Анализ работы школьного логопункта.
материал по логопедии на тему

Материал представляет собой подробный анализ работы школьного логопункта за учебный год с выводами и вытекающими целями для последующей деятельности учителя-логопеда..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_shkolnogo_logopunkta.docx46.65 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы школьного логопункта за 2011-2012 учебный год.

Главной целью работы МОСШ в 2011-2012 учебном году являлась подготовка ученика как субъекта учебной, социальной и личной жизнедеятельности, воспитание гуманной, творческой, культурной, саморазвивающейся личности, способной к самореализации имеющегося творческого и интеллектуального потенциала.

Для реализации данной цели логопедическая  служба школы поставила перед собой следующую цель: создание условий для предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Исходя из цели деятельности логопункта определены задачи: 1) коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся; 2)своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в речевом развитии, 3)оказание консультативной помощи учителям и родителям.

Работа на школьном логопедическом пункте проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по   четырем направлениям:

  1. Организационному,
  2. Диагностическому,
  3. Коррекционно-развивающему,
  4. Просветительно-профилактическому.

       Организационное направление.

Целью данного направления являлось создание благоприятных условий для процесса коррекции.  В разделе организации и оптимизации учебного процесса был запланирована и выполнена следующая работа: к началу занятий было подготовлено помещение; подобран и систематизирован материал для занятий; дидактический материал пополнен пособиями для индивидуального пользования, подготовлен раздаточный материал для индивидуального пользования. Много времени в этом году заняла работа по методическому обеспечению деятельности логопедической службы с детьми второго года коррекции, велась работа по систематизации диагностического и программного материала:

  1. шел подбор и изучение методической литературы для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с учащимися второго года обучения, в связи с большим притоком в первый класс в 2010-11 уч. году детей, имеющих общее недоразвитие речи,
  2. оформлены диагностические материалы для учащихся, имеющих нарушения чтения и письма (второй год обучения),

. В сентябре-октябре оформлена документация по логопункту:1.Регистрационный журнал обследования устной и письменной речи учащихся. 2.Журнал консультаций. 3. Речевые карты. 4. Исходя из результатов обследования, составлены планы работы на текущий учебный год: перспективный план работы, тематические планирования для занятий в группах, сформированных по характерам нарушений.

Планирования были проверены и утверждены администрацией школы. Составлено расписание занятий на логопункте, также утвержденное администрацией школы.

В течение года работа проводилась в тесном взаимодействии со специалистами школьной ПМПК, педагогами, психологом, логопедом ДОУ. На заседаниях ПМПК проходило обсуждение проблем коррекции, выработка единого подхода к коррекционной работе, отслеживание результатов. Проводились консультации с педагогами, посещение уроков с целью наблюдения за детьми логопатами.

Составлен перспективный план развития кабинета.

В условиях логопункта МОСШ нет возможности для  использования компьютерных программ в полной мере. В  этом учебном году с целью повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития продолжалась работа с использованием ИКТ. Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым развивая способность принимать решения, доводить начатое дело до конца. На базе библиотеки проводились коррекционные занятия по компьютерной технологии коррекции общего недоразвития речи у детей авт. Р.Л.Лизуновой. Отсутствие компьютера в кабинете логопедии осложняет данную работу, поскольку дети-логопаты, как правило, требуют и  помощи психолога: их отличает повышенная отвлекаемость, неумение сосредоточиться. Занятия в иной среде не позволяют достичь желаемого  результата. Материально- техническая база логопункта укомплектована на 90% (отсутствует компьютер)

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1.Планируемый объем работы на 2011-2012 учебный год выполнен.

2.В МОСШ в целом созданы условия для процесса коррекции речевых расстройств.

3..Материально-техническая база школьного логопункта удовлетворяет требованиям «Положения о логопедических пунктах».

4. Ходатайствовать перед администрацией школы об укомплектовании логопедического кабинета средствами ИКТ.

       Диагностическое направление. Цель: выявление у учащихся отклонений в развитии устной и письменной форм  речи,  определение структуры речевого  дефекта и степень выраженности входящих в него компонентов, формулировка речевого диагноза.

Значимость этого направления работы заключается в том, что от своевременной, квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность  логопедической работы с детьми.

Согласно «Положению о логопедических пунктах» и «Инструктивно- методическому письму о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе» выявление учащихся с речевой патологией осуществляется два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Обследование состояния письма осуществляется и в каникулярное время.

 В сентябре 2011 года было проведено фронтальное обследование учащихся 1-4 классов. Обследование учащихся первых классов проводилось по методике Т.А.Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи» как в начале учебного 2011-2012 года, так и в конце. Это позволило наглядно отследить динамику коррекционного процесса (в «Речевых картах» результаты обследования отражены в графиках, приложениях к «Речевой карте»). По методике Т.А.Фотековой идет обследование детей всех школ и ДОУ района. Это позволяет сохранять преемственность между образовательными учреждениями.

Всего было обследовано 82 учащихся. Выявлено с нарушениями различных сторон речи 33 уч-ся (39%) от общего количества обследованных, зачислено на логопункт 25 учащихся (75%). Один учащийся из 2 класса (ОНР) находится на индивидуальном обучении.

Выявлены следующие нарушения: ФД (нарушение звукопроизношения)-12 чел., ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)-2, ФН- -, НЧиП (нарушения чтения и письма), обусл. (ФФН и ФН)-12 чел.,  ОНР (общее недоразвитие речи), НЧиП, обусл.ОНР и НВОНР-6чел.. Данные прилагаются в таблице 1 , диаграмме1.

                Результаты логопедического обследования в 2011-2012уч.году.

                                                                                                                    Таблица 1        

класс

Всего уч-ся

ОНР; НЧиП, обусл. ОНР

ФФН; ФН, НЧиП, обусл. ФФН,ФН

        ФД

заикание

НОРМА

абс.

%

абс

%

абс

%

абс

%

1

15

4

27

2

13

5

33

4

27

2

34

2

6

12

35

1

3

19

56

3

14

-

-

-

-

1

7

13

93

4

19

-

-

-

-

2

10

17

89

всего

82

6

7

8

9

16

18

53

65

Из 15 учащихся из первого класса с нарушениями речи11 (73, %); 15 из второго (44%), 1 из третьего (7%); 2 из четвертого (10%).

                                                                                                                                 Диаграмма 1

Но уже к третьему классу процесс коррекции, начатый в ДОУ, в основном завершается.   Это подтверждает сравнительная таблица 2, в которой представлены результаты обследования и выявление нарушений речи за последние три года.

                Результаты логопедического обследования по годам

                                                                                                                                            Таблица 2

класс

2009-2010уч.год

2010-2011-уч.год

2011-2012уч. год

ОНР

НЧиП,

об.ОНР

ФФН,

ФН,

НЧиП,

об.ФН

ФФН

ФД

Заи

к

ОНР

НЧиП,

об.ОНР

ФФН,

ФН,

НЧиП,

об.ФН

ФФН

ФД

Заи

ка-

ние

ОНР

НЧиП,

об.ОНР

ФФН,

ФН,

НЧиП,

об.ФН

ФФН

фд

Заи

ка-

ние

1класс

1

11

1

-

10

5

9

1

4

2

5

2класс

6

1

1

-

1

1

-

-

2

12

4

1

3класс

-

2

2

1

-

2

1

-

-

-

1

4класс

2

-

3

-

-

-

4

1

-

-

2

итого

9

14

7

1

11

8

14

2

6

12

12

1


         

По результатам обследования были сформированы группы для занятий на школьном логопункте. Дети, имеющие дефект произношения одного звука, на логопункт зачисляются при наличии мест и с согласия родителей. Из 12 уч-ся с заключением ФД на логопункт зачислены  были 7: ученики первого- третьего классов, имеющие заключения «Дизартрия», «Дислалия» (нарушение свистящих, шипящих, сонорных), ученик).  Все учащиеся, имеющие заключение ОНР, ФФН, нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФН получили помощь на школьном логопункте.

В октябре было проведено углубленное обследование учащихся, зачисленных на логопункт, с целью конкретизации нарушений.

Результаты диагностики внесены в речевые карты, в журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

Таким образом, в результате работы по диагностическому направлению

  1. Обследованы и выявлены учащиеся с проблемами речевого развития
  2. Произведена оценка структуры дефекта и степени выраженности входящих в неё компонентов

Вывод. Запланированная работа по данному направлению выполнена в полном объеме.

        Коррекционно-развивающее направление. Работа по данному направлению  осуществлялась с целью коррекции  нарушений устной и письменной речи (см. таблицу 1). С 15 сентября начался процесс коррекции устной и письменной речи учащихся в соответствии с расписанием и составом групп.

Планирование коррекционно-развивающей работы осуществлялось на основании данных, полученных в результате диагностики с учетом не только характера речевого дефекта, но и с учетом возраста логопата. Со второго полугодия использованы данные результатов обследования психолога, что позволило оптимизировать процесс коррекции с учетом психологических особенностей логопатов. Соответственно были внесены коррективы в календарно-тематическое планирование, в планы индивидуальной работы. На основе коррекционных программх авторов Л.Н.Ефименковой (представлены в сборнике  «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», М., Просвещение, 1991г.); Ястребовой, Бессоновой (представлены в сборнике «Инструктивно- методическое письмо»  о работе учителя- логопеда в общеобразовательной школе. М.,1996г.) были составлены рабочие программы для всех групп, организованных на логопункте.

Коррекция проводилась в соответствии с тематическим планированием. Успешно проведена работа с уч-ся 1 класса . На конец года по результатам обследования все уч-ся имеют позитивную динамику: из 4  уч-ся с ОНР выпущены из логопункта 2. В данном случае следует отметить рационально спланированную и проведенную работу с родителями. Их удалось заинтересовать  и привлечь к полноценному участию в коррекционном процессе. На конец года данные учащиеся в полном объеме усваивают программу.  Один учащийся, поступивший в первый класс с ОНР 3 уровня, оставлен для дальнейшей коррекции письменной речи. Один оставлен для коррекции ФД (дизартрия). Учащиеся с заключением ФФН  вышли на хороший уровень, успешно справляются со школьной программой. Из двух  учащихся 2 класса  выпущены двое со значительными улучшениями. Проблематичнее положение в работе с учащимися 2 класса. Из 15 учащихся, зачисленных на логопункт, 7 из неблагополучных семей, это 46%. Родители не оказывают помощи педагогам в коррекции, не поддерживают достижения детей. Учащимся с затянувшейся коррекцией необходима  помощь психолога, так как для них характерны быстрая утомляемость, низкая концентрация внимания, небольшой объем памяти, преобладает кратковременная память. Дети часто пропускают занятия по причине  болезни. Таким образом, нарушается систематичность в занятиях, и должного эффекта они не оказывают. На конец года  по результатам обследования все дети логопаты показали положительную динамику. Данные прилагаются в таблице 3, диаграмме 2.           

Результат коррекции в 2011- 2012 уч.году.

                                                                                                                             Таблица 3

№ п/п

Результат  коррекции

1 класс

2 класс

3 класс

1.

Выпущено с хорошим уровнем

6

4

1

2.

Выпущено со значительным улучшением

2

8

-

3.

Выпущено без положительной динамики

-

-

-

4.

Оставлено на дальнейшее обучение

2

2

-

                                                                                                                                Диаграмма 2

Итак выявлено, что на качество коррекционно- педагогической работы  влияет ряд причин:

  1. Частые пропуски занятий детьми как по болезни, так и по причине отсутствия контроля со стороны родителей.
  2. Отсутствие критического отношения к речевым нарушениям, низкая мотивация как со стороны ребенка, так и со стороны родителей.
  3. Отсутствие систематической помощи психолога всем участникам коррекционного процесса (на начало года психолог отсутствовал)

Выводы:

  1. Задачи коррекционно-развивающего направления решены удовлетворительно.
  2. Наблюдается положительная динамика уровня речевого развития учащихся- логопатов.
  3. В дальнейшем в процесс коррекции более активно вовлекать специалистов педагогического сопровождения: психолога, социального педагога.

          Просветительско-профилактическое направление. Цель- распространение знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.                                                

С целью реализации данного направления в сентябре на классных собраниях  родители были ознакомлены с результатами диагностики и целями и задачами, стоящими перед школой и ними в процессе коррекции речевых нарушений. Был сделан акцент на роль родителей в этом процессе. Чтобы привлечь внимание семьи к посещаемости, активизировать ее деятельность, в течение года давались открытые уроки на логопункте; проводились индивидуальные консультации, практические занятия с участием самих родителей; по итогам четвертей на родительских собраниях, консультациях вниманию родителей предоставлялась информация о результатах коррекционной работы.

Тематика индивидуальных консультаций разнообразна. Наибольший интерес вызвали следующие темы: «Обогащение активного словаря ребенка», «Звуко-буквенный анализ слова», «Преодоление лексико- грамматического недоразвития речи», « Деление слова на слоги», актуальными оказались практические занятия по коррекции звукопроизношения. За консультациями на указанные темы обращались и родители детей, не посещающих логопункт.

На родительские собрания кроме информации о коррекционном процессе  были вынесены выступления на темы: «Роль семьи в коррекционном процессе», «Фонетико-фонематическое нарушение речи», «Дизартрия и ее проявления при обучении школьников письму и чтению».

Низкая заинтересованность родителей успехами ребенка в неблагополучных семьях показывает необходимость корректировки и пересмотра мероприятий в просветительно- консультативном направлении.

  Продолжалась работа по самообразованию по теме «Формирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи». Был составлен план работы над темой. Подобрана литература. Актуальность темы в том, что количество детей с лексико-грамматическими нарушениями речи, с бедным активным словарем не уменьшается. В ходе обследования выявляется группа детей, имеющих именно лексико-грамматическое недоразвитие речи. Ежегодно на логопункт приходят дети с ОНР различных уровней.   В основе изучаемого материала лежит методика В.К Воробьевой, изложенная в одноименной книге. В результате собственных наблюдений за логопатами удавалось найти средства и методы, дополняющие данную методику, более приемлемые для контингента школьного логопункта. Изучение данной темы и применение ее материалов на практике дает положительный результат в коррекции устной и письменной речи. В 2011 уч. г. принимала участие в районном семинаре по данной теме.

      С целью повышения профмастерства  в течение года были посещены районные семинары учителей-логопедов. Это возможность получить ответ  на интересующие вопросы, как в теоретическом выражении, так и в практическом.

Трудности в работе по данному направлению обусловлены:

  1. Не всегда эффективной просветительско-профилактической работой среди родителей.
  2. Низкой мотивацией со стороны учащихся и родителей из неблагополучных семей.

Вывод. Необходимо продолжать работу по привлечению родителей через социально-психологическую службу, т.к. от уровня общей психолого-педагогической культуры родителей, их отношения к речевому дефекту ребенка, от степени участия их в коррекционном процессе, от их сотрудничества с педагогами зависят итоги коррекционно-педагогической работы по преодолению речевых нарушений.  

Общие выводы:

1.План работы логопункта на 2011-2012 уч. год выполнен.

2.Наблюдается положительная динамика уровня речевого развития детей.

3.В МОСШ п.Верхнеказымский созданы условия для коррекционной деятельности.

4. Не в полной мере использованы ресурсы служб сопровождения  образовательного процесса.

На основе анализа за истекший учебный год определена цель на 2012-2013 уч.год:

-  продолжить работу над созданием условий для предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Определены следующие задачи:

  1. Продолжить работу над коррекцией нарушений устной и письменной речи учащихся; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость учащихся, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии,
  2. Расширить сотрудничество со специалистами школьной ПМПК, ДОУ, родителями.
  3. Продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.
  4. Продолжить использование  ИКТ в коррекционно-просветительской работе.

Директор МОСШ      _________________________      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ)"

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ...

анализ работы школьного методического объединения

анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2012 - 2013 учебный год...

Анализ работы школьного методобъединения

Анализ работы + презентация...

АНАЛИЗ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2016 – 2017 учебный год.

Повышение эффективности образовательного процесса в школе является одной из ведущих задач модернизации структуры и содержания общего образования. Основная тема работы школьного методического объединен...

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов

В материале дан анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов. Тема МО «Повышение  эффективности  и  качества  образования в начальной школе в ...

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальной общеобразовательной школы

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальной  общеобразовательной школы...

Анализ работы школьной библиотеки

Анализ работы школьной библиотеки...