Открытое логопедическое занятие по теме "Понятие о тексте"
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему

Наталья Вениаминовна Смирнова

Логопедическое занятие с группой учащихся с ОНР (3класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Понятие о тексте»

Открытое логопедическое занятие в группе учащихся 3 класса (ОНР)

Цель:

дать понятие о тексте и об основных его признаках.

Задачи:

активизировать  словарный запас учащихся по лексической теме     «Зима»,

отрабатывать умения учащихся определять  слова-синонимы и родственные слова,

закреплять знания о предложении,

автоматизировать навыки правильного построения предложений,

развивать логическое мышление, память, внимание,

работать над формированием связной речи учащихся.

Оборудование:

раздаточный материал, печатные тексты, сюжетные картинки,    аудиозапись, аппликации – снежинки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

          Хоровое проговаривание (установка):

    Я умею громко отвечать.

    Думаю я, прежде чем сказать.

    Слушаю учителя внимательно

    И работаю всегда старательно!

2. Основная часть.

   

На доске тема занятия закрыта карточками, на обратной стороне которых упражнения на повторение.  Все задания перекликаются с лексической темой «Зима». Ученики  выполняют задания у доски.  По мере выполнения заданий поочерёдно открываются буквы темы занятия.

  1. Найди четвёртое лишнее:
  1. снижает, снежный, снежинки, снежок;
  2. ледяной, лёд, ледник, след;
  3. зима, зимовать, зимний, земля;
  1. Найди пару:
  1. мороз                  метель
  2. холодный           стужа
  3. вьюга                  ледяной
  1. Составь предложение по схеме.
  2. Подбери признаки к словам:    зима     снег    солнце
  3. Что вы знаете  о предложении?

На доске открывается тема - «Текст».

-- Итак, тема нашего занятия «Текст».

-- Посмотрите на доску. На доске – три предложения. Прочитайте их.

Девочка поливает цветы.

Цапля ловит лягушек.

Мальчики играют в футбол.

-- Сколько картинок вы бы нарисовали к этим предложениям? (Три.)

-- Что будет нарисовано на этих картинках?

Вывешиваются сюжетные картинки к этим предложениям.

-- А теперь послушаем рассказ.

Включается аудиозапись:

«Наступила снежная зима. Петя отправился на лыжную прогулку. Он съехал с высокой горы. Мальчик сломал лыжу. Надо быть осторожнее!»

-- Если бы вы стали рисовать картины к этому рассказу, кого бы изобразили на них? (Мальчика.)

Раздаются серии сюжетных картин к прослушанному рассказу.

-- Внимательно посмотрите и подумайте: подходят эти картины к нашему рассказу? (Да.)

-- В нашем рассказе говорится о мальчике. Все предложения рассказывают  об одном и том же – о мальчике. Мы прослушали текст. А теперь давайте вернёмся к предложениям, написанным на доске:

Девочка поливает цветы.

Цапля ловит лягушек.

Мальчики играют в футбол.

-- В этих предложениях рассказывается об одном и том же? (Нет.)

-- Можно ли назвать их текстом? (Нет.)

-- Итак. Текст состоит из предложений, в которых рассказывается об одном и том же.

Физкультминутка (упражнения для позвоночника).

Открывается запись на доске.

Наступила снежная зима

он съехал с высокой горы

Петя отправился на лыжную прогулку

бабочки порхают над лугом

мальчик сломал лыжу

-- Прочитайте и подумайте: текст ли это? (Это не текст, потому что текст состоит из предложений, а здесь нет заглавных букв и точек.)

--  Итак. В тексте каждое предложение имеет свои границы: начало и конец.

Исправляются ошибки. Появляется новый вариант:  

Наступила снежная зима. Он съехал с высокой горы. Петя отправился на лыжную прогулку. Бабочки порхают над лугом. Мальчик сломал лыжу.

-- Красивый получился текст? (Нет.)

-- Почему? (Предложения перепутаны.)

-- А нет ли здесь лишнего предложения? (Бабочки порхают над лугом.)

-- Почему оно лишнее? ( В нём говорится не о мальчике, а совсем о другом.)

Исправляются ошибки. Появляется запись:

Наступила снежная зима. Петя отправился на лыжную прогулку. Он съехал с высокой горы. Мальчик сломал лыжу.

-- Как вы думаете, закончен ли наш текст? (Нет.)

-- Давайте придумаем концовку.

Выслушиваются варианты детей.

-- Как вы думаете, можно ли так закончить текст:

 Надо быть осторожнее!

-- К чему призывает автор? ( Надо быть очень осторожным во время зимних игр и забав.)

-- Итак, любой текст должен быть законченным, то есть иметь смысловую законченность.

-- Давайте прочитаем наш текст.

Наступила снежная зима. Петя отправился на лыжную прогулку. Он съехал с высокой горы. Мальчик сломал лыжу. Надо быть осторожнее!

-- Подумайте, что неверно в самом начале текста? ( Нет красной строки.)

-- Что вы знаете о красной строке?

Учащиеся дают свои ответы.

       

-- Название Красная строка появилось в древности, на заре книгопечатания. Тогда книги писали и разрисовывали не в типографии, как сейчас, а вручную. Писарь рисовал самую первую букву в тексте очень красочной, нарядной, красивой или красной. Вспомните выражения «красна девица», «красный молодец». Красный--значит, красивый. Отсюда появилось и название: красивая или «красная строка». А сейчас в книгах начало текста обозначают отступом первой строки. Но название красная строка осталось прежним.

Физкультминутка (зрительная гимнастика).

Хоровое чтение получившегося текста.

Логопед закрывает снежинками в словах текста гласные буквы на правило о  правописании безударных гласных в корне слова. Проводится коллективное объяснение пропущенных букв.

--  Запишите, пожалуйста, этот текст в тетрадь, начиная запись с красной строки, правильно вставляя пропущенные безударные гласные.

       

   Самостоятельная работа в тетради.

Далее проводится работа в группах (в парах). Даётся задание: подумать, правильный ли текст записан на карточках. Если нет, то найти и исправить ошибки:

  1. Видно, заяц убегал от хищника. На опушке я увидел заячьи следы и взялся их распутывать. В воскресенье я надел валенки и помчался в лес. Следы сильно петляли.
  2. Зима пришла свирепая она заслонила зимнее солнце огромное поле потонуло под снегом зима не только злая, но и заботливая она накинула тёплое одеяло на пшеничные стебельки под снегом им зимовать теплей.

  1. Кликнул папаша Мороз своих сыновей. Закружились вьюги и метели, появились сыновья. Приказал им папаша заморозить реки и озёра. Сыновья полетели приказ выполнять. Весной появляются первые цветы. А сам Мороз пошёл к жилью человека. Поднял ледяной молот и стукнул о стены домов. «Мороз ударил!» - говорят люди.

Коллективная проверка.

3. Итог занятия.

-- Что вы сегодня узнали о тексте?

На доске поочерёдно открываются таблицы:


Текст состоит  из предложений.


Каждое предложение имеет свои границы (начало и конец).


Предложения связаны между собой по смыслу.


Предложения  стоят в определённом порядке.


Начало текста – красная строка.


Текст имеет смысловую законченность.

-- Как вы думаете, где мы часто встречаемся с текстом?

(В рассказах, в сказках, в песнях, в стихах и т.д.)

Учащимся предлагается прослушать различные тексты:

отрывок из аудиозаписи русской народной сказки «По-щучьему веленью»,

фрагмент песни «О ёлочке»,

     стихотворения В. Фетисова «Зима» на фоне фрагмента музыки Свиридова    «Метель» (читает логопед):

Ночью ветер волком выл и по крыше палкой бил.

Утром глянули в окно; там – волшебное кино:

Раскатала белый холст, набросала светлых звёзд

И папахи на дома нахлобучила зима. (В. Фетисов)

Оценка работы учащихся.

Награждение аппликациями-снежинками за старание на занятии.

Всем спасибо. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия Автоматизация звука Л с применением ИКТ

Логопедическое занятие на этапе автоматизации звука "л" с применением ИКТ. В конспекте вставлены образцы красочных слайдов...

Открытое логопедическое занятие "Прогулка в зимний лес"

Занятие в форме путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с обучающимися КМНС, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересо...

Презентация к открытому логопедическому занятию на тему "Путешествие в зимнем лесу"

Презентация к открытому логопедическому занятию на тему "Путешествие в зимнем лесу"....

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель:   привитие интереса к логопедическим занятиям в школе. Для  2-3 классов о...

конспект логопедического занятия ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ТЕКСТ 4 КЛАСС

конспект логопедического занятия ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ТЕКСТ 4 КЛАСС...

Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова

Грамматическая тема занятия:  Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Пояснительная записка.Методическая тема занятия: логопедическая игротека.Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель использования игровых...