Необходимость логопедических занятий и их особенности при работе с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие.
статья по логопедии по теме

В статье говорится о необходимости применения различных приемов и технологий в работе логопеда с детьми  с интеллектуальной недостаточностью с целью повышения эффективности их обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Необходимость логопедических занятий и их особенности при работе с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие.

Дети с интеллектуальным недоразвитием, поступившие в школу имеют специфические особенности психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению, у них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений, навыков. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Интеллектуальное недоразвитие проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Интеллектуальные способности ребенка не соответствуют его возрасту, у него ограничено представление об окружающем мире, определённый уровень речевого развития. Нарушение речи у таких детей (наших учеников) являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у наших детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Поэтому они нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда. Коррекционная работа с нашими детьми направлена на преодоление у них речевых и психо-физических  нарушений путем проведения индивидуальных и фронтальных логопедических занятий. Учиться говорить правильно и красиво – тяжелый труд. Поэтому в основе  занятий необходимо использовать комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Традиционная учебно-дисциплинарная модель обучения  не подойдет. Необходим личностно-ориентированный подход к обучению. Все занятия должны быть ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном обучении с ребенком. Необходимо разнообразное построение занятий: игра, спектакль (дети и участники, и зрители), они учителя, а не ученики и т.д. Используются литературные персонажи, специально изготовленные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно - дидактической игры, сюжетных и пейзажных картин и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержание интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, так как наши дети с неустойчивой психикой (нестабильное психоэмоциональное состояние), пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Во время занятия включаем в работу все анализаторные системы.

Постановка звука: сказка о веселом язычке, профиль на рисунке, акустические признаки (спит, или не спит голосок), поется или не поется каждый звук – песенка  водички, шарика и т. д .  Используем 3 города «Звукограды»(синий, красный и зеленый)

Закрепление : слоги,  чистоговорки.

 Развитие слухового внимания и зрительного сосредоточения: игры «Что звучит?» ,  «Чего не стало?» и т.д.

Сейчас много электронных игр, которые можно использовать как часть занятия.

Почему необходимо развивать мелкую моторику рук? 

В 1928г. В. М. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движения рук на развитие речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков РАО установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени  сформированности  тонких движений пальцев рук .

М. М. Кольцова (1973г) доказала, что движения пальцев рук стимулируют созревание Ц.Н.С. и ускоряют развитие речи ребенка. Т. о., постоянная стимуляция зон коры головного мозга ,отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Это дополнительная  энергия коры головного мозга. Нормализация темпа и ритма общих  движений способствует четкости и точности речевых движений. Умение быстро воспринимать и воспроизводить различные риторические структуры помогают ребенку правильно оформить речь.

Логоритмика

Психоневрологи советуют всю интенсивную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук». Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов - представления в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.

Схема построения занятий отличается от общепринятой:

  1. в организационные моменты включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика.

Например: изобразите Бабу Ягу, Аленушку, доброго волшебника, возьмите зеркала

  1. на каждом занятии мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения

Например: артикулярная гимнастика, стихи на дыхание

  1. на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи

Например: «дайте быстро мне ответ: так бывает или нет?» , «что вы будете делать если найдете на улице замерзающего котенка?», «для чего в лесу звери?» Важна логическая и игровая связь с сюжетом занятия

  1. физкультурные паузы и физкультурные минутки несут дополнительную речевую нагрузку
  2. даются задания на словотворчество детей
  3. задания на коррекцию психодинамических функций

Необходима самоотдача, экспромт, важно быть артистом и режиссёром. Когда так реализуются потенциальные возможности детей?

Используем все: картинки, подсобные вещи, катушки, палки ,вату, грецкие орехи и т.д.

Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии  с программой обучения грамоте,  изучения родного языка. В  процессе логопедической работы  осуществляются коррекции нарушений         речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень владения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений  и закономерностей овладения знаний о языке. Т.О. логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку. Этот факт обуславливает необходимость строить содержание логопедической работы с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка(осознания и анализ языковых явлений).

Необходима работа в комплексе с учителями, родителями, т.к. правильные речевые навыки необходимо закреплять. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению, необходимо проводить частую смену видов деятельности (Динамика занятий) и постепенное усложнение материала. Активная, творческая работа со словом  - цель игр и упражнений. Ни в коем случае не предлагать ребенку механически повторять за учителем! Творческая работа необходима.

Оценки на занятиях не ставятся, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики избавлены от « отметочной психологии». Они не боятся дать ошибочный ответ. Все ответы принимаются, внимательно выслушиваются и, в итоге коллективного обсуждения, приходят к правильному решению.  У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности. Формируется особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять задания.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Ворончихина Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологические работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Преимущества игры и игровых приёмов состоят в том, что они позволяют, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка. Доступная и при...

Совместные логопедические занятия как одна из форм работы с детьми и их родителями в условиях школьного логопункта.

Совместные логопедические занятия детей с их родителями можно проводить как обучающие, а можно как обобщающие при выпуске из логопункта. Цель этих уроков – научить взрослых слышать своих детей, замеча...

Особенности педагогической работы с детьми, имеющими трудности в поведении и общении

В настоящее время растет число детей, имеющих те или иные трудности в обучении и развитии. Так, по сообщению ТАСС от 9 октября 2015, в России около 70% школьников имеют психические расстройства и...

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Альтернативная коммуникация считается формой языка, исключающей речь. Пользуясь ее методами, с детьми общаться легче. В частности, использование альтернативных средств коммуникации становится единстве...

Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, к...

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми имеющими интеллектуальные нарушения

Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у детей возрасте 5 – 6 лет и у более старших детей с интеллектуальными нарушениями преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в осно...