Главные вкладки

    План-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме:
    В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях.

    Тропина Лариса Леонидовна

    У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому необходимо формировать у детей заинтересованное отношение к чтению, к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc629 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: В гостях у Тигрёнка  и Дракоши.

               Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях.

    Тип занятия: компьютерный  практикум.

    4 класс

    Технологии;

            1. Образовательные:

    1. технология групповой деятельности;
    2. игровая технология;
    3. здоровьесберегающая технология.

            2. Педагогические:

    1. технология личностно – ориентированного обучения;
    2. технология  группового  обучения;
    3. технология индивидуального обучения.

            3. Информационные технологии:

    1. компьютерный  продукт на базе программно –методического  комплекса "Радуга в компьютере": «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе"(авторы: Варченко В.И., Клетнов Л.И., Ларина О.Б., Назарова Г.А.., г.Калининград, 2005 г.., http://www.logozavr.ru/)
    2. специализированная компьютерная технология коррекции  речи «Игры для Тигры» (автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004)
    3. Презентация «Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».
    4. Интернет – ресурсы: «Логозаврия»: сайт детских компьютерных игр http://www.logozavr.ru/;
    5. viki.rdf.ru/,    

     

    Произведён оптимальный отбор информационных технологий с учётом

                   особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Цели:

    1.Уточнить и сравнить артикуляцию звуков   [с], [ш]; дать характеристику звуков [с], [ш]   с опорой на артикуляционный уклад; закрепить правильное произношения звуков[с], [ш]   в слогах, словах, предложениях; совершенствовать навыки дифференциации букв с, ш в письменной речи..

    2. Развивать  фонематический слух, зрительно –моторную координацию, произвольную регуляцию деятельности обучающихся ( умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, планировать свои действия и предвидеть результаты работы);

    3. Коррегировать взаимодействие анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, рече - двигательного через выполнение заданий и упражнений;

    4. Воспитывать деловую направленность, уверенность в себе, самостоятельность

    Оборудование:  карточки с пословицами, плакат – «ракета» с мордочками тигрёнка и дракончика, карточки со стрелками, маршрутные листы от Логоши, мячик, картинки (мишка –миска, кашка –каска), шуточные удостоверения о прохождении логопедического компьютерного курса «В гостях у Тигрёнка и Логоши», аудиозапись звуков [с] (сдувание шарика), звука  [ш] (шипение змеи), карандаши синего, зелёного цвета, слоговые таблицы, карточки с названиями «согласный», «глухой».

     

    ИКТ – оборудование:

    1. компьютер;
    2. колонки, наушники, микрофон;
    3. ноутбуки ( по количеству обучающихся в классе)

    Подготовительная работа: сочинения по теме «Моя семья», фотографии семей.

    Ход занятия:

    I.Организационный момент. Слайд 1.

    Пение песенки - чистоговорки «Кто хочет разговаривать».

    Кто хочет разговаривать,                                      Мы будем разговаривать,

    Тот должен выговаривать                                     И будем выговаривать

    Все правильно и внятно,                                       Всё правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.                                      Чтоб было всем понятно.

    II.Новый материал.        

    1. Объявление темы урока. Слайд 2.

    Сегодня у нас, ребята, необычное занятие. Мы в гостях у наших друзей –Тигрёнка и дракончика, которого зовут Логоша. Они  помогут нам провести  логопедический компьютерный практикум. С  помощью Тигрёнка и Логоши мы будем учиться различать звуки [с], [ш], читать  слоги,  слова, предложения с буквами с, ш.

    2.Анализ  артикуляции  звуков [с], [ш] (работа у большого зеркала).Артикуляционная гимнастика.

    Чтобы правильно произносить и слышать звуки, нужно знать, какое положение принимают губы и язык.

    Произнесите звук [с]. Что вы представляете, когда слышите этот звук? (ответы детей, аудиозапись «сдувание шарика»). Слайд 3.

    Какое положение принимают губы и язык? (губы принимают положение «улыбки», язык за нижними зубами, занимает положение «горочки», воздушная струя холодная). Слайд 4

    Произнесите звук [ш]. Что вы представляете, когда слышите этот звук? (ответы детей, аудиозапись «шипение змеи»). Слайд 5

    Что можно сказать об артикуляции звука ш? (губы вытянуты вперед,, занимают положение «трубочки», язычок находится вверху, в виде «чашечки», воздушная струя теплая. Слайд 6.

    Проверяем работу голосовых связок.

    Голосовые связки не работают. (Дети осуществляют кинестетический контроль).

    Итак, чем отличаются артикуляции этих звуков? (положением губ, языка)

    Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику.

    Упражнения для губ, языка: “Улыбочка”, “Трубочка”, массаж кончика языка

    (покусывание), “Маляр”,   “Лошадки”.

    3. Дифференциация звуков [с], [ш]. Работа с компьютерной программой «Игры для Тигры».Слайд 7.

    Мы замечательно поработали над артикуляцией звуков, поэтому  идём в гости к Тигрёнку с его волшебным микрофоном.

    Дети переходят к компьютеру, на котором установлена логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры», раздел «Просодика». Слайд 8.

    1. Упражнение «Ветерок» - на сильном выдохе произносить звуки [с], [ш]  так, чтобы закрутилась мельница;
    2. «Кораблики» - на сильном выдохе произносить звуки [с], [ш]  так, чтобы кораблики переплыли озеро;
    3. «Одуванчики» - коротким выдыхом сдуть парашютики с каждого одуванчика, поочерёдно произнося звуки [с], [ш].

    Тигрёнок приготовил вам задания:    

    1)Назовите звуки по схемам звуки [с], [ш] (положение языка). Стрелочка вверх – звук [Ш], стрелочка вниз – звук [С].

       

        2) Назовите звуки по схемам звуки [с], [ш] (положение губ).

    «Улыбка» - звук [С], « кружок» – звук [Ш].

    III. Музыкальная ритмическая пауза (координация речи с движением с элементами психогимнастики ) .

    Музыкальная скороговорка. Слайд 9.

    (пропевается 3 раза, каждый последующий раз с ускорением темпа)        

    У оленя  дом большой        (Дети показывают рога оленя)

    Он глядит в своё оконце        (Дети на уровне головы показывают «оконце»)

    Зайка по лесу бежит,        (Ладошки приставляют к голове – «заячьи ушки»)        

    В дверь к нему стучится.

    Тук, тук, дверь открой        (Имитируют стук в дверь)

    Там бежит охотник злой        (Изображают злого охотника с ружьём)

    Зайка, зайка, забегай!        (Машут ладошкой, приглашая войти)

    Лапку подавай.        (Протягивают руки вперёд, кладут ладошки одну на другую )

    А теперь мы отправляемся в гости к другу Тигрёнка –Логоше  ( на доске –плакат –«ракета», в которой в иллюминаторах видны мордочки тигрёнка и дракончика). Слайд 10.

     

    IV. Компьютерный   практикум. 

    Дети садятся  за парты с ноутбуками.

    1. Анализ характеристики звуков. Слайды 11,12.

    Давайте расскажем Логоше, что мы знаем  о звуках [С], [Ш]? Какие они, гласные или согласные? Почему?( Эти звуки согласные, потому что когда мы их произносим, воздушная струя встречает на своем пути преграду: зубы, язык)

    Звуки [С], [Ш] звонкие или глухие? (глухие, т.к. когда мы произносим эти звуки, голосовые связки не работают)

    Что мы знаем о твёрдости –мягкости звуков [С], [Ш]? (звук [С] твердый, но имеет мягкую пару, а [Ш] всегда твердый).

    2.Развитие фонематического восприятия. Игра «Выбивалочка». Слайды 13,14.

    Сейчас мы с вами поиграем в « выбивалочку».

    Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком [С]  или [Ш]. А вы должны вернуть мяч, меняя звук [С]  на звук   [Ш], или наоборот.

    Крыса –крыша, миска - мишка, кашка – каска,  каша – касса, нас – наш.

             

                    кры…а - кры…а                                   ми…ка– ми…ка

    Вывод: от одной буквы может зависеть значение слова..

    Логоша засчитывает ваши ответы и выдаёт каждому из вас маршрутный лист, который допускает вас к полёту в ракете. Слайд 15

    3. Развитие фонематического слуха.

    1. 1 задание. «Раздели рисунки», № 21.

          Разделение графических объектов на две группы по определённым признакам:

    распознать звуки [С], [Ш] в названиях картинок, распределить их по столбикам: 1 столбик –со звуком [Ш], 2 столбик –со звуком [С].

     

    [Ш]

    чашка

    машина

    лягушка

    шар

    карандаш

    шишки

    [С]

    аист

    кактус

    оса

    лиса

    автобус

    лист

    4.Связь звука с буквой. Дифференциация букв с, ш в слогах, словах, предложениях.

    Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). Слайд 16.

    1. 2 задание «Обучение грамоте», № 11,№ 24. Укажи букву (буквы с,ш, написанные разными шрифтами), вставить букву в слово (начало, середина, конец слова).

    1. 3 задание «Выбери», № 39. Выбор одной из групп символов по определённым  признакам. Дифференциация букв с, ш в словах.. Вставить в слово вместо точки пропущенную букву с или ш.

    Руба . ка, принё . , ве . на, кра . ка,  . тихи,  . пали, кро . ка, у . ы, о . ы,  . палы, пу . шок.

    Офтальмологическая минутка для снятия напряжения с глаз при работе с компьютером. Слайд 17.

    4 задание: чтение слоговых таблиц.

    Прочитайте слоги по табличкам:

    ша-са, са-ша, аш-ас, яш-яс, ос-ош, ис-иш, шо – со,со – шо, ош-ос,иш-ис, ус-уш, ес-еш,

    шу-су,су-шу, уш-ус,еш-ес,ыс-ыш, яс-яш

    1. 5 задание «Мостик», № 32. Составление символьных последовательностей по определённым правилам. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.

    1. 6 задание «Стыковка», № 78. Нахождение соответствия между парами слов или словосочетаний с одним или несколькими признаками. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.

    шу              но

    фо              ба

    как             шок

    сти              ки

    шиш           тус

    страш         кус

    1. 7 задание «Соедини», № 63. Нахождение соответствия по заданным признакам между графическими объектами. Распознать слова с буквами с, ш в ребусах: роса,  гроза, шарф, шутка

    Какое слово  можно назвать лишним? Почему? (слово гроза, потому что в этом слове нет букв с, ш).

    1. 8 задание. Покажи картинку. (Сюрприз от Дракоши :Логоша танцует при правильном выполнении задания: чтения слов и указанием соответствующей картинки).Дифференциация звуков [с], [ш] в словах.

    1 ученик - № 1(8 слов из 3-4 букв);

    2 ученик - № 16 (16 слов из 4-8 букв)

    1. 9 задание: 1 ученику: «Секретные материалы», № 39. Составить рассказ о семье.

    Семья – это родные  (?) (?) вместе и (?) друг друга. Члены большой семьи: её родоначальники  - (?) родители  -(?) дети  -(?). Обязанности каждого члена семьи -  (?) и  (?) друг о друге – залог счастливой семьи.

    забота

    люди

    любящие

    живущие

    братья и сёстры

    взаимопомощь

    бабушки и дедушки

    папа и мама

    Семья – это родные люди, живущие вместе и любящие друг друга. Члены большой семьи – её родоначальники – бабушки и дедушки, родители 0 папа и мама, дети – братья и сёстры. Обязанности каждого члена семьи -  взаимопомощь и забота друг о друге – залог счастливой семьи.

    Задание 2 ученику;

    Восстановление  пословиц по их началу и концу (работа по карточкам). Слайд 18.

    Логоша приготовил вам задание: соединить части предложений так, чтобы получились пословицы.

    Делу -  время, а потехе - час.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    В хорошей семье хорошие дети растут.

    Задание: записать в тетрадь пословицы по теме «Семья». Обвести зелёным кружком согласный звук  [сь]  мягкий, синим цветом – согласные звуки [с], [ш]   твёрдые.

    Обучающиеся на нашем занятии –мальчики из многодетных семей. В семье Артёма – 7 детей, в семье Максима – 6 детей. Дети читают сочинения «Моя семья».

    V. Итог занятия.

    Мы и побывали в гостях у Тигрёнка и у Логоши.

    Над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?

    Тигрёнок с Логошей благодарят вас за отличную работу и награждают удостоверением о том, что вы успешно прошли логопедический компьютерный практикум «В гостях у Тигры и Логоши». Логоша приглашает продолжить знакомство в интернете на сайте «Логозаврия»: сайт детских компьютерных игр http://www.logozavr.ru/

    Какая пословица подходит к концу занятия? «Делу – время, а потехе – час». Слайд 19.

    Закончим наше занятие песенкой – чистоговоркой  «Кто хочет разговаривать»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока-путешествия "В гостях у сказки" Дифференциация парных согласных С-З изолированно, в слогах, в словах.

    Логопедическое занятие "В гостях у сказки" представляет собой увлекательное путешествие по сказкам и наполнен интересными упражнениями. В проссе их выполнения дети на доступном материале тренеруются р...

    Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация ж-ш в слогах, словах, предложениях"

    Занятие рассчитано на детей логопедической группы школы VIII вида....

    Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация ж-ш в слогах, словах, предложениях"

    Занятие рассчитано на учащихся 4 класса логопедической группы....

    Конспект индивидуального логопедического занятия с ученицей 1 класса " В гостях у смешариков" на дифференциацию звуков С - Ш

    Конспект индивидуального логопедического занятия с ученицей 1 класса " В гостях у смешариков" на дифференциацию звуков С - Ш...