Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи « Путешествие в зимний лес» Лексическая тема: "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)
    план-конспект по логопедии на тему

    Багайскова Марина Александровна

    •    расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
    •    развитие мышления детей на материале описательных загадок;
    •    автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей;
    •    развитие связной речи детей;
    •    развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;
    •    развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
    •    воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
    •    воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                           

                                   

    Тема: « Путешествие в зимний лес»

    Конспект занятия  по развитию речи

                                                Лексическая тема:

    "Зимующие птицы"

    для детей с ОНР (подготовительная группа)

     Цели:

    1. расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
    2. развитие мышления детей на материале описательных загадок;
    3. автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей;
    4. развитие связной речи детей;
    5. развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;
    6. развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
    7. воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
    8. воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам.

    Оборудование и материалы:

    1. презентация;
    2. картинки ( раскраски)с изображением зимующих птиц;
    3. цветные  карандаши на каждого ребенка.

    Лексический материал: воробей, синица, снегирь, поползень, свиристель, кормушка, корм, и т.д.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.
    2. Собрались все дети в круг:
      Я - твой друг и ты - мой друг.
      Крепко за руки возьмёмся,
      И друг другу  улыбнёмся.
      Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?

    Здравствуйте,  мой друзья, всех вас рада видеть я.

    - Какое  наступило  время года?

     Дети .  Зима.

    -  Какие приметы зимы вы заметили ?

          .

    Сегодня у нас не обычное занятие мы отправляемся с вами в зимний лес.

    Появляется СЛАЙД №1   зимнего леса.

    - Тихо в зимним лесу  утром.

    Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всем лесу.

    1. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

    Л. Очень холодно в зимнем  лесу.

     Мы замерзли с вами?- Да-да-да.
    Мы стучим зубами?- Да-да-да.
    Мы хлопаем руками? - Да-да-да.

    Мы топаем ногами?- Да-да-да.

    СЛАЙД №2

    2.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

     - Сдуйте  снежинки с рук направленной, холодной струей, а теперь подышим на руки теплой струей.

    3. САМОМАССАЖ.

     -Потрите  руки,  щеки,  разогрейте нос, уши.

      Л. - Согрелись?

    - Занимайте свои места за столоми.

    II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    Слайд №3,4+ пения птиц.

    - Скажите, чьи голоса вы услышали?

    - Почему в зимнем лесу раздается пение птиц?

    - Какие птицы живут зимой в лесу?

     Д. Зимующие.

    - Правильно ребята , сегодня мы   познакомимся с зимующими птицами.

    - Вы  узнаете, какие птицы, прилетают с наступлением зимы к нам?

    - Как помочь птицам зимой.

    - Чем кормить птиц?

     

     - Ребята скажите, пожалуйста, а зачем птицы летят зимой к человеку?

    Д.-

    - Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться.

    -  Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц.

    -  Давайте и мы повесим кормушку, а какие птицы прилетят,  к нашей  кормушке вы  догадаетесь сами.

    4. Согласование существительных прилагательными.

    СЛАЙД№ 5

    Белые щечки -
    Синяя птичка,
    Остренький клювик -
    Собой невеличка.
    Желтая грудка -
    Это …
    (Синичка).

    Л. Какие слова помогли догадаться, что это синичка?

    Д. –

    СЛАЙД № 6+

    - Дети вы слышали, как поет синица, послушаем?

    Л. Ребята, перед вами  лежат картинки, переверните их, найдите  синичку. Раскрасьте хвост  синичке. Каким  цветам раскрасим его?

    Найдите  черный карандаш.

    - Посмотрите, синичка уже расположилась в нашей кормушке.

    СЛАЙД № 8

    - Чей голос вы услышали?

    Д. Воробья.

     СЛАЙД № 9

    - Ребята посмотрите и скажите, какой он?

    Д. –

    - Найдите на картинке воробья, каким цветам его раскрасите? Найдите коричневый карандаш раскрасьте его .

    - Молодцы ребята, вы очень красиво раскрасили воробья.

    -Посмотрите,  воробей  прилетел к нашей кормушке.

    СЛАЙД № 10

    - Слушайте следующую загадку.

     СЛАЙД № 11

    По дереву — вниз головой! —
    Бежит в одежде голубой…

    Д. Поползень.

    - Правильно ребята – это поползень.

    - Как вы думаете, почему эту птицу так назвали?

    Д.-

    -  Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.

     - Найдите на картинках поползня, каким цветам его раскрасите? Найдите  голубой карандаш раскрасьте ее.

    СЛАЙД № 12

    - Смотрите,  ребята и поползень прилетел к кормушке.

    1.  Физминутка.
    1. Игра "Птички"

    Птички прыгают, летают.
    Птички прыгают, поют.
    Чик-чирик, чик-чирик
    Птички крошки собирают,
    Зернышки клюют
    Перышки почистили,
    Перышки почистили,
    Клювики почистили,
    Клювики почистили.
    Дальше полетели
    И на место сели.

    - Присаживайтесь, слушайте следующую загадку.

    1. Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
    2. Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам
    3. Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой
    4. Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
    5. Повороты головы вправо – влево
    6. Имитируют руками взмахи крыльев
    7. Дети садятся на стульчики.

    СЛАЙД № 14+

    Чернокрылый, красногрудый,
    Не боится он простуды —
    С первым снегом
    Тут как тут!

    Д. – Снегирь.

    - Какие слова помогли догадаться, что это снегирь?

    Д. –

    СЛАЙД № 15+

    - Послушайте, как поет снегирь.

      - Найдите на картинке  снегиря, раскрасьте ему грудку, каким цветам ее раскрасите? Найдите  красный карандаш, раскрасьте ее.

    СЛАЙД № 16

    И снегирь к нам прилетел.

    СЛАЙД № 17

    Выгоняют холода
    Птиц из леса в города.
    На рябину налетели
    Дружной стаей …

    Д. Свиристели.

    СЛАЙД № 18 +

    - Ребята давайте послушаем, как поет свиристель?

    - Найдите на картинке  свиристель, раскрасьте ему кончик хвостика, каким цветам ее раскрасите? Найдите желтым карандаш, раскрасьте его.

    СЛАЙД № 19

    И свиристель прилетела в нашу кормушку.

    - Повтори, пожалуйста какая птица прилетела в кормушку

    СЛАЙД № 20

    - Ребята как вы думаете,  какие из этих птиц живут у нас круглый год?

    А какие – прилетают на зиму?

    СЛАЙД № 21+++++

     Поползень зимует  у нас.

    Снегирь прилетает к нам.

    Синичка зимует у нас.

    Свиристель прилетает к нам.

    Воробей зимует  у нас.

    - Молодцы. Вы справились и с этим сложным заданием.

    -  Ребята, а вы хотите узнать, что любят кушать зимующие птицы?

    СЛАЙД № 22

    - Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни .

    СЛАЙД № 23

    -Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным.  Овёс охотно съедят синицы, воробьи.

    СЛАЙД № 24

     - Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.

    СЛАЙД № 25

    А что нельзя класть в кормушку ?

    СЛАЙД №26. 27.

    СЛАЙД №28

    - Кто мне скажет,  названия  птиц, которые прилетели в нашу кормушку.

    Д. –

    - Посмотрите на свои картинки, какая птица осталась не раскрашенной?

    - А почему она оказалась не раскрашенной?

    Итог занятия

    - Ребята подойдите, пожалуйста ко мне.

    - Вам понравилась наше путешествие?

    - Какое задание  вам показалась самым сложным, а какое больше всего понравилось, что нового вы сегодня узнали о зимующих птицах?

    - Вы порадовали меня своими ответами. Каждый  чем-то отличился;

    вы много знаете о  зимующих птицах; интересными были ответы на вопросы;

    умеете слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

    До свидания, ребята.



    Предварительный просмотр:

          Самоанализ логопедического занятия.

                Учителя – логопеда    Багайсковой М.А.

       

    Данное  логопедическое  занятие  проводилось  с  подгруппой  детей  в   количестве пяти  человек,  подготовительной  к школе группе.

    ТЕМА: « Путешествие в зимний  лес ».

    Лексическая тема: « Зимующие птицы».

    Цели:

    1.     расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
    2. развитие мышления детей на материале описательных загадок;
    3. автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей;
    4. развитие связной речи детей;
    5. развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;
    6. развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
    7. воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
    8. воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам.

    Для достижения целей  учитывала дидактический принцип – от  простого  к сложному;  использовала  методы  обучения:

    словесный, наглядный, практический, проблемно – поисковый;

    методы  стимулирования  и мотивации  обучающей  деятельности –

    занимательные упражнения, поощрения, создания ситуации успеха.

    В качестве  активизации познавательных интересов  использовала  метод наглядного  моделирования  с  применением  компьютерных  технологий.

       Для  исключения  перегрузки  и  снятия эмоционального  напряжения включила  в занятие  элементы  релаксации, речь детей  с движениями, , физминутку.

     При планировании  занятия учитывала  возрастные  и психофизические особенности   развития  детей с нарушениями речи.

    Я  считаю, что выбранная мною структура  занятия  была  рациональна  для решения поставленных целей.   На  всех  этапах  занятия  старалась осуществлять  контроль  знаний  воспитанников (устные ответы, самостоятельная  практическая  деятельность).  В течение занятия  стремилась создавать и поддерживать   доброжелательную  атмосферу  и уверенность  каждого  ребенка  в  собственные  силы.  

         Итог  занятия подведен, поставленные цели  достигнуты  и  соответствуют содержанию занятия.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в зимнюю сказку».

    Занятие разработано в форме «игры – путешествия». Дети вместе с педагогом, выполняя задания, освобождают Снегурочку из ледяной пещеры. В процессе занятия закрепляются знания о зиме, активизир...

    Конспект по развитию речи в 6 «Б» классе по теме: «Зимующие птицы: синица, воробей, сорока, снегирь »

    Конспект по развитию речи в 6 «Б» классе по теме:«Зимующие птицы: синица, воробей, сорока, снегирь »Конспект был написан для класса со сложной структурой дефекта...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое разв

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация).  На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной  гру...

    Конспект коррекционного занятия "Зима" для детей с ОНР (подготовительная к школе группа)

    Конспект коррекционного занятия "Зима" для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной школе группе...

    Конспект фронтальной ОД в подготовительной группе по лексической теме «Зимующие птицы» с детьми, страдающими общим недоразвитием III уровня

    По коррекционной программе для детей с общим недоразвитием речи III уровня много лексических тем о природе. Я провожу такие занятия по два раза в неделю с каждой подгруппой детей в старшей и под...

    Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефекта На тему: «Прогулка по-зимнему лесу»

    Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефектаНа тему: «Прогулка по-зимнему лесу»...