Знакомство с органами артикуляционного аппарата и уход за ними
материал по логопедии (1 класс) на тему

Кондрашова Александра Анатольевна

совместное занятие учителя-логопеда и школьной мед.сестры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект14.09 КБ
Office presentation icon артикуляционная гимнастика1.39 МБ
Office presentation icon зубы1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Совместное занятие учителя-логопеда (А.А.Кондрашовой) и медсестры школьного медпункта (В.И. Козыревой)

Тема: Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата и гигиена полости рта.

Цель: познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, зубами, языком, нёбом и с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).

Подготовительная работа: работа по сказке «О веселом язычке» из книги М.Г.Генинг, мультик «Королева зубная щетка», презентация №1 «Органы артикуляционного аппарата», презентация №2 «Уход за зубами и полости рта», игры.

Содержание:

Л:  Ребята, сегодня у нас интересная встреча, мы поговорим о том, что нам помогает говорить и что нужно сделать для того, чтоб говорить четко и правильно.

Презенация №1 «Органы артикуляционного аппарата»

Л: Послушайте сказку «О Веселом язычке». Но Вы не просто будете слушать сказку, Вы будете участниками этой истории.

Жил да был веселый язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный дом был у веселого язычка. Чтобы веселый язычок не убегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (показать зубки) Как называется эта дверка? (Зубы) Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (улыбка, в которой видно верхние и нижние зубы)

Однажды захотелось веселому язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (предложить детям приоткрыть губы), а затем вторая. И язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался язычок и спрятался – холодно на улице, лето прошло.

В домике у веселого язычка есть постелька, где он спит.(обратить внимание детей, как спокойно лежит язычок) Пока не будем его будить, пусть язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем и первую.

Наш язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать.(потолок – это небо. Погладить небо языком).

На следующий день язычок решил еще раз проверить, не стало ли тепло. Когда все дверки были открыты, язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и, почувствовал, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая.

Л: о ком эта сказка?

Л: А чтобы наш язычок говорил правильно и четко необходимо его разминать, делать артикуляционную гимнастику. Вот сейчас мы и  поиграем с нашими язычками. Я Вам показываю упражнения, а Вы за мной повторяйте.

Презентация №2 «Упражнения для проведения артикуляционной гимнастики »

Л: Какие вы ребята молодцы. У Вас все хорошо получается.

М: А так же мы поговорим о том, как ухаживать за зубами и полостью рта.

Презентация №3 «Зубы»

М: А сейчас давайте посмотрим мультик «Королева Зубная Щетка».

Мультфильм «Королева Зубная Щетка»

М: Вам понравился мультик? О ком этот мультик?

Л: Ну вот наша встреча подошла к концу. Сегодня мы с вами познакомились с органами нашего артикуляционного аппарата, поиграли с язычками и узнали, как правильно ухаживать за зубами и полостью рта.

М: А теперь давайте представим, что мы все попали в сказочную страну, где есть город  Язычков. Давайте нарисуем дома для волшебных язычков.  

Л и М: Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнения для проведения артикуляционной гимнастики Учитель – логопед: МБОУ «СОШ №3» п.Пурпе Кондрашова Александра Анатольевна

Слайд 2

«Лопатка» Рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе. Если не удается расслабить и распластать язык, по шлепать по нему губами: пя-пя-пя .

Слайд 3

«Горка» Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.

Слайд 4

«Чашечка» Рот открыт, широкий язык прогнуть «чашечкой» (помощь: исходное положение как при «Вкусном варенье», удержать язык в этом положении, максимально широко открыв рот, чтобы язык не касался губ). Удерживать на счет 1 – 10 – 5 раз.

Слайд 5

«Иголочка» рот открыт, высунуть узкий язык как можно дальше, убрать – 10 раз.

Слайд 6

«Трубочка» вытянуть губы как для звука у, в образовавшееся «окошечко» просунуть язык, свернутый трубочкой, выдувать воздух. Выполнять на счет 1 – 10 – 5 раз.

Слайд 7

«Грибок» «присосать язык», как перед щелчком. Удержать при максимально открытом рте – 30 секунд.

Слайд 8

«Веник» рот открыт, кончиком языка надавить на уголок рта справа (слева) – 10 раз.

Слайд 9

«Вкусное варенье» широким языком обхватить верхнюю губу, удерживая позу обхвата, стянуть воображаемое варенье в рот – 10 раз.

Слайд 10

«Качели» рот открыт, кончиком языка коснуться изнутри верхних зубов, а затем нижних. Если сразу трудно удержать язык за зубами, выполнять движения вне рта: к носу – к подбородку – 10 раз.

Слайд 11

«Катушка» Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта.

Слайд 12

«Лошадка» щелчки языком – 30-60 секунд.

Слайд 13

«Маляр» Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

Слайд 14

«Веселая змейка» Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

Слайд 15

«Барабанщик» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ЗУБЫ Детская Электронная Книга (ДЭК)

Слайд 3

Красивая улыбка не только привлекает внимание, помогает в общении, но и говорит о том, что у вас здоровые, крепкие зубы. Красивая улыбка не только привлекает внимание, помогает в общении, но и говорит о том, что у вас здоровые, крепкие зубы. 900igr.net

Слайд 4

Зубы самые твёрдые части нашего организма, они нужны чтобы откусывать и пережевывать пищу. Зубы самые твёрдые части нашего организма, они нужны чтобы откусывать и пережевывать пищу.

Слайд 5

Строение зуба Корень Эмаль Наружная видимая часть зуба называется коронкой. Корни зуба уходят в десну и прочно закрепляют его в челюсти. Челюсть Десна

Слайд 6

Человек рождается беззубым, и только в 5-6 месяцев у ребенка начинают появляться первые зубки.

Слайд 7

К трем годам у детей вырастает 20 молочных зубов.

Слайд 8

В 5-6 лет молочные зубы выпадают, их сменяют постоянные коренные зубы.

Слайд 9

Зубы сменяются только один раз в жизни! У взрослого человека вырастает 32 коренных зуба. Зубы сменяются только один раз в жизни! У взрослого человека вырастает 32 коренных зуба.

Слайд 10

16 на верхней челюсти и 16 на нижней челюсти. Зубы делятся на резцы, клыки и коренные зубы.

Слайд 11

Передние 4 зуба вверху и 4 зуба внизу называются резцами, так как с их помощью мы откусываем или, как ножницами, отрезаем кусочки пищи.

Слайд 12

За резцами следуют клыки. Заостренные клыки помогают разрывать волокна мяса. Ярко выражены клыки у животных, например, у собаки. За резцами следуют клыки. Заостренные клыки помогают разрывать волокна мяса. Ярко выражены клыки у животных, например, у собаки.

Слайд 13

За клыками находятся коренные зубы, с плоской поверхностью. Этими зубами мы пережевываем, перемалываем пищу до малюсеньких кусочков прежде чем она попадет к нам в пищевод. За клыками находятся коренные зубы, с плоской поверхностью. Этими зубами мы пережевываем, перемалываем пищу до малюсеньких кусочков прежде чем она попадет к нам в пищевод.

Слайд 14

Остатки пищи застревают между зубов, и это вызывает образование налета, в котором размножаются бактерии, способные разрушить зубную эмаль. Остатки пищи застревают между зубов, и это вызывает образование налета, в котором размножаются бактерии, способные разрушить зубную эмаль.

Слайд 15

Когда эмаль разрушается, образуется кариес и зубы начинают чернеть. Вот что происходит с зубами, если их не чистить каждый день.

Слайд 16

Каждое утро и вечером перед сном нужно чистить зубки щеткой с зубной пастой.

Слайд 17

Когда люди жили в пещерах, у них не было зубных щеток, но они все равно ухаживали за зубами, вытаскивали кусочки мяса маленькими палочками с острыми концами. Их называют сейчас зубочистками.

Слайд 18

Зубы необходимо чистить правильно, тщательно вычищать остатки пищи щеткой из самых труднодоступных уголков. Зубы необходимо чистить правильно, тщательно вычищать остатки пищи щеткой из самых труднодоступных уголков.

Слайд 19

Зубы нужно чистить не менее 3х минут. Передние зубы чистить по направлению вверх и вниз, затем задние зубы. Зубы всегда нужно чистить круговыми движениями.

Слайд 20

Иногда пища застревает между зубов так, что зубная щетка не справляется, тогда на помощь приходит специальная нитка для очистки зубов. Иногда пища застревает между зубов так, что зубная щетка не справляется, тогда на помощь приходит специальная нитка для очистки зубов.

Слайд 21

Когда зубки начинают болеть, нужно сходить к врачу - стоматологу, который тщательно осмотрит зубки, и если обнаружит дырочку, то поставит пломбу.

Слайд 22

Некоторые люди носят скобы, или железные пластины, чтобы выровнять неровные зубы.

Слайд 23

У людей с возрастом зубы портятся, выпадают, тогда они носят искусственную челюсть.

Слайд 24

Ухаживайте за своими зубами ежедневно, ешьте полезные продукты, посещайте стоматолога раз в пол года и тогда ваши зубки будут крепкими, а улыбка белоснежной))

Слайд 25

КОНЕЦ Viki.rdf.ru Виктория Кузнецова

Слайд 26

Рано утром звери встали, Зубки чистить побежали. Чистят зубки мишки Щеточкой из шишки. Белка в рыжей шубке Тоже чистит зубки. Серые мышата, Веселые ежата, Серый волк зубастый Чистят зубки пастой. Чистят поросенок И смешной лосенок. Мы позавтракали вкусно - Зубы нам почистить нужно. В руки щёточку возьмём, Зубной пасты нанесём. Зубы чистим осторожно, Ведь поранить дёсны можно… А потом что? А потом Зубы мы ополоснём. Нам понадобится кружка… Улыбнёмся-ка друг дружке, Поработали умело! Наши зубки стали белы. Рано утром звери встали, зубки чистить побежали. Чистят зубки мишки щеточкой из шишки. Белка в рыжей шубке тоже чистит зубки. Серые мышата, веселые ежата, серый волк зубастый чистят зубки пастой. Чистят поросенок И смешной лосенок. Мы позавтракали вкусно - зубы нам почистить нужно. В руки щёточку возьмём, зубной пасты нанесём. Зубы чистим осторожно, ведь поранить дёсны можно… А потом что? А потом зубы мы ополоснём. Нам понадобится кружка… улыбнёмся-ка друг дружке, поработали умело! Наши зубки стали белы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зубы и уход за ними.

Собраны сведения  о  современных  стоматологических  гигиенических  средствах  и рассмотрены профилактические  мероприятия  по  предупрежде...

Зубы и уход за ними (урок во 2 классе)

Тема урока: "Зубы. Уход за ними".Цель: углубить знания учащихся о важном огране пищеварения – зубах; убедить учащихся в необходимости беречь зубы; показать, как правильно чистить зубы; как сохранить и...

урок окружающего мира по теме " Зубы и уход за ними"

Темы, посвященные организму человека и здоровью людей, прочно утвердились в курсе "Окружающий мир" в начальной школе. В процессе ее изучения основное вниманиек должно быть уделено вопросам личной гиги...

Конспект урока развития устной речи по теме "Зубы и уход за ними".

В данном уроке использованы игровые упражнения, загадки, сказка, способствующие развитию интереса у детей. Все задания дифференцированы....

Зубы и уход за ними

1. Познакомить детей со строением  зубов и их значением в жизни нашего организма.2. Изучить правила  ухода за зубами и убедить детей в необходимости выполнения этих правил.3. Воспитыва...

Игра-практикум "Комнатные растения. Уход за ними"

Цель:   Развивать интерес к комнатным растениям; Задачи: - Продолжать обучать детей описывать растение, выявляя различия и сходства по характерным признакам; -Воспитывать у детей б...