В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях.
план-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме

Тропина Лариса Леонидовна

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому необходимо формировать у детей заинтересованное отношение к чтению, к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc629 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В гостях у Тигрёнка  и Дракоши.

           Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях.

Тип занятия: компьютерный  практикум.

4 класс

Технологии;

        1. Образовательные:

  1. технология групповой деятельности;
  2. игровая технология;
  3. здоровьесберегающая технология.

        2. Педагогические:

  1. технология личностно – ориентированного обучения;
  2. технология  группового  обучения;
  3. технология индивидуального обучения.

        3. Информационные технологии:

  1. компьютерный  продукт на базе программно –методического  комплекса "Радуга в компьютере": «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе"(авторы: Варченко В.И., Клетнов Л.И., Ларина О.Б., Назарова Г.А.., г.Калининград, 2005 г.., http://www.logozavr.ru/)
  2. специализированная компьютерная технология коррекции  речи «Игры для Тигры» (автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004)
  3. Презентация «Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».
  4. Интернет – ресурсы: «Логозаврия»: сайт детских компьютерных игр http://www.logozavr.ru/;
  5. viki.rdf.ru/,    

 

Произведён оптимальный отбор информационных технологий с учётом

               особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цели:

1.Уточнить и сравнить артикуляцию звуков   [с], [ш]; дать характеристику звуков [с], [ш]   с опорой на артикуляционный уклад; закрепить правильное произношения звуков[с], [ш]   в слогах, словах, предложениях; совершенствовать навыки дифференциации букв с, ш в письменной речи..

2. Развивать  фонематический слух, зрительно –моторную координацию, произвольную регуляцию деятельности обучающихся ( умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, планировать свои действия и предвидеть результаты работы);

3. Коррегировать взаимодействие анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, рече - двигательного через выполнение заданий и упражнений;

4. Воспитывать деловую направленность, уверенность в себе, самостоятельность

Оборудование:  карточки с пословицами, плакат – «ракета» с мордочками тигрёнка и дракончика, карточки со стрелками, маршрутные листы от Логоши, мячик, картинки (мишка –миска, кашка –каска), шуточные удостоверения о прохождении логопедического компьютерного курса «В гостях у Тигрёнка и Логоши», аудиозапись звуков [с] (сдувание шарика), звука  [ш] (шипение змеи), карандаши синего, зелёного цвета, слоговые таблицы, карточки с названиями «согласный», «глухой».

 

ИКТ – оборудование:

  1. компьютер;
  2. колонки, наушники, микрофон;
  3. ноутбуки ( по количеству обучающихся в классе)

Подготовительная работа: сочинения по теме «Моя семья», фотографии семей.

Ход занятия:

I.Организационный момент. Слайд 1.

Пение песенки - чистоговорки «Кто хочет разговаривать».

Кто хочет разговаривать,                                      Мы будем разговаривать,

Тот должен выговаривать                                     И будем выговаривать

Все правильно и внятно,                                       Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.                                      Чтоб было всем понятно.

II.Новый материал.        

1. Объявление темы урока. Слайд 2.

Сегодня у нас, ребята, необычное занятие. Мы в гостях у наших друзей –Тигрёнка и дракончика, которого зовут Логоша. Они  помогут нам провести  логопедический компьютерный практикум. С  помощью Тигрёнка и Логоши мы будем учиться различать звуки [с], [ш], читать  слоги,  слова, предложения с буквами с, ш.

2.Анализ  артикуляции  звуков [с], [ш] (работа у большого зеркала).Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно произносить и слышать звуки, нужно знать, какое положение принимают губы и язык.

Произнесите звук [с]. Что вы представляете, когда слышите этот звук? (ответы детей, аудиозапись «сдувание шарика»). Слайд 3.

Какое положение принимают губы и язык? (губы принимают положение «улыбки», язык за нижними зубами, занимает положение «горочки», воздушная струя холодная). Слайд 4

Произнесите звук [ш]. Что вы представляете, когда слышите этот звук? (ответы детей, аудиозапись «шипение змеи»). Слайд 5

Что можно сказать об артикуляции звука ш? (губы вытянуты вперед,, занимают положение «трубочки», язычок находится вверху, в виде «чашечки», воздушная струя теплая. Слайд 6.

Проверяем работу голосовых связок.

Голосовые связки не работают. (Дети осуществляют кинестетический контроль).

Итак, чем отличаются артикуляции этих звуков? (положением губ, языка)

Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику.

Упражнения для губ, языка: “Улыбочка”, “Трубочка”, массаж кончика языка

(покусывание), “Маляр”,   “Лошадки”.

3. Дифференциация звуков [с], [ш]. Работа с компьютерной программой «Игры для Тигры».Слайд 7.

Мы замечательно поработали над артикуляцией звуков, поэтому  идём в гости к Тигрёнку с его волшебным микрофоном.

Дети переходят к компьютеру, на котором установлена логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры», раздел «Просодика». Слайд 8.

  1. Упражнение «Ветерок» - на сильном выдохе произносить звуки [с], [ш]  так, чтобы закрутилась мельница;
  2. «Кораблики» - на сильном выдохе произносить звуки [с], [ш]  так, чтобы кораблики переплыли озеро;
  3. «Одуванчики» - коротким выдыхом сдуть парашютики с каждого одуванчика, поочерёдно произнося звуки [с], [ш].

Тигрёнок приготовил вам задания:    

1)Назовите звуки по схемам звуки [с], [ш] (положение языка). Стрелочка вверх – звук [Ш], стрелочка вниз – звук [С].

   

    2) Назовите звуки по схемам звуки [с], [ш] (положение губ).

«Улыбка» - звук [С], « кружок» – звук [Ш].

III. Музыкальная ритмическая пауза (координация речи с движением с элементами психогимнастики ) .

Музыкальная скороговорка. Слайд 9.

(пропевается 3 раза, каждый последующий раз с ускорением темпа)        

У оленя  дом большой        (Дети показывают рога оленя)

Он глядит в своё оконце        (Дети на уровне головы показывают «оконце»)

Зайка по лесу бежит,        (Ладошки приставляют к голове – «заячьи ушки»)        

В дверь к нему стучится.

Тук, тук, дверь открой        (Имитируют стук в дверь)

Там бежит охотник злой        (Изображают злого охотника с ружьём)

Зайка, зайка, забегай!        (Машут ладошкой, приглашая войти)

Лапку подавай.        (Протягивают руки вперёд, кладут ладошки одну на другую )

А теперь мы отправляемся в гости к другу Тигрёнка –Логоше  ( на доске –плакат –«ракета», в которой в иллюминаторах видны мордочки тигрёнка и дракончика). Слайд 10.

 

IV. Компьютерный   практикум. 

Дети садятся  за парты с ноутбуками.

1. Анализ характеристики звуков. Слайды 11,12.

Давайте расскажем Логоше, что мы знаем  о звуках [С], [Ш]? Какие они, гласные или согласные? Почему?( Эти звуки согласные, потому что когда мы их произносим, воздушная струя встречает на своем пути преграду: зубы, язык)

Звуки [С], [Ш] звонкие или глухие? (глухие, т.к. когда мы произносим эти звуки, голосовые связки не работают)

Что мы знаем о твёрдости –мягкости звуков [С], [Ш]? (звук [С] твердый, но имеет мягкую пару, а [Ш] всегда твердый).

2.Развитие фонематического восприятия. Игра «Выбивалочка». Слайды 13,14.

Сейчас мы с вами поиграем в « выбивалочку».

Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком [С]  или [Ш]. А вы должны вернуть мяч, меняя звук [С]  на звук   [Ш], или наоборот.

Крыса –крыша, миска - мишка, кашка – каска,  каша – касса, нас – наш.

         

                кры…а - кры…а                                   ми…ка– ми…ка

Вывод: от одной буквы может зависеть значение слова..

Логоша засчитывает ваши ответы и выдаёт каждому из вас маршрутный лист, который допускает вас к полёту в ракете. Слайд 15

3. Развитие фонематического слуха.

  1. 1 задание. «Раздели рисунки», № 21.

      Разделение графических объектов на две группы по определённым признакам:

распознать звуки [С], [Ш] в названиях картинок, распределить их по столбикам: 1 столбик –со звуком [Ш], 2 столбик –со звуком [С].

 

[Ш]

чашка

машина

лягушка

шар

карандаш

шишки

[С]

аист

кактус

оса

лиса

автобус

лист

4.Связь звука с буквой. Дифференциация букв с, ш в слогах, словах, предложениях.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). Слайд 16.

  1. 2 задание «Обучение грамоте», № 11,№ 24. Укажи букву (буквы с,ш, написанные разными шрифтами), вставить букву в слово (начало, середина, конец слова).

  1. 3 задание «Выбери», № 39. Выбор одной из групп символов по определённым  признакам. Дифференциация букв с, ш в словах.. Вставить в слово вместо точки пропущенную букву с или ш.

Руба . ка, принё . , ве . на, кра . ка,  . тихи,  . пали, кро . ка, у . ы, о . ы,  . палы, пу . шок.

Офтальмологическая минутка для снятия напряжения с глаз при работе с компьютером. Слайд 17.

4 задание: чтение слоговых таблиц.

Прочитайте слоги по табличкам:

ша-са, са-ша, аш-ас, яш-яс, ос-ош, ис-иш, шо – со,со – шо, ош-ос,иш-ис, ус-уш, ес-еш,

шу-су,су-шу, уш-ус,еш-ес,ыс-ыш, яс-яш

  1. 5 задание «Мостик», № 32. Составление символьных последовательностей по определённым правилам. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.

  1. 6 задание «Стыковка», № 78. Нахождение соответствия между парами слов или словосочетаний с одним или несколькими признаками. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.

шу              но

фо              ба

как             шок

сти              ки

шиш           тус

страш         кус

  1. 7 задание «Соедини», № 63. Нахождение соответствия по заданным признакам между графическими объектами. Распознать слова с буквами с, ш в ребусах: роса,  гроза, шарф, шутка

Какое слово  можно назвать лишним? Почему? (слово гроза, потому что в этом слове нет букв с, ш).

  1. 8 задание. Покажи картинку. (Сюрприз от Дракоши :Логоша танцует при правильном выполнении задания: чтения слов и указанием соответствующей картинки).Дифференциация звуков [с], [ш] в словах.

1 ученик - № 1(8 слов из 3-4 букв);

2 ученик - № 16 (16 слов из 4-8 букв)

  1. 9 задание: 1 ученику: «Секретные материалы», № 39. Составить рассказ о семье.

Семья – это родные  (?) (?) вместе и (?) друг друга. Члены большой семьи: её родоначальники  - (?) родители  -(?) дети  -(?). Обязанности каждого члена семьи -  (?) и  (?) друг о друге – залог счастливой семьи.

забота

люди

любящие

живущие

братья и сёстры

взаимопомощь

бабушки и дедушки

папа и мама

Семья – это родные люди, живущие вместе и любящие друг друга. Члены большой семьи – её родоначальники – бабушки и дедушки, родители 0 папа и мама, дети – братья и сёстры. Обязанности каждого члена семьи -  взаимопомощь и забота друг о друге – залог счастливой семьи.

Задание 2 ученику;

Восстановление  пословиц по их началу и концу (работа по карточкам). Слайд 18.

Логоша приготовил вам задание: соединить части предложений так, чтобы получились пословицы.

Делу -  время, а потехе - час.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Задание: записать в тетрадь пословицы по теме «Семья». Обвести зелёным кружком согласный звук  [сь]  мягкий, синим цветом – согласные звуки [с], [ш]   твёрдые.

Обучающиеся на нашем занятии –мальчики из многодетных семей. В семье Артёма – 7 детей, в семье Максима – 6 детей. Дети читают сочинения «Моя семья».

V. Итог занятия.

Мы и побывали в гостях у Тигрёнка и у Логоши.

Над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?

Тигрёнок с Логошей благодарят вас за отличную работу и награждают удостоверением о том, что вы успешно прошли логопедический компьютерный практикум «В гостях у Тигры и Логоши». Логоша приглашает продолжить знакомство в интернете на сайте «Логозаврия»: сайт детских компьютерных игр http://www.logozavr.ru/

Какая пословица подходит к концу занятия? «Делу – время, а потехе – час». Слайд 19.

Закончим наше занятие песенкой – чистоговоркой  «Кто хочет разговаривать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к логопедическому занятию «В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».

Презентация к логопедическому практикуму представляет собой электронный план проведения данного занятия....

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

Дифференциация звуков и букв д-т в слогах, словах, предложениях

Подгрупповое логопедическое  занятие по теме Гласные. Слог+презентация...

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

Конспект занятия:«Дифференциация звуков «д»-«т», букв Д-Т в слогах, словах и предложениях».

Цели: 1. Учить детей дифференцировать звуки «т»-«д» и буквы Д-Т в слогах, словах, предложениях.2. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, фонемати...

Конспект урока "Звуки [к], [к,]. Буквы К, к. Чтение слогов. слов. предложений".

Конспект  урока   по  теме  "Звуки [к], [к,]. Буквы К, к. Чтение слогов. слов. предложений".                  ...