Уроки в начальной школе и здоровье сберегающая технология В. Ф. Базарного ч. 1
методическая разработка (математика, 1,2,3,4 класс) по теме

Гизатулина Начия Аминовна

Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно без вреда для здоровья, делает необходимым поиски новых методик преподавания, основывающихся на физиологических возможностях растущего организма. Для педагога важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться им в целях расширения функциональных возможностей, повышения работоспособности детей, укрепления их здоровья. В данной работе речь пойдёт о здоровьесберегающей технологии профессора В. Ф. Базарного. Мне хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по данной технологии. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течении урока. Стоя- за конторкой, а сидя -за партой. Вместо сухих страниц учебника – экологические учебники русского языка, математики, природоведения и др. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу,- поиск необходимой информации на большом расстоянии. Это применение зрительных меток, сенсорно- моторных тренажёров. Внедрение коллективных и индивидуальных тренажёров, повышает активность различных органов чувств ребят, заставляющих их быть всё время в действии. Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты размещаются на максимально возможном удалении от детей. Данная методика не затрагивает принципиальных положений содержания педагогического обучения. Она касается лишь физиолого-гигиенических аспектов оптимизации зрительного восприятия и режимов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_na_sayt.docx938.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 3»

Уроки в начальной школе

и

здоровьесберегающая технология профессора В. Ф. Базарного

 

Гизатулина Начия Аминовна,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ № 3»,

ул. Титова, 19,

г. Салехард, ЯНАО

Салехард

2006

Здоровье и школа.

                                                Когда нет здоровья, молчит мудрость,

                                               не может расцвести искусство, не играют силы,

                                                бесполезно богатство, и бессилен разум.

Геродот

     На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.  

      Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.

     Современная школа непосредственно с решением образовательных задач призвана решать задачи повышения работоспособности и укрепления здоровья учащихся, особенно младших классов, а из них первоклассников и учащихся с ослабленным здоровьем. Призвана,  правильно с физиолого-гигиенических позиций, организовывать индивидуально-дифференцированный подход к детям с отклонениями в состоянии здоровья.

        В наши дни всё это особенно важно, поскольку значительная часть детей приходит в первый класс с отклонениями в состоянии здоровья. Школа должна принимать меры, направленные на оздоровление ослабленных детей. Эту проблему, возможно, решить безболезненно и эффективно, реализуя комплекс психолого-педагогических и физиолого-гигиенических мер в общеобразовательном учреждении, направленных на сохранение здоровья детей.

       По мнению специалистов, причина многих заболеваний – недостаток движений. Всё это приводит к тому, что учащиеся в процессе чтения и письма пребывают в хроническом сенсорно – моторном, психоэмоциональном  и нервно – вегетативном напряжении. Отмеченные виды напряжённости угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно – сосудистых, нервных расстройств. К тому же всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость. Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Умственная же работоспособность  и успешность овладения детьми школьной программой напрямую зависит от показателей здоровья. Тем более что с каждым годом число детей – первоклассников, имеющих различные патологии, увеличивается. Та же ситуация прослеживалась и моём классе. Из 23 учащихся  имелись те или иные заболевания, некоторые из них (15чел.) состояли на диспансерном учёте у специалистов (психоневролога, окулиста, лора, ортопеда). Да ещё за годы учёбы в школе количество здоровых школьников снижается.

      Поэтому передо мной встали вопросы: как помочь ребёнку быть физически здоровым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия? Пытаясь ответить на данные вопросы, я в составе членов творческой группы, приняла участие в эксперименте «Коррекция здоровья   школьников немедикаментозными методами при непрерывном учебно-воспитательном процессе в условиях Крайнего Севера». Результаты данного эксперимента были оформлены и представлены на окружной конкурс «Школа – территория здоровья». Данная работа по использованию здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного была удостоена диплома 1 степени. Закончив работу в рамкам эксперимента, я продолжаю использовать в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающую технологию В. Ф. Базарного.

      В чём же суть данной системы обучения и воспитания? На этот вопрос так отвечает автор этой методики, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера, профессор В. Ф. Базарный: «Наша задача: сохранить  и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Для   её решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в эти учреждения. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы  - режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение занятия, урока. Вместо сухих страниц учебника – экологические буквари. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прокован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Внедряем разработанные системы коллективных и индивидуальных тренажёров, повышающих активность различных органов чувств ребят, заставляющих их быть всё время в действии».

    Владимир Федорович считает, что через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе. Вот поэтому мы возвращаем детям весь диапазон запахов, звуков, цвета…детей поддерживаем на волне эмоциональной активности и естественного интереса…».  

     Что собой представляет эта методика?  В. Ф. Базарный предложил техническое решение, позволяющее сохранить существующую мебель, внедрить методику динамических поз, возвратиться к оптимальной для зрительного труда наклонной рабочей поверхности и решить такую важную для здоровья детей проблему, как соответствие школьной мебели росту учащихся. 

Первое, что я   сделала  – это заменила традиционную противоестественную рабочую позу школьников (в положении “сидя”), негативно влияющую на их физическое, психическое и духовное развитие.  На традиционные столы добавила приставку в виде удобной конторки и приучила  детей        работать в разных позах “стоя - сидя”. Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине учебного стола. Это позволяет, чтобы один ученик работал за конторкой, а второй сидел за свободной половиной стола. Учащиеся, поочерёдно меняясь местами, работают часть урока, то стоя, то сидя.P1010150

 Я планирую уроки с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из одного положения в другое.класс 006

Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим                         позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы "стояние-сидение" через каждые 15 минут. Однако  главным здесь оказалась не столько продолжительность пребывания в таком положении, сколько факт смены позы.  В позе “стоя” ребята стоят на массажных ковриках.

     Организация обучения в режиме «динамических поз» позволила достичь следующих результаты:

      Из анализа видно, что уменьшилось число детей с незначительным нарушением осанки и выраженным нарушением. Из  числа учащихся занимающихся в данном режиме «динамических поз» ухудшений не наблюдается, наоборот, улучшился показатель у двух учащихся   до незначительных нарушений, у одного до нормы.

       

     Для расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно- образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках применяется специально разработанный «Экологический букварь» (экологическая картина - панно). С интересом проходит работа у экологического панно, расположенного на одной из стен кабинета. Оно меняется с наступлением каждого времени года. Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты размещаются на максимально возможном удалении от детей. При таком режиме занятий сохраняются пространственно - метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия как основа для гармоничного формирования не только собственно функций зрения, но  и высших психических отражательных способностей. Такой режим способствует активации зрительного сосредоточения вдаль, формированию навыка целостного восприятия изучаемого объекта, слогов, слов и т. д.  Это обстоятельство способствовало формированию ассоциативного, то есть наиболее экономного режима восприятия, поддержанию гармоничного развития пространственно - метрических функций зрительного восприятия, чувства локализации в пространстве, глубинного и стереоскопического зрения, остроты зрения. Максимальный размер шрифта от 1 до 5 см, цвет подбирается из учёта его психологического воздействия на ребёнка.класс 008

Цвет

Психологическое воздействие

Белый

Ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему

Чёрный

В небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли

Коричневый

В сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию

Красный

Возбуждает, раздражает

Голубой

Ухудшает настроение

Зелёный

Улучшает настроение, успокаивает

Жёлтый

Тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение

 

Экологическое панно на различных этапах уроках я использую по своему усмотрению. Например, на уроке русского языка по теме: «Имя прилагательное» - на этапе закрепления ребятам было предложено с помощью словосочетаний на карточке и слов на экологическом панно составить предложения, так чтобы получился рассказ.

     Голубые холмы

      - А сейчас возьмите карточки и пройдите к экологическому панно.

     - Какие словосочетания можно дополнить словами с панно, чтобы получились предложения?

          На уроке математики, на этапе повторения при решении задачи я предложила  ребятам найти соответствующую краткую запись. На панно были прикреплены несколько видов краткой записи. Ребята должны были найти нужную краткую запись, доказать свой выбор. Затем пройти на свои места, записать краткую запись и решить задачу.

          Экологическое панно с разнообразными заданиями я применяю и на других уроках.

          Важнейшая особенность уроков в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих учащихся заданий. Для этого на уроках я

   применяю сенсорно-моторный тренаж. Эта методика представляет важные эмоционально-мотивационные факторы, повышающие не только физическую, но и психическую активность детей на уроках.  На крестах располагаю сюжетный комплекс “времена года» (или другой сюжет). Под каждой картинкой помещаю в соответствующей последовательности  одну из цифр: 1 - 2 - 3 - 4. Дети, находясь в положении свободного стояния, под мою команду   фиксируют взгляд по очереди на соответствующей  данной цифре картинке. При этом они совершают синхронно-сочетательные движения глазами, головой и туловищем. P1010147

     При выполнении задания изображённом на фотографии  учащимся необходимо  среди выражений, расположенных на крестах, которые я привожу во вращательные движения, найти выражения с определённым ответом. Результатами таких упражнений с использованием методики  подвижных сенсорно-координаторных тренажей, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации.  Задания для этого вида тренажёров я использую разнообразные. Например, на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное».класс 007

-  На доске записаны слова. Что это за части речи?

голуб….

колюч…

душист..

лесн…

   

- К каждому из слов подобрать подходящие по смыслу имена существительные, которые расположены на подвижных «сенсорных крестах».

             1. перелеска            2. ландыш

  3. медуница        4. кактус

   Организую обучение в условиях расширения зрительно–пространственной активности – работу с расположенными на стенах классной комнаты «зрительными метками».   Этот приём создаёт предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц.      сканирование0001

   

     Ручное подвижное наборное полотно, способствующее расширению зрительно-пространственной активности. На данной фотографии я с помощью ручного наборного полотна, находящегося в движении, проверяю домашнее задание: прочитайте новые слова, которые встретились в произведении и объясните их значение. Также провожу картинные словарные диктанты, арифметические диктанты.класс 003

Данное ручное подвижное наборное полотно так же позволяет мне переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый алгоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции. Эту логопедическую дорожку, шаговый ритм я использовала при обучении детей чтению. Ученик,  держа в руках ручное подвижное наборное полотно с печатным текстом на расстоянии вытянутой руки, читает  текст по слогам, идя по кругу так, чтобы  на  каждый шаг приходился один слог.

   Для этой же цели и отработки навыков правильного чтения использую дидактическую дорожку. С правой и с левой стороны классной комнаты на уровне глаз учащихся располагаю дорожки, на которых набрано предложение, разбитое на слоги.

    - Встали. Читаем на логопедической дорожке.

                     Бе            рё

                     зо            ва

                     я              ро

                     ща           вес

                     ной          о

                     жи           ва

                     ет.

       Особое негативное воздействие на психическое самочувствие и активность детей оказывает комплекс условий закрытых помещений и ограниченных пространств, угловато-прямоугольные конструкции учебной комнаты, сенсорная обеднённость школьной среды, зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения. С целью смягчения предложена методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов – “СУС”. Дети, под руководством учителя, фиксируя взором траектории, учатся “обходить” схемы – траектории, а затем “оббегать” глазами сверху – вниз, слева – направо, по часовой и против часовой стрелки, по восьмёрке.Document

   

      Использование данных методик по организации работы в условиях расширения зрительно – пространственной активности позволило достичь следующих результатов:

        Результаты данного анализа показывают, что во втором  классе увеличилось число учащихся с плохим зрением. Это объясняется тем, что обновился количественный состав класса. В третьем классе при этом же составе учащихся наблюдается улучшение остроты зрения – у одного учащегося оно пришло в норму. У остальных учащихся, благодаря гимнастике для глаз, схеме универсальных символов, использованию «сенсорных крестов», ручного подвижного полотна в течение всего учебного года, сохранилась прежняя острота зрения, ухудшений не наблюдается.

       Изучив данные о физиологической возможности, заболевания каждого ребёнка  я провожу дифференцированные физминутки. Каждый ребёнок или группа детей по имеющейся у них инструкторской карте в течение 1,5 -2 минут выполняют на уроке определённый комплекс упражнений.

  • Упражнения для профилактики плоскостопия.
  • Упражнения для глаз.
  • Упражнения для улучшения осанки.
  • Точечный массаж.
  • Упражнения для развития мелкой моторики рук.

С помощью таких приёмов развиваются зрительно – моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно – цветовая функция.P1010130

     Систематическое применение на уроках точечного массажа, дыхательной гимнастики, соблюдения санитарно –гигиенических норм, использования

увлажнителя и аэронизатора воздуха, проведения курсов фитотерапии (осенью и весной), зарядки,

сеансов БОС – Дыхания способствовали тому, что ребята меньше болеют простудными заболеваниями.

 Об этом свидетельствуют следующие данные.

        Из анализа мы видим, что число ребят болеющих простудными заболеваниями не такое уж большое (от 2 до 5 чел.). Сократилось и время течения болезни (от 14 до 5 дней).

      Итак, здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного, технология здорового раскрепощённого развития детей даёт положительные результаты. У детей, занимающихся в режиме «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» значительно улучшает состояние здоровья в целом, улучшается образно – сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Эти дети болеют очень редко. Кроме того эти учащиеся отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждений, у них укрепляются и развиваются внимание, память, воля, возрастает объём усваиваемого на уроках учебного материала. У них хорошо развить творческое воображение. Наконец для таких детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собранны. Всё описанное выше оказывается возможным потому, что благодаря  природосообразным, раскрепощающим детей образовательным технологиям включаются скрытые резервы человеческого организма, которые при обычных школьных условиях и факторах используются с очень малым КПД или даже просто заглушаются, подавляются. Кроме того, в результате специальных эмоционально –чувственных и психомоторных тренингов и упражнений у детей в структурах искалеченного предыдущим «воспитанием» мозга, отвечающих за те или иные психические функции, восстанавливаются природные нейродинамические модели и замещают прежние, дефектные. Этим объясняются достигаемые результаты.  

      Для меня, учителя работающего по системе В. Ф. Базарного не существует проблемы учебной дисциплины, поскольку детям интересно учиться. Несмотря на большую предварительную подготовку и большую активность учителя во время урока, я испытываю творческий подъём и вдохновение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии профессора В. Ф. Базарного

Проблемы здоровья в последнее время занимают большое место в учебно-воспитательном процессе....

Структурирование учебного материала на уроках математики в начальной школе в рамках здоровье сберегающих технологий

Об оптимальном распоожении учебного материала во время урока и на классной доске....

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе в переходе на ФГОС

Технологии здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности...

Уроки в начальной школе с элементами здоровьесберегающих технологий

Материал - анализ открытого урока содержит в себе некоторые рекомендации для педагогов....

Статья "Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе на основе методики Базарного В.Ф."

        Технология Базарного - включает в себя основу телесной вертикали и телесно-моторную активность,  режим смены динамических поз,  реализацию специальных...

Здоровье сберегающие технологии на уроках начальной школе.

Анализ применения здоровье сберегающих технологий на уроках и во внеурочное время....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий.

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через  использование инновационных технологий». Цель: найти эффективные способы активизации и способствов...


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

Действительно данная методика приносит большие результаты,ведь сохранить здоровье наших детей и является самой важной и неотъемлемой работой учителя начальных классов.
Семёнова Татьяна Евгеньевна

Очень много про конторки читала и хотела бы это использовать в своем классе, т.к. у меня мальчики. Про раздельное обучение , кстати, у Базарного я много полезного  вычитала. А Вы не в раздельном обучении?

Гизатулина Начия Аминовна

Татьяна Евгеньевна, у нас не раздельное обучение. Я уже с третьим набором работаю по этой технологии. Нравиться.