Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"
рабочая программа по музыке на тему

Данилова Лиана Александровна

 

Программа «Вокальная студия»  адресована учащимся  дошкольного и младшего школьного возраста.  

Срок реализации - 5 лет.

Работа в рамках программы осуществляется  по двум  направлениям: сольное пение, вокальный  ансамбль. 

Цель: развитие музыкальных способностей учащихся средствами вокального искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Вокальная студия»

для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста

срок реализации — 5 лет

Автор:

Данилова Лиана Александровна,

педагог дополнительного образования

Надым

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях, когда происходит падение уровня нравственных качеств личности, возросла необходимость в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. В формировании духовной культуры и нравственных качеств личности огромную роль играет музыкальное воспитание. Формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Важно, чтобы уже в раннем детстве перед ребенком смогли раскрыть всю красоту музыки, дали возможность ее прочувствовать. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Пение является  наиболее доступной формой вовлечения детей в мир музыки. Необходимо дать детям возможность посредством самого доступного для них инструмента – собственного голоса, приблизиться к музыке настолько, чтобы быть не только активным слушателем, но и активным исполнителем.

Пение оказывает огромное влияние и на общее состояние здоровья ребенка. Грамотное вокально-хоровое воспитание укрепляет вокальные органы, усиливает кровообращение, способствует активному протеканию обмена веществ. Благодаря регулярным целенаправленным занятиям учащиеся раскрепощаются, становятся более уверенными в себе. Занятия в группе способствуют сплочению детей, так как они объединены одним общим творческим делом, формируется умение оценивать работу не только других детей на занятиях, но и свою.

Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Вокальная студия» - художественная.

Образовательная программа «Вокальная студия» разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008).  

Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии учащихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
         
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.  Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма учащихся, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ребенка и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении произведений усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу.

Цель: развитие музыкальных способностей учащихся средствами вокального искусства.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач:

            Обучающие:

  •   сформировать навыки певческой установки учащихся;
  •   научить использовать при пении мягкую атаку;
  •   сформировать вокальную артикуляцию;
  •   сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3   голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;
  •   обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
  •  сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными  свойствами певческого голоса.

 Развивающие:

  •   развить гармонический и мелодический слух;
  •   совершенствовать речевой аппарат;
  •   развить вокальный слух;
  •   развить музыкальную память;
  •   развить певческое дыхание;
  •   развить преодоление мышечных зажимов;
  •  развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
  •   развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
  •   расширить диапазон голоса;
  •   развить умение держаться на сцене.

 Воспитательные:

  •   воспитать эстетический вкус учащихся;  
  •   воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
  •   воспитать чувство коллективизма;
  •             способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
  •   воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
  •   воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

В отличие от существующих программ,  данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся. Репертуар подбирается  педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, а также его вокальных данных.

           Программа «Вокальная студия»  адресована учащимся  дошкольного и младшего школьного возраста.

           Срок реализации программы  пять лет. Набор детей происходит в свободной форме, а также на базе групп раннего эстетического развития,  где у детей проверяется внимание, музыкальная память, музыкальный слух и  чувство ритма.

           Работа в рамках программы осуществляется  по двум  направлениям: сольное пение, вокальный  ансамбль.  

           Сольное пение – форма индивидуальных занятий, в процессе которого  формируются  основные  вокальные навыки, искореняются дефекты речи,  развиваются звуковысотный слух, чувство ритма, а также разучивается и исполняется художественно-музыкальный репертуар.  Индивидуальные занятия помогают  ребёнку  быстрее развить и реализовать свой творческий потенциал, формировать творческое отношение к жизни и окружающему миру.

Занятия по сольному пению рассчитаны на 72 часа в год, индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу.

           Вокальный ансамбль – это форма групповых занятий, в процессе которых учащиеся овладевают основными вокальными навыками, умению пения в ансамбле и на основе этого разучиваются и исполняются музыкальные произведения, осваиваются ансамблевые партии, а также раскрываются творческие возможности детей. Занятия вокальным ансамблем рассчитаны на 108 часов в год, проводятся два раза в неделю по 1,5 академических часа. Наполняемость группы не менее 6 человек.

           Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41.

                 Структура учебного занятия:

  1. Организационная часть.
  2. Знакомство с новым материалом или повторение пройденного материала.
  3. Распевание (исполнение вокальных и вокально-хоровых упражнений), разучивание и исполнение песен. 

            На занятиях учащиеся учатся исполнять музыкальные произведения эмоционально и выразительно, точно передавая их содержание. Такое исполнение требует от ребят владение элементарной вокально-хоровой техникой. Поэтому в процессе музыкальной деятельности на занятиях важно воспитывать певческий голос каждого обучающегося, правильно его развивать, учитывая возрастные особенности.  Весь подбираемый материал должен соответствовать исполнительским возможностям, индивидуальным возрастным особенностям детей, должен быть близок их интересам. При подборе музыкального репертуара важно придерживаться и жанрового разнообразия: героика, романтика, лирика и т.д.

           Большое учебно-воспитательное значение для творческого роста студии имеет концертная деятельность. Концертные выступления активизируют детей, стимулируют их деятельность, оказывают помощь в сплочении коллектива.

           Формы организации занятий:

  • музыкальные игры;
  • игры -  забавы и игры-драматизации;
  • урок-концерт, концертное выступление - являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. Эти развлечения сочетаются с музыкой. Игры-забавы чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока». Сочетая музыку с игровыми, шутливыми действиями, педагог создает непринужденную обстановку для детей.

Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей, внести определенную разрядку, снять утомление. С этой целью они проводятся со средними и старшими дошкольниками. Различные ритмические попевки и проговаривания с одновременным прохлопыванием, притопыванием интересны для ребят и могут выполняться вместе с педагогом или самостоятельно.

          Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы.

          Игры-драматизации - наиболее распространенная форма развлечения. Дети сами обыгрывают песни, разыгрывают действия сказок. Музыка в играх-драматизациях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на музыкальных инструментах.

          Урок – концерт, концертное выступление. Цель такого урока, выступления - наглядно показать уровень закрепления знаний и уровень музыкальной культуры.

           Обычно на этих уроках, концертных выступлениях видно:

- насколько повысился интерес к музыке, насколько развито эмоциональное восприятие музыкального произведения, и как ощущают дети связь музыки и жизни;

- в какой мере усвоен материал по программе, как возросло осознанное отношение к музыке и умение размышлять о ней;

- каков исполнительский уровень обучающихся, на сколько разнообразен материал, которым овладели дети в течение года.

           На уроке-концерте, концертных выступлениях должны быть представлены разнообразные по характеру и содержанию произведения, которые дети выучили в течение года. На таком уроке применяются различные виды музыкальной деятельности.

Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей при исполнении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением.

Ожидаемые результаты обучения

В ходе реализации дополнительной образовательной программы у учащихся формируются следующие компетенции:

Ключевые:

Ценностно-смысловые:

  • способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение.

Общекультурные:

  •  умение организовать свободное время;
  • наличие внутренних мотивов личности для занятий музыкой;
  • проявление интереса к собственной деятельности.

Учебно-познавательные:

  • готовность к восприятию, планированию, анализу и обобщению информации;
  • умение отличать реальные события от домыслов.

Информационные:

  • умение усваивать нужную информацию из разных источников (телевизор, магнитофон, компьютер).

Коммуникативные:

  • приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности, сообразительности;
  • умение  взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Личностного самосовершенствования:

  • развитие личностных качеств, саморегуляции.

Специальные:

  • владение певческими навыками: звукообразованием, дикцией, дыханием, артикуляцией.
  • развитие слуха, памяти, чувства ритма, психологической устойчивости.

Механизм промежуточной и итоговой оценки

результатов реализации программы.

Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков, который проводится три раза в год. Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2-5 баллов.

Начальный контроль ЗУН – в начале освоения программы, с 15 по 25 сентября.

Стартовый контроль ЗУН – в начале каждого последующего года обучения, с 15 по 25 сентября.

Промежуточная аттестация  -  с 20 по 26 декабря и  с 20 по 30 апреля.

Итоговая аттестация – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.

Критерии оценивания начального контроля ЗУН:

- музыкальный слух;

- музыкальная память;

- чувство ритма.

Критерии стартового и промежуточного контроля:

  •       элементарные теоретические знания;
  • вокальные навыки;
  • разучивание и исполнение музыкального материала.

Методы контроля: наблюдение, опрос.

Формы проведения контроля:

На начальном и стартовом этапе:

  • прослушивание;

 На промежуточном этапе:

  • музыкальный диктант, контрольное занятие.  

Форма  итоговой аттестации:

  • творческий отчет,
  • отчетный концерт.

Критерии оценивания:

  • исполнительские навыки.

Методы контроля: визуальное наблюдение, собеседование, опрос, практическая работа, прослушивание музыкального материала.

Формы проведения контроля: контрольное занятие, открытое занятие, индивидуальное выступление, участие в концертах, отчетный концерт,  участие в фестивалях и конкурсах.

Форма  итоговой аттестации:

  • творческий экзамен, состоящий из двух разделов: теоретический и практический.

Формы и методы проведения теоретического раздела: тестирование, устный опрос, кроссворды, викторины.

  Критерии теоретического раздела итоговой аттестации:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.

Формы и методы проведения практического раздела: концертное прослушивание.

 Критерии практического раздела итоговой аттестации:

  • вокальные навыки;
  • художественное исполнение репертуара.

Мониторинг личностного развития учащихся в процессе освоения ими дополнительной общеразвивающей программы осуществляется на основе диагностики личностного развития.

В ходе реализации программы отслеживается уровень сформированности организационно-волевых качеств (терпение, воля, самоконтроль); ориентационных качеств (самооценка, интерес к занятиям); поведенческих качеств (конфликтность, тип сотрудничества).

Условия реализации программы

Материально-техническое:

  • дидактические, электронные методические пособия;
  • удобная по акустике аудитория;
  • музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор);
  • записи аудио, видео, формат cd, mp3;
  • зеркало;
  • музыкальный центр, компьютер.

Информационно-методическое:

  • учебный материал: тесты, карточки, кроссворды, раздаточный материал по музыкальной грамоте, контрольные вопросы для зачета, музыкальные термины.
  • фонотека   (CD диски   с   записями   народной,   классической,   и   современной музыки).
  •  нотные приложения;
  •  нотная учебная литература.


ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР

I год обучения

«Во поле берёза стояла» р.н.п., обр.Н.Римского-Корсакова

А.Пахмутова «Кто пасется на лугу»

Р. Паулс «Кашалот»

            «Четыре таракана и сверчок» итальянская народная песня, обр. А. Долухоняна

А. Абрамова «Новый год»

Е. Поплянова «Солнечные зайчики»

Е. Поплянова «Паучок»

Е. Поплянова «Дождик»

Е. Поплянова «Сороконожки»

             II год обучения

«Как у наших у ворот»  р.н.п., обр. А. Луканина

В. Горянин «Снеговик»

Б. Савельева «Из чего наш мир состоит»

Б. Савельева «Колючки»

В. Шаинский «Дождь пойдет по улице»

В  Шаинский  «Улыбка»

В. Шаинский «Вместе весело шагать»

Р. Рустамов  «Мы запели песенку»

Е. Крылатова «Колыбельная медведицы»

III год обучения

«В темном  лесе» р.н.п., обр. И.Пономарькова

В. Шаинский «Про папу»

В. Шаинский «Облака»

Р. Паулс «Алфавит»

Т. Попатенко «Котенок и щенок»

М. Парцхаладзе «Мамина песенка»

Ю. Чичков «Что такое Новый год?»

            А. Арутюнов «Носорог»

            В. Иванников «Самая  хорошая»

            А. Брицын «Очки»         

         

IV год обучения

Л. Семёнова «Нам нужен мир»

Л. Семёнова «Праздник детства»

А. Варламов «Топ по паркету»

А. Варламов «Время»  

А. Варламов «Мечта»  

            Н. Осошник «Лети, лето»

А. Варламов «Вальс Победы»  

V год обучения

А. Варламов «Подари улыбку миру»

А. Варламов «Праздник детства»

А. Варламов «Лягушачий джаз»

Д. Никольский «Звёзды молчат»

В. Цветков «Планета детства»

М. Разумов «Добрые дела»

И. Орехов «Вороны»

В. Цветков «Снова вместе»

К. Попов «Письма»

А. Варламов «Мотылёк»

            В. Осошник «Васильковая страна»


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева М.П., Конорова Е.В. Первые шаги в музыке. – М.: Кифара, 1994
  2. Вахромеев В.А., Тихеева Л.В. программа для детских музыкальных школ. Хоровой класс. – М.: Музыка, 1968
  3. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.: Просвещение, 1986
  4. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
  5. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.: Просвещение, 1972
  6. Домогатская И. Методика отбора детей в группы раннего эстетического развития. – М.: Гриф – фонд, 1994
  7. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2007
  8. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. – М.: Астрель, 2006
  9. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
  10. Маркуорт Л. Самоучитель по пению. – М.: Астрель, 2006
  11. Метлов Н.А. Музыка детям. – М.: Просвещение, 1985
  12. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под редакцией Н.А. Ветлугиной – М.: Просвещение, 1989
  13. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: Музыка, 1977
  14. Овчинникова Т.М. Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ. – М.: Просвещение, 1978
  15. Огороднов Д. Музыкально – певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Киев: «Музична Украiна», 1981
  16. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. – М.: Просвещение, 1986
  17. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. – М.: Просвещение, 1987
  18. Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. – М.: Музыка, 1986
  19. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Владос, 1994
  20. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Астрель, 1990

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности студия пластического интонирования «Пластилин»

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности   студия  пластического интонирования «Пластилин»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии «Альтернатива», 2017 - 2018 учебный год

Дети с ТМНР, так же, как  и нормально развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности и при правильной организации занятий она становится любимым видом деятельности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии «День за днём», 2018-2019 учебный год

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложнос...

Вокально – эстрадная студия «Вокализ» Дополнительная общеразвивающая программа Художественно – эстетической направленности

ПАСПОРТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ1.ОУМАОУ  ДО «Дом детского творчества» с. Выдрино»МО «Кабанский район» Республики Бурятия2.Название«Вокализ»3.Направ...

Дополнительная общеразвивающая модульная программа «Арт-студия»

Цель: создание условий для развития творческого потенциала обучающегося средствами изобразительного творчества, включая и современные технические устройства....

Дополнительная общеразвивающая модульная программа «Цифровая художественная студия»

Цель: освоение цифровой инновационной технологии через работу с планшетом, как рабочий  инструмент художника....

Студия "Артэ" дополнительная общеразвивающая программа для обучающихся 9-15 лет

Дополнительная общеразвивающая программа «Студия «Артэ» имеет художественную направленность.Уровень реализации программы - базовый.Программа «Студия «Артэ» направле...