Особенности письма и чтения детей при аграмматической форме дисграфии
статья по логопедии (3 класс) по теме

Кирдина Наталья Владимировна

 

Несформированность грамматических обобщений у младших школьников с общим недоразвитием речи  проявляется в виде аграмматической формы дислексии и дисграфии. У детей с аграмматической дисграфией наблюдается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10» V вида

Особенности письма и чтения детей при аграмматической форме дисграфии

                                                                     Подготовила:

                                                                     Учитель –логопед

                                                                     Кирдина Н. В.

Особенности письма и чтения детей при аграмматической форме дисграфии

Несформированность грамматических обобщений у младших школьников с общим недоразвитием речи  проявляется в виде аграмматической формы дислексии и дисграфии. У детей с аграмматической дисграфией наблюдается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи.

Даже там, где нет сомнений в написании слов, где соблюдается фонетический принцип письма, они пишут с ошибками, так как неверно ставят ударение и неверно  оформляют высказывание в устной речи.

В письменных работах детей с аграмматической формой дисграфии чаще всего встречается неправильное написание безударной гласной в корне слова, даже тогда, когда правило правописания безударных гласных уже изучено. Это вызвано ограниченным словарным запасом детей, недостаточным пониманием семантики слова, нечеткими звуковыми представлениями о слове, что затрудняет подбор необходимых для проверки слов.

Также при аграмматической дисграфии распространены следующие типы ошибок на письме:

неправильное употребление падежных окончаний (ошибки бывают даже в простых падежных формах);

замены формы единственного числа имен существительных формой множественного числа и наоборот;

ошибки согласования имен существительных с именами прилагательными в роде, падеже, числе;

ошибки управления и согласования в словосочетаниях и предложениях;

пропуски и замены предлогов;

Бедный словарь, незнание точных значений отдельных слов приводят к использованию в письменной речи детей крайне бедных описательных средств и пропуску как главных, так и второстепенных членов предложения. Пропуск слов нарушает синтаксическую структуру предложения и логику повествования.

Значительные трудности у детей наблюдаются при употреблении сложных синтаксических конструкций. Типичной ошибкой является замена запятой на точку в сложноподчиненном предложении (точкой дети отделяют придаточное предложение от главного). Однако встречаются случаи, когда ребенок при составлении или записи сложноподчиненного предложения, не обращая внимания на смысл, теряет главное предложение целиком или записывает его частично.

Нарушение письма при аграмматической дисграфии, как правило, сопровождаются недостатками чтения (аграмматической дислексией), что также обусловлено отклонениями в развитии устной речи. Нарушения чтения у детей распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения и понимание прочитанного.

При чтении у детей наблюдается аграмматизм. Это объясняется ограниченностью словарного запаса детей, недостаточным пониманием семантики слов. Дети читают отрывисто, делая большие паузы между словами, что еще больше затрудняет понимание прочитанного.

Наиболее ярко аграмматической дислексия у детей проявляется при чтении и анализе текста, так как возникает необходимость следить не только за смыслом отдельных слов и словосочетаний, но и за связью предложений в тексте. Понимание читаемого текста затрудняют местоимения, предлоги, союзы. Особенно трудны для восприятия метафоры и сравнения.

Указанные нарушения письма и чтения могут встречаться и у детей с нормальным речевым развитием в виде единичных трудностей и ошибок. Картину, характерную для аграмматической дисграфии и  дислексии, составляет только их совокупность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемы чтения и письма. Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии

Все чаще в наше время можно встретить детей с нарушением письменной речи (дисграфии и дислексии.) Родители недоумевают: «Почему мой ребенок пишет с ошибками?» А учителя пожимают плечами: «учите ...

Аграмматическая форма дисграфии

Виды заданий при аграмматической форме дисграфии...

Обучение письму и чтению детей с недоразвитием речи

Обучение письму и чтению детей  с недоразвитием речи.Состояние проблемы подготовки школьников к овладению письмом и чтением...

Особенности формирования навыков письма у леворуких детей.

Исследовательская работа по педагогике....

Особенности овладения навыком чтения детей с ОВЗ (умственная отсталость).

Статья для выступления на методическом объединении...

Формы дисграфии и специфические ошибки письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющими дисграфию, увеличивается. В статье описаны формы дисграфии и специфические ошибки письма у обучающихся начальных классов с тяже...

Особенности нарушений письма у слабовидящих детей с нормальным слухом и интеллектом

Материал о процессе нарушения письменной речи у слабовидящих детей с нормальным слухом и интеллектом...