Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме

Горемыкина Ирина Николаевна

    Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащимися обсуждаются экологические вопросы, тема бержного отношения к природе,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_slova_3_klass.docx37.03 КБ
Файл slozhnye_slova_krasnaya_kniga.pptx662.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока-экскурсии для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание  сложных слов»

                 Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей  квалификационной категории  ГБОУ ЦПМСС  Калининского  района  Санкт-Петербурга   Горемыкиной Ириной Николаевной

Форма урока:  экскурсия в виртуальный зоопарк удивительных животных.        

Аудитория: учащиеся 3-его класса общеобразовательной школы с нарушением письменной речи, дизорфографией.

Цель:  Обобщение и систематизация знаний и  умений  учащихся.

Применяемые технологии: технология перспективно-опереживающего обучения, педагогика сотрудничества, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии,  арт-терапия (театр теней, конструирование картины, сценопластика).  

Задачи:                                                                                  

-   развивать навыки словообразования с помощью двух корней;        

-   развивать  слоговой анализ и синтез;                                                                                      

-   учить воспринимать мир целостно, чувствовать взаимосвязь предметов и событий;
-  развивать образное мышление,  внимание и память;

-  развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки;

-  развивать синтаксическую сторону речи;

-  учить подбирать однокоренные слова;
-  обогащать словарь за счет редко употребляемых слов;
-  вызывать интерес к животному миру Земли;

-  воспитывать чувство ответственности перед природой;

-  развивать познавательные способности, навыки контроля и самоконтроля;

Методические приемы:  наглядность (использование  карточек-таблиц, слайдов презентации, элементов театра теней), практическая  совместная деятельность, использование  игровых соревновательных ситуаций, совместная творческая деятельность, элементы арт-терапии)

Оборудование: индивидуальные карточки с информацией о животных,  карта континентов, флажки-булавки,  презентация,  мультимедийная аппаратура,   фланелеграф, плоскостные изображения .

Структура урока

  1. Организационный момент.

2. Психогимнастика с элементами релаксации и театра теней.

  1. Основная часть

  1. Формулирование темы занятия
  2. Виртуальный зоопарк редких животных
  3. Динамическая пауза – пластика животных.
  4. В мире животных – шарады и рифмованные загадки
  5. Арт-минутка «Носорог»
  6. Викторина «Великие изобретения, которые подсказала природа»

  1. Подведение итогов занятия.

Домашнее задание.

 Рефлексия.

                                                           Ход урока

Деятельность логопеда

         

Деятельность детей

 

 Оборудование

I. Организация начала урока.

1. Психогимнастика с элементами релаксации и театра теней

Здравствуйте, ребята! 

(Звучит музыка из передачи «В мире животных»)
- Я рада, что мы сегодня вместе. Сейчас я улыбнусь вам, и вы в ответ подарите мне ваши улыбки,  а теперь улыбнетесь друг другу.  Мы спокойны и доброжелательны! Мы все здоровы! Сложите ладони и представьте себе, как прорастает чудесное семечко. Пробиваясь сквозь толщу земли, росточек тянется к солнцу  и превращается в чудесный цветок дружбы и любви! Он качается на ветру, раскрывает лепестки, приглашает к себе в гости прекрасную бабочку. (театр теней) Наш цветок вырос на берегу ручья, а в нем плавают серебристые большие рыбы. К водопою приходят разные животные. (театр теней). Вот прискакали зайцы, а за ними козочки, следом идут волки. Никто никого не обижает, потому что расцвел цветок дружбы и любви.

 

Дети здороваются, повторяют за логопедом движения. Участвуют в представлении театра теней.

 Музыка, проектор.

 

II. Основная часть

  1. Формулирование темы урока

Сегодня, ребята,  мы с вами отправимся на экскурсию в виртуальный зоопарк удивительных животных и птиц! Среди них есть  животные, которые занесены в Международную Красную книгу. Как вы думаете почему?

Что, на ваш взгляд, влияет на уменьшение и даже вымирание этих животных? Что мы должны делать, для того чтобы положение улучшилось? Молодцы!

   У меня к вам есть предложение создать свою книгу под названием «Редкие сложные животные». Эта книга о животных, в названии которых два слова объединились в одно.

- Каких животных мы занесем в нашу книгу? Как называются слова с двумя корнями? Что их соединяет?

- Правильно, мы будем работать над правописанием сложных слов. Итак, я приглашаю вас в виртуальный зоопарк редких животных.

- Перед вами лежат карточки с информацией о том или ином животном, если вы видите изображение «своего» животного на слайде, значит вы как экскурсовод должны рассказать о животном (прочитать информацию) и показать его место обитания на карте.

(идет показ презентации, дети читают о животном, работают с картой, выделяют сложное слово, разбирают его по составу, подбираю однокоренные слова к частям сложного слова, идет работа над расширением словаря)

  1. Динамическая пауза – пластика животных

Наблюдая за зверями,

Повторим за ними сами!

Как котенок моет нос?

Как за ухом чешет пес?

Как рычит в ночи тигрица?

Как летают в небе птицы?

Это хобот у слона,

Это ушки у осла,

Поскакали как лягушки,

И присели на опушке.

Все движенья подарил

Нам животный чудный мир!

  1. В мире животных – шарады и загадки.

- Логопед загадывает детям шарады и загадки.

Шарады:

Первое – крякать может без конца,

А второе – часть лица,

Коль объединим их вместе,

Выйдет зверь нам всем известный.

Часть одна – сестра пчелы,

Без другого точно мы

Все не можем обходиться,

Вместе сложим – будет птица.

Часть лица мы вспоминаем,

Чем бодаться тоже знаем,

Вместе очень мощный зверь,

Догадались вы теперь.

Загадки:

Длинношеее животное

Ходит важно словно граф.

К нам из Африки далекой

В зоопарк попал …

У нее все сорок ножек

Очень мерзнуть без сапожек,

А в сапожках по дорожкам

Побежит …

Он всегда везде готов

Отыскать всех муравьев,

И подать их на обед

Очень любит…

  1. Арт-минутка

Логопед предлагает детям создать на фланелеграфе картину

(Изображение носорога состоит из частей, нужно собрать их в единое целое, добавить солнце, растения, чтобы получилась картина)

  1. Викторина «Великие изобретения, которые подсказала природа»

(логопед задает вопросы, предлагает выбрать из трех вариантов правильный ответ, разобрать слово по составу, подчеркнуть соединительную гласную)

Вопросы викторины:

  1. Что изобрел человек, наблюдая за полетом птицы?
  2. Какую идею подарили человеку водоплавающие птицы?
  3. Прообразом какого летающего аппарата стала стрекоза?
  4. Какое животное можно назвать миниэксковатором?
  5. Какой принцип строительства муравейника или термитника использовал человек?

III.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Вот и закончилась наша экскурсия в виртуальный зоопарк удивительных животных, птиц, насекомых. Мы записали их в нашу книгу. Смотрите, что у нас получилось.

-Теперь мы с вами знаем, что природа – это целый мир, который нужно беречь и оберегать,  которого всем нам можно и нужно учиться бесконечно.

  Мы узнали много новых сложных слов, тренировались разбирать их по составу, выделять соединительные гласные О и Е. Решали шарады, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины. Я очень рада, что провела это время с вами, а вы?

    Что вам понравилось на уроке?  Какое у вас настроения? Какие чувства вы испытывали на уроке?  Молодцы!

Домашнее задание – сделать кормушку для птиц, принести в класс.

    Наш урок закончен. До новых встреч!

- Потому что этих животных очень мало.

- Экологическая обстановка, деятельность человека и т.д.

- Беречь природу: не мусорить, не разводить костры в лесу, устраивать кормушки для птиц, помогать брошенным животным.

- Животных, в названии которых есть два корня.

- Сложные слова.

- О и Е.

 Ученики выполняют задания.

- Красноглазая древесница-лягушка

- Плащеносная ящерица

- Орлан-рыболов

- Одногорбый верблюд-дромадер

- Седлоклювый аист

- Черномордая верветка

- Броненосец

- Венценосный журавль

- Ученики повторяют движения за логопедом.

- Ученики разгадывают шарады и загадки. Ответы записывают в тетради, разбирают слово по составу. Придумывают с ним предложение.

- Утка.

- Нос.

- Утконос.

- Оса.

- Еда.

- Осоед.

- Нос.

- Рог.

- Носорог.

Ученики должны отгадать загадки, услышать в тексте загадки сложные слова, разобрать их по составу, выделить соединительную гласную, придумать предложение.

- Жираф.

- Сороконожка.

-Муравьед.

Ученики выполняют задание.

- Самолет.

- Пароход, теплоход.

- Вертолет.

- Землеройку.

- Многоэтажность.

- Дети отвечают на вопросы.

(кормушки повесить на следующий день)

Слайд № 4

Слайд № 5

Карточки с текстом.

Слайды № 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.               .

Слайды №  14, 15, 16                  с изображением животных и птиц.

Слайд № 17, 18, 19

Фланелеграф, плоскостные изображение носорога, солнца, растений.

Слайды № 20, 21, 22, 23, 24.

Слайд № 25

Показать образец кормушки из упаковки из-под молока.

Приложение: Карточка № 1

        С помощью своих выпученных глаз, красноглазая древесница отпугивает врагов, как бы говоря: «Не тронь меня! Я ядовита!» Обитает во влажных тропических лесах Центральной Америки

Карточка № 2

       При опасности  плащеносная ящерица открывает пасть и оттопыривает свой ярко окрашенный воротник,   становится на задние лапы, производит шипящие звуки и бьёт хвостом по земле. Таким образом, ей удаётся казаться опаснее и крупнее, чем она есть. Родиной плащеносной ящерицы является северо-запад Австралии и юг Новой Гвинеи. Там она обитает в сухих лесах и лесостепях.

Карточка № 3

       К роду орлан относится восемь видов птиц, распространенных в разных районах земного шара (кроме Южной Америки). Селиться орланы-рыболовы предпочитают поблизости от водоемов – как вдоль морских побережий, так и по берегам озер и крупных рек. Эта особенность отражена в их английском названии – sea eagles – морские орлы. Здесь, на водоемах, эти птицы добывают свою основную пищу – рыбу.

Карточка № 4

         В современном мире дромедар распространён во многих регионах Азии и Африки как домашнее животное для перевозки грузов или верховой езды. Приспособленность к засушливому климату позволяет одногорбым верблюдам жить в пустынных регионах. Они в состоянии обходиться долгое время без воды, умея сохранять её в больших количествах в своём теле.

Карточка № 5

       Седлоклювый аист получил своё название за то, что на его клюве есть толстый кожистый нарост, по форме напоминающий седло. Седлоклювые аисты живут парами на Белом и Голубом Ниле, распространены на западе и юге Африки. Обитают на берегах рек, на болотах.

Карточка № 6

      Черномордая верветка - красавица-мартышка, когда она сердится, то скалит зубы. Живет верветка в Африке.

Карточка № 7

     Девятипоясный броненосец покрыт твердой чешуей от головы до хвоста. Броненосцы обитают на нашей планете со времён динозавров, правда, с тех пор они сильно измельчали. Так, на американском континенте были найдены окаменевшие остатки предка броненосца глиптодона размером с носорога. Обитают в Южной, Центральной и на юге Северной Америки.

Карточка № 8

Венценосный журавль - крупная птица из семейства настоящих журавлей, ведущая оседлый образ жизни в Западной и Восточной Африке. Он записан в Международную Красную книгу. У самца венценосного журавля на голове корона из золотистых, ярких перьев. С помощью короны он завлекает самочек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку-экскурсии в зоопарк учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением здоровье сберегающих технологий и ЭОР «Правописание сложных слов» Автор-составитель: учитель-логопед высшей квалификационной категории ГБОУ ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга Горемыкина Ирина Николаевна

Слайд 2

Форма урока: виртуальная экскурсия в зоопарк редких животных Аудитория: учащиеся 3-го класса общеобразовательной школы с нарушением письменной речи, дизорфографией . Цель: Совершенствовать навыки правописания сложных слов.

Слайд 3

Задачи: - развивать навыки словообразования с помощью двух корней; - развивать слоговой анализ и синтез; - учить воспринимать мир целостно, чувствовать взаимосвязь предметов и событий; - развивать образное мышление, внимание и память; - развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки; - развивать синтаксическую сторону речи; - учить подбирать однокоренные слова; - обогащать словарь за счет редко употребляемых слов; - вызывать интерес к животному миру Земли; - воспитывать чувство ответственности перед природой; - развивать познавательные способности, навыки контроля и самоконтроля;

Слайд 4

Мысль о создании Красной книги появилась в конце пятидесятых годов в кругах ведущих ученых - природоохранителей , объединившихся в Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Первоначально книга задумывалась как книга учета видов животных (позднее и растений), оказавшихся под угрозой исчезновения. Нужно было привлечь внимание международного сообщества и правительств отдельных стран к состоянию природы, сигнализировать о необходимости срочных мер по спасению исчезающих животных и растений, мест их обитания.

Слайд 5

Книга «Редкие сложные животные»

Слайд 6

Красноглазая древесница-лягушка

Слайд 7

Плащеносная ящерица

Слайд 8

Орлан-рыболов

Слайд 9

Одногорбый верблюд-дромадер

Слайд 10

Седлоклювый аист

Слайд 11

Черномордая верветка

Слайд 12

Броненосец

Слайд 13

Венценосный журавль

Слайд 14

УТКОНОС - водоплавающее млекопитающее, обитающее в Австралии. Это уникальное животное является одним из символов Австралии; оно изображено на реверсе австралийской монеты в 20 центов.

Слайд 15

ОСОЕД — дневной хищник семейства ястребиных отряда соколообразных . Птица средних размеров, размах крыльев около 1,2 м. Распространён на большей части Европы и на западе Азии, на Восток — до Алтая. В целом довольно редкая птица. Наиболее обычен в средней и южной тайге.

Слайд 16

НОСОРОГОВЫЕ — семейство непарнокопытных млекопитающих, содержащее пять современных видов, распространённых в Африке и Азии.

Слайд 17

ДЛИННОШЕЕЕ, ЗООПАРК

Слайд 18

СОРОКОНОЖКА

Слайд 19

МУРАВЬЕД

Слайд 25

Книга «Редкие сложные животные» Носорог Землеройка Утконос Муравьед Осоед Сороконожка Броненосец

Слайд 26

М О Л О Д Ц Ы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки в начальной школе и здоровье сберегающая технология В. Ф. Базарного ч. 1

Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно без вреда для здоровья, делает необходимым поиски новых методик преподавания, основывающихся н...

Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Интегрированный урок  по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"  Тема игры "Великие люди России". И...

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.С помощью нетрадиционных уроков можно решить ...

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения

Учебно - методическая статья на тему "Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС "...

«Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения иностранному языку»

использование нетрадиционных форм урока на уроках иностранного языка...

Применение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения младших школьников

Применение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...