Конспект урока развития устной речи по теме "Зубы и уход за ними".
план-конспект урока на тему

Лесникова Елена Александровна

В данном уроке использованы игровые упражнения, загадки, сказка, способствующие развитию интереса у детей. Все задания дифференцированы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития устной речи по теме “Зубы и уход за ними”

(3 класс).

Задачи:

1.Формирование умения составлять повествовательный рассказ на основе демонстрируемых действий по уходу за зубами.

2. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации; коррекция внимания, восприятия.

3.Воспитание базовых эмоций, интереса к уроку.

Оборудование: рисунки грустного и весёлого лица, морковь по количеству детей, картинки детёнышей животных, картинки улыбающихся людей, кукла мальчика, сундучок с зубными щётками и тюбиками зубной пасты, картинки продуктов питания, белый халат, рисунок дерева с наклеенными табличками, колокольчик, игрушки и предметы индивидуального пользования, плакат с правилами ухода за зубами, картинки с девочкой.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Упражнение в соотнесении состояний человека и базовых эмоций:

-Подберите маску к картинкам-2 группа (словам-1 группа):

мальчик с больным зубом;

мальчик с белоснежной улыбкой.

Радость, веселье, смех.                           Боль, слёзы, печаль.

-Объясните, почему вы выбрали эту маску?

2.Введение в тему.

(У каждого на столе лежит морковь)

-Ребята, как называется овощ, который лежит у вас на парте?

-Возьмите и откусите кусочек. Вкусно?

-Когда вы откусывали морковку, легко ли было?

-Сегодня на нашем занятии разберёмся, почему ваши ответы были разными.

3.Изучение нового материала.

а) -А сейчас отгадайте загадку:

Под горой – дыра,

 А в дыре – отряд,

 Воины смелые,

 Ровные и белые. (Рот)

 -А что делают люди с помощью рта? (Кушают, говорят, улыбаются).

-Смогли бы вы улыбаться, если бы у вас не было рта?

-Как бы вы себя чувствовали?

-Послушайте ещё одну загадку:

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

М мясо, и хлеб-всю добычу мою-

Я с радостью белым зверям отдаю! (Зубы)

-Давайте улыбнемся друг другу, показав зубы.

Рассказ детям о функции зубов с помощью стихотворения.

Зубы есть у всех детишек:

 У послушных, шалунишек.

 У малышек и больших –

 Что вы знаете о них?

 Каковы же из себя

 В белой твердой шубке.

 Наши лучшие друзья –

 Беленькие зубки.

 Сядьте дети, вкруг меня

 Расскажу про зубик я:

 Как растет и от чего

 Знать вам надо про него.

 Вырастает он не сразу.

 И растет не видно глазу,

 Постепенно появляясь

 Важным органом являясь.

 Пищу, он нам измельчает,

 Говорить нам помогает.

б) Игровое упражнение “У кого есть зубы?” (Картинки с изображением детенышей животных в процессе обсуждения)

-Точно так же, как у детенышей животных, у детей есть молочные зубы. Животным и детям даже в раннем возрасте они нужны для пережевывания твердой пищи.

-Еще, они нужны, чтобы мы могли говорить.

-Зубы также влияют на красивую улыбку.

-Как выглядит человек, когда ему хорошо, весело?

в) Выставка коллажа “Улыбка” с наклеенными картинками улыбающихся людей.

-Что люди делают? (Улыбаются).

-Что делает улыбку такой красивой? (Красивые и здоровые зубы).

г) Сказка о зубной щетке.

-Сегодня, я вам расскажу сказку «про зубную щетку и зубную пасту», которые жили у мальчика Васи (кукла). Он не любил по утрам и вечерам чистить зубы, обижал свою зубную щетку и не любил зубную пасту. У своей зубной щетки он выдернул половину волосков, а у зубной пасты отвинтил колпачок. И вот, когда наступила ночь, и Вася улегся спать, в ванной комнате произошло нечто необычное.

Показ сценки из-за ширмы (два учащихся 1 группы).

«Зубная щетка горько плачет, ее утешает зубная паста:

Зубная щетка: - Я не могу больше терпеть, как обращается со мной этот мальчишка.

Зубная паста: - Давай убежим от него!

д) И они пустились в путь. Дорогу им преградили разные продукты питания. (Карточки)»

Дидактическая игра “Что вредно, а что полезно для зубов”. Дети классифицируют полезные и вредные для зубов продукты. (1 группа)

е) «Расскажу вам дальше про Васю. Утром, когда он проснулся, то даже не заметил. Что зубной пасты и зубной щетки нет. Прошло несколько дней. Вася не чистил зубы, ел много сладостей. И вот, в один прекрасный день, у Васи сильно разболелись зубы. Пришлось идти к врачу. Посмотрев на Васины зубы, врач сказал, что он знает, в чем причина и может помочь, если вы отгадаете загадки:

Хвостик из кости

 А на спинке щетинка. (Зубная щетка)

Белая река

 В пещеру затекла,

 Чистит добела. (Зубная паста)»

-Молодцы! Загадки отгадали правильно. А теперь расскажите Васе, как надо правильно ухаживать за зубами. Ребенок надевает халат врача и рассказывает.

2 группа (по вопросам):

-Сколько раз в день надо чистить зубы?

-Нужно ли чистить зубы каждый раз после еды?

-Как правильно чистят зубы?

1 группа:

Зубы надо чистить не меньше двух раз в день, движениями вверх-вниз (показ на модели). Утром и вечером зубы чистят, а днем, после еды, надо обязательно полоскать рот от остатков пищи, чтобы во рту не было микробов, и не болели зубы.

ж) «Пришел Вася домой, побежал в ванную, но зубной щетки и пасты там не было. В стакане, где раньше они стояли, лежала записка: “Ушли искать защиты в царстве Мойдодыра”

Не плачь Вася. Мы очень любим приключения и новые знакомства, мы поможем тебе найти зубную пасту и зубную щетку. Давайте вместе отправимся по сказочной дорожке».

4.Физминутка.

-Пусть каждый возьмет лист бумаги и нарисует свой волшебный вид транспорта. Но только. Чтобы там были обязательно руль и педали. Дети рисуют, затем все вместе показывают.

2 группа рисуют один руль.

-Ну вот, теперь можно ехать: взяли руль в руки, повернули его вправо, а коленки влево; руль влево, а коленки вправо. А теперь очередь педалей: стоя на левой ноге, правой крутим педаль, стоя на правой ноге, левой крутим педаль. Ехали – ехали, куда – то приехали. Вот какой-то сундучок, а в нем задание: “Посчитайте, всем ли детям хватит зубных щеток. Чтобы почистить зубы?” (Дети считают, не хватает одной зубной щетки).

5.Продолжение изучения нового материала.

з) «Вася: - Не беда, подумаешь одной не хватает, можно ведь и поделиться».

Дидактическая игра: “Предметы индивидуального пользования”. (2 группа)

Дети классифицируют предметы на два стола: этими предметами можно делиться и предлагать друг другу, а это предметы индивидуального пользования, ими может пользоваться только тот, кому они принадлежат. Например: Зубная паста, зубная щетка, кукла, расческа, полотенце, машина, мячик, носовой платок, мыло и т. д. .

и) -Теперь можно двигаться дальше, но на поляне стало очень темно. Сожмите кулачки и раскрывайте пальцы рук, это у нас фары. Мигая ими, мы приветствуем жителей царства Мойдодыра. Осторожно! На дороге растет дерево, но оно какое-то странное вместо листьев таблички.

Дидактическая игра “Здоровые зубки”. При чтении табличек на дереве. Дети говорят, что необходимо для здоровья зубов. Если ответ правильный, звенит колокольчик, а если нет, он молчит. (1 группа)

-Кажется, мы успешно справились с этим заданием. А вот и наши беглецы.

«Вася видит свою зубную пасту и щетку. Очень радуется, просит у них прощения, что был так небрежен, жесток и неаккуратен с ними. Стал просить вернуться их домой. Зубная щетка и паста простили Васю и вернулись с ним домой. Они стали верными друзьями и теперь Вася каждое утро и вечер не забывает чистить зубы и желает своим друзьям доброго утра и спокойной ночи».

6.Физминутка.

-И нам пора возвращаться. Заводите свой волшебный транспорт и поехали, взяли руль в руки, повернули его вправо, а колени влево; руль влево, а колени вправо. А теперь очередь педалей: стоя на правой ноге, левой крутим педаль, стоя на левой ноге, правой крутим педаль.

7.Закрепление.

2 группа:

-Теперь ребята, вы знаете, как важно ухаживать за зубами. В умывальной комнате вешаем плакат, как правильно ухаживать за зубами.

1.Соблюдать правила употребления сладкой пищи.

2.Употреблять фрукты и овощи.

-Так почему морковь полезна для зубов?

3.Чистить зубы два раза в день.

4.Соблюдать технику чистки зубов.

1 группа:

-Для чего дети, нам нужны зубы? (Для пережевывания пищи, речи, красивой улыбки). Возьмите зеркала и посмотрите на свои зубы, расскажите о них. (1-2 рассказа).

8.Итог урока.

Демонстрация картинок:

девочка выдавливает пасту из тюбика;

девочка берёт зубную щётку;

девочка чистит зубы.

2 группа:

-Разложите картинки по порядку и составьте предложения.

1 группа:

-Повторите по памяти все предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития устной речи на основе изучения окружающего мира "Рыбы. Внешний вид. Среда обитания" с презентацией

Урок развития устной речи проведен в 4 классе коррекционной школы VIII  вида в рамках проведения семинара-практикума "Обучение и воспитание успехом". Урок проведен в форме деловой игры. На уроке ...

Конспект урока развития устной речи на основе знакомства с окружающим миром на тему "Посуда и уход за ней" 4-й класс.

Конспект урока развития устной  речи на основе знакомства с окружающим миром рассчитан на учащихся 4 класса  в специа...

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталостьТема урока...