Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС
учебно-методический материал на тему

voshod97

Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной  общеразвивающей программы с учётом введения в неё мосновных требований ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romanovskaya_metodicheska_produktsiya.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Восход» городского округа Самара

Методическая разработка по теме:

«Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учетом введения в нее основных требований ФГОС»

Автор-составитель:

 Романовская Алла Леонтьевна

                                                                                           педагог дополнительного образования

                                                          2014г.


Оглавление

1. Вводная  часть или «проблемно-целевой блок ПП»

1.1. Паспорт СДП

1.2. Актуальность и обоснование темы со ссылками на нормативно-правовую базу

1.3.Анализ результатов образовательной  деятельности по теме ПП  с выводами о выявленных образовательных  достоинствах, недостатков, противоречий, проблемы  по теме ПП

1.4. Цели и задачи ПП

1.5.Ожидаемые  результаты ПП

2.Основная часть «Содержательно-технологический  блок»

3.1.Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи, теории, обоснование темы и идеи, и др.);

3.2. Характеристика изменений  в результатах, образовательном процессе, условиях  с учетом введения новых  технологий ;

3.3. Контрольно-оценочная часть

3. Заключение

3.1. Выводы по ПП

3.2. Прогноз: эффекты и риски

  1. Список использованных информационных источников


I. Вводная  часть или «проблемно-целевой блок ПП»

1.1.Паспорт ИР

• Форма ИР- модернизация общеразвивающей программы;

• СДП направлена на целевую аудиторию детей 7-12 лет;

•        Вид  ПП по срокам его осуществления - долгосрочный, так как  будет реализован с 01.09 2014г. по 31.05 2017г,  май 2014г-июль 2014г внесение изменений;

•        В ПП представлена система деятельности педагога  на примере модернизации  всей общеразвивающей дополнительной программы по ДПИ «Радуга»

1.2. Актуальность и обоснование темы со ссылками на нормативно-правовую базу

 Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время появились  нормативно-правовые документы, регламентирующие работу по дополнительным общеразвивающим программам.

В новых федеральных документах: Законе «Об образовании в РФ» говорится, что «При реализации программ используются различные образовательные технологии, в том  числе дистанционные образовательные технологии и электронные.» [статья 13].

В федеральном документе – Приказе Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» говорится, что «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы, с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы» [статья 11].

В региональном  документе – Концепции развития дополнительного  образовательных услуг образования  детей в Самарской области до 2015г  представлено. что для расширения сферы образовательных услуг необходимо «Разработка инновационных  образовательных программ, в том числе интегрирующих различные области знаний и  обеспечивающих гибкость, вариативный характер дополнительного образования. Создание новых программ, нацеленных на развитие духовно-нравственных качеств личности, повышение культурного потенциала региона» [з.3].

На уровне своего учреждения – повысить качество образовательных услуг, сделать программу конкурентноспособной.

        1.3. Анализ результатов образовательной деятельности по теме ПП

Анализ  результатов образовательной деятельности, проведенный в 2013 учебном году на основе наблюдения (тестирования, анкетирования и т. п. методами) показал, что, существуют  в анализируемой  образовательной деятельности как позитивные результаты  исследования:

-обучающиеся  принимают активное участие в выставках и фестивалях различного уровня, показывают хорошие результаты;

-у детей есть заинтересованность  в обучении в данном объединении;

-у детей есть возможность самореализовываться;

так и  недостатки:

 - обучающиеся,  пока не владеют проектно-исследовательскими технологиями;

-   у обучающихся не достаточно развиты  познавательные учебные действия;

 - в образовательном процессе  недостаточно реализуются  современные образовательные технологии;

-    в образовательном процессе не хватает разнообразия форм и методов преподнесения материала;  

 Исходя из недостатков в результатах деятельности, образовательном процессе и условиях мы можем сформулировать  возникшие  противоречия:

 - между  современными  нормативно-правовыми документами , регламентирующими работу дополнительного образования и между реализуемой программой.

 

         На основе проведенного анализа, выявленных недостатков и  противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему: Общеразвивающая дополнительная программа детского объединения «Радуга» не отвечает современным требованиям, устарели в ней задачи, ожидаемые результаты, контрольно-оценочные блок, а также содержание.

Для решения  проблемы необходимо сформулировать цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по изменению образовательного процесса, путем внедрения новых технологий, методик.

1.4. Цель  – Создание эффективных условий, способствующих развитию у детей творческих способностей.

Задачи:

  1. Развить  творческие способности, фантазию, воображение и творческую интуицию;
  1. Внедрить в образовательный процесс современные технологии:

«Игровую технологию», «Технологии коллективного творчества», «Проектные технологии»;

  1. Изменить  условия в образовательном процессе: усовершенствовать материально-техническое оснащение, научно-методическое обеспечение;
  2. Внедрить в образовательный процесс инновационные формы и методы;

1.5.Ожидаемые результаты

От обучающихся:

  • Учащиеся демонстрируют уровень сформированности творческого воображения, фантазии, творческую интуицию и творческие способности;
  • Обучающиеся  умеют осуществлять самостоятельный способ решения проблемы творческого и поискового характера, умеют договариваться  и находить общее решение, улучшилась эмоциональная отзывчивость;
  • Обучающиеся стали проявлять больший интерес к предмету;
  • Обучающиеся  умеют преобразовывать  информационную задачу в творческую  практическую;

В образовательном процессе:

Создана комфортная образовательная среда: психологическая обстановка  комфортная, преобладает  конструктивное общение, существует свобода  проявления учащимися творческих  способностей, осуществляется  индивидуальный подход;

  • Учащимся предоставляется возможность самостоятельного поиска необходимого материала  и его преобразования;
  • Пополнилась  база материально-технического оснащения  и научно-методического обеспечения;
  • Изменились формы и методы преподнесения учебного материала- организуются  интегрированные занятия с применением игровых технологий и синтезом других видов искусств, изменилась информационная емкость занятия – больше времени отводится на практическую деятельность;
  • Внедрены технологии коллективной творческой деятельности:

даются задания, где необходимо детям проявить умение договариваться и находить общее решение, проявить взаимоконтроль  и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

  1.  Основная часть «Содержательно-технологический  блок»                                                                                        

3.1 Словарь применяемых в итоговой работе терминов:

Модернизация- обновления объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами.  (свободная энциклопедия- ВикипедиЯ)

Формирование- процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности. (краткий словарь психологических терминов)

Развитие- процесс направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. (свободная энциклопедия- ВикипедиЯ)

Творчество- процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

(свободная энциклопедия- ВикипедиЯ)

Дополнительная образовательная  программа- программа, направленная на реализацию потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) помимо деятельности в рамках основной образовательной программы.(АНО «Институт проблем образовательной политики»)

Занятия- гибкая организационная форма образовательного процесса, предполагающая реализацию инициативы учащихся при поддержке педагога.

(АНО «Институт проблем образовательной политики»)

 3.2. Характеристика изменений  в результатах, образовательном процессе, условиях с учетом модернизации общеобразовательной дополнительной программы

Для того, чтобы активизировать учебный процесс, расширить возможности роста творческих способностей  обучающихся, необходимо  поэтапно спланировать  модернизацию программы:

Разделы программы

Вводимые новые технологии, формы и методы

Ожидаемые результаты

Пояснительная записка

 Обозначена актуальность  программы, педагогическая целесообразность, внесены методы и формы, в основе которых лежит уровень деятельности, внесены воспитательные моменты, отмечены используемые современные образовательные технологии.

Покажет какая  цель лежит в основе реализации программы. Какие формы, методы и  современные образовательные технологии используются в данной программе и для чего. Чем данная программа отличается от других подобных.

Дает возможность определить организацию учебного процесса.

Задачи

Внесены метапредметные, предметные и личностные задачи.

Даст точную возможность определения ожидаемых результатов при реализации программы.

Покажут результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации и измерению.

Учебный план

Добавлены новые темы с учетом внесения технологий.

Внесены темы дополняющие друг друга. Пересмотрено количество часов на изучение определенных тем.

Раскроет технологию реализации программы по этапам.

Содержание

Изменены формы организации занятий с использованием  новых образовательных технологий:  (интегрированные, с элементами игровых моментов, занятия поискового характера, занятия с использованием синтеза искусств, занятия представляющие коллективное творчество).

Большее количество  заданий определено на практическую творческую деятельность.

Внесены итоговые мероприятия по изучаемым темам.

Дает возможность раскрыть разнообразие использованных технологий.  Понять способ реализации учебного плана и преподносимого материала.

Контрольно-оценочный блок

Внесена методика контрольно-оценочных действий и диагностики.

Поможет определить базовый объем знаний и успешность обучающихся,  определить творческую реализацию учащихся.

 

3.3. Контрольно-оценочный блок

Контроль деятельности по общеразвивающей дополнительной программе предполагает :

1.Определение базового объема  знаний;

2.Осуществление личностно-ориентированного подхода;

3.Проявление творчества и самостоятельности;

Особенностью  обучения в дополнительном образовании можно считать практическую  деятельность, ориентацию не только на усвоение знаний, сколько на способность его применения, использования в практике. Поэтому технологии оценивания индивидуальных достижений учащихся  ориентированы на созданный им  самостоятельный продукт, имеющий прикладную ценность.

Аутентичное оценивание (истинное, настоящее, подлинное) ориентировано преимущественно на практические результаты учащихся, стремлении к самосовершенствованию и личностному росту. Это  создание «Тетради успешности» или «Портфолио достижений воспитанников».

В «Тетрадь успешности» вносятся достижения воспитанника- участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.

Критерии оценки:

 Участие  в выставках  международного, всероссийского, областного, городского уровня оцениваются в 5 баллов;

Участие  в выставках   областного, городского, районного уровня оцениваются в 4 балла;

Участие в выставках только учрежденческого уровня

оцениваются в 3 балла;

Проводится анализ результатов по следующим позициям:

1.Положительная динамика;

2.Отрицательная динамика;

3.Отсутствие изменений ;

Затем делается вывод.

Методика определения креативного мышления по Торренсу:

Дети дорисовывают незаконченные рисунки, затем идет обработка результатов по оценки 5 показателей ,  ключ к тексту показывает насколько развито у детей креативное мышление.

Проводится педагогическая диагностика по ключевым точкам учебного материала, которые обеспечивают учащимся успешное освоение материала и  творческая реализация его в готовом продукте.

Этапы диагностики:

1.Предварительный этап. Проводится в начале учебного года или в начале изучения нового раздела программы, для выявления уровня знаний учащихся .Формы: Беседа, тестирование, опрос.

2.Текущая проверка. В процессе усвоения каждой изученной темы, даются задания  и определяется уровень знаний по качеству его исполнения.

3.Повторная проверка. Параллельно с изучением нового материала, учащиеся повторяют материал, изученный  ранее.

4.Итоговая проверка.  Это задания , в которых можно определить уровень ЗУН и творческого проявления на всех этапах реализации общеразвивающей дополнительной программы.

В рамках всей контрольно-оценочной работы прежде всего оценивается умение воспитанников применить полученные ЗУН в творческой работе.

При оценке  работ обучающихся учитываются:

  • степень  внесения творческого замысла;
  • объем работы;
  •  аккуратность,
  • самостоятельность;
  • индивидуальные качества учащегося;

Изменения в ресурсном обеспечении

  1. Дидактическое обеспечение: наглядные пособия, раздаточный материал достаточной комплектности и качества;
  1. Научно-методическое обеспечение: разработка сценариев интегрированных занятий и конспектов уроков с применением современных технологий,  выступление на педсоветах и мастер-классы;
  2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: тестирование психолога,  анкетирование.
  3. Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, образцы, кабинет отвечающий нормам САНпина
  4. Кадровые ресурсы: педагог, прошедший инвариативный учебный блок: «Основные направления региональной политики в контексте модернизации российского образования», посещающий обучающие семинары и мастер-классы, занимающийся самообразованием.

3. Заключение

3.1. Выводы по итоговой работе:

В результате   модернизации общеразвивающей дополнительной программы:

1.Программа будет отвечать нормативно-правовым документам – современным требованиям;

2.Мы получим творческую личность, умеющую проявлять свою фантазию, реализовывать в готовом продукте свои задумки;

3.Существенно повыситься  мотивация и интерес к изучению материала;

4.Учащимся  предоставиться  возможность самостоятельного движения в изучаемом материале;

  1. Список использованных информационных источников

Использованные источники:

Нормативно-правовая база:

1.Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» ;

2. Концепции развития дополнительного  образовательных услуг образования  детей в Самарской области до 2015г  ;

3. Закон «Об образовании в РФ»;

4.Федеральные Государственные образовательные стандарты.

Основная литература:

1. Инновационные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей. - Калининград, 2010

2.Железнова Л.Б..- Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования»

3.КаргинаЗ.А. Мониторинг в дополнительном образовании детей /Внешкольник,-2009№1-с.15-20

4. Дополнительные образовательные программы. - http://www.edu.spbu.ru/index.php/uchebnaya-deyatelnost/studentu-slushatelyu/dopolnitelnye-obrazovatelnye-programmy

Дополнительная литература:

1.Свободная энциклопедия- ВикипедиЯ;

2. Краткий словарь психологических терминов.

« Когда творим мы чудеса,

 Порой не осознавая,

Мы вносим в детские сердца

Крупинки радости и смеха и тепла,

Мы учим видеть и ценить

То, что другие не замечают

Мы вносим в мир прекрасные дела

Тогда , когда творим мы чудеса»

  А.А. Киселева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

презентация "Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения"

В презентации рассказывается о предметных и метапредметных результатах, о группах УУД и их функциях....

Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе как основное требование ФГОС НОО

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современный урок пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на пере...

«Метапредметный подход в обучении информатике, как основное требование ФГОС НОО»

Творческий отчет в форме презентации «Метапредметный подход в обучении информатике, как основное требование ФГОС НОО»...

Контрольная работа "Основные требования ФГОС к образовательной среде школы"

Образовательная среда в психологическом аспекте выполняет роль атмосферы, благоприятного климата для реализации образовательного процесса и учебного взаимодействия. Источником этого климата является в...