Дополнительная общеразвивающая программа «РАДУГА ИДЕЙ»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Данная дополнительная общеразвивающая программа разработана для детей, не имеющих начальной подготовки в области изобразительного искусства. Отличием данной программы является использование широкого круга современных материалов для художественного творчества и, соответственно техник работы с этими материалами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.87 КБ | |
| 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 467
Колпинского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА на Педагогическом совете протокол от 29.08.2025г. № 1 | УТВЕРЖДЕНА Директор ГБОУ школы № 467 Санкт-Петербурга И.В. Домничева приказ от 29.08.2025г. № 344 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РАДУГА ИДЕЙ»
Направленность: художественная
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Разработчик:
Павлова Любовь Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Разработка дополнительной образовательной общеразвивающей программы осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Нормативные акты | |
Основные характеристики программ | 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». 3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р. 5. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 13. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). 14. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций». |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: художественная.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими – то правилами, единственными и обязательными для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку чувствовать красоту окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголкам.
Актуальность: совершенствование художественного воспитания и эстетического вкуса подрастающего поколения. Занятия изобразительной деятельностью способствует соединению знания технологических приёмов с художественной фантазией, присущей детскому восприятию. Формирование личности, основанное на потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом и с педагогом.
Новизна программы
Данная программа разработана для детей, не имеющих начальной подготовки в области изобразительного искусства. Отличием данной программы является использование широкого круга современных материалов для художественного творчества и, соответственно техник работы с этими материалами.
Педагогическая целесообразность
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству; на то, чтобы разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения; на формирование творческой и созидающей личности через развитие эстетической отзывчивости и приобщения к искусству. Обучение по программе предполагает эмоционально-ценностное, эстетическое освоение мира, ориентацию в художественном и нравственном пространстве культуры. Результаты художественного труда обучающихся находят применение в подготовке выставок, оформлении кабинетов и коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и пр.
Адресат программы
Данная программа предназначена для обучающихся 8 -11 лет
Цель и задачи программы
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
- овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей учащихся и приобретением детьми обще учебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
- формирование и развитие творческих способностей учащихся,
- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
- развитие колористического видения;
- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
- улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
- формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
- формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
- воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
- воспитание опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.;
- воспитание стремления к сотрудничеству, уважения к старшим; ответственности; воли и дисциплинированности в творческой деятельности;
- воспитание опыта художественного творчества как социально значимой деятельности;
- воспитание аккуратности.
Уровень освоения: общекультурный
Требование к уровню освоения программы: освоение прогнозируемых результатов программы, презентация результатов на уровне образовательной организации.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы: программа рассчитана на 108 дней обучения.
Объем программы: 216 учебных часов.
Режим занятий
- 216 часов, 3 раза в неделю по 2 часа аудиторные занятия.
Организационно-педагогические условия реализации:
Язык реализации
Язык реализации программы – государственный язык РФ (русский).
Форма обучения
Форма обучения – очная.
Условия набора
Для обучения по программе принимаются дети в возрасте 8-11 лет.
Условия формирования групп
Для обучения формируются одновозрастные или разновозрастные группы.
Количество обучающихся в группах
Количество детей в группе: 15 человек.
Условия набора: Группы обучения формируются на основании заявлений от родителей или законных представителей.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«РАДУГА ИДЕЙ»
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Всего учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.2025 | 29.05.2026 | 36 | 108 | 216 | 3 раза в неделю по 2 академических часа |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«РАДУГА ИДЕЙ»
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Путешествие по осеннему цвету | 54 | 10 | 44 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
2 | Зимняя сказка цветов | 54 | 10 | 44 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
3 | Идет весна - красна | 54 | 10 | 44 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
4 | Как прекрасен мир лета | 54 | 10 | 44 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
Всего | 216 | 40 | 176 | ||
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«РАДУГА ИДЕЙ»
№ | Раздел, тема | Форма занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов по каждой теме, разделу |
Путешествие по осеннему цвету | Аудиторная/ внеаудиторная | беседы, разъяснения, показ эскизов, выполненных педагогом, рассматривание и изучение цветных композиций из альбомов и книг, изучение композиций | эскизы, выполненные педагогом, цветные альбомы и книги | Бумага А4, краски, карандаши, клеенка, стаканчик для воды, кисти | Вводный контроль: опрос обучающихся. Текущий контроль освоения навыков практической деятельности проведения, опрос обучающихся | |
Зимняя сказка цветов | Аудиторная/ внеаудиторная | беседы, разъяснения, показ эскизов, выполненных педагогом, рассматривание и изучение цветных композиций из альбомов и книг, изучение композиций | эскизы, выполненные педагогом, цветные альбомы и книги | Бумага А4, краски, карандаши, клеенка, стаканчик для воды, кисти | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности проведения, опрос обучающихся, организация выставок | |
Идет весна - красна | Аудиторная/ внеаудиторная | беседы, разъяснения, показ эскизов, выполненных педагогом, рассматривание и изучение цветных композиций из альбомов и книг, изучение композиций | эскизы, выполненные педагогом, цветные альбомы и книги | Бумага А4, краски, карандаши, клеенка, стаканчик для воды, кисти | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности проведения, опрос обучающихся, организация выставок | |
Как прекрасен мир лета | Аудиторная/ внеаудиторная | беседы, разъяснения, показ эскизов, выполненных педагогом, рассматривание и изучение цветных композиций из альбомов и книг, изучение композиций | эскизы, выполненные педагогом, цветные альбомы и книги | Бумага А4, краски, карандаши, клеенка, стаканчик для воды, кисти | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности проведения, опрос обучающихся, организация выставок |
Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
- Бумага чертежно-рисовальная, писчая;
- Гуашь;
- Цветные карандаши;
- Стаканчик для воды;
- Кисти белка(круглая) № 2,4,6,8;
- Черные маркеры
Ожидаемые результаты обучения
Личностные:
развитие интереса к художественным занятиям;
развитие эмоционального восприятия изобразительного искусства;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
развитие видения прекрасное в обычных явлениях;
формирование нравственно-волевых качеств (внимание, работоспособность, настойчивость).
Предметные:
умение организовывать свое рабочее место;
знание основных видов штрихов;
умение пользоваться художественными материалами (гуашь, пастель, фломастеры, гелевые ручки), правильно разводить и смешивать краски, пользоваться палитрой;
умение составить композиционный рисунок;
умение применять навыки декоративного оформления.
Метапредметные:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
формирование позитивной самооценки своих творческих возможностей;
развитие умений проводить аналогии изобразительного искусства с окружающим миром;
умение координировать свои действия с усилиями других;
накопление багажа визуальных и художественно-эстетических впечатлений;
воспитание эстетического вкуса, увлеченности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Путешествие по осеннему цвету (54 часа).
Теория: Знакомство с программой. Особенности обучения. Правила техники безопасности. Введение в программу. Техника безопасности на занятиях. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Просмотр осенних репродукций. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практика: Рисование простых предметов. Выполнение на больших листах осеннего пейзажа. Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс). Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Холод – тепло»,
Раздел 2. Зимняя сказка цветов (54 часов).
Теория: Техника безопасности на занятиях. Организация рабочего места. Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность). Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практика: Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец снежинок», «Образ доброго и злого сказочного героя», «Волшебный замок», «Сказочная композиция», «Зимний лес», «Витражные окошки», «Хоровод лесных растений», «Дремучий лес».
Раздел 3. Идет весна - красна (54 часов).
Теория: Техника безопасности на занятиях. Организация рабочего места. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практика: Работа с красками. Выполнение заданий: «Образ из пятна», «Салют», «Праздничный букет»,
Раздел 4. Как прекрасен мир лета (54 часов).
Теория: Техника безопасности на занятиях. Организация рабочего места. Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Стилизация как упрощение и обобщение форм. Особенности художественного видения мира детьми: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев. Художественная возможность пастели. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практика: Рисование предметов природного мира. Работа с красками. Выполнение заданий: «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Построй сказочный город», «Мои любимые игрушки», «Жар-птица», «Древо жизни», «Оживший зачарованный мир», «Золотой сон», «Букет в вазе», «Добрая сказка».
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Вводный контроль осуществляется в начале учебного года.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Основные формы - устный опрос и контроль освоения навыков практической деятельности.
Итоговый контроль: итоговый контроль проводится с 15 по 25 мая согласно графику (расписанию). Основной формой проведения итогового контроля является презентация творческих работ обучающихся, организация выставок. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.
Формы оценивания и отслеживания результатов реализации программы
Главным результатом реализации программы является создание каждым учащимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творческие задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.
Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.
Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Оценочные материалы
Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.
№ | ФФ.И.О. ребёнка | Название работы | Техника исполнения | Аккурат-ность | Самостоятель-ность | Завершенность | ||
«5» - работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
«4» - работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
«3» - работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:
— определение задачи;
— ее обсуждение;
— воплощение в материале;
— анализ работы.
Итоговый контроль в форме выставки детского творчества.
Список используемой литературы для педагога.
1.Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва «Педагогическое общество. России», 2004 г.
2.Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.
3.Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2003 г.
4.Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.
5.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.
6.Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.
7.Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.
8.Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000 г.
9.Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.
10.Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.11. Гульянц Э. К.,
11.Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
12.Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
13.Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора» 1991.
14.Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора» 1992.
15.Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
16.Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
17.Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр». Москва «Росмэн» 2002.
18.Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»
19.Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
20.Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
21.Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.
Список рекомендуемой литературы для детей.
1. Долженко Г.. И. «100 поделок из бумаги». Ярославль. 2004 г
2. Корнев В. В. «Все о растяпинской забаве». Дзержинск. 1995 г.
3. «Перо жар – птицы». Верхне – Волжское книжное издательство. 1988г.
4. Полунина В. Н «Искусство и дети». М. 1982 г.
5. Левин С. Д «Ваш ребенок рисует». М. 1987 г.
Предварительный просмотр:
Приложение к ДООП «РАДУГА ИДЕЙ»
УТВЕРЖДЕН Директор ГБОУ школы № 467 Санкт-Петербурга И.В. Домничева приказ от 29.08.2025г. № 344 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«РАДУГА ИДЕЙ»
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Путешествие по осеннему цвету | 54 | 10 | 44 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
2 | Зимняя сказка цветов | 54 | 10 | 44 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
3 | Идет весна - красна | 54 | 10 | 44 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
4 | Как прекрасен мир лета | 54 | 10 | 44 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
Всего | 216 | 40 | 176 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС
Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной общеразвивающей про...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"
Программа «Вокальная студия» адресована учащимся дошкольного и младшего школьного возраста. Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется по двум...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Рабочая программа педагога группы общеразвивающей направленности от 3 до 5 лет (на основе примерной основной образовательной программы «Радуга») на 2019-2020гг
Настоящая рабочая образовательная программа разработана на основе Основной образовательной программы ДОУ; федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования; примерной осно...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...

