Формирование адекватной самооценки у детей с задержанным психическим развитием в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Юлия Викторовна Логачева

Статья посвящена феномену самооценки, ее особенностям и развитию у младших школьников с ЗПР. В данной статье представлены результаты исследовательской работы по теме «Формирования адекватной самооценки у детей с задержанным психическим развитием в начальной школе». В ней отражено актуальное состояние проблемы обучения и воспитания детей с задержанным психическим развитием в начальной школе, а также представлены рекомендации по формированию самооценки в младшем школьном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logachyova_formirovanie.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖАННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ю. В. Логачева, студент

А. А. Дорошенко, преподаватель профессионального цикла.

ГБПОУ РО «ЗернПК», Зерноград, Ростовская область.

Аннотация: Статья посвящена феномену самооценки, ее особенностям и развитию у младших школьников с ЗПР. В данной статье представлены результаты исследовательской работы по теме «Формирования адекватной самооценки у детей с задержанным психическим развитием в начальной школе». В ней отражено актуальное состояние проблемы обучения и воспитания детей с задержанным психическим развитием в начальной школе, а также представлены рекомендации по формированию самооценки в младшем школьном возрасте.

Ключевые слова: самооценка, задержка психического развития

Проблема изучения развития ребенка с особенностями здоровья увеличивается с каждым годом. Это обоснованно частотой проявления различных нарушений в современном обществе.  По статистическим данным Всемирной организации здоровья, у каждого десятого человека имеются отклонения в развитии. Формирование личности в данном случае происходит под влиянием различных факторов: биологических, социальных, психологических и педагогических. Глубина социально-культурной дезадаптации ребенка в большой степени определяется силой воздействия этих факторов.  Это становиться причиной возникновения особой необходимости ранней комплексной помощи педагогов, психологов и врачей ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Знания о самом себе являются важным фактором становления личности, в том числе и у детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР). Этой проблемой занимались такие ученые, как М. И. Кузьмицкая, А. Н. Леонтьев, Ж. И. Намазбаева, С. С. Рубинштейн.

Большинство научных исследований по формированию самооценки при ЗПР обучающегося посвящено детскому возрасту, потому что особое значение в современных условиях отводится роли и месту личностного, эмоционального развития, самосознания и самопонимания, сознательной регуляции поведения ребенка с нарушением интеллекта в социуме и его подготовке к реальной жизни.

Актуальность работы заключается в том, что наблюдается тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития, что определяет необходимость поиска эффективных методов коррекции личностной сферы, а именно повышение уверенности в себе у таких детей, ведь для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ) предъявляет требования к личностным результатам освоения образовательной программы, а именно «развитие адекватных представлений о собственных возможностях».

Проводя исследование, нами были рассмотрены понятия «самооценка» и «задержка психического развития» различных авторов, но остановились мы на определении «самооценка» Льва Семеновича Выготского и определение понятию «задержка психического развития» Бориса Михайловича Бим-Бад. Мы пришли к выводу, что самооценка как одно из ведущих личностных образований, лежащих в основе механизма внутренней регуляции поведения и деятельности человека, в процессе своего формирования в детском возрасте испытывает влияние многих социально-психологических факторов. Если говорить о ЗПР, то дети с задержанным психическим развитием имеют темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы, которые могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. В следующем параграфе рассмотрим возрастные особенности развития самооценки у детей с ЗПР.

Далее нами были выявлены особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития. Мы выяснили, что ЗПР – это замедленный темп развития, и проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Среди различных форм психических нарушений одной из наиболее распространенных является задержка психического развития. Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются педагогами и психологами как «задержка психического развития».

Детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма:

- отсутствие ярких эмоций;

- низкий уровень аффективно-потребностной сферы;

- повышенная утомляемость;

- слабость волевых процессов;

- гиперактивность, импульсивность;

- повышение уровня тревожности и агрессивности;

- эмоциональная неустойчивость, неадекватность эмоциональных реакций на воздействия окружающей среды.

Особенностями самооценки детей с ЗПР являются: низкая частично дифференцированная самооценка, что в основном отражает оценивание школьников взрослыми, сформирован низкий уровень притязаний, характерны неуверенность в себе, завышение своих возможностей, низкая критичность, стереотипность ответов.

Также нами был проанализирован опыт педагогов-практиков, что позволило наблюдать за коррекцией самооценки в условиях школы. Своим педагогическим опытом в формировании адекватной самооценки у детей с ЗПР с нами согласилась поделиться учитель начальных классов первой квалификационной категории Дулимова Юлия Валериевна, работающая в Кагальницкой средней общеобразовательной школе.

Юлия Валериевна говорит, что работу по формированию самооценки у ребенка с ЗПР, обучающегося в ее классе, она проводит постоянно, а не только в какие-то определенные моменты. Она отмечает, что для младшего школьника с задержанным психическим развитием важен не процесс работы, а только конечный результат. Ребенок не оценивает себя во время достижения цели, он оценивает себя по тому, достигнута ли цель.

Юлия Валериевна обращает наше внимание на то, что весь процесс обучения и воспитания детей с ЗПР должен носить развивающий характер. Именно поэтому формирование самооценки она осуществляет в процессе выполнения ребенком учебных действий.

Юлия Валериевна говорит, что для формирования правильной самооценки она учит школьника с ЗПР наблюдать за своей деятельностью, анализировать ее и оценивать, а уже потом оценивать результат деятельности. Например, ребенок говорит: «Я хороший, потому что выполнил домашнее задание». Он его выполнил, но оно списано с готового решения. Ребенок говорит: «Я молодец, потому что я ответственно подошел к выполнению задания и сделал все правильно». Это пример, когда ребенок оценивает процесс достижения результата, а не сам результат. Учитель обращает внимание обучающегося с ЗПР именно на то, как он достиг результата. Такой подход к формированию адекватной самооценки позволяет ребенку развивать умения анализировать себя, свою деятельность, понимать причины успеха и неуспеха, а в следствии этого у него формируется умение адекватно оценивать результат своей деятельности и себя в целом.

Педагог отмечает, что такой подход в работе с ребенком с ЗПР дает ему положительный результат, что отражается не только на личные качества ребенка, но и на его успеваемость. Ребенок стал более общителен, решительнее идет на контакт с одноклассниками и другими обучающимися. Мы пришли к выводу, что самооценка обучающегося начальной школы поддается коррекции, когда педагог проводит грамотную работу. Самооценка ребенка зависит не только от труда учителя, но и от родительского воспитания. Мы бы хотели представить некоторые рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки младших школьников:

- находить время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребёнку всё своё внимание, не деля его ни с чем;

- показать ребёнку, что родители признают и понимают его чувства, даже если не согласны с ним. Объяснить, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Помнить, признавать чувства ребёнка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение;

- показывать детям свою бескорыстную любовь;

- хвалить ребёнка за конкретные поступки. Если ребёнок видит, что родители действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он их повторит;

- помочь детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых;

- уважать усилия детей;

- объяснить ребёнку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться;

- помочь ребёнку почувствовать его важность, поручая ему какие-нибудь дела или обязанности, чтобы помочь семье;

- признавать сильные стороны своего ребёнка и хвалить за них, а не фиксировать внимание на его слабостях. Предоставить ребёнку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается. Это поможет ему приобрести уверенность в себе;

- избегать сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть;

- приоткрывать ребёнку свой внутренний мир, делиться с ним своими пристрастиями, знаниями и эмоциями;

- давать содержательную оценку работе младшего школьника;

-предлагать ребенку с заниженной самооценкой оказывать помощь младшим, учить их новому.

Таким образом, мы осуществили теоретический анализ проблемы формирования адекватной самооценки у детей с задержанным психическим развитием в начальной школе. Практическое применение результатов теоретического анализа планируется на базе МБОУ ООШ г. Зернограда.

Список литературы:

  1. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - 527 с.
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2016. – 480 с.
  3. Триггер, С. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. –  СПб.: Питер, 2012. –192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности учебной деятельности у детей с задержкой психического развития в начальных классах общеобразовательных школ

В статье отражены вопросы классификации детей с ЗПР, причины задержки психического развития у детей, характеристика детей с ЗПР, особенности учебной деятельности детей с ЗПР....

«Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста».

Наряду с внешней оценкой, важное место в становлении личности, согласно требованиям ФГОС НОО,  занимает самооценка.Тема адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста выбрана не случай...

выступление на всероссийской конференции "Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе"

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать н...

Рекомендации педагогам начальной шклды по формированию адекватной самооценки у детей

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. программы, но и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке. Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тре...

Советы родителям по формированию адекватной самооценки у детей:

В данной консультации предоставлены рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки у детей...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста

Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста...