Рабочая программа по музыке по программе "Начальная школа 21 века" для 4 класса.
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Рабочая программа по музыке по программе "Начальная школа 21 века" для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke.doc | 108.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. № 373, редакция от 22.09.2011 г.), авторской программы «Музыка» для начальной школы, разработанной В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр в рамках проекта «Начальная школа 21 века», Москва: Издательский центр «Вентана - Граф» 2013 года, Учебного плана МАОУ Сладковского района Маслянская СОШ на 2013-2014 учебный год.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
· Учебник «Музыка» 4 класс (авторы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр) 2013.
· Рабочая тетрадь «Музыка» 4 класс (авторы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр) 2013.
· В.О. Усачёва, Л.В. Школяр «Комментарии к урокам музыки»- М., Просвещение, 2011.
· Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс. (СD)
Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире.
Содержание музыкального образования в начальной школе – это запечатлённый в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
- Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.
- Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
- Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
- Развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.
- Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
- Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
- Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.
Общая характеристика учебного предмета
Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка.
При отборе музыкального материала учитывается принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период, - та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребёнка именно в возрасте 6-10 лет.
В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.
С учётом этого программа опирается на следующие принципы:
- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- возвышение ребёнка до философко-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования);
- деятельностное освоение искусства;
- проникновение в природу искусства и его закономерностей;
- моделирование художественно-творческого процесса.
В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются не как виды музыкальной деятельности, а в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же музыкальной деятельности в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя.
Детское творчество в программе - это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных смех, в результате чего музыкальное развитие ребёнка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством понимается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку.
Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле пронизывает всю жизнь ребёнка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет: музыка
Класс: 4
Всего часов на изучение программы: 34ч.
Количество часов в неделю: 1 час
Организация учебных занятий в соответствии с учебным планом предусматривает использование разнообразных форм: экскурсии, круглые столы, интеллектуальные игры, соревнования, смотр знаний и другое, из расчёта не менее 1-го часа в четверть по предметам до 68 часов, не менее 2-х часов в четверть по предметам свыше 68 часов в год.
В авторскую программу внесены изменения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Российская музыкальная культура одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
- Формирование основ национальных ценностей российского общества.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
- Развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии
- Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
- Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средстве осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.
- Формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка».
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
- Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свой мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета «Музыка».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
Содержание учебного предмета (34 часа)
Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч)
Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии , Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение собственностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.
Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8 ч)
Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.
Музыкальное общение без границ (10 ч)
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.
Искусство слышать музыку (9 ч)
Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.
4 класс «Музыка» В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр
Дата проведения | Тема | Материал для слушания | Домашнее задание | Примечания | ||
Многоцветие музыкальной картины мира(7ч.) | ||||||
1 четверть | ||||||
1.Знакомство смузыкальной партитурой мира. Музыка стран мира:Германии, Польши, Венгрии | Гимн России,И.С.Бах «токката и фуга ре минор» | Знать слова гимна России | ||||
2.Музыка стран мира: Испании, Норвегии, США | П .де Сарасате «Цыганские напевы», Испанская народная малагуэнья, дуэт гитар. Гершвин «Колыбельная» | Подготовка творческих работ:сообщений,исследований | ||||
3.Специфика музыкального высказывания | В.А.Моцарт «Фантазия ре минор», «Фантазия до минор», «Весенняя песня», «Турецкий марш»,Л.В.Бетховен Симфония №3 «Героическая»,финал 9 симфонии | Наблюдение за развитием музыки разных композиторов | ||||
4.Взаимосвязь музыкального языка и национальной разговорной речи | Итальянские народные песни «Ты, моё солнце», «Санта Лючия»,Дж.Россини Увертюра к опере «Сорока -воровка»,Дж.Верди «Стретта Манрико» из оперы»Трубадур» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | ||||
5.Соотнесение особенности западноевропейской музыки | Ф.Шуберт Вальс си минор, песни, «Аве Мария», Ф.Шопен Мазурки, полонезы, прелюдии | Сравнение стилей музыки разных композиторов | ||||
6..Соотнесение особенностей западной и русской музыки | И Брамс «Венгерские танцы» и Н.А.Римский –Корсаков «Шехерезада» | Подготовка творческих работ:сообщений,исследований | ||||
7.Музыкальная картина мира-итоговый урок, викторина | По изученным музыкальным произведениям | Подготовка творческих работ:сообщений,исследований | ||||
Музыка мира сквозь «призму» русской классики(8ч) | ||||||
2 четверть | ||||||
1. Музыка мира сквозь «призму» русской классики | А.П.Бородин «Хор половецких девушек» и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» | Наблюдение за развитием музыки разных композиторов | Подготовка творческих работ, сообщений | |||
2.Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики | М.И.Глинка «Арагонская хота»,персидский хор из оперы «Руслан и Людмила» | Наблюдение за развитием музыки разных композиторов | ||||
3.Путешествие в Италию | С.С.Прокофьев «Тарантелла» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | ||||
4.Путешествие в Испанию | М.И.Глинка «Арагонская хота»,персидский хор из оперы «Руслан и Людмила» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | ||||
5.Путешествие в Японию | Д.Б.Кабалевский .Вариации на японскую песню» «Вишенка» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | ||||
6.Путешествие на Украину | «Веснянка», «Гопак» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | ||||
7.Русское как характерное – через взаимодействие музыкальных культур. | По изученным музыкальным произведениям | Подготовка творческих работ:сообщений,исследований | ||||
8 .Урок - концерт | По изученным музыкальным произведениям | Защита творческих работ, сообщений | ||||
Музыкальное общение без границ (10 ч.) | ||||||
3 четверть | ||||||
1.Музыкальное общение без границ | М.Глинка «Жаворонок», «Ты,моё солнце»Ит.н.п | Подготовка творческих работ, сообщений | ||||
2.Знакомство с музыкой ближнего зарубежья –Беларусь, Украина | «Перепёлочка», «Лявониха» | Наблюдение за развитием музыки разных композиторов | ||||
3. Знакомство с музыкой ближнего зарубежья-Молдова, Казахстан, Балтия | «Молдавеняска», «Камаджай», «Вей, ветерок» | Наблюдение за развитием музыки разных композиторов | ||||
4.Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур | А.И.Хачатурян «Русская пляска» из балета «Гаянэ» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | ||||
5.Музыкальный салон как форма музыкального представительства | Г.Гусейнли «Цыплята» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | ||||
6. Музыкальный салон как форма музыкального представительства | А.Г.Рубинштейн «Персидская песня» (в исполнении Ф.Шаляпина) | Сравнение стилей музыки разных композиторов | ||||
7. Музыкальный салон как форма музыкального представительства | А.Александров «Нас много на шаре земном» | Подготовка творческих работ | ||||
8.Творческие работы | По изученным музыкальным произведениям | Защита творческих работ, сообщений | ||||
9.Тест по теме, викторина | По изученным музыкальным произведениям | Защита творческих работ, сообщений | ||||
10 .Урок - концерт | По изученным музыкальным произведениям | Защита творческих работ, сообщений | ||||
Искусство слышать музыку(9ч) | ||||||
4 четверть | ||||||
1.Искусство слышать музыку | Обзор музыкальных произведений русских классиков | Подготовка творческих работ, сообщений | ||||
2.Произведения крупной формы, как этап развития музыкальной культуры человека | Обзор музыкальных произведений Западной Европы | Сравнение стилей музыки разных композиторов | ||||
3.Русская опера | М.И Глинка «Руслан и Людмила» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | ||||
4.Западная опера | В.А.Моцарт «Волшебная флейта» | Сравнение стилей музыки разных композиторов | ||||
5.Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии | По изученным музыкальным произведениям | Подготовка к защите творческих работ | ||||
6. .Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии | По изученным музыкальным произведениям | Защита творческих работ, сообщений | ||||
7.Защита творческих работ | По изученным музыкальным произведениям | Повторить термины, понятия | ||||
8.Итоговый тест, викторина | По изученным музыкальным произведениям | Защита творческих работ, сообщений | ||||
9. Защита творческих работ | По изученным музыкальным произведениям | Знать слова песен | Защита творческих работ, сообщений |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Примерная программа основного общего образования по музыке. Авторские программы по музыке.
2. Сборники песен и хоров.
3.Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
4. УМК к программе по музыке. Учебники по музыке.
5. Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.
6. Справочные пособия, энциклопедии.
7. Портреты композиторов и исполнителей.
8. Технические средства обучения : классная магнитная доска, экспозиционный экран, интерактивная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор.
9. Экранно-звуковые пособия / ЦОР: аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD диски с музыкальным материалом по классам), видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых, оркестровых коллективов, CD и DVD диски по темам курса.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:
- проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
- проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры);
- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, национальные особенности и пр.);
- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;
- выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально – художественной деятельности: выразительно исполнять песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке "УМК Начальная школа XXI века"
Программа составлена на основе авторской программы по музыке 1-4 классы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 ...
Рабочая программа по музыке УМК "Планета знаний" 1 класс
Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального...
Рабочая программа по музыке по системе Занкова 2 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по музыке по системе Занкова 3 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по музыке 1-4 Школа XXI век
Рабочая программа по музыке 1-4 Школа XXI век...
Рабочая программа по музыке УМК "Начальная школа 21 век" 1-4 кл.
Рабочая программа по музыке УМК "Начальная школа 21 век" 1-4 кл....
Рабочая программа по музыке для начальной школы
Рабочая программа по музыке для начальной школы...