Развитие адекватной самооценки.
статья по логопедии (1 класс) по теме

 

. Ребенок оценивает окружающих, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя самого, потому, сравнивая себя с другими, он осознает свои особенности, свою уникальность, понимает, что и он – личность, что и у него есть ценные качества, которые следует любить и развивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_adekvatnoy_samoocenki.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие адекватной самооценки.

К сожалению, не всегда  ребенку  легко наладить общение со сверстниками и взрослыми, и задача не только родителей , но и педагогов- помочь малышу разобраться в сложном мире взаимоотношений. Способность общаться - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми- сверстниками и взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль в формировании личности ребенка и их ненормальность зачастую является показателем каких-либо отклонений психического развития.

Ребенок , который мало общается со сверстниками, не принимается ими в свои игры или сам  не желает играть из-за неумения организовать общение, чувствует себя неуверенным, уязвленным, отвергнутым. Это может привести к формированию низкой самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Все это отрицательно сказывается на адаптации ребенка в школе. Поэтому задача взрослого- помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не тормозил развитие личности.  

Предлагаю игры, которые  строятся на материале, близком и понятном ребенку. Игры дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой личностный потенциал, который позволит лучше понять себя и другого. Пережить радость открытия своего «Я» в лучшем его проявлении. Ребенок оценивает окружающих, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя самого, потому, сравнивая себя с другими, он осознает свои особенности, свою уникальность, понимает, что и он – личность, что и у него есть ценные качества, которые следует любить и развивать.

Упражнение 1.Игра «Молчок»

Эта игра помогает корректировать поведение. Прочтите детям стихотворение А,Бродского «Новичок».

                   В детский сад пришел Молчок-

                   Очень робкий новичок.

                   Он сначала был несмел,

                   С нами песенок не пел.

                   А потом, глядим, привык:

                   Словно зайка – скок да  прыг.

                   До чего же осмелел –

                   Даже песенку запел.

Обсудите с детьми данное стихотворение. Далее выберите на роль Молчка ребенка, который сначала робко сидит на стуле, затем согласно тексту, преображается: смело вскакивает со стула, а потом поет какую-нибудь знакомую всем песенку.

Упражнение 2. «Скучно, скучно так сидеть»

Игра развивает раскованность, тренирует самоорганизацию. Для её проведения вдоль противоположных стен ставятся  стулья. Возле одной стены – по количеству детей , а возле другой – на  один стул меньше. Дети садятся на стулья. Ведущий читает вслух следующие стишки:

                                        Скучно, скучно так сидеть.

                                        Друг на друга все глядит;

                                        Не пора ли пробежаться

                                        И местами поменяться.

Как только заканчивается чтение, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Кто остался без места – проиграл. При продолжении игры каждый раз убирается по одному стулу.

Упражнение 3. « Иголка и нитка»

Игра развивает произвольность, коммуникативные и   организаторские способности.

Дети выбирают ведущего – он будет « иголкой», а остальные дети получают роль « нитки». «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей друг за другом) – за ней. Хорошо, если роль « иголки» достается застенчивому, зажатому, замкнутому ребенку.

 

Упражнение 4. « Морозко»

Игра поможет ребенку почувствовать себя лидером, что в случае успеха может положительно повлиять на его самооценку.

Водящему завязывают глаза. Он  «Морозко» и его задача – « заморозить» остальных детей, т.е. поймать и угадать, кто это. После того как водящему завязали глаза. По команде все остальные дети разбегаются, а «Морозко» ходит по комнате и ловит их.

Упражнение 5. « Волшебное зеркало»

Эта игра будет полезна для детей, неуверенных в себе, поможет ребенку почувствовать себя более раскованно, свободно, увидеть себя со стороны, « раскрыться2. В эту игру можно играть с одним ребенком и в группе. Выбирается « зеркало» - это может быть кто – либо из детей или взрослый. Ребенок смотрится в « зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику.

Упражнение 6. « Угадай кто?»

Игра помогает детям увидеть себя глазами других. Из группы детей выбирается один ребенок, который выходит за дверь. В это  время дети договариваются, кого они выберут для загадки. Возвратившись в комнату ребенок, который был за дверью, задаёт вопросы всем играющим о том, каким зверем, деревом, птицей мог быть тот, кого они загадали, какое имя

ему можно дать ( резвый козлик, черепаха и т.д.). Цель ребенка – узнать, кого загадали.

В итоге игр ребенок начинает жить в ладу с окружающими людьми и , что немаловажно, с самим собою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....

Дипломная работа "Формирование адекватной самооценки у школьников СКОУ VIII вида

Дипломная работа на тему"Формирование адекватной самооценки у школьников СКОУ VIII вида"...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Мастер-класс проводится в форме моделирования урока "Окружающий мир (1 класс). Тема урока "Поговорим одружбе". Цель урока - учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса- со...

Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка

курсовая работа на соискание высшей категории "Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка" (в рамках системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)  с презентацией....

Приемы формирования адекватной самооценки учащихся

Из опыта работы Исаевой Г.Н. Приемы формирования адекватной самооценки учащихся.       С самых первых дней мы пользуемся «Волшебной линейкой» (курс Г.Цукерман ...

Приемы развития адекватной самооценки у обучающихся младших классов на уроках литературного чтения

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, хара...

Формирование адекватной самооценки у детей с задержанным психическим развитием в начальной школе

Статья посвящена феномену самооценки, ее особенностям и развитию у младших школьников с ЗПР. В данной статье представлены результаты исследовательской работы по теме «Формирования адекватной сам...