Здоровье сберегающие технологии профессора В. Ф. Базарного
презентация для интерактивной доски по технологии по теме

Суманева Вера Васильевна

Проблемы здоровья в последнее время занимают большое место в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bazarnyy.ppt1.55 МБ
Microsoft Office document icon bazarnyy.doc677 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование на уроках здоровье-сберегающих технологий профессора В.Ф. Базарного Российская Федерация Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья , специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 7 вида г. Павловский Посад Московской области Составила учитель начальных классов Суманева В.В.

Слайд 2

«ЗДОРОВЬЕ—это резервы сил: иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а возвращаются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика» -В.Ф.Базарный

Слайд 3

школа выпускает в жизнь: -с нарушением осанки 60% -близорукие 40%-50% -нервно-психические отклонения 30%

Слайд 4

Метод В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это здоровье-сберегающая технология , которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, прошла практическую апробацию в течение 30 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно- эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат .

Слайд 5

Благодаря данной технологии достигается: Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. Психологический комфорт в образовательном учреждении. Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.

Слайд 6

К основным методам и приемам, используемым в здоровье-сберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся: 1.Режим динамической смены поз 2.Схема зрительно-двигательных траекторий 3. Сенсорно-координаторные тренажёры ( офтальмотренажёры)

Слайд 7

Режим динамической смены поз: За основу здравоохранительной системы В.Ф.Базарного принят режим меняющихся поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя». Это один из немедикоментозных методов коррекции здоровья воспитанников.

Слайд 8

Настольная конторка — одна из основных здоровьесберегающих технологий профессора В.Ф.Базарного.

Слайд 9

Смена динамических поз

Слайд 10

поза (сидя) поза (стоя)

Слайд 11

Режим «динамической смены поз» укрепляет позвоночник-основу энергетики человеческого организма, повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Слайд 12

схема зрительно-двигательных траекторий

Слайд 13

сенсорно-координаторные тренажёры (офталъмотренажёры)

Слайд 14

Цель этих тренажей: предупреждение близорукости и нарушения осанки В различных участках классной комнаты фиксируются ( подвешиваются) привлекающие внимание яркие, сигнальные метки. Это могут быть игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуется в равноудаленных участках комнаты, например: в четырёх углах потолка.

Слайд 15

В результате подобных упражнений развивается чувство общей и зрительной координации, ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации. Учащиеся становятся зоркими, внимательными. Гимнастика для глаз улучшает не только зрение, но и тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат

Слайд 16

Раскрепощение телесной вертикали и режима динамических поз в основе построения учебного процесса учащихся способствует улучшению каллиграфических навыков

Слайд 17

Каллиграфия учащихся 4 класса

Слайд 18

Класс, обучающийся в режимах сенсорного и психомоторного раскрепощения находится в наиболее выгодном положении за счёт построения учебной работы с детьми в режиме динамических поз, расширения зрительной и двигательной активности. Использование динамических поз в учебном процессе повышает уровень физического и психического развития детей с ОВЗ, сохраняет здоровье, а также является одним из условий для построения занятий в режиме диалога и коллективного сотрудничества.

Слайд 19

Что даёт технология В.Ф.Базарного? 1.Гарантированный, фиксирующий результат улучшения здоровья учащихся. 2.Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. 3.Психологический комфорт в образовательном учреждении. 4.Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза, плоскостопия и другой сугубо патологии. Здоровье-сберегающие технологии профессора В.Ф.Базарного апробированы , дают хорошие результаты в укреплении здоровья и развития детей.



Предварительный просмотр:

«Использование на уроках здоровьесберегающих   технологий профессора В.Ф.Базарного для учащихся с ОВЗ

  (учитель начальных классов Суманева В.В.)

       

(СЛАЙД 1Использование на уроках          здоровьесберегающих   технологий профессора В.Ф.Базарного для учащихся с ОВЗ

  (учитель начальных классов Суманева В.В.)

                      Что такое здоровье?

«ЗДОРОВЬЕ»--это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Профессор В.Ф.Базарный сказал так: (СЛАЙД 2 )ЗДОРОВЬЕ—это резервы сил: иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а возвращаются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика»

Сегодня проблема здоровья детей одна из основных в нашей стране.

Из млн. относительно здоровых детей, приходящих в 1-й класс, уже через несколько месяцев у каждого четвёртого из них фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, школа (СЛАЙД 3) выпускает в «жизнь» с нарушениями осанки 60% своих питомцев, 40%-50% близорукими, 30% с нервно-психическими отклонениями.

 Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу—это та база, которая, во многом, определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет. Именно поэтому учителю важно знать, как правильно организовать учебный процесс школьника, чтобы сберечь его здоровье.

                                                -1-

При обучении детей с ОВЗ, имеющих ослабленную память, неустойчивое внимание, импульсивную, недостаточно целенаправленную деятельность, низкую работоспособность, эта проблема становится ещё более актуальной.  Учащиеся этой категории требуют особого подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

 Поэтому  я обратилась к работам Московского института дефектологии по совершенствованию мелкой моторики у детей ОВЗ, к исследованиям, проведённым на базе НИИ медицинских проблем Севера под руководством доктора медицинских наук профессора В.Ф. Базарного . 

(СЛАЙД 4)  Метод В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это здоровье-сберегающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, прошла практическую апробацию в течение 30 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат .

 (СЛАЙД 5) Благодаря данной технологии достигается:

--Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.

--Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

                                                       -2-

--Психологический комфорт в образовательном учреждении. 

-- Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.

К основным методам и приемам,  (СЛАЙД 6) используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

1.Режим динамической смены поз

2.Схема зрительно-двигательных траекторий

3. Сенсорно-координаторные тренажёры ( офтальмотренажёры)

               Рассмотрим более подробно каждый из них.

(СЛАЙД  7)1.Режим динамической смены поз:

 На основании многочисленных исследований В.Ф.Базарный считает самой вредной  для  здоровья  сидячую  позу:   сдавлены  лёгкие,  хуже работают сосуды, питающие головной мозг, сжат шейный симпатический ствол. 

За основу здравоохранительной системы В.Ф.Базарного принят режим меняющихся поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя». Это один из немедикоментозных методов коррекции здоровья воспитанников.

 В.Ф.Базарный предложил техническое решение, позволяющее сохранить существующую мебель, внедрить методику динамических поз, возвратиться к оптимальной для зрительного труда наклонной рабочей поверхности. Было решено лишь разработать приставку к столам в виде удобной настольной конторки—(СЛАЙД 8) одна из основных здоровьесберегающих технологий профессора Базарного.

   

                                                              -3-

В моём учебном кабинете были установлены конторки (высокая призма с наклоном). Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам (СЛАЙД  9) наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы «сидя» (СЛАЙД 10) , «стоя» через каждые 15минут. За урок получается 2-3 раза смена поз. По мере адаптации к такому режиму у детей возникает внутренняя потребность к занятиям в положении «стоя». Многие из учащихся предпочитают уже заниматься в режиме телесной вертикали большую часть урока. В смене поз принципиально важным является свобода выбора. Это самый главный момент режима динамических поз.

«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.

Режим  (СЛАЙД 11) «динамической смены поз» укрепляет позвоночник---основу энергетики человеческого организма,  повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

                                                   -4-

2. 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. В связи с этим , учитывая особенности детей с ОВЗ для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования с я использую в своей работе гимнастику для глаз, разработанную группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного специально разработанную схему зрительно- двигательных траекторий В.Ф.Базарного. (СЛАЙД  12)

С помощью стрелок указаны основные траектории по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультурных минуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелке, по восьмёрке. Каждая траектория изображается разным цветом.

Это делает схему яркой  и привлекает внимание. Упражнения выполняются коллективно и только стоя.

3. (СЛАЙД 13) Следующая технология В.Ф.Базарного—это использование сенсорно-координаторных  тренажей (офталъмотренажёры), упражнения ,сочетающие в себе движение глазами, головой и туловищем. Движение выполняется в  « позе  стоя»

  (СЛАЙД14 )  Цель этих тренажей: предупреждение близорукости и нарушения осанки. В различных участках классной комнаты фиксируются ( подвешиваются) привлекающие внимание яркие, сигнальные метки. Это могут быть игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуется в равноудаленных участках комнаты, например: в четырёх углах потолка. Под счёт « раз-два-три-четыре» дети поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках при этом они совершают синхронные движения глазами, головой и туловищем. Продолжительность выполнения упражнений 1,5-2минуты.

                                                                  -5-

С целью повышения эффективности этих упражнений по активизации чувства координации и равновесия их следует выполнять только в положении стоя.      (СЛАЙД 15)В результате  подобных упражнений развивается чувство общей и зрительной координации, ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации. Учащиеся становятся зоркими, внимательными. Гимнастика для глаз  улучшает не только зрение, но и тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат

 

 Раскрепощение телесной вертикали и режима динамических поз в основе построения учебного процесса учащихся способствует

(СЛАЙД 16)  улучшению каллиграфических навыков. (СЛАЙД  17)

     Класс, (СЛАЙД 18)  обучающийся в режимах сенсорного и психомоторного
раскрепощения. находится в наиболее выгодном положении за счёт
построения учебной работы с детьми в режиме динамических поз,
расширения зрительной и двигательной активности.

Дети занимающиеся в режиме динамической позы, отличаются
раскрепощённостью, повышенной работоспособностью, становятся более спокойными и уравновешенными.

Использование динамических поз в учебном процессе повышает уровень физического и психического развития детей с ОВЗ, сохраняет здоровье, а также является одним из условий для построения занятий в режиме диалога и коллективного сотрудничества.

                                         

                                               -6-

                                     

                                                ВЫВОД

(СЛАЙД  19)   Что дают технологии В.Ф.Базарного?

1.Гарантированный, фиксирующий результат улучшения здоровья учащихся.

2.Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

3.Психологический комфорт в образовательном учреждении.

4.Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервнопсихических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза, плоскостопия и другой сугубо патологии.

Здоровье-сберегающие технологии профессора В.Ф.Базарного апробированы , дают хорошие результаты в укреплении здоровья и развития детей.

                                         -7-

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки в начальной школе и здоровье сберегающая технология В. Ф. Базарного ч. 1

Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно без вреда для здоровья, делает необходимым поиски новых методик преподавания, основывающихся н...

Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровье сберегающих технологий.

Здоровье человека - это актуальная тема на все времена. Правильное отношение к здоровью надо начинать с раннего детства....

Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.

Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся  улучшить качество жизни с точки зрения ...

Статья "Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе на основе методики Базарного В.Ф."

        Технология Базарного - включает в себя основу телесной вертикали и телесно-моторную активность,  режим смены динамических поз,  реализацию специальных...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.

Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся  улучшить качество жизни с точки зрения ...