Авторская программа внеурочной деятельности «Художественная мастерская»1 год обучения.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Гарос Елена Ивановна

   Кружок по изобразительному искусству - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства. Дополнительное рисование для первоклассников включает творческие занятия, способствующие развитию мелкой моторики, мышления, речи и координации, а также формирующие художественный вкус и воображение. Занятия в кружках помогают развивать способности к поиску новых идей и нестандартных решений, используя различные материалы и техники, такие как гуашь, акварель и пастель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Авторская программа внеурочной деятельности

«Художественная мастерская»

1 год обучения

Пояснительная записка

                Кружок по изобразительному искусству - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства. Дополнительное рисование для первоклассников включает творческие занятия, способствующие развитию мелкой моторики, мышления, речи и координации, а также формирующие художественный вкус и воображение. Занятия в кружках помогают развивать способности к поиску новых идей и нестандартных решений, используя различные материалы и техники, такие как гуашь, акварель и пастель.     

              Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности.

                Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

                Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей школьного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

                 Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

               Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

             Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

Актуальность

В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для школьников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Цель программы – заключается в том, чтобы дать дополнительные знания учащимся о видах изобразительного искусства, показать разнообразное использование средств в образных языках искусств.Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей школьного возраста.  

Задачи

• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

• Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

• Формировать умение оценивать созданные изображения.

• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

• Развивать творческие способности детей.

• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Планируемые результаты: 

       Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.

3. Создавать прекрасное своими руками.

4. Ценить свой труд, уважать чужой.

5. Уметь применять теоретические знания на практике.

6. Уметь пользоваться художественным материалом.

       Программа  «Художественная мастерская» рассчитана на 1 год обучения, 33 недели. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 40 мин. В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют дети 7 – 8 лет. Наполняемость объединения дополнительного образования  12 человек. Занятия  проходят  во внеурочное время. Используются  специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные и изобразительные материалы.

             Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта

общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного      художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Формы занятий :

  • информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
  • художественное восприятие – рассматривание, демонстрация;
  • изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
  • художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.

Должны знать:

     Стилизацию натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения.

Тематическая разработка занятий

1 класс

дата

Тема

Содержание занятия

Кол. часов

1.

«Какая красивая радуга»

Цветоведение.

Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение образовательную программу.)

2.

«Что могут краски?»

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

3.

«Изображать можно пятном».

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

4.

«Изображать можно пятном и линиями».

Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

5.

«Осень. Листопад».

Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала.

6.

Пейзаж. «Рисуем осенний лес».

Изображение дерева с натуры.

7.

Пейзаж. Прорисовка деталей.

Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.

8.

Бумагопластика: формы цветов из гофрированной бумаги.

Свойства бумаги.

9.

Собираем открытку к дню матери.

Разметка форм, подбор цвета.

10.

Украшаем открытку к дню матери.

Материал для украшения: бантики, бусы

11.

Выбеливание: смешивание красок.

Отработка приёма: смешивание красок.

12.

«Новый год идёт».

Изобразительные свойства гуаши.

13.

Набросок: Символ года «Тигр»

Плавное движение.

14.

Работа в цвете: « Лошадь»

Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.

15.

Прорисовка: «Лошадь»

Изобразительные свойства акварели

16.

Подготовка к выставке. Оформление работ в паспорту

 Основные цвета.

17.

«Зимний лес».

Характер деревьев. Изобразительные свойства гуаши.

18.

Изучение иллюстраций: «Портрет Снегурочки»

Холодные цвета

19.

«Пропорции человеческого лица- Снегурочка». Набросок

20.

«Пропорции человеческого лица- Снегурочка». Работа в цвете.

21.

«Пропорции человеческого лица - Снегурочка». Прорисовка.

22.

«Снежная птица зимы».

Холодная гамма цветов. Гуашь.

23.

«Снежная птица зимы». Цвет.

Орнаментальная композиция

24.

«Ёлочка – красавица».

Впечатления о прошедшем празднике.

25.

«Ёлочка – красавица». Цвет.

Свободный выбор материала.

26.

«Ёлочка – красавица». Оформление работы.

Творческая работа.

27.

« Узнай холодные цвета». Смешивание на палитре.

28.

«Мы ждём Новый год». Придумать сюжет.

29.

Набросок. «Мишка на окошке».

Декоративное рисование.

30.

Работа в цвете.» Мишка на окошке».

31.

Прорисовка. «Мишка на окошке».

32.

Подготовка к выставке. Оформление работ в паспорту.

33.

«Красоту нужно уметь замечать».

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

34.

«Узоры снежинок».

Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.

35.

«Узоры снежинок». Ритм.

Отработка приёма: смешение цвета с белилами.

36.

«Синички». Карандашный набросок

Упражнения с геометрическими формами

37.

«Синички». Создание сюжета.

Набросок.

38.

«Синички». Работа в цвете.

Смешивание холодного цвета.

39.

«Синички». Уточнение рисунка.

Прорисовка деталей.

40.

Оформление в паспорту. Выставка работ.

41.

«Дом снежной птицы».

Ритм геометрических пятен.

42.

«Дом снежной птицы». Линии

Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

43.

«Кто живёт под снегом». Набросок.

Урок – игра на развитие воображения.

44.

«Кто живёт под снегом».(Медвежонок под снегом).

 Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

45.

«Кто живёт под снегом». (Медвежонок под снегом).

Прорисовка деталей.

46.

Урок-выставка

Оформление в паспорту.

47.

«Зимний город». Наброск.

Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

48.

«Зимний город»

49.

«Зимний город»

Декоративное рисование.

50.

«Тюльпаны»

Декоративное рисование. Композиция в круге.

51.

«Тюльпаны»

Гуашь.

52.

Подарочная открытка: «Коробка с сюрпризом».

Разметка форм, подбор цвета.

53.

Подарочная открытка  : «Коробка с сюрпризом».

Украшение работы. Фломастеры.

54.

«Подснежники на полянке».

Характер цветов.. Изобразительные свойства гуаши.

55.

«Подснежники на полянке»

56.

«Подснежники на полянке»                Урок-выставка.

Оформление в паспорту

57.

Космос

Урок – игра на развитие воображения

58.

Космос

Разметка форм, подбор цвета.

59.

Пасхальный заяц

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций.

60.

Пасхальный заяц

Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий.

61.

Пасхальный заяц

Декоративное рисование.

62.

Птички на веточке.

Понятие «стилизация».

63.

Птички на веточке.

Переработка природных форм в декоративно-обобщенные

64.

Урок-выставка

Оформление в паспорту

65.

Морская тема: «Чайка»

Урок – игра на развитие воображения

66.

Морская тема: «Чайка»

Разметка форм, подбор цвета.

Итог:

66часов

Список литературы:

1. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.

2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г

3. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.

5. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

6. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.         Сост.В.С.Кузин.

7. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова,

8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

9. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»

Пилотная площадка 1 класс.  Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...

Программа внеурочной деятельности художественно-декоративной направленности (для учащихся 1 класса) «Дружная семейка»

Повседневная жизнь ребёнка в школе наполнена увлекательными делами, идеями, проблемами, способствует реализации детских интересов и жизненной активности, что в свою очередь  требует умения ориент...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Умелые руки»

Программа  рассчитана на 1 год  обучения для детей 7 - 8 лет. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная...

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...