Приложение к проекту "Фонематическое восприятие...." Конспекты- часть2
план-конспект урока логопедии (1 класс) по теме

Конспекты логопедических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx973.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.

  1. Цели:уточнение артикуляции звуков Ш-Ж, дифференциация [ш]- [ж] в слогах, словах, предложениях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный  анализаторы;
  1. развитие фонематического восприятия;
  2. развитие  навыков фонематического анализа и синтеза;
  3. развитие артикуляционной и мелкой моторики;
  4. соотнесение графемы и фонемы;
  5. развитие логического мышления;
  6. закрепление пространственных ориентировок;
  7. упражнение в навыке подбора антонимов.

Оборудование: индивидуальные зеркала, демонстрационные таблицы, образцы прописных букв, артикуляционные профили, карточки со словами, таблицы с характеристиками звуков, тетради, ручки, предметные картинки в названии которых звуки Ш, Ж, таблицы с буквами на каждого ученика.Ход занятия.

  1. Орг. момент. Прослушивание аудиозаписи – жужжание жуков, пчёл, шипение змеи.

Дети отгадывают тему занятия (звуки, над которыми намечена работа).

  1. Уточнение артикуляции, работа с артикуляционными профилями, схемами.

Ш

Ж

ГУБЫ

ЯЗЫК

ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ

ГОЛОС

           

           

  1. Биоэнергопластика. «Парус» Кисти рук, пальцы сомкнуты, ладонями вверх. Руки повторяют положение языка.

«Чашечка». Кисти рук принимают форму чашечки.

  1. Игра «Жужжалки» и «Шумелки».

Если услышим звук  ж – жужжим, как жук, а если услышим звук ш –    шумим, как ветер.

    Звуки: ш, р, ж, ш, к, ч, ж, ш. Слоги: жа, ша, жлу, ушл.

  1. Графический диктант. Если услышите звук Ш в слове, записываете букву Ш в тетрадь, аналогично со звуком Ж.

Слова: шланг, шлагбаум,    пирожное, дирижабль, штукатур, жимолость, можжевельник, шуршать, шелест,    путешествие.

  1. Разминка для глаз «Жук» с движениями (дети кружатся, двигаются по классу соответственно тексту)

    В группу к нам уже влетел

    Закружился и запел: «ж-ж-ж»

    Жук.

    Вот он вправо полетел

    Каждый вправо посмотрел.

    Вот он влево полетел,

    Каждый влево посмотрел.

    Жук на нос хочет сесть

    Жук наш приземлился

    Зажужжал и закружился «ж-ж-ж».

  1. Игра «Четвёртый лишний». Вставьте пропущенные буквы Ш или Ж в слова, назовите «лишнее» слово.

-уба,  ви-ня,  -ук,  кало-а.

Гру-и,  лы-и,  -урнал,  -ирный.

Записать в тетрадь, подчеркнуть буквы разными способами.

  1. Речевая ритмика.

                                                                                          [ш]

Исходное положение: руки пе ред грудью, локти опущены, ла дони от себя, пальцы вверх, на пряжены, сдвинуты в сторону.Произнося звук [ш], выполнить волнообразное движение телом, в конце которого делается акцент более резким движением или прыжком. Это движение можно выполнять стоя, с силой нажимая на ладони стоящего напротив.

                                                                                                         [ж]

Исходное положение: руки пе ред грудью, локти опущены, кис ти рук сжаты в кулаки, чуть сдви нуты в одну из сторон.Произнося звук [ж], выполнить волнообразное движение телом, в конце которого делается акцент более резким движением и прыж ком, а сжатые кулаки упираются в подбородок.

  1. «Составь предложение». Детям  раздаются таблицы со словами:

Алёша

большого

нашёл

жука

  Выйти к доске и встать в таком порядке, чтобы получилось предложение. Рассказать кто сосед слева, справа, кто между кем стоит.

Предложение выставляется на доске, списать в тетрадь, подчеркнуть буквы Ш, Ж.

  1. Массаж рук с помощью грецких орехов.
  2. Работа с чистоговорками. «Доскажи словечко»

Ша-жа – очень каша   …(хороша)

Жи-ши – тут гуляют (малыши)

Шу-жу – я на улицу гля (жу)

Жу-шу – я флажком ма (шу)

  1. Подбор слов – антонимов. (Карточки)

ШИРЕ, НИЖЕ, ДАЛЬШЕ, ДУШНЫЙ, ВРАЖДА

уже, выше, ближе, свежий, дружба. Распределить слова по нужным кармашкам.

       ш

  ж

  1. Итог занятия.

Тема занятия: Дифференциация [Б]-[П] [П’]  [Б ’].

Цели:

  1. Развитие фонематического восприятия;
  2. Развитие слуховой памяти;
  3. Развитие общей и мелкой моторики;
  4. Развитие зрительного восприятия и буквенного гнозиса;
  5. Развитие навыка звукового анализа и синтеза;
  6. Формирование причинно-следственных связей;
  7. Упражнять в словообразовании, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Оборудование: предметные картинки (букварь, радуга, картина, нос), таблицы для развития буквенного гнозиса, тетради,  ручки, цветные карандаши,  карточки,

Ход занятия

1. Оргмомент. Знакомство с героем занятия.

Логопед: Отгадайте имя веселого человечка, который спешит к нам на занятие. Помогут вам цифры, записанные под картинками. Они вам укажут, какие буквы нужно взять. (Картинки висят на доске, выкладываем  под ними магнитные буквы)

                            

1,2                                      1,2                                         3,4                               1,2

 (Герой занятия – Буратино.) Первый звук в его имени и первый звук в названии сказочного героя (Папа Карло), который его создал, подскажут вам тему нашего занятия  звуки П-Б, буквы П-Б. Он сможет получить золотой ключик от коморки Папы Карло, если мы поможем выполнить все задания Карабаса Барабаса.

2.Биоэнергоэнергопластика.

1.«Птенчики» - рот закрыт, 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

2. “Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

3.Работа с артикуляционными профилями. Характеристика звуков, соотнесение звука и буквы. Прописывание букв в воздухе.

4.Упражнение на развитие буквенного гнозиса.

         

Найди и обведи букву П.                                                                    Найди и обведи букву Б.

5.Составь и запиши слоги, соединив первые и последние звуки слов в разные строчки: в 1-ю  с буквой П, во 2-ю с буквой П.

Пижама, баржа, большинство, пожалуйста, больше, бужу, побегу, подле, подхалимы, познакомился, полати (словарная работа).

 Найти и подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие звуки [П’] и [Б ’]одной и двумя зелёными чёрточками.

6.Речевая ритмика.

                                                                         [п]

Произнося слог «па», резко опустить руку со сжатым кулаком вниз; попеременно резко опуская руки со сжатыми кулаками вниз, произносить «папапа».

                                                                                          [б]

Исходное положение: руки со гнуты в локтях. Произнося «бабаба», расслаб ленно встряхивать кистями рук, одновременно медленно наклоня ясь вперед .Исходное положение: руки подняты над головой, округло со единены.Произнося слог «ба», резко, но расслабленно опустить руки вниз с одновременным наклоном туло вища.

7. Упражнение «Исправь предложения» Записать предложение графически (местонахождение звуков П,Б (начало, середина, конец слова).

1. Паутина плетёт паука.  Паук плетёт паутину. (П_ _     П_ _   П _ _)

 2. Ботинки купили брата.

 3. Под лампой потолок.

 4. На почках появилась береза

 5. Блины испекли бабушку

7. Зрительная гимнастика. «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

8. Вспомнить слова, обозначающие одушевлённые предметы, отвечающие на вопрос (КТО?) из предыдущего задания, записать в тетрадь.

Паук, брат, бабушка. Назвать ласково (паучёк, паучишка, братик, братишка, бабуличка)

Физ. минутка.  «Буратино»

9.Расшифровать предложение, записать в тетрадь.

=о серому  не–у   =лывут  =ольшие  тучи.

Подчеркнуть буквы Б,П. Найти и подчеркнуть знакомые орфограммы.

10.Итог занятия. Все задания выполнили, хорошо работали, волшебный сундучок открылся, Буратино нашёл ключик                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон. 2 класс. Урок №18, часть2. Тема: "Закрепление пройденного"

Предлагаются задания, доводящие до уровня автоматизированного навыка умение решать задачи ("блиц", "ловушки", геометрические задачи) и примеры основных видов.Структура урока: разминка, устный счёт, ре...

Раскраски с примерами 2 класс часть2.

Раскраски с примерами 2 класс часть2....

Словарные слова. 2 класс. все УМК (часть2)

Словарные слова одна из самых трудных тем русского языка в начальной школе. Поэтому я постаралась сделать её для детей блее интересной, задействовав все виды памяти (зрительную, слуховую,...) В презен...

Тула веками оружие ковала...Часть2

Презентация рассказывает об истории оружейного производства в Туле....

Презентация по русскому языку "Имя существительное" часть2

Презентация для 2 класса по русскому языку Имя существительное, урок №2...

Презентация "Умники и умницы. По дорогам сказок." часть2

Презентация может быть использована учителями начальных классов на уроках чтения. Материал составлен в виде игры - конкурса....