Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком пятого года жизни с ДЦП с поражением нижних конечностей
статья по логопедии на тему

 

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком пятого года жизни  с ДЦП с поражением нижних конечностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком пятого года жизни  с ДЦП с поражением нижних конечностей

Тема: «Звук и буква У»

Цель:

Продолжать формирование элементарных представлений о речевых звуках,  о звуке [у], закреплять знания об органах артикуляции, уточнить произношение звука [у], учить слышать заданный звук изолированно, в слогах, в словах. Познакомить с буквой У. Продолжать учить составлять предложения с опорой на  картинку.

Коррекция слухового внимания на основе упражнений в узнавании и различении.

Коррекция зрительной памяти в упражнениях на запоминание. Коррекция  мышления на основе упражнений в конструировании и соотношении. Развитие просодической стороны речи и речевого дыхания в упражнениях на логопедическом тренажере «Дэльфа 142». Профилактика нарушений зрения в упражнениях для глаз.

Продолжать воспитывать потребность в общении, мотивацию к высказыванию.

Оснащение: логопедический тренажер «Дэльфа142», игрушка (улитка), символы для артикуляционной гимнастики, зеркало, предметные картинки со звуком [у] (утюг, удочка, улитка, паук, утка, уж, кубики, лук), буква У, бубен, дидактическая игра «Где спрятался звук [у]», дидактическая игра «Я умею читать по рисункам», дидактическая игра «Чего не стало».

Ход занятия:

Кинесиологическое упражнение «Перекрестные движения»: правую руку опустить на левое плечо, левую – на правое плечо, правой рукой взяться за левое ухо, левой рукой –за правое ухо, правую руку положить на левый глаз, левую руку на правый глаз (каждое упражнение повторить 3-4 раза).

Организационный момент. В гости пришла улитка Уля, педагог:

- Уля просит угадать ее любимый звук, послушав название картинок (утюг, удочка, кубики, лук) и определив одинаковый звук. Ребенок выделяет звук [у].

Характеристика звука. Педагог:

- Какой звук мы произнесли? Что делаю губы, когда мы произносим звук [у]? Что делает язык? Мешает ли что-нибудь произносить звук [у]? Включаем ли мы голос, когда произносим звук [у]?

Артикуляционная гимнастика. Педагог:

- Чтобы хорошо произносить звук [у], надо потренировать губы , щеки, язык. Послушай сказку о «Веселом язычке» и выполняй упражнения вместе со мной: «Жил был Веселый язычок, рано утром он спал в постельке (упражнение «язычок в постельке»), тут засветило ярко солнце и язычок улыбнулся («улыбка»), открыл свое окошко («окошко»), и выглянул на улицу («лопаточка»), потом он посмотрел по сторонам («часики»), и решил погулять. На улице он увидел качели и стал качаться («качели»), потом стал играть в футбол («футбол»), мама позвала домой помочь постряпать блинчики («месим тесто»), Веселый язычок наелся блинчиков и после обеда отправился в свою постельку («язычок в постельке»).

Произношение звука [у], с использование логопедического тренажера «Дэльфа 142».Упражнения для голоса и дыхания «Елочка», «Репка». Логопед:

- Предлагаю тебе порадовать улитку и зажечь на елочке свечки. Сейчас ты будешь длительно произносить звук [у], пока все свечки не зажгутся.

- Давай покажем улитке Уле, какие герои помогали дедушке вытаскивать репку. Для этого длительно произнесем слоги «му, бу, ду». Ребенок длительно произносит слог и на экране постепенно появляются все герои сказки и дед вытаскивает репку.

Выделение заданного звука из ряда гласных. Игра «Волшебный бубен». Педагог:

- Улитка Уля предлагает поиграть в игру на внимание –когда услышишь звук [у], стукни в наш волшебный бубен.

Знакомство с буквой У с использование логопедического тренажера «Дэльфа». Педагог:

У – с улиткою дружна,

Носит рожки, как она.

- Посмотри на эту букву. Обведи ее пальчиками. Выложи букву У из палочек, из скрепок. А теперь составим букву на компьютере. На экране –контур буквы, ребенок с помощью мышки перетаскивает и вставляет в контур части буквы.

Закрепление буквы. У на логопедическом тренажере «Дэльфа 142». Упражнение «Найди

букву У». В верхней части экрана – буква У. Ребенок должен выбрать из ряда букв (внизу экрана) букву, совпадающую с образцом и щелкнуть по ней мышью.

Зрительная гимнастика. Движения выполняются в соответствии с текстом.

Чтобы глаза наши зорче были,

Чтоб в очках нам не ходить.

Эти легкие движения предлагаю повторить:

Вверх посмотрим, вниз посмотрим.

Влево, вправо –побыстрей.

Удивимся- что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочки часов,

Проведем глазами дружно,

Ну, а дальше – будь здоров!

 Соотнесение звука и буквы. Дидактическая игра «Подбери картинки». Педагог:

- Улитка Уля очень любит играть в прятки. Вот и сейчас спрятала звук [у] в названиях картинок. Надо найти эти картинки и нарисовать дорожки к букве У. Ребенок проговаривает названия картинок (уж, дом, ус, сад, лук, кит), четко пропевая гласный звук, определяет слово с заданным звуком и соединяет линией картинку с буквой У.

 Произношение звука [у]  в словах в дидактической игре на внимание «Чего не стало?».

Педагог раскладывает перед ребенком предметные картинки: паук, кенгуру, суп, куст, муха, предлагает назвать и запомнить. Ребенок закрывает глаза, педагог прячет картинку. Ребенок должен угадать  - чего не стало.

 Закрепление звука и буквы У в предложениях. Дидактическая игра «Я умею читать по

рисункам». Педагог предлагает прочитать предложения в которых используется буква У и картинки (рис №1):

У утки утята.

У улитки удочка.

У паука паутина.

У куклы шуба.

У клоуна бубен.

 Итог занятия:

- Кто приходил к нам в гости? Какой любимый звук у улитки Ули? С какой буквой мы познакомились?

Использованная литература:

Сычева Г.Е. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников.- М.: Прометей, Книголюб, 2002. -96 с.

Косинова Е.М. От звука к слову. Логопедический практикум. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.- 120 с. – (Лучшие методики)

Школьник Ю.К., Золотарева Ю.Е. Учимся читать: Пособие для дошкольного обучения.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 128 с.

Логопедический тренажер «Дэльфа -142.1» для специальных 9коррекционных школ. Версии программного обеспечения 1.5 и 2.0: Практическое руководство. – М.: Дэльфа М, 2008. -129 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей на тему «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».

Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет; движения их более совершенны, они способ...

Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"

Рабочая  программа  коррекционного  курса  "Индивидуальные  коррекционные  занятия  по  литературному  чтению"...

Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"

Рабочая  программа  коррекционного  курса "Индивидуальные  коррекционные  занятия  по  математике"...