладкая грёза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет  

Учиться слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные пословицы, песни, поговорки, загадки.

 Воспринимать на слух произведение, следить за интонацией, определять жанр музыки,сравнивать с другими жанрами.

Слушать музыку, выполнять задания в тетради..

3

Выразительные и изобразительные возможности в музыке

1

«Мелодия» П.И.Чайковский

П.И.Чайковский «Сладкая грёза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»

Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты  

Воспринимать на слух произведение, следить за интонацией, определять жанр музыки,сравнивать с другими жанрами.

Слушать музыку, выполнять задания в тетради..

Сравнивать музыкальную и разговорную интонацию.

Экспериментировать со звучащими предметами,простейшими музыкальными  инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням.

4

Выразительность и изобразительность в музыке

1

Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты

«Зачем нам выстроили дом» Д.Кабалевский

Воспринимать на слух произведение, следить за интонацией, определять жанр музыки,сравнивать с другими жанрами.

Слушать музыку, выполнять задания в тетради..

Уметь определять автора и название  музыкального произведения по характерным интонациям, напеть и дирижировать главные мотивы мелодии.  

5

Что такое мелодия?

1

Ф.Шопен «Полонез»,прелюдии №7 и 20

Слушать музыку, выполнять задания в тетради.

Сравнивать музыкальную и разговорную интонацию.

Экспериментировать со звучащими предметами,простейшими музыкальными  инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням

 Уметь определять автора и название  музыкального произведения по характерным интонациям, напеть и дирижировать главные мотивы мелодии.

6

О чем может рассказать темп?

1

Вступление к опере Ж.Бизе «Кармен»

М.Мусоргский  «Борис Годунов»  сцены из оперы

«Осень» П.Чайковского на слова А.Плещеева

Сравнивать с другими жанрами.

Сравнивать музыкальную и разговорную интонацию.

Экспериментировать со звучащими предметами,простейшими музыкальными  инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням.

 

7

Что такое ритм?

1

Песня венецианского гондольера (№6).Из

фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.        .

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

«Музыкант» Б.Окуджавы

Воспринимать на слух произведение, следить за интонацией, определять жанр музыки,сравнивать с другими жанрами.

Слушать музыку, выполнять задания в тетради..

Сравнивать музыкальную и разговорную интонацию.

Выделять особенности жанра песни: повторы, напевность, протяжность ,распев,дыхание

Экспериментировать со звучащими предметами,простейшими музыкальными  инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням.

 

8

Что такое тембр? Музыкальные краски

1

Мелодия из оперы  «Орфей и Эвридика» К. Глюк

«Осенняя песнь» П.Чайковский

«Скворушка прощается»

Определять  жанровые признаки, характеризовать интонации по эмоционально-образному строю-лирические ,драматические.

 Выделять интонацию  музыки: повторы, напевность, мелодичность  .

                                                  Раздел № 2 « Музыка-искусство интонируемого смысла» (10ч.)

9

Искусство-загадка.

1

М.И.Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»

Н.А.Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Знать содержание и формы бытования музыки.

Уметь раскрывать  содержание музыкального искусства как процесса воспроизведения запечатленного в нем ценного опыта человечества.

Уметь различать на слух малые  и развитые музыкальные формы. 

Делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках ,игре на инструментах, в пении ,танцевальном движении.

Выполнять задания в тетради

 

10

Музыка-искусство интонируемого смысла

1

С.С. Прокофьев «Болтунья»

«Зимний вечер» П.Чайковский

Знать понятия добро,  зло,  любовь и ненависть ,прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна.

общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) ,и крупных (симфонических) форм; песня, танец, балет, марш, , кантата

 Выполнять задания в тетрадях

11

 Интонация как феномен человеческой речи и музыки

1

С.В.Рахманинов «Вокализ», «Богородице, Дево, радуйся»

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.

Находить истоки разговорной и музыкальной  интонации, определять их выразительное начало.

 Выполнять задания в тетради

 

12

Выразительные и изобразительные возможности в музыке в раскрытии внутреннего мира человека

1

А.С.Даргомыжский романсы «Титулярный советник», «Старый капрал»

Исследовать средства перевода звуков природы , человеческой речи в музыкальную интонацию

Знать понятия тембр, мелодия, регистр, оркестр, нота

Выполнять задания в тетради

13

  Выразительные и изобразительные интонации в музыке (возвышенные, героические )

1

А.П.Бородин «Спящая княжна», «В монастыре»

Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки

Различать в произведениях искусства песенность ,танцевальнсть  маршевость.

.

14

Интонация – основа музыки. Исполнительская  интонация.

1

 

П.И.Чайковский. Симфония №4

С..и Т. Никитины «Снег идёт»

«Добрая сказка» А. Пахмутова

Понимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.

 мелодия, фразы, музыкальные звуки.

Слушание и исполнение музыкальных произведений разных жанров, разыгрывание народных песен, пословиц, поговорок , загадок

 

15

Интонация  как особый тон произнесения музыки.

1

Фрагмент из народного свадебного обряда («Рязанская свадьба») и из обряда заупокойной службы

Различать на слух  и исполнять интонации , характерные для музыкально- художественных образов произведений разных форм и жанров.

 Выполнять задания в тетради

16

Тема добра и зла, прекрасного и безобразного в музыке.

1

Фрагменты из оперы «Волшебная флейта» В.Моцарта

«Уход гостей» , «Сражение» из балета «Щелкунчик» П.Чайковский

Тема добра и зла, прекрасного и безобразного в музыке. Формы бытования музыки

Различие на слух малых и развитых музыкальных форм.

 Играть  на детских музыкальных инструментах, выражение характера музыки в художественном движении ,рисунках, графических партитурах.

17

О чем говорит ,что выражает и что изображает музыка?

1

И.О.Дунаевский увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта», «Весёлый ветер»

«Добрая сказка» А.Пахмутова

Знать что изображает и что выражает музыка

Играть  на детских музыкальных инструментах, выражение характера музыки в художественном движении ,рисунках, графических партитурах. Слушание и исполнение музыкальных произведений разных жанров, разыгрывание народных песен, пословиц, поговорок , загадок

18

Зима в музыке.

1

Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.

Цикл «Времена года» А .Вивальди

Интонирование скороговорки «Три сороки»

Исполнять  вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно- выразительный замысел авторов музыки и текста.

Знать понятие тембр, выражение характера музыки в художественном движении ,рисунках, графических партитурах

Сочинять главные интонации героев сказок , литературных сюжетов.

Раздел №3.  «Тема» и «Развитие»  - жизнь художественного образа(10 ч)

19

«Тема»  и «Развитие»- жизнь художественного образа         

1

 Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев

Знакомиться с новым музыкальным жанром.

Учиться слушать и слышать музыкальное произведение, учиться понимать героев произведения и сопереживать им

Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыки

Наблюдать как с появлением нового художественного образа музыка изменяет движение во времени и пространстве.

20

О чем  рассказывают темы музыкальных произведений

1

Р.Шуман фортепианные пьесы   «Порыв», «Отчего?»

Учиться слушать и слышать художественное произведение, учиться понимать героев произведения и сопереживать им

Выражать своё отношение к героям произведения, давать нравственную оценку по ведения героини, делать выводы применительно к собственной жизни и поведению Формулировать ответы на вопросы по прослушанной музыке.

Уметь определять автора и название  музыкального произведения по характерным интонациям, напеть и дирижировать главные мотивы мелодии.

21

Сходство и различие музыкальных тем

1

«Марш» из балета «Щелкунчик» П.Чайковский

Фрагменты из оперы «Волшебная флейта» В.Моцарт

Знакомиться с новым музыкальным жанром симфония.

Учиться слушать и слышать музыкальное произведение, учиться понимать героев произведения и сопереживать им Уметь определять автора и название  музыкального произведения по характерным интонациям, напеть и дирижировать главные мотивы мелодии.

22

«Развитие» как отражение жизни, богатства человеческих чувств

1

И.С.Бах Хоральные прелюдии Es- dur, f- moll

Размышлять  над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении

Определять на слух простые формы звучащей музыки-двухчастной, трехчастной, рондо,вариации.

Выполнять задания в учебнике и тетради 

Вырабатывать исполнительский  план вокально-хорового произведения

.

23

Музыка рождается ,звучит ,развивается.

1

  Ф.Шуберт «Форель»

К.Дебюсси «Ветер на равнине»

Воспринимать на слух произведение, следить за интонацией, определять жанр музыки,сравнивать с другими жанрами.

Слушать музыку, выполнять задания в тетради..

Сравнивать музыкальную и разговорную интонацию.

Экспериментировать со звучащими предметами,простейшими музыкальными  инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням.

24

Интонация в речи и пении. Музыкальная речь

1

«Болтунья» С.Прокофьева

Э.Григ из сюиты «Пер Гюнт»

Колыбельная песня,

«Разговор с кактусом»

Определять главную мысль

произведения, выявлять позицию автора.

Выполнять задания в учебнике и тетради 

Объяснять нравственное значение поступков героев Различие на слух малых и развитых музыкальных форм

25

Особенности музыкальных интонаций в сочинениях композиторов

1

«Подснежник» П.Чайковский

«Вейся капустка» игровая песня

Знать что изображает и что выражает музыка

Играть  на детских музыкальных инструментах, выражение характера музыки в художественном движении ,рисунках, графических партитурах. Слушание и исполнение музыкальных произведений разных жанров, разыгрывание народных песен, пословиц, поговорок , загадок

26

«Живая» музыка

1

К.Дебюсси «Ветер на равнине»

К.Сен-Санс «Аквариум» «Музыкант» Б. Окуджава

«Полет шмеля»

Уметь раскрывать  содержание музыкального искусства как процесса воспроизведения запечатленного в нем ценного опыта человечества.

Уметь различать на слух малые  и развитые музыкальные формы. 

Экспериментировать со звучащими предметами,простейшими музыкальными  инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням

Выполнять задания в тетради

27

«Тема» -единство жизненного содержания и его интонационного  воплощения.

1

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев

Знать что изображает и что выражает музыка

Играть  на детских музыкальных инструментах, выражение характера музыки в художественном движении ,рисунках, графических партитурах

Запоминать имена великих композиторов –классиков, определять на слух интонации, главные темы.

28

«Развитие» как отражение сложности жизни ,богатства человеческих чувств

1

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев

Выполнять задания в учебнике и тетради 

Объяснять нравственное значение поступков героев 

Играть  на детских музыкальных инструментах, выражение характера музыки в художественном движении ,рисунках, графических партитурах

                                                            Раздел №4 «Развитие как становление художественной формы» (6 часов)

29

Развитие как становление художественной формы

1

   М.И.Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»

Уметь различать на слух интонации композиторской и народной музыки.

 Уметь определять автора и название  музыкального произведения по характерным интонациям, напеть и дирижировать главные мотивы мелодии.

 

30

Музыкальный фольклор России и Татарстана, народные инструменты.

1

Хороводные, обрядовые, частушки, лирически песни

Русский народный академический оркестр им.Н.Осипова

 

 Знать понятия музыкальный фольклор России. Русские народные инструменты(резерв )

Народное музыкальное творчество .Фольклор как часть общей культуры народа.

Уметь приводить примеры устного народного творчества

Знать инструменты народного оркестра

Уметь играть  на детских музыкальных инструментах, выражение характера музыки в художественном движении ,рисунках, графических партитурах.

31

Исторически сложившиеся музыкальные формы- двухчастная , трехчастная

1

А.С.Даргомыжский .Романсы

Уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении, импровизации ,художественном движении)

Уметь  ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония,романс) 

Вырабатывать исполнительский  план вокально-хорового произведения

32

  Вариации в народной и композиторской музыке

1

«Вариации и выход Шурале» из балета «Шурале» Ф.Яруллин

Учиться  следить за ходом музыкально-смыслового развития музыки.

Определять содержание музыкального произведения.

Самостоятельно знакомиться с композитором до слушания:

Размышлять о  роли музыки в окружающей жизни и собственной жизни.

Учиться выразительно исполнять песню с опорой на содержание. Наблюдать за развитием музыкальных фраз

Выполнять задания в тетради.

33

   Форма вариаций и рондо в музыке

1

Ф. Шуберт «Форель» и вариации на тему песни

Определять на слух простые формы звучащей музыки- двухчастные, трехчастные . рондо, вариации 

Наблюдать за развитием музыкальных фраз

Выполнять задания в тетради. 

Размышлять о  роли музыки в окружающей жизни и собственной жизни.

34

Э.Григ-певец родной природы

1

Материал по выбору     учителя

Определять содержание музыкального произведения.

Самостоятельно знакомиться с композитором до слушания:

находить и читать название произведения (фамилию автора ).

Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 4 класс Школа России Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М.

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по музыке "УМК Начальная школа XXI века"

Программа составлена на основе  авторской  программы по музыке 1-4 классы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 ...

Рабочая программа по музыке 1 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа была проверена в рамках защиты проекта кафедрального инвариантного учебного модуля «Организация деятельности образовательного учреждения по подготовке к работе по ФГОС» и получила по...

Рабочая программа по музыке 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по музыке 3 класс "Школа России"...

Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России

рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе авторчкой программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеева...

Рабочая программа по музыке 4 класс "Школа XXI века".

Программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС....