Рабочая программа по музыке 4 класс "Школа XXI века".
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx34.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке (образовательная область «Искусство») составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10.2009 № 373, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Июсская СОШ», учебного плана начальных классов МБОУ «Июсская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год и с авторской программой по музыке для начальной школы, разработанной авторской учебной  программы «Музыкальное искусство» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр, имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников на 2014 – 2015 учебный год (приказ № 253 от 31. 03. 2014).  

Целью уроков музыки в 4 классе является:

-  воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

- Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.

- Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

- Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

- Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.

- Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

Место предмета в учебном плане

Согласно  учебному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в 4 классе 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).

        Общий объем данного варианта учебного плана при пятидневной учебной неделе соответствует гигиеническим требованиям к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки (п.10.5 СанПиН 2.4.2. 2821-10).

Продолжительность  урока - 45 минут.

Для реализации программного содержания предмета музыки  используются следующие учебники: Усачева В. О., Школяр Л. В. Музыка: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф. 2014 г. «Начальная школа XXI века».

Учебно – тематический план 4 класс

№ п/п

Содержание программы

Кол-во часов

1

Многоцветие музыкальной картины мира 

8 ч.

2

Музыка мира сквозь «призму» русской классики

7 ч.

3

Музыкальное общение без границ 

10 ч

4

Искусство слышать музыку 

10 ч.

Итого

35 ч

Содержание программы

Многоцветие музыкальной картины мира 
Музыка стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западно-европейской музыки со славянскими корнями русской музыки.
Музыка мира сквозь «призму» русской классики
Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.
Музыкальное общение без границ 
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Белоруссии, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.
Искусство слышать музыку 
Восприятие произведений крупной формы как этап развития музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.
Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности
Музыкальный эпиграф года: гимн России — «Патриотическая песня» М. Глинки. Вхождение в проблематику года: органная музыка И.-С, Баха — «Токката и фуга ре минор».
В течение года звучит следующая музыка: 
Музыка композиторов стран Запада
И.-С. Бах. Концерт ре минор (1 часть); «Ария сопрано» и;( «Магнификат», фрагмент из «Мессы 11». Органная "Токката и фуга ре минор».
Ф. Шуберт. «Вальс», песни «В путь», «Мельник и ручей», «Баркарола», «Аве Мария», «Серенада», баллада «Лесной царь». В.-А. Моцарт. «Фантазия с-то11», «Фантазия», «Весенняя песня», «Пастушья песня», «Вариации на тему французской песни», «Ария графини» и «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш».
К. Вебер. «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок».
Ф. Шопен. Мазурки (№ 5) и а-то11 (№ 47), песня «Желание» (также в фортепианной обработке Листа и в исполнении Рахманинова), Полонез, Этюд Азсгиг («Эолова арфа»), Прелюдия Везсгаг, «Экспромт-фантазия» и «Ноктюрны» (по выбору учителя).
Итальянские народные песни. «Ты, мое солнце», «Тарантелла», «Санта-Лючия», «Вернись в Сорренто».
Дж. Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка».
Дж. Верди. «Стретта Манрико» из оперы «Трубадур», Хор из оперы «Набукко».
Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (целиком), «Заход солнца», «Лебедь», «Лесная песня», «Сердце поэта» (можно в переложении для фортепиано), обработки для фортепиано — «Колыбельная Йендины» (из народных песен), «Сон Гибоэнса на Отерхольдском мосту» (из крестьянских танцев). Р. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть). К.Дебюсси. «Затонувший собор», «Фейерверк», «Девушка с волосами цвета льна».
Ф. Лист. Рапсодии № 2, 6, 12, «Тарантелла», «Ракоци-марш». И. Брамс. «Венгерские танцы». П. де Сарасате. «Цыганские напевы».
Испанская народная «Малагуэнья», дуэт гитар. Дж. Гершвин. «Голубая рапсодия» (в исполнении А. Брасмана), «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».
Ф. Лоу. Фрагменты из мюзикла «Моя прекрасная леди».
Р. Роджерс. Фрагменты из кинофильма «Звуки музыки».
Л. Ван Бетховен. Третья («Героическая») симфония (целиком). Финал Девятой симфонии («Обнимитесь, миллионы»), «Вариации на русскую тему», обработки шотландских и ирландских народных песен.
Музыка композиторов России
А.И. Хачатурян. «Колыбельная», «Русская пляска» (из балета «Гаянэ»). Н.А. Римский-Корсаков. «Шехерезада», Песни Индийского, Варяжского, Веденецкого гостей из оперы «Садко». М.А. Балакирев. «Исламей». А.П. Бородин. «Хор половецких девушек» и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». М.И. Глинка. «Арагонская хота», «Я здесь, Инезилья», «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила».
С.В. Рахманинов. «Не пой, красавица, при мне».
А.Г. Рубинштейн. «Персидская песня» (в исполнении Ф.И. Шаляпина).
П.И. Чайковский. Четвертая симфония (целиком), «Итальянское каприччио», Финал Первого фортепианного концерта.
Произведения, ставшие классическими образцами («визитными карточками») национальных музыкальных культур стран ближнего зарубежья: «Веснянка», «Гопак», «Ревет и стонет Днепр широкий» (Украина), «Перепелочка» и Лявониха» (Белоруссия), песня «Сулико» (Грузия), «Лез гика» (Осетия), песня-танец «Мавриги» (Узбекистан), народные песни «Асет», «Камажай» (Казахстан), «В тучах Алагяз» (Армения), «У каждого свой инструмент» (Эстония), «Вей, ветерок» (Латвия), мугамы (Азербайджан), дойны, «Молдавеняска» (Молдавия), другие песни по выбору детей и учителя.
                                 Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:

- проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;

- проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители — 2—3 примера);

- мотивировать выбор той или иной музыки (что он ищет в ней, чего ждет от нее);

- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);

- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;

- выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (хоровое пение, музыкальная драматизация).

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и

внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. так и окружающих людей;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Регулятивные УУД:

- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- установление простых причинно-следственных связей.

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- осуществление элементов синтеза как составление целого;

- понимание основ смыслового чтения художественного текста.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса, школы.

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений.

Выпускник научится:

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность

- музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи

- выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение).

- Выпускник получит возможность научиться:

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение);

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

- соотносить образцы народной и профессиональной музыки.

Критерии оценки уровня музыкального развития учащихся.

   Критерии оценки:

             - степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;

             - характер деятельности (репродуктивная, творческая);

             - качество выполняемых работ.                                             

Устный ответ:

«5» - учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
           «4» - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
           «3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
          «2» - учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

         Нормы оценок:

         оценка «пять»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания   музыкального  произведения,  средств  музыкальной  и  художественной выразительности, ответ самостоятельный;

оценка «четыре»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя;

оценка «три»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя;

            оценка «два»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Учебно – методические средства обучения.

  1. Приказ об утверждении федерального  перечня учебников от 31 марта  2014       №  253

  2.Приказ об утверждении перечня учебников в МБОУ «Июсская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год от 29. 08. 2014  № 61

3. Усачева В. О., Школяр Л. В. Музыка: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф. 2014 г. «Начальная школа XXI века».
Материально- технические средства для реализации программы «Музыка»

1. Компьютер.

2. Принтер (цветной).

3. Музыкальный центр

WEB-ресурсы для реализации ФГОС

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации
    http://mon.gov.ru/pro/fgos/
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
    http://standart.edu.ru/
  3. Портал "Начальная школа"
    http://nachalka.edu.ru/ 
  4. Портал "Введение ФГОС НОО"
    http://nachalka.seminfo.ru/
  5. Сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел ФГОС. Общее образование.
    Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования. 
    Сайт Инновационной образовательной сети "Эврика". Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС. Путеводитель по ресурсам ФГОС.
  6. УМК "Начальная школа  ХХI века"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке "УМК Начальная школа XXI века"

Программа составлена на основе  авторской  программы по музыке 1-4 классы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 ...

рабочая программа по музыка 3 класс начальная школа 21 века ( ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской про­граммы «Изобразительное искусс...

Рабочая программа по музыке. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по музыке. 2 класс. Создана в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по музыке для 2 класса. УМК "Начальная школа 21 века"

Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по музыке 1 класс "Начальная школа XXI века"

Преподавание музыки в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и наук...

Рабочая программа по музыке по программе "Начальная школа 21 века" для 4 класса.

Рабочая программа по музыке по программе "Начальная школа 21 века" для 4 класса....

Рабочая программа по музыке Школа 21 века 2 класс

Содержит пояснительную записку, тематическое планирование...