Семинар – практикум для родителей.
статья по логопедии по теме

 

Семинар – практикум для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей.

        Нетрадиционные методы и приемы ранней логопедической работы с детьми  страдающими  детским церебральным параличом.

Цель: систематизация  нетрадиционных  методов и приемов в сознании родителей,  у которых   дети страдают ДЦП.

Задачи: 1. Познакомить с нетрадиционными методами  и приемами логопедической работы.

               2. Организовать совместные проведения занятия  с использованием нетрадиционных    методов и приемов.

1. Известно, что у детей  с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений могут быть  различные формы дизартрии, спецификой  которых является  общность нарушений  речевой  и скелетной моторики с недостаточностью  кинестетического восприятия. Ребенок слабо ощущает, как положение своих конечностей, так и органов  артикуляции. Это способствует  проявлениям  общей  и артикуляционной диспраксии, что затрудняет  выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушение звукопроизношения. Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики при ДЦП проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью  нарушений функции рук. Эти данные определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка.

        В комплекс коррекционно – педагогической работы помимо основных  методов (логопедический массаж;  логопедическая лечебная физкультура;  дыхательные и голосовые упражнения, работа над звукопроизношением, лексико – грамматическим строением речи, ритмико – интонационной стороной речи) мы используем  и нетрадиционные методы и приемы. Ознакомимся с ними:

        1). Искусственная локальная контрастотерапия (И.Л.К.)  Данный метод основан на контрасте температур (Н.: ледяная крошка и теплая вода). Используем для пальцев рук, кистей, до   локтевого сустава на нижнюю часть лица. Проводится по 20 сеансов 2 раза в день. Время процедуры от 30 сек. до 5-7 мин. Основные задачи этого метода – понижение (нормализация) тонуса во всей речевой и пальцевой мускулатуре; подготовка артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук к активно, либо  к пассивно – активной гимнастике. Исключением для этого метода является гипотония. Проводиться с одним из родителей локальная контрастотерапия.

2.      2). «Пальчиковый бассейн» - представляет собой прямоугольные коробки с бортиками высотой около 10 см, которые заполняются  фасолью, гречкой или горохом, манной крупой слоем 6-8 см. Проведение пальчиковой гимнастики  в током «бассейне» способствует активизации  двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с  использованием этого тренажера  позволяют максимально  активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения. Демонстрируются несколько «пальчиковых бассейнов»  и проводятся упражнения.

        3). «Разноцветные прищепки». Этот прием заимствован  из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей  инвалидов в институте физкультуры г. Москва. Механическое  сдавливание подушечек пальцев  с использованием  разноцветных  прицепок направлено на активизацию незрелых клеток  коры головного мозга и может быть использовано  в сочетании  с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо  пальчиковой пассивно – активной  гимнастики. показаниями этого вида работ является: глубокие задержки психотерапевтического развития, личностные нарушения у детей с чертами инфантилизма, атонически – астатическая форма  ДЦП. Разработана  схема проведения этого, весьма эффективного вида работы,  продолжительность процедуры от 1-3 мин до 7-10 мин.:

1-3 дни – большой палец;

4-6 дни – большой и указательные пальцы;

7-9 дни – большой, указательный и средний пальцы.

Затем нагрузки снижаются  до минимальных по той же схеме. Такое  постепенное увеличение  и уменьшение нагрузки  помогает  адаптироваться  детям со слабостью контролирующей функцией коры  и низким порогом  включения охранительного торможения. если у ребенка возникают негативные эмоциональные реакции возбуждения, процедуру необходимо прекратить.  с одним из родителей проводится упражнение с прищепками.

        4). Логопедическая щетка «ежик». Рабочую поверхность  «ежика» можно изготовить из массажной щетки для волос.  Для этого  используется резиновая основа с деревянными зубцами. Площадь ее поверхности, по возможности, должна  соответствовать площади  поверхности ладони и пальцев ребенка. С помощью  многочисленных  точечных раздражителей мышц руки  получаем достаточно сильные и точные двигательные кинестезии. Это позволяет  успешно  использовать тренажер на занятиях логопедичекой лечебной физкультурой. Разработана целая система занятий с данным  тренажером  направлена на последовательные решения следующих задач:

3.   1). коррекцию личностных нарушений (инактивность, негативизма) и трудностей адаптации:

установление телесного контакта с ребенком;

воздействие системой сенсорных  стимулов  с одновременным вызовом адекватных эмоциональных переживаний;

           2). гашение тонических рефлексов, нормализация мышечного тонуса кистей рук;

           3). формирование ритма движений;

           4). формирование комплекса  двигательных, сенсорных  и речевых функций (слоговой анализ слова и звуковой анализ слова  на этом этапе не проводятся);

           5). развитие фонематического слуха и слуховой памяти, ритмико – интонационной  слоговой структуры слов.

     В упражнении используются  попеременные  и синхронные  движения обеими руками. В случае резкого ограничения подвижности рук логопед помогает ребенку, используя совмещенные действия.

        5). Пальчиковая  гимнастика  с элементами логоритмики. В ней  мы используем 3 основных комплекса упражнений:

        - на отведение, противопоставление пальцев;

        - на сопротивление;

        - на координацию.

        Данный вид упражнений обеспечивает  формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых функций, а так же тонких дифференцированные движений пальцев. Проводятся  с родителями упражнения с щеткой «ежик».

        Итак, значимость раннего комплексного воздействия  определяется  не только сроками созревания функциональной речевой системы, но и тем,  что первые два – три года жизни ребенка являются сензетивным периодом,  наиболее благоприятным  для проведения коррекционно – педагогической  работы. Поэтому все методы  и приемы, которые  основываются  на активном развитии сохранных функций и последовательном восстановлении  и формировании нарушенных функций должны комплексно применяться в логопедической работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематика консультаций и семинаров-практикумов для родителей 2 класс

Педагогическое просвещение с целью повышения педагогической компетентности родителей, оптимизация процесса обучения....

Тематика консультаций и семинаров-практикумов для родителей 4 класс

Педагогическое просвещение с целью повышения педагогической компетентности родителей, оптимизация процесса обучения....

Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».

    Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...

Семинар-практикум для родителей

Интегрированное занятие в подготовительной группе...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития речи младших школьников»

Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастикакак средство развития речи младших школьников» ....

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первоклассник"

Семинар - практикум для родителей будущих первоклассников проводится с элементами тренинга. Семинар направлен на привлечение родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе, расширение знаний...

Семинар-практикум для родителей младшей группы  "Играем пальчиками и развиваем речь"

Семинар-практикум для родителей младшей группы  "Играем пальчиками и развиваем речь"...