Конспект занятия по развитию речи « Путешествие в зимний лес» Лексическая тема: "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)
план-конспект по логопедии на тему

Багайскова Марина Александровна

•    расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
•    развитие мышления детей на материале описательных загадок;
•    автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей;
•    развитие связной речи детей;
•    развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;
•    развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
•    воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
•    воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

                               

Тема: « Путешествие в зимний лес»

Конспект занятия  по развитию речи

                                            Лексическая тема:

"Зимующие птицы"

для детей с ОНР (подготовительная группа)

 Цели:

  1. расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
  2. развитие мышления детей на материале описательных загадок;
  3. автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей;
  4. развитие связной речи детей;
  5. развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;
  6. развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
  7. воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
  8. воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам.

Оборудование и материалы:

  1. презентация;
  2. картинки ( раскраски)с изображением зимующих птиц;
  3. цветные  карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, синица, снегирь, поползень, свиристель, кормушка, корм, и т.д.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Собрались все дети в круг:
    Я - твой друг и ты - мой друг.
    Крепко за руки возьмёмся,
    И друг другу  улыбнёмся.
    Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?

Здравствуйте,  мой друзья, всех вас рада видеть я.

- Какое  наступило  время года?

 Дети .  Зима.

-  Какие приметы зимы вы заметили ?

      .

Сегодня у нас не обычное занятие мы отправляемся с вами в зимний лес.

Появляется СЛАЙД №1   зимнего леса.

- Тихо в зимним лесу  утром.

Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всем лесу.

1. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Л. Очень холодно в зимнем  лесу.

 Мы замерзли с вами?- Да-да-да.
Мы стучим зубами?- Да-да-да.
Мы хлопаем руками? - Да-да-да.

Мы топаем ногами?- Да-да-да.

СЛАЙД №2

2.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

 - Сдуйте  снежинки с рук направленной, холодной струей, а теперь подышим на руки теплой струей.

3. САМОМАССАЖ.

 -Потрите  руки,  щеки,  разогрейте нос, уши.

  Л. - Согрелись?

- Занимайте свои места за столоми.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Слайд №3,4+ пения птиц.

- Скажите, чьи голоса вы услышали?

- Почему в зимнем лесу раздается пение птиц?

- Какие птицы живут зимой в лесу?

 Д. Зимующие.

- Правильно ребята , сегодня мы   познакомимся с зимующими птицами.

- Вы  узнаете, какие птицы, прилетают с наступлением зимы к нам?

- Как помочь птицам зимой.

- Чем кормить птиц?

 

 - Ребята скажите, пожалуйста, а зачем птицы летят зимой к человеку?

Д.-

- Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться.

-  Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц.

-  Давайте и мы повесим кормушку, а какие птицы прилетят,  к нашей  кормушке вы  догадаетесь сами.

4. Согласование существительных прилагательными.

СЛАЙД№ 5

Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …
(Синичка).

Л. Какие слова помогли догадаться, что это синичка?

Д. –

СЛАЙД № 6+

- Дети вы слышали, как поет синица, послушаем?

Л. Ребята, перед вами  лежат картинки, переверните их, найдите  синичку. Раскрасьте хвост  синичке. Каким  цветам раскрасим его?

Найдите  черный карандаш.

- Посмотрите, синичка уже расположилась в нашей кормушке.

СЛАЙД № 8

- Чей голос вы услышали?

Д. Воробья.

 СЛАЙД № 9

- Ребята посмотрите и скажите, какой он?

Д. –

- Найдите на картинке воробья, каким цветам его раскрасите? Найдите коричневый карандаш раскрасьте его .

- Молодцы ребята, вы очень красиво раскрасили воробья.

-Посмотрите,  воробей  прилетел к нашей кормушке.

СЛАЙД № 10

- Слушайте следующую загадку.

 СЛАЙД № 11

По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой…

Д. Поползень.

- Правильно ребята – это поползень.

- Как вы думаете, почему эту птицу так назвали?

Д.-

-  Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.

 - Найдите на картинках поползня, каким цветам его раскрасите? Найдите  голубой карандаш раскрасьте ее.

СЛАЙД № 12

- Смотрите,  ребята и поползень прилетел к кормушке.

  1.  Физминутка.
  1. Игра "Птички"

Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на место сели.

- Присаживайтесь, слушайте следующую загадку.

  1. Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
  2. Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам
  3. Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой
  4. Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
  5. Повороты головы вправо – влево
  6. Имитируют руками взмахи крыльев
  7. Дети садятся на стульчики.

СЛАЙД № 14+

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!

Д. – Снегирь.

- Какие слова помогли догадаться, что это снегирь?

Д. –

СЛАЙД № 15+

- Послушайте, как поет снегирь.

  - Найдите на картинке  снегиря, раскрасьте ему грудку, каким цветам ее раскрасите? Найдите  красный карандаш, раскрасьте ее.

СЛАЙД № 16

И снегирь к нам прилетел.

СЛАЙД № 17

Выгоняют холода
Птиц из леса в города.
На рябину налетели
Дружной стаей …

Д. Свиристели.

СЛАЙД № 18 +

- Ребята давайте послушаем, как поет свиристель?

- Найдите на картинке  свиристель, раскрасьте ему кончик хвостика, каким цветам ее раскрасите? Найдите желтым карандаш, раскрасьте его.

СЛАЙД № 19

И свиристель прилетела в нашу кормушку.

- Повтори, пожалуйста какая птица прилетела в кормушку

СЛАЙД № 20

- Ребята как вы думаете,  какие из этих птиц живут у нас круглый год?

А какие – прилетают на зиму?

СЛАЙД № 21+++++

 Поползень зимует  у нас.

Снегирь прилетает к нам.

Синичка зимует у нас.

Свиристель прилетает к нам.

Воробей зимует  у нас.

- Молодцы. Вы справились и с этим сложным заданием.

-  Ребята, а вы хотите узнать, что любят кушать зимующие птицы?

СЛАЙД № 22

- Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни .

СЛАЙД № 23

-Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным.  Овёс охотно съедят синицы, воробьи.

СЛАЙД № 24

 - Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.

СЛАЙД № 25

А что нельзя класть в кормушку ?

СЛАЙД №26. 27.

СЛАЙД №28

- Кто мне скажет,  названия  птиц, которые прилетели в нашу кормушку.

Д. –

- Посмотрите на свои картинки, какая птица осталась не раскрашенной?

- А почему она оказалась не раскрашенной?

Итог занятия

- Ребята подойдите, пожалуйста ко мне.

- Вам понравилась наше путешествие?

- Какое задание  вам показалась самым сложным, а какое больше всего понравилось, что нового вы сегодня узнали о зимующих птицах?

- Вы порадовали меня своими ответами. Каждый  чем-то отличился;

вы много знаете о  зимующих птицах; интересными были ответы на вопросы;

умеете слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

До свидания, ребята.



Предварительный просмотр:

      Самоанализ логопедического занятия.

            Учителя – логопеда    Багайсковой М.А.

   

Данное  логопедическое  занятие  проводилось  с  подгруппой  детей  в   количестве пяти  человек,  подготовительной  к школе группе.

ТЕМА: « Путешествие в зимний  лес ».

Лексическая тема: « Зимующие птицы».

Цели:

  1.     расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
  2. развитие мышления детей на материале описательных загадок;
  3. автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей;
  4. развитие связной речи детей;
  5. развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;
  6. развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
  7. воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
  8. воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам.

Для достижения целей  учитывала дидактический принцип – от  простого  к сложному;  использовала  методы  обучения:

словесный, наглядный, практический, проблемно – поисковый;

методы  стимулирования  и мотивации  обучающей  деятельности –

занимательные упражнения, поощрения, создания ситуации успеха.

В качестве  активизации познавательных интересов  использовала  метод наглядного  моделирования  с  применением  компьютерных  технологий.

   Для  исключения  перегрузки  и  снятия эмоционального  напряжения включила  в занятие  элементы  релаксации, речь детей  с движениями, , физминутку.

 При планировании  занятия учитывала  возрастные  и психофизические особенности   развития  детей с нарушениями речи.

Я  считаю, что выбранная мною структура  занятия  была  рациональна  для решения поставленных целей.   На  всех  этапах  занятия  старалась осуществлять  контроль  знаний  воспитанников (устные ответы, самостоятельная  практическая  деятельность).  В течение занятия  стремилась создавать и поддерживать   доброжелательную  атмосферу  и уверенность  каждого  ребенка  в  собственные  силы.  

     Итог  занятия подведен, поставленные цели  достигнуты  и  соответствуют содержанию занятия.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в зимнюю сказку».

Занятие разработано в форме «игры – путешествия». Дети вместе с педагогом, выполняя задания, освобождают Снегурочку из ледяной пещеры. В процессе занятия закрепляются знания о зиме, активизир...

Конспект по развитию речи в 6 «Б» классе по теме: «Зимующие птицы: синица, воробей, сорока, снегирь »

Конспект по развитию речи в 6 «Б» классе по теме:«Зимующие птицы: синица, воробей, сорока, снегирь »Конспект был написан для класса со сложной структурой дефекта...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое разв

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация).  На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной  гру...

Конспект урока развития речи "Путешествие по городу Здоровейску".

Материал предназначен для уроков развития речи в начальных классах коррекционной школы....

Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме: Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме "Зимний пейзаж". Звук [И].

Конспект  коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме:Развитие речи и речемыслитель...

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Одежда». Уточнение артикуляции звуков [К] и [К’]. Буква К.

закреплять обобщающее понятие «одежда», уточнять представления об  одежде, учить различать ее по сезонам.- активизировать словарь;-  уточнить и закрепить произношение звука [к];-...