Использование здоровьесберегающих и компьютерных технологий в логопедической работе с учащимися отделения надомного обучения
статья по логопедии по теме

О работе отделения надомного обучения на базе СКОШ 8-го вида, применение здоровьесберегающих и компьютерных технологий на логопедических занятиях с учащимися отделения надомного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_baze_ckosh_yiii_vidano2.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

   (слайд 1)  На базе CКОШ YIII вида №482 работает отделение надомного обучения, целью деятельности которого является обеспечение каждому ученику индивидуальной траектории развития с учетом его особенностей. Гибкая организация учебно-воспитательного процесса сочетает индивидуальную, групповую и классно-урочную формы обучения, позволяющие реализовать идею вариативного образования.

Основная цель коррекционного обучения учащихся с нарушением интеллекта, обучающихся на дому – создание условий для развития социального, интеллектуального, эмоционального потенциала, формирование позитивных личностных качеств, компенсация, ослабление первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии. С учащимися, находящимися на надомном обучении, работают специалисты: врач-психиатр, социальный педагог, учитель-дефектолог, инструктор ЛФК, учитель-логопед. Вся работа проводится в тесном взаимодействии и сотрудничестве с родителями учащихся. Работа строится по принципу: «Ученик – родитель – учитель»

Логопедические занятия проводятся по расписанию. На занятия детей приводят родители.  Занятия посещают 14 учеников. Все учащиеся  имеют инвалидность. Тесный контакт с родителями положительно влияет на эффективность логопедических занятий.

Изучение медицинских документов, индивидуальные беседы с родителями, проведение подробного логопедического обследования по методике,  помогают собрать подробный анамнез и разработать личностно – ориентированный подход при работе с каждым учеником, основой которого является:

Концентрация внимания на личности учащегося;

Обеспечение индивидуального подхода к его развитию.

В своей практике акцентирую внимание не только на речевой дефект, но и на личность ученика с его проблемами и потенциальными возможностями. В работе с учеником доминирует демократический стиль отношений, в основе – сотрудничество. Логопедические занятия посещают учащиеся, имеющие различные речевые нарушения. Речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности. У большинства речевые проблемы осложняются психопатологическими особенностями развития и множественными сопутствующими заболеваниями. Поэтому успешная логопедическая работа и состояние здоровья не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, так как хорошее здоровье благоприятствует развитию учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях имеет особенное значение. В своей практической деятельности широко использую коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии (слайд 2)

Логопедическая ритмика. 1.Способствует коррекции речевых нарушений, 2. Обучению правильному дыханию и релаксации. 3.Формированию пространственных представлений. 4. Развитию чувства ритма.   Развитию высших психических функций.  

В результате выполнения ритмических движений, у учащихся появляются умения управлять своим мышечным аппаратом. Внешняя выразительность движений проявляется в правильном распределении мускульной энергии по всему телу и освобождении тела от излишнего напряжения.

 (слайд 3) Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов),  сопровождается движениями  ног, головы, рук  (слайды 4, 5, 6, 7). Занятия фонетической ритмикой помогают формированию фонетически правильной речи.

 (слайд 8)   Су Джок терапия. Способствует стимуляции высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенным на кистях рук (слайды 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).  При выполнении  упражнений при помощи массажера Су Джок,  массажных валиков, массажных мячиков и других массажеров   происходит стимулирование этих активных точек, расположенных на пальцах рук.  

(слайд 17) Биоэнергопластика. Содружественное взаимодействие руки и языка. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кистей рук (слайд 18, 19, 20). Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их более точными, легкими и ритмичными. Применение биоэнергопластики помогает в исправлении дефектных звуков у учащихся со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Физкультминутки. Помогают снять напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

(слайд 21) Кинезиология –  методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т. е. путем физической активности.  Кинезиологические упражнения – иначе называемые «гимнастикой мозга», это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.

Дыхательная и зрительная гимнастики, релаксирующие упражнения, массаж (слайды  22, 23, 24, 25) специальные упражнения на развитие мелкой моторики  («Лягушки», «Кулак-ребро-ладонь») помогают учащимся стать более внимательными, активными, снимают напряжение, страх, раздражение и улучшают учебные достижения.

 

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и совершенствованию основных речевых движений.

 (слайды 26, 27. 28, 29. 30, 31) Развитие мелкой моторики помогает развитию динамической координации, двигательной памяти, повышению работоспособности коры головного мозга и подготовки руки к письму.

Говоря о здоровьесберегающих технологиях, считаю важным подчеркнуть, что речь не идет о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а о  комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие учащихся и сохранение их здоровья.

     Преодоление системного речевого недоразвития у учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе компьютерных технологий обеспечивает:

-  представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

-  дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

-  постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

 (слайд 32) В своей практике активно использую логопедический тренажер «Дэльфа – 142.1» для специальных (коррекционных) школ, учитывающий закономерности и особенности развития детей с речевой патологией. Он помогает в формировании звуковой стороны речи (постановка правильного речевого дыхания, формирование умения произвольно изменять силу голоса, развитие фонематического восприятия); (слайды 33, 34, 35)  в коррекции лексико-грамматической стороны речи (работа над звукобуквенными грамматическими обобщениями, формирование обобщенного лексического значения слова, расширение словарного запаса в рамках различных морфологических категорий), а также в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. И что особенно важно, с его помощью решаются задачи психологического характера. Работа с этим тренажером способствует коррекции восприятия, внимания, памяти, развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), что является одним из главных направлений в коррекционной логопедической работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью.

     Использование в логопедической работе с учащимися отделения надомного обучения здоровьесберегающих и компьютерных технологий способствуют коррекции речевых нарушений, личностному развитию и сохранению здоровья.

                     

                     

                     

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА YIII ВИДА №482 ЮВОУО ДО Г. МОСКВЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ ОТДЕЛЕНИЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

КУЗЬМИНОВА

ТАТЬЯНЯ НИКОЛАЕВНА.

МОСКВА

2011-2012 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе".

Презентация состоящая из слайд-шоу из собственного опыта на тему " Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"....

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях

Преимущества применения компьютерных технологий в специальном образовании. Новые возможности в решении коррекционных задач с помощью компьютерных технологий. Взаимодействие  "педагог - компьютер ...

Использование информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование  информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Доклад на тему: Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся

Большое значение в образовательном процессе имеет контроль качества получаемых учеником знаний и умений. Важность функции контроля в процессе обучения не ограничивается только лишь простой оценкой фак...

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях, с целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия современного школьника.

Сегодня я хочу рассказать вам об использовании компьютерных технологий на логопедических занятиях, с целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия совре...

Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся

Содержание: Виды проверки знаний, используемые в образовательном процессе. Основные свойства компьютерных тестов. Обзор возможностей программ для создания компьютерных тестов. Возможности использова...