Дифференциация звуков Р и Л и букв Р и Л.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Иванова Елена Николаевна

Данный конспект поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы подготовиться к уроку в 1-2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differenciaciya___r-lotkr._urok.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1631

Дифференциация звуков    « Л и Р»

и букв Л и Р.

(конспект урока)

                            Составила:

                           учитель-логопед

                             Иванова Елена Николаевна

Москва, 2012г.

Цели:

1. Формировать умение дифференцировать звуки  «Р-Л», соотносить их с буквами Р и Л.

2. Развивать навыки чтения.

3. Пополнять словарный запас.

4. Развивать слуховое и речевое внимание.

5. Развивать фонематический анализ.

6. Развивать речеслуховую память.

7. Развивать логическое мышление.

8. Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

- 1 -

Ход урока.

1. Вводная часть. Организационный момент.

2. Основная часть.

1) Дыхательная гимнастика.

2) Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки6

Мы идём на физкультуру                         Пела песенку пила,

Развивать мускулатуру.                         Что берёзонька бела.

 Произнести чистоговорки  с разной интонацией :

- громко, тихо, быстро, медленно, грустно, весело,  тревожно, ласково, сердито.

3) Правила. Что мы делаем на уроке? Чему учимся?

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы сейчас опять :

Смотреть, слушать , размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

4) Послушайте слова, скажите какой согласный звук вы слышите в каждом слове.

 Рак, борода, корова, помидор.

Улыбка, стекло, колобок,  лопата.

- О каких звуках мы с вами сегодня будем говорить?

- Что вы можете сказать о звуке «Р», «Л»?

( или упражнение  4а)

- 2 -

) Послушайте внимательно стихотворение. И я вам задам после прослушивания несколько вопросов.

Радуга.

Солнце светит, дождь идёт,

В небе  радуга  цветёт.

Над  рекой  она взошла,

Радость  людям  принесла.

Речка  краше сразу стала,

Разным  цветом засияла.

- Как называется стихотворение?

- Что появляется на небе, когда одновременно идёт дождь и светит солнце?

- Где взошла радуга?

- Что она принесла людям?

- Какой звук я выделяла голосом?

- О каком звуке мы будем с вами говорить?

- Дайте характеристику звуку    «Р»  ( согласный, сонорный, звонкий)

-Чем согласные звуки отличаются от гласных?

- Назовите слова со звуком «Р»  (радуга, рекой, радость, принесла, речка, краше, сразу, разным).

- Назовите слова в которых звук «Р» мы слышим в начале слова (радуга, рекой, радость, речка, разным).

- Назовите слова в которых звук «Р» мы слышим в середине слова (принесла, краше, сразу).

- Назовите слова в которых звук «Р» твёрдый ( радуга, радость, краше, сразу, разным).

- Назовите слова в которых звук «Р» мягкий  (рекой, принесла, речка).

( Прочитать стихотворение, выделяя слова со звуком «Л» , провести аналогичную работу).

- Какой звук я выделяла голосом?

- О каком звуке мы с вами будем говорить?

- Дайте характеристику звуку «Л» ( согласный, сонорный, звонкий).

- Чем согласные звуки отличаются от гласных?

- Назовите слова со звуком «Л» (солнце, взошла, людям, принесла, стала, засияла).

-

5) Игра   «Эхо».

 Ра-ла-ла ,  ла-ра-ра, ра-ла-ра, ла-ра-ла ,  ра-ра-ла  .

-Что мы делали?

-3-

6) На карточках.  (№ 16)

Кто зимой холодной                                          Крашеное коромысло

 ходит злой, голодный?        ( волк)                 Над рекой повисло.   ( радуга )

  Отгадай загадку. Запиши отгадку . Выдели буквы Л и Р зелёным цветом.

7) Карточка №20.

  Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы Л и Р.

   Назовите непонятные слова.

   

Со . онка                  . е . ьсы

Ка . тина                . ека . ь

Ко . онка                 . аз . ив

Бу . очка                 ка . аме . ь

Напиши слова правильно.

- Что мы делали?

8) Письмо по памяти.

 Роет землю серый крот,

Разоряет огород.

Проверка.

- Что мы делали?

9). Карточка № 25.

    Внимательно прочитай слова. Найди ошибки.  Запиши слова правильно.

  Город                    лоярь

 Клупа                     карендарь

Яброко                   четверг

Талерка                  молковь

- 4 -

10) Письмо под диктовку.

Гриша принёс сливы. Дети любят фрукты.

11) Послушайте предложение. Найдите ошибку. Скажите грамотно. Запишите.

У ворот стоял пожилой старик.

Ковёр запылился пылью.

11)  Карточка № 27.

Устно.

Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Буквы «Р» подчеркните одной чертой, букву «Л» - двумя чертами.

солёные                                               клюква

Золотая                                                 совет

Крупная                                                рыбка

Протёртая                                             помидоры

Кислая                                                  фасоль

Красные                                                смородина

Полезный                                              пузырь

Большой                                                огурцы

12)  Карточка № 33.

Составь и  напиши предложения, используя данные слова.

Буквы «Л» и «Р» выделите зелёным цветом.

портит, деревьев, крот, корни

грома, раздались, раскаты, громкие

Рита, сказки, русские, любит

природы, русской, картины, прекрасны

3. Итог.

- Чем мы сегодня занимались?

- О чём говорили?

- Что учились делать?

- 5 –

Литература:

1.Л.П. Барылкина, И.П.Матраева, Л.П.Обухова

« Эти трудные согласные»  -  

  «5 за знания» , Москва, 2005г.

2.О.И.Лазаренко

«Диагностика и коррекция выразительности речи детей» -

 ТЦ»Сфера», Москва, 2009г. ( библиотека журнала «логопед»).

3. Л.Н.Ефименкова

   «Коррекция ошибок, обусловленных  несформированностью  

     фонематического слуха», выпуск 2, часть 3 (340 упражнений на CD)-

   «Национальный книжный центр», Москва, 2011г.

                      ( карточки 16, 20, 25, 27, 33 – дифференциация Л-Р )

4. Е.А.Алябьева

 « Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет» -

  библиотека логопеда,  ТЦ «Сфера», Москва, 2011г.

5.Автор-составитель Л.В.Зубарева

  «Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших

    школьников» -

    издательство «Учитель», Волгоград, 2010г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

Дифференциация звуков Ш и Ж и букв Ш и Ж.

Данный конспект поможет учителю-логопеду общеебразовательной школы подготовиться к уроку в 1-2 классе.Цели: развивать фонематический слух;  закреплять дифференциацию в слогах,словах, предложениях...

Дифференциация звуков С и С\' и буква С.

Дифференциация звуков С и  С\'в слогах и словах, обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Применение кинезиологических упражнений на физкультминутке....

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....

Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1.              Развитие фонематического восприятия;2....

«Дифференциация звуков [ж] и [ш] и букв «ж» и «ш». Семья».

Технологическая карта расчитана на детей, имеюих статус ОВЗ и ЛУО....

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса на тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Р\'], [Л]-[Л\']. Буквы Р, Л»

Конспект открытого логопедического занятияу учащихся 1 классана тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Р'], [Л]-[Л']. Буквы Р, Л»...