Дифференциация звуков С и С' и буква С.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Гузько Ольга Константиновна

 Дифференциация звуков С и  С'в слогах и словах, обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Применение кинезиологических упражнений на физкультминутке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков С –С’ и буква С.

Цель: учить детей различать звуки С – С’ изолированно, в слогах и словах и правильно обозначать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику,  глазодвигательные  мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать  навык звукобуквенного анализа и синтеза слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звуки С и С’; флажки синего и зелёного цветов; тетради и ручки;  видиозапись гимнастики для глаз Базаного, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед. Ребята, я вам покажу картинки, а вы постарайтесь запомнить в какой последовательности они были. (Логопед показывает картинки и прячет). А теперь назовите картинки в той же последовательности.

II. Знакомство с темой занятия.

Логопед: Рассмотрите картинки, назовите их (сыр, сито). Выделите начальные звуки в этих словах (ответы детей).

  1. Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки С и С’ на слух и в произношении, правильно обозначать их на письме.

III. Работа по теме занятия.

1.Уточнение артикуляции звуков С и С’. Дифференциация изолированных звуков С – С’.

Логопед: Ребята, давайте с вами сравним звуки С и С’ по артикуляции и звучанию, чем они похожи и отличаются. (Дети отвечают).

 Звук С – согласный, так как есть преграда – язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии желобка. Звук С – твёрдый, глухой.

Звук С’ –согласный, так как есть преграда – язык. Губы улыбаются Кончик языка внизу, упирается в передние зубы. Средняя часть языка приподнимается вперёд вверх.  Воздушная струя длительная, холодная, косо направлена вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук С’ – мягкий, глухой.

Сходство: оба звука согласные, глухие.

Различие: звук С – твёрдый, при его произнесении кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. а звук С’ – мягкий, при его произнесении средняя часть языка приподнимается вперёд, вверх.

2.Выделение  звуков из слов.

Логопед. Назовите первый звук в словах: сито, сок,  сон, сено, Сеня, села, сын, сыр, семь, восемь, синий, сытый,  сырой, сокол.

Образец: сито (С’)

                 соты (С )

Логопед. Назовите последний звук в словах: нос, весь, пёс, рысь, лось, парус, брось, ось, голос, уксус, гусь.

3.Произношение слогов отражённо.

Логопед. Повторите,  пожалуйста, за мной слоги:

са - ся

ся - са

аса - ася

со - сё

сё -со

асо - асё

су - сю

сю - су

асу -асю

сы - си

си - сы

асы –аси

Логопед. А сейчас мы с вами проведем игру «Наоборот», я буду называть слог с о звуком С, а вы назовите слог со звуком С’ и наоборот.

Образец:

са – ся

сё - со

со - сё

С  си - сы

Физкультминутка.

а). Расширение сенсомоторного материала.

 (Дети называют действия и показывают их с помощью жестов.)

Катились колеса,          

колеса, колеса.

  Катились колеса

 все влево, все косо

 Скатились колеса

 На луг под откос,                                            

И вот, что осталось

 от этих колес.

Руки согнуть в локтях, ладони вперед, совершать подталкивающие движения;

 

руки на поясе, вращательное  движение   туловищем;

то же в обратную сторону;

выпрямиться, развести руки в стороны.

б). Развитие мелкой моторики (с применением кинезиологических  упражнений). 

  1.  “Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
  2. “Кулак – ребро – ладонь”. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
  3. “Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

в). Глазодвигательные упражнения (с применением гимнастики для глаз Базанова).

4.Выделение звуков из слов.

а). Игра «Будь внимательней».

Логопед. Сейчас я назову слова, а вы поднимите синий флажок, если услышите твёрдый звук С,  зелёный – если мягкий звук С’.

Слова: сани, Сима, сирень, сало, салат, синий, письмо, Сеня, роса, гуси, поясок, семена.

б). Игра «Соберём слова».

Логопед. Сейчас один из вас будет поднимать какой – либо из флажков: если он поднимет синий  - вы называете слово на С, если зелёный – слово на С’.

в). Определение места звука в слове с опорой на цифровой ряд.

Логопед. Я буду показывать картинки по очереди, а вы будете их называть и определять какой звук С или С’, и на каком месте в слове он стоит: вначале, в середине или в конце. (Логопед показывает картинки, дети определяют место звука в слове).

5.Работа с деформированным словом.

Логопед. Перед вами слова с недостающими слогами, ваша задача закончить их и записать в тетрадь.

Слог СА: __поги, ли__, __хар, колба__.

Слог СО: коле__, про__, мя__, __бака.

Слог СУ: по__да, ри__нок,

Слог СЫ: бу__, ча__, воло__, поло__.

IV.Итог занятия.

Логопед. Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Давайте повторим, о чём же мы говорили.

-Какие звуки мы с вами сегодня сравнивали на занятии?

 -Чем они отличаются?

-Чем они похожи?

- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдого звука С?

-Какие гласные нам нужны для обозначения мягкого звука С’?

- Как ещё мы можем обозначить мягкость согласного на письме.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков ч-ц и букв Ч, ч - Ц, ц.

Цели: Образовательные:умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;формирование навыков ра...

Дифференциация звуков ч-ц и букв Ч, ч - Ц, ц.

Цели: Образовательные:умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;формирование навыков ра...

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [ц]-[с] и букв с-ц".

Логопедическое занятие в 1 классе для учащихся с ЗПР, имеющих несформированность всех компонентов речи.Цель: учить различать звуки [ц]-[с] в словах.Задачи:·        О...

Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»

Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»....

Дифференциация звуков [ч - с\'] и букв Ч -С

Данный конспект урока  предлагается для  учителей-логопедов, работающих в общеобразовательной школе. Тема урока: "Дифференциация звуков [ч - с\'] и букв Ч -С".Задачи урока:1....

Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии, во втором классе по теме:Дифференциация звуков [C] - [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях....