МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
методическая разработка по логопедии по теме

Расширять у учащихся знания и представления об  особенностях     каждого месяца.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

 Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

Активизировать словарь по данной теме.

Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lukashova-statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Лукашова Н.А.

МОУ «Скороднянская СОШ»

Губкинского района

От уровня раннего развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями

В современных условиях проблема нарушений связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Поэтому перед педагогами всегда стояли и стоят задачи коренного улучшения воспитания и обучения подрастающего поколения. Решение этих задач неразрывно связано со своевременным выявлением и профилактикой отклонений в речевом развитии детей [8].

Вся работы состоит в создании определенной системы применения методов и приемов, нацеленных на развитие  связной речи у младших  школьников с ОНР через систему логопедических занятий, в эффективном применении на практике известных научных положений о системе работы над развитием связной речи и совершенствования на этой основе системы логопедического процесса.

         Работа включает цикл упражнений, создающих оптимальную умственную и речевую нагрузку на ребенка, который обеспечивается подбором разнообразного наглядного дидактического материала.

Занятие по развитию речи для учащихся 1-го класса с общим

недоразвитием речи

Тема: Осень /обобщение/

Цели:         Расширять у учащихся знания и представления об

        особенностях         каждого месяца.

                Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

                Систематизировать знания детей об осени и осенних

явлениях.

        Активизировать словарь по данной теме.

        Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.

Содержание занятия

Дидактический материал

  1. Организационный момент

Закружила осень

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов полетели,

Закружился листьев

Пестрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лед

- О чем говорилось в стихотворении?

- Назовите осенние месяцы.

- Осень в сентябре, октябре, ноябре какая? (ранняя, золотая, разноцветная, поздняя, холодная, сырая, морозная

Стихотворение

[7].









1. Сюжетные картины [1] (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. Тема. /Сообщение/

Сегодня мы поговорим об осенней поре. Что же происходит осенью?

Предварительная работа

  1. Игра. «Подбери действие»

- Птицы осенью ( улетают )

- Звери осенью ( готовятся к зиме )

- Урожай осенью (убирают)

- Дождь осенью (моросит)

- Люди осенью (одеваются теплее)

- Листья осенью (желтеют, опадают)


3. Сюжетные картины [2].

  1. Игра. «Подбери признак»

- Листья осенью (какие?) /Желтые, красные, золотые, бвгряные/ 

- Как можно об этом сказать одним словом? /Разноцветные/

- Дождь осенью (какой?) /Холодный, мелкий, моросящий/

- Погода осенью (какая) /Пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью)/

- Деревья осенью (какие) /Ранней  - с разноцветными листьями, поздней – голые/

4. Карточки, фишки [2].

  1. Физкультминутка

«Листики осенние»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

  1. Сюрпризный момент

Стук в дверь. Логопед заносит в кабинет корзину с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано.

Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по смыслы пропущенные слова, которые логопед старается записать.



Рассказ

На смену лету пришла … (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Часто моросят … (дожди). Люди надевают … (теплую одежду). В садах и огородах … (собрали урожай). Зверям некогда резвиться, они делают … (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

6. Корзина с разноцветными листьями. Текст с размытыми словами. Маркер.

[1]

  1. Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей логопедом

  1. Пересказ по цепочке детьми.

- О каком времени года говорили?

- Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)

  1. Работа в тетради (обводка шаблона листа, украшение буквой «О»)

- Я хочу, чтобы у вас остались хорошие впечатления об осени.

- Обведите цветным карандашом лист осенний.

 -Давайте назовем первый звук в слове «осень» [О].

- А теперь украсьте свои листики буквой «О»

9. Тетради, ручки, цветные карандаши

  1.  Итог занятия /Рефлексия/

- Что понравилось?

- Давайте составим вместе осенний букет нашего настроения.

 Если вам понравилось занятие –  красный лист.

 Если не очень понравилось  –  желтый лист.

 Если совсем не  понравилось  –  зеленый лист.

10. Разноцветные кленовые листья, ваза.

Развитие связной речи у младших школьников с ОНР через систему

логопедических занятий позволяет устранить нарушения устной и письменной форм речи, способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления и т.д.) [8]. Использование работы по развитию связной речи у младших школьников с ОНР является необходимым условием эффективности логопедического воздействия через систему логопедических занятий на развитие устной и письменной связной речи. В процессе обучения эти учащиеся без такой помощи не только очень часто оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике, но и испытывают затруднения в процессе обучения вообще. Поэтому дети с общим недоразвитием речи принадлежат к числу учащихся, которые нуждаются в логопедической помощи в первую очередь.

                


Литература

  1. Гомзяк О.С. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников)
  2. Лухтай Л.К., Виноградова О.Н. «Дидактический материал по развитию речи в начальных классах». – Киев: Радянська школа, 1990.
  3. Миронов Р.А. Двенадцать месяцев года. М.: Советская Россия, 1991.
  4. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011 – (Юным умникам и умницам).
  5. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют // Психологический практикум. – Ростов на Дому. – М.: Феникс + Дубна, 2000.
  6. Шорыгина Т.А. Солнечный зайчик: Стихи для детей. М.: ИСИПРИА, 1999.
  7. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
  8. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя – логопеда. 2 – изд. доп. – М.: Просвещение, 1984. 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель:   привитие интереса к логопедическим занятиям в школе. Для  2-3 классов о...

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Пояснительная записка.Методическая тема занятия: логопедическая игротека.Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель использования игровых...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.  Тема: дифференциация звуко...