Урок окружающего мира по теме "Деревья. Лес."
план-конспект урока логопедии (4 класс) по теме

 

Цель: Развитие устной монологической речи.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умения и навыки пересказа.
  • Формировать умение составлять рассказ по аналогии.
  • Учить грамматически правильно оформлять речь.

Коррекционные:

  • Развивать зрительную и слуховую память, внимание.
  • Расширять лексический словарь учащихся по теме.
  • Учить интонационной выразительности речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: схемы, сигнальные карточки, иллюстрации с изображением деревьев в разное время года, таблицы; ветки березы, сосны, ели, рябины. А также оборудование кабинета: массажные дорожки и коврики, сенсорный крест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchestvitelnye.rar165.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме "Деревья. Лес". 4-й класс

Цель: Развитие устной монологической речи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять умения и навыки пересказа.
  2. Формировать умение составлять рассказ по аналогии.
  3. Учить грамматически правильно оформлять речь.

Коррекционные:

  1. Развивать зрительную и слуховую память, внимание.
  2. Расширять лексический словарь учащихся по теме.
  3. Учить интонационной выразительности речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: схемы, сигнальные карточки, иллюстрации с изображением деревьев в разное время года, таблицы; ветки березы, сосны, ели, рябины. А также оборудование кабинета: массажные дорожки и коврики, сенсорный крест.

I. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся путешествовать по лесу.

Физ.минутка с использованием массажного оборудования (Рисунок1):

- Наступила зима. В лесу выпал первый снежок. Все тропинки и дорожки замело. Звери сами решили проложить себе тропинку.

За мамой-медведицей шел медвежонок.
За мамой-лисицей крался лисенок.
За мамой-ежихой бежал ежонок.
За мамой-зайчихой прыгал зайчонок

II. Вступительная беседа.

На доске фотоиллюстрации с изображением леса.

- Лес красив в разное время года: и весной, и осенью, и летом, и зимой.

- Что является главным украшением леса? (Деревья).

- Какие деревья растут в наших лесах?

III. Основная часть.

- В наших лесах очень много разных деревьев. И каждое дерево, как и человеческая жизнь, имеет свою историю и свою судьбу.

Самое красивое, загадочное дерево - береза.

Обучение пересказу (по методике Ефименковой Л.Н.).

1. Сейчас я прочитаю рассказ "Березка". Будьте внимательны, послушайте, чтобы потом пересказать. В этом рассказе встретится слово "лаковые" (слово записано на доске), вы можете объяснить значение этого слова? Лаковые - покрытые блестящей пленкой, как лаком.

"Березка.

На опушке леса растет молодая березка. Ствол у нее прямой и тонкий. Кора белая с черными пятнышками. Ветки тонкие и гибкие.

Листочки круглые с зубчатыми краями. Они блестят, как лаковые. Весной березка цветет, и цветы ее похожи на длинные сережки.

Люди называют березку белоствольной красавицей".

2. Работа со схемой на доске.

- Какой у березки ствол?

- Какая кора?

- Какие листочки?

- Как называют цветы березки?

- Как называют люди березку?

3. Пересказ с опорой на схему.

Работа над лексическим словарем

- Как можно ласково назвать березку? (березонька).

- Как называется лес, в котором растут только березки? (березовый, березняк) "березняк" - слово записано на доске.

4. Работа над графической памятью

- Про березку люди сложили много песен и стихов. Вспомните:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную:
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках:

- Запишите первую строчку по памяти.

6. Развитие мелкой моторики.

Составление букета из веток березы, сосны, ели, рябины.

7. Активизация лексического словаря.

1) - Ветки каких деревьев вы использовали? (березы, сосны, ели, рябины).

- Чем отличаются ветки сосны и ели? (Они покрыты иголками: хвоей, хвоинками).

- Какие еще деревья покрыты хвоинками? (пихта, лиственница).

- Как называется лес, в котором растут ели и сосны? (еловый лес, ельник (на доске), хвойный лес сосновый лес, сосновый бор).

2) - В хвойном лесу всегда сумрачно (обратить внимание детей на иллюстрацию соснового леса). Деревья стоят близко друг к другу и тянутся к солнцу. А тяжелые ветки не пропускают свет. Сумрак царит вокруг. Птицам летать по такому лесу нелегко.

Объяснение значения слов "сумрак" - полумрак, неполная темнота, "сумрачный" - угрюмый, печальный.

- Составьте предложения о хвойном лесе, используя слова из таблицы .

Воздух чистый

Тишина волшебная

Сумрак загадочный

Полумрак таинственный

8. Составление рассказа по схеме (по методике Ефименковой Л.Н.).

1) Звукобуквенный анализ.

- Главная обитательница хвойного леса - ель.

Составьте с помощью сигнальных карточек схему слова "ель".

2) Работа со схемой

- Придумайте рассказ "Ель" по схеме . Первое предложение этого рассказа: "В хвойном лесу выросла красавица-ель".

- Ствол у ели какой? (тонкий, прямой, темно-коричневый).

- Кора какая? (толстая, шершавая).

Объяснение значения слова "шершавая" (слово записано на доске).

- Какие ветки? (тяжелые, мохнатые).

- Чем покрыты ветки? (иголками). Какими? (тонкими, колючими).

- Чем украшает себя ель зимой? (шишками). Какими? (чешуйчатыми). Слово записано на доске.

Объяснение лексического значения слова "чешуя".

Чешуя - мелкие, твердые пластинки.

3) Самостоятельное составление рассказа с опорой на схему.

9. Физ.минутка с использованием упражнений на дыхание.

Прогулка по хвойному лесу.

- Воздух хвойного леса самый чистый. Он насыщен кислородом, поэтому детские лагеря, санатории, дома отдыха строятся рядом с ними. Представим, что и мы находимся в хвойном лесу.

Упражнение: глубокий и медленный вдох через нос и быстрый выдох через рот.

10. Исключение лишнего. Работа у сенсорного креста.

- Прочитайте, определите лишнее слово. Почему оно лишнее?

  1. карточка 1: ЛИПА ЕЛОВЫЙ ЕЛЬ БЕРЕЗА
  2. карточка 2: ОСИНА ДУБ КЛЕНОВЫЙ ТОПОЛЬ
  3. карточка 3 ШЕРШАВЫЙ ЧЕШУЙЧАТЫЙ МАТОВЫЙ ШИШКА
  4. карточка 4: БЕРЕЗНЯК ЕЛЬНИК ДУБНЯК ЛЕСНИК

Матовый - слово записано на доске.

Объяснение значения слова "матовый" - неблестящий.

При объяснении значения слова "дубняк" обратить внимание на фотоиллюстрацию.

11. Анализ текста

1) Чтение текста.

- Посмотрите на наш букет. Про какое дерево мы еще не говорили? (Про рябину). Прочитайте текст о рябине.

- Что нового вы узнали про это дерево?

РЯБИНА

Рябина - одно из самых любимых деревьев на Руси. Ствол ее покрыт серой гладкой корой. Листья продолговатые, сверху - матово-зеленые, снизу - серо-зеленые.

Цветки мелкие, белые, с сильным запахом, плоды сочные. По тому, как обильно цветет она, определяли раньше многое: и погоду, и каков урожай овощей и хлебов ожидается. А нет рябины какой год, и осень не осень - так привычен на Руси рябиновый огонь.

Плоды рябины собирают после первых заморозков, когда они приобретают горько-кислый вкус. Из них варят варенье, начинки для конфет, а также используют как витамины и применяют при заболеваниях сердца, крови, суставов, почек, желудка.

Ягодой рябину называют лишь в обиходе, а строго говоря, ее плоды - маленькие яблочки: мясистые, с семечками внутри.

Живет рябина долго - сто-двести лет.

2) Анализ текста.

- Какой у рябины ствол?

- Какие цветы? Листья? ( Матово-зеленые).

- Матовые. Это какие? (Неблестящие).

- Какие плоды? Где они применяются?

- Сколько живет рябина?

3) Вы когда-нибудь видели рябиновый лес, где растут одни рябины? (Нет). У рябины всегда много друзей и она растет в смешанном лесу.

IV. Заключительная часть:

- Ребята, о каких деревьях мы сегодня говорили?

- С какими новыми словами познакомились?

V. Домашнее задание.

- Составьте рассказ или сказку о рябине.

Использованная литература 

  1. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. Издательство: Владос, 2006.
  2. А.И. Максаков. Правильно ли говорит ваш ребенок. "Просвещение" 1988.
  3. Л.И. Марченко. Осень. Методические рекомендации по комплексному развитию дошкольников. Москва "Дрофа" 1996.