Главные вкладки

    Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
    план-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме

    Горемыкина Ирина Николаевна

           Интегрированный урок  по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"  Тема игры "Великие люди России". Интегрируемый предмет "Окружающий мир". Коррекционная цель логопедического занятия: предупреждение и устранение дизорфографии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл slozhnye_slova_4_klass.docx33.52 КБ
    Файл slozhnye_slova_-_istoriya_rossii.pptx508.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание  сложных слов»

                     Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей  квалификационной категории  ГБОУ ЦПМСС  Калининского  района  Санкт-Петербурга   Горемыкиной Ириной Николаевной

    Форма урока:  Интеллектуальная игра «Кто? Где? Когда?» Тема игры: «Великие люди России»        

    Интегрируемый урок: Окружающий мир.

    Аудитория: учащиеся 3-4-го класса общеобразовательной школы с нарушением письменной речи, дизорфографией.

    Цель:  Совершенствование навыков правописания сложных слов.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:                                                                                  

    -   развивать навыки словообразования с помощью двух корней;        

    -   развивать  слоговой анализ и синтез;                                                                                      

    -   учить правильно применять сложные слова в речи;

    -   учить воспринимать мир целостно, чувствовать взаимосвязь предметов и событий.

    Коррекционно-развивающие:
    - развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;

    - развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

    - развивать синтаксическую сторону речи;
    - обогащать словарь за счет устаревших и редко употребляемых слов и слов синонимов;
    - развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.

    Воспитательные:
    - развивать умение работать в команде;
    - воспитывать культуру поведения;

    - прививать любовь к истории России;

    Испольуемые педагогические технологии:

    1. Технология развивающего обучения;
    2. Технология перспективно - опережающего обучения;
    3. Игровые технологии;
    4. Здоровье сберегающие технологии;


    Методические приемы:  наглядность (использование  карточек-таблиц, слайдов презентации), практическая  совместная деятельность, использование  приемов арт-терапии и игровых соревновательных ситуаций, совместная творческая деятельность.

    Оборудование:  карточки-картинки для тренинга зрительного восприятия и памяти, карточки с заданиями,   презентация,  мультимедийная аппаратура,  карточки – исторические справки, глобус, аромалампа, хромосветильник, стилизованная  под рулетку юла, карточки-кроссворды с домашним заданием.

    Структура урока

    1. Организационный момент.
    1.   Развитие зрительного восприятия и памяти.
    2.   Объяснение условий интеллектуальной игры «Что?Где?Когда?»

    1. Основная часть

    1. Великие люди в российской истории.
    2. 1 раунд – Слава российского оружия (полководцы, флотоводцы, военачальники, военнослужащий, военнопленные).
    3. Музыкально– динамическая пауза.
    4. 2 раунд – Географические открытия (путешественники,  мореплаватели, первооткрыватели, чужеземцы).
    5. Музыкальная пауза – релаксация.
    6. 3 раунд – Наука и культура. (первопечатник, первооткрыватель, авиаконструктор)
    7. Блицтурнир «Профессии»

    1. Награждение наиболее отличившихся знатоков.

    Домашнее задание.

    Подведение итогов занятия.

     Рефлексия.

                                                            Ход урока

    Деятельность логопеда

             

    Деятельность детей

     

     Оборудование

    I. Организация начала урока.

    1. Развитие зрительного восприятия и памяти

    Здравствуйте, ребята!

    1. Перед вами пять картинок.

    Посмотрите на них и запомните, а теперь запишите  слова в тетрадь по памяти. Скажите, чем эти слова отличаются от других? Какие соединительные гласные бывают в сложных словах? Бывают ли сложные слова без соединительных гласных? Приведите примеры. Выделите корень в сложных словах, которые вы записали в тетрадь, подчеркните соединительную гласную.

    2. Выполняя задание и отвечая на мои вопросы, вы наверно догадались о теме нашего урока. Правильно! Но сегодня мы с вами попробуем соединить два предмета на одном уроке. Первый предмет – это русский язык, где мы будем повторять правописание сложных слов, а второй предмет – это окружающий мир, точнее история России, потому что мы будем говорить о великих наших соотечественниках: полководцах, мореплавателях и первооткрывателях. Вы, наверное, видели по телевизору передачу, где настоящие знатоки отвечают на вопросы телезрителей. Вот и мы с вами будем сегодня играть в интеллектуальную игру: «Что? Где? Когда?»  Но сначала давайте вспомним правила этой игры. (логопед объясняет условия интеллектуальной игры)

     

    Дети здороваются, выполняют задание.

    - Эти слова сложные, они имеют два корня.

    - О и Е.

    - Трехэтажный, пластмасса.

    - Правописание сложных слов.

     Карточки-картинки

    с изображением:

    кофеварки, пылесоса, носорога, самолёта, паровоза.

     

    II. Основная часть

    1. Великие люди в российской истории.

    Всем нам хорошо известно, что в истории любой страны были и есть великие люди, которые прославили свое отечество. В истории России таких имен огромное множество. Своими великими делам эти люди преумножали славу России и в мирное и в военное время, они открывали новые земли и были первыми  в науке. Великим людям России посвящена наша интеллектуальная игра.

    1. 1 раунд – Слава российского оружия (полководцы, флотоводцы,  военнослужащие)

    Вопросы:

    1. Перед вами изображения трёх известных всему миру полководцев. Кто из них командовал русской армией в войне против Наполеона в 1812 году?

    1. Под какой цифрой расположен портрет великого русского флотоводца Фёдора Фёдоровича Ушакова.

    1. Кто из представленных здесь людей не являются военнослужащими?

    - А теперь, ребята, я предлагаю вам составить из слогов сложные слова.

    - Запишите их в тетради, выделите корни и подчеркните соединительную гласную. Какие слова являются историзмами.

    1. Музыкально-динамическая пауза

    Взором глобус обведём –

    Всё увидим и поймём:

    Реки, горы и поля,

    Океаны и моря,

    Континенты, острова,

    Деревеньки, города,

    Всё на маленькой планете

    Уместилось без труда.

    1. 2 раунд – Географические открытия

    Вопросы:

    1. По фамилии какого путешественника названа порода лошадей?
    2. Кем был первооткрыватель  Индии Афанасий Никитин?
    3. В 1820 году русские мореплаватели Ф.Ф Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли континент мира, как он называется?

    - Я предлагаю вам самим составить сложные слова, подобрать к ним слова-признаки (прилагательные)

    - Запишите словосочетания в тетради, выделите орфограмму. Определите какие слова являются синонимами.

    1. Релаксация. Звуко- цвето-арома-терапия.

    (логопед включает фонограмму со звуками природы,светильник с разноцветными фильтрами, зажигает аромалампу)

    1. 3 раунд – Наука и культура.

    Вопросы:

    1. Кто первым в России стал печатать книги?
    2. Назовите фамилию основоположника современного естествознания, первого русского академика, основателя московского университета
    3. Посмотрите на эти изображения и скажите, кем был Андрей Рублёв?

    - Образуйте сложные слова из следующих слов, с одним из них придумайте предложение, запишите его в тетрадь, выделите известные вам орфограммы .

    1. Физкультминутка

        Встаньте около парт, правой рукой рисуйте горизонтальную восьмерку в воздухе, затем левой рукой.

    1. Блицтурнир «Профессии» (блиц в переводе с немецкого – молниеносно) Ваша задача ответить на вопросы как можно быстрее, за каждый правильный ответ – один балл.

    Вопросы:

    1. Чистит трубы - ….
    2. Печет хлеб - …
    3. Разводит цветы - …
    4. Варит сталь - …
    5. Считает звезды - …
    6. Разводит пчел - …
    7. Ловит рыбу - …
    8. Рубит лес - …
    9. Возит воду - …
    10. Капает землю - …

    111.  Награждение знатоков. Домашнее задание. Подведение итогов урока. Рефлексия.

        По результатам нашей игры победила команда знатоков со счетом:

    В Блицтурнире победу одержал:

    Все дети награждаются грамотами.

           В качестве домашнего задания, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

    Помните все ответы в кроссворде – это сложные слова.

    А сейчас вспомним какие новые имена мы узнали? Чем прославили Россию эти люди? Какие слова называются сложными? С помощью каких соединительных гласных образуются сложные слова?

        Что вам понравилось на уроке? В каком настроении вы прибываете? С какими чувствами вы покинете сейчас кабинет логопеда?  Молодцы!

        Наш урок закончен. До новых встреч!

    Ученики заводят юлу, и отвечают на вопросы.

    - Кутузов.

    - Ученики выбирают. Проверка.

    - Ученики выбирают. Проверка.

    Ученики выполняют задание.

    Ученики под музыку выполняют гимнастику, синхронизируя речь и движения

    Ученики отвечают на вопросы, выбирая из вариантов ответа:

    - Пржевальский – лошадь Пржевальского

    - Купцом

    -Антарктида

    Ученики выполняют задание.

    Дети отдыхают

    - Иван Фёдоров

    -Ломоносов

    - Иконописцем

    Ученики выполняют задание.

    Дети выполняют указания логопеда

    Ученики работают в парах:

    1 пара:

    1. Трубочист
    2. Хлебопёк
    3. Цветовод
    4. Сталевар
    5. Звездочет
    1. пара:
    1. Пчеловод
    2. Рыболов
    3. Лесоруб
    4. Водовоз
    5. Землекоп

    Ученики отвечают на вопросы.

    Логопед выступает в роли ведущего игры.

    Слайд № 5

    Историческая справка

    о главнокомандующем

    М.И.Кутузове

    Слайд № 6

    Историческая справка об адмирале Ф.Ф.Ушакове

     

    Слайд № 7

    Карточки со словами:

    Пол-во-ко-дец              

    Фло-дец-то-во              

    слу-жа-Во-но-ен

    Глобус

    Слайд № 8

    Историческая справка о Н.М.Пржевальском

    Слайд № 9

    Историческая справка об Афанасии Никитине

    Слайд № 10

    Историческая справка об открытии Антарктиды

    Карточки со словами:

    земля         проходить

    первый      открывать

    море           ходить

    (смелый, отважный, бесстрашный)

    Фонограмма – звуки природы, аромолампа, хромосветильник.

     

    Слайд № 11,12

    Историческая справка о первопечатнике Иване Фёдорове,

    о просветителе и учёном Ломоносове Михаиле Васильевиче

    Слайд № 13

    Историческая справка

    об Андрее Рублёве

    первый        печать

    книга           печать

    основа         положить

    естество      знание

    икона           писать

    живо             писать

    Слайды № 14,15,

    Грамоты

    Карточки-кроссворды с домашним заданием

    Кроссворд со сложными словами.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация к Интегрированному уроку для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии по темам: «Правописание сложных слов» «Великие люди России» Автор-составитель: учитель-логопед высшей квалификационной категории ГБОУ ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга Горемыкина Ирина Николаевна

    Слайд 2

    Форма урока: Интеллектуальная игра «Кто? Где? Когда?» Тема игры: «Великие люди России» Интегрируемый урок: Окружающий мир. Аудитория: учащиеся 4-го класса общеобразовательной школы с нарушением письменной речи, дизорфографией . Цель: Совершенствовать навыки правописания сложных слов.

    Слайд 3

    Задачи: Коррекционно-образовательные: - развивать навыки словообразования с помощью двух корней; - развивать слоговой анализ и синтез; - учить правильно применять сложные слова в речи; - учить воспринимать мир целостно, чувствовать взаимосвязь предметов и событий. Коррекционно-развивающие: - развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и память; - развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки. - развивать синтаксическую сторону речи; - обогащать словарь за счет устаревших и редко употребляемых слов и слов синонимов; - развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля. Воспитательные: - развивать умение работать в команде; - воспитывать культуру поведения; - прививать любовь к истории России;

    Слайд 4

    Структура урока: Организационный момент Развитие зрительного восприятия и памяти. Объяснение условий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Основная часть Великие люди в российской истории. 1 раунд – Слава российского оружия (полководцы, флотоводцы, военачальники, военнослужащий, военнопленные). Музыкально– динамическая пауза. 2 раунд – Географические открытия (путешественники, мореплаватели, первооткрыватели, чужеземцы). Музыкальная пауза – релаксация. 3 раунд – Наука и культура. (первопечатник, первооткрыватель, авиаконструктор) Блицтурнир «Профессии» Подведение итогов урока: Награждение наиболее отличившихся знатоков. Домашнее задание. Рефлексия.

    Слайд 5

    Александр Македонский Михаил Илларионович Кутузов Дмитрий Донской

    Слайд 6

    1 2 3 Васко да Гама Хайреддин Барбаросса Фёдор Фёдорович Ушаков

    Слайд 8

    Дроздов Николай Николаевич Николай Николаевич Миклухо-Маклай Николай Михайлович Пржевальский

    Слайд 9

    крестьянином ремесленником купцом

    Слайд 10

    Михаил Петрович Лазарев Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич Африка Америка Антарктида

    Слайд 11

    Иван Грозный Иван Фёдоров

    Слайд 12

    Ломоносов Кривоносов Голошеев

    Слайд 13

    баснописцем живописцем иконописцем

    Слайд 16

    М О Л О Д Ц Ы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме «Лесные опасности" (УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А.)

    Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме "Лесные опасности" (УМК "Школа России", автор учебника Плешаков А.А.)...

    Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

    Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

    Наши помощники в мире слов: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов

    Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предметный указатели, ...

    Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии

    Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии...

    План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Части слова. Суффикс"

    В материале представлен план урока для 2 класса. Данный план могут использовать учителя начальных классов, работающие по программе "Школа 2100"....