конспект логопедического занятия ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ТЕКСТ 4 КЛАСС
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Гусева Ольга Николаевна

конспект логопедического занятия ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ТЕКСТ 4 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_teme_tekst.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по разделу «ТЕКСТ»

Цели:

образовательные:

систематизировать знания о типах текста, о схеме построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения;

составлять план, использовать его при пересказе текста;

делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану;

коррекционно-развивающие:

развитие речи, внимания, памяти;

воспитательные:

уважительно относиться к чужому мнению, уметь слушать и слышать.

Оборудование:

наборы опорных таблиц «Текст-повествование», «Текст-описание», «Текст-рассуждение», лист с текстами, запись на доске.

Ход  занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Организационный момент

- Посмотрите, сколько гостей на нашем занятии. Давайте улыбкой поприветствуем  их и друг друга.

1 мин

Ввод в тему

- Занятие пройдет в группах, а значит, все задания должны будете обсуждать, высказывать свое мнение.

Я уверена, что вы справитесь со всеми трудностями, но только если будете работать сообща, одной командой, если будете внимательно слушать и слышать друг друга.

Итак, начинаем!

Возьмите конверт №1. Не раскрывайте! Послушайте внимательно задание.

1 задание:

Замок откроется тогда,

Когда составишь ты слова.

Попробуй разгадать быстрее всех!

Уверена, что ждет вас всех успех!

- Вижу, что эта группа уже справилась с заданием. Что у вас получилось?

- Молодцы, все сделали верно!

- Так о чем будем говорить сегодня на занятии?

- Верно, сегодня итоговое заключительное в первом полугодии занятие по теме «Текст» и вам понадобятся все знания, которые вы приобрели в процессе нашего обучения.

Дети составляют слова из слогов:

пи, ни, са, о, е

по, ва, е, вест, во, ни

е, рас, де, суж, ни

- Сегодня будем говорить о разных типах текста

2 мин

5 мин

2  мин

Обобщение по типам текстов

- А сейчас, выберете из группы по 1 человеку. Они будут работать у доски.

- Переходим ко 2 заданию. Будьте внимательны, задание непростое.

Вам необходимо собрать схему того типа текста, который достался вашей группе в 1 задании.

Задача остальных участников внимательно следить за выполнением задания всех групп, если увидите ошибку - поднимите руку.

- Молодцы! Вы показали хорошие знания о схемах построения текста.

На доске:

Текст-повествование

Текст-описание

Текст-рассуждение

Начало

Общий признак

Тезис

Развитие

Признак частей

Доказательства

Кульминация

Оценка предмета

Вывод

Итог

5 мин

Работа с текстами. Деление текста на части. Составление плана

- Эти схемы будут вам нужны для следующего, самого сложного задания.

Возьмите конверт №2.

Слушаем задание.

  • прочитайте текст;
  • определите его тип с опорой на схему;
  • выберете план-таблицу для своего типа текста.

Докажите свой выбор.

А сейчас мы подготовимся к пересказу текста. Для этого выполните следующие задания:

  • разбейте текст на смысловые части;
  • озаглавьте каждую часть и внесите в план-таблицу.

План – таблица для текста-повествования.

Части текста

Название  частей

Опорные слова

Начало

1. Витя решил стать боксером.

Развитие

2. Мама достала мишку.

Кульминация

3. Старый друг.

Итог

4. Я никогда не буду боксером.

План – таблица для текста-описания.

Части текста

Название  частей

Опорные слова

Общий признак

1.Удивительный обитатель моря.

Признаки предметов

2. Описание рыбы: 

пасть                              

удочка                              

фонарик

Оценка предмета

3. Редкая хищница.

План – таблица для текста-рассуждения

Части текста

Название  частей

Опорные слова

Тезис

1.Почему понравился лен?

Доказательства

2. Доказательства:  

во-первых,                            

во-вторых,                                

кроме того,

Вывод

3. С любовью.

15 мин

Пересказ текста

- Подготовьте  по заполненной таблице пересказ и определите, кто будет отвечать от  группы.

- Работа этой группы мне показалась более слаженной и результат получился отличный. Остальные группы были лучшими в …

Заполненные план-таблицы дети помещают на доску, когда выходят пересказывать свой текст

10 мин

Итог

  • Чем мы сегодня занимались на занятии?
  • Вот и остались позади сложные и интересные задания.

Каждый из вас постарался применить полученные знания на этом занятии.

Группы работали …

Наиболее активными были …

Думаю, вы догадываетесь, что впереди у нас еще много и сложного, и интересного,

Тексты бывают 3 типов. У каждого типа своя схема. Тексты можно разбивать на части. Пересказывать легче, когда каждая часть названа и выписаны опорные слова.

3 мин

Рефлексия

А сейчас предлагаю оценить свою работу при помощи СМАЙЛИКОВ.

Если сегодня на занятии работать вам было интересно – приклейте улыбающийся смайлик       ;

Если интересно, но вы испытали трудности при выполнении какого-то задания – «спокойный» смайлик

Если было трудно – грустный смайлик       .

Мне было волнительно, но вы так старались  – спасибо вам за работу! – и моя оценка

Каждый прикрепляет на доску свою «оценку» занятия.

2 мин


ТЕКСТ № 1

ДРУГ ДЕТСТВА

     Вите было шесть лет. Он решил стать боксером. На чем же ему отрабатывать силу удара? Мама вынула из кладовой облезлого мишку. Посадил его Витя на диван и приготовился бить. А мишка поднял лапы и ждет. Посмотрел Витя на медведя. С двух лет они дружили. Витя таскал мишку с собой, обедал с ним. Вечером Витя укачивал мишку и шептал ему сказки. Витя решил: я никогда не буду боксером!

ТЕКСТ № 2

ЖИВЫЕ УДОЧКИ

     Обитатели в море встречаются удивительные. Раз моряки вытащили на палубу небольшую рыбу. У нее была зубастая пасть, а из головы росла удочка. На конце удочки рыба зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбешки плывут посмотреть на фонарик и попадают в пасть рыбы. Это хищная рыба-удильщик. Живет эта рыба в глубинах морей и ловится редко.

ТЕКСТ № 3

ПОЧЕМУ ЛЮДЯМ ТАК НРАВИТСЯ ЛЕН

     Много лет люди шьют одежду изо льна. Почему же так нравится там эта ткань? Во-первых, лен легко вырастить на своих полях. Это неприхотливое растение.

Во-вторых, волокна льна прочны и удобны в обработке. Из льняных ниток получается прочная ткань. Кроме того, в зной в одежде изо льна не жарко, а в стужу — не холодно. Поэтому во всем мире люди с такой любовью относятся к этому растению.

План-таблица

Части текста

Название  частей

Опорные слова

Тезис

Доказательства

Вывод

План-таблица

Части текста

Название  частей

Опорные слова

Общий признак

Признаки частей

Вывод

План-таблица

Части текста

Название  частей

Опорные слова

Начало

Развитие

Кульминация

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-х классов "Дифференциация звуков У и Ю"

Открытое логопедическое занятие проводилось с группой детей второго класса, имеющие логопедическое заключение "Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи"....

Конспект логопедического занятия с группой учащимися 2 класса (НПЧ, ОНР) " Домашние животные"

Конспект логопедического занятия с группой учащимися 2 класса (НПЧ, ОНР)Тема «Домашние животные».Составление предложений и словосочетаний.Цель: развитие связной речи через составлени...

Учитель-логопед Торбочкина Е.Е. Конспект логопедического занятия " Буквы А - Я " 2 класс.

Конспект логопедического занятия  "Буквы  А - Я" ( 2 класс) является одним из уроков в системе работе над дисграфий, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза....

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Буковкин ждёт гостей»

Логопедическая тема: автоматизация звука С в словах и словосочетаниях, развитие фонематического анализа и синтеза. Лексическая тема: посуда. ...

Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи. Тема: "Дифференциация звуков С-З"

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи.Тема: "Дифференциация звуков С-З"Логопедическое занятие по развитию у учащихся умения...